Приёмы технологии критического мышления на уроках общественно-гуманитарного цикла
Автор: Лазуткина Нелля Геннадьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ РО "Волгодонский техникум общественного питания и торговли" Населённый пункт: г.Волгодонск, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Приёмы технологии критического мышления на уроках общественно-гуманитарного цикла Раздел: полное образование
Приёмы технологии развития критического мышления на уроках общественно-
гуманитарного цикла.
Стандарты нового поколения разработаны с учетом принятого международным
сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления
дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
«Критическое мышление» -это открытое мышление, развивающееся путем наложения
новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ
добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение,
вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как
в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в
критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной
задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск
недостающего для решения знания и умения.
Для
развития
критического
мышления
необходимо
создание
и
применение
специальных методических инструментов. Структура данной технологии :
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и
смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить
познавательный
интерес
к
изучаемому
предмету.
Помочь обучающимся самим определить направление в
изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
Помочь
обучающимся
самостоятельно
обобщить
изучаемый материал.
Помочь
самостоятельно
определить
направления
в
дальнейшем изучении материала.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много.
«Составление кластера»
Это
способ
графической
организации
материала,
позволяющий
сделать
наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или
иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать
ключевое
слово
или
предложение,
которое
является
«сердцем»
идеи, темы.
2. Вокруг
«накидать»
слова
или
п р ед л ож е н и я ,
выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «планета и ее спутники»).
3. По
мере
записи,
появившиеся
слова
соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием.
В
итоге
получается
структура,
которая
графически
отображает
наши
размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и
интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Слово «Фишбон» дословно
переводится
как
«рыбная
кость».
Эта
стратегия
позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название)
или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них
самыми
распространенными
являются
таблицы.
В
технологии
РКМЧП
используются
несколько
табличных
форм.
Это
концептуальная
таблица,
сводная
таблица,
таблица-
синтез,
таблица
ЗХУ.
Можно
рассматривать
данные
приемы,
как
приемы
стадии
рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица.
Прием
«концептуальная
таблица»
особенно
полезен,
когда
предполагается
сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали
располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства,
по которым это сравнение происходит:
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Первые
люди
жили
стаей, затем общинами.
Чтобы
добыть
себе
питание люди кочевали.
Г д е
п о я в и л и с ь
первые люди?
Как
люди
заселили
нашу Землю?
Почему сейчас люди
не кочуют?
О т в е т ы
н а
п о с т а в л е н н ы е
в о п р о с ы
учащиеся
находят
в
тексте
учебника в течение урока.
Если
нет
ответа
на
поставленный вопрос –работа
продолжается дома.
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица
заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что… ».
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых
начерчена
таблица,
как
у
меня
на
доске.
Цифрами
я
указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со
слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в
группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте
знак «+», если нет, то «-».
12
3
4
5
6
7
8
9
10
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные
признаки
объектов,
но
и
позволяют
быстрее
и
прочнее
запоминать
информацию.
Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на
стадии
осмысления.
На
стадии
вызова
лучше
всего
попросить
ребят
заполнять
ее
карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления,
которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Инсерт
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с
просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Чтение с пометками.
Каждому ученику раздать текст, который он читает, делая на полях пометки.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,
формирующим
умение
работать
с
вопросами.
Вопросы
–
основная
движущая
сила
мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии.
Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и
стремятся
к
знаниям.
Уровень
задаваемых
вопросов
определяет
уровень
нашего
мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы
при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы»
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Будет…
Было ли…
Согласны ли вы…
Верно…
«Толстые вопросы»
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете…
Почему вы считаете…
В чем разница…
Предложите, что будет, если…
Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их
противоположными…
Что
еще
можно
использовать
вместо
данного
объекта?
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по
изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и
неверные
высказывания". Ученики
обсуждают
в
группах
в ы с ка з ы ва н и я .
Предположение групп выносятся на доску.
На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст,
используя опорный конспект.
Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и
поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают
верно или неверно данное высказывание.
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза
материала.
Лаконичность
формы
развивает
способность
резюмировать
информацию,
излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила
написания синквейна:
1строка
–
тема
стихотворения,
выраженная
одним
словом,
обычно
именем
существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3
строка
–
описание
действия
в
рамках
этой
темы
тремя
словами,
обычно
глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5
строка
–
одно
слово,
синоним
к
первому,
на
эмоционально-образном
или
философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание;
для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на
стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся;
средства развития творческой выразительности.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными,
непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои
творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с
тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
–
способствует
взаимоуважению,
поощряет
взаимодействия,
развивает
коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны,
чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир,
способствовать самореализации личности учащихся.