Напоминание

Приёмы технологии критического мышления на уроках общественно-гуманитарного цикла


Автор: Лазуткина Нелля Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Волгодонский техникум общественного питания и торговли"
Населённый пункт: г.Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы технологии критического мышления на уроках общественно-гуманитарного цикла
Раздел: полное образование





Назад





Приёмы технологии развития критического мышления на уроках общественно-

гуманитарного цикла.
Стандарты нового поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности. «Критическое мышление» -это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии :
Стадия вызова.
Пробуждение интереса к предмету Задачи:  Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.  Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.  Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла.
Осмысление материала во время работы над ним. Задачи:  Помочь активно воспринимать изучаемый материал.  Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии.
Обобщение материала, подведение итогов.  Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.  Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много.
«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или п р ед л ож е н и я , выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила: – не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции; – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; – постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Слово
«Фишбон»
дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица- синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит: ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. Г д е п о я в и л и с ь первые люди? Как люди заселили нашу Землю? Почему сейчас люди не кочуют? О т в е т ы н а п о с т а в л е н н ы е в о п р о с ы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома.
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?».
Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Кто? Что? Где? Когда? Почему?
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…
». Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». 12 3 4 5 6 7 8 9 10 Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее
карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Инсерт
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки: V- эту информацию знал, знаю, вспомнил; + - это новая для меня информация; ? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Чтение с пометками.
Каждому ученику раздать текст, который он читает, делая на полях пометки.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного. «Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта?
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием
"Верные и

неверные

высказывания".
Ученики обсуждают в группах в ы с ка з ы ва н и я . Предположение групп выносятся на доску. На стадии размышления: 1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект. Аутотренинг. 2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы. 3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям". Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна: 1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным 2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными; 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы) синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:  инструмента для синтезирования сложной информации;  способа оценки понятийного багажа учащихся;
 средства развития творческой выразительности. Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Применение технологии «Критическое мышление» на уроках: – способствует активизации мышления, повышает мотивацию; – способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности; – учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение; – способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки; – заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.


В раздел образования