Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ


Автор: Шаймуратова Резеда Рашидовна
Должность: педагог по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1 ИМ.Э БАКИРОВА" ЕМР РТ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Елабуга
Наименование материала: методическая работа
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Раздел: дополнительное образование





Назад





МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Составитель методической разработки преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО «ДШМ №1 им. Э. Бакирова» ЕМР РТ
Шаймуратова Р.Р.
Елабуга – 2016г. 1
Обучение игре на фортепиано – сложный, объемный и многослойный процесс, направленный на развитие личности учащегося. Важной составляющей этого процесса является подготовка учащегося к публичному выступлению. Любому концертному выступлению ученика: будь то экзамен, зачет, концерт, конкурс – предшествует длительная подготовительная работа. В чем смысл этого кропотливого и напряженного труда? Что является итогом изучения прекрасных творений композитора? Безусловно, это концертное публичное выступление. Чаще всего в традиционных музыкальных школах обучаются дети с различным уровнем музыкальных способностей, из чего следует, что уровень «публичности» будет в каждом случае различным. Иногда, это большой концертный зал, а порой лишь для круга родных и друзей, или в стенах школы. Но, несмотря на то, какая аудитория ждет в будущем нашего первоклассника, уже в начальный период обучения ребенку необходимо прививать чувство ответственности за качество исполнения на эстраде и вместе с этим – любовь к игре для публики. С детских лет ребенок должен привыкнуть к тому, что выступления – серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и педагогом, вместе с тем, это – должно стать незабываемым праздником, одним из лучших моментов его жизни, когда он сможет получить громадное художественное удовлетворение. Но для того, чтобы это случилось педагог обязан помочь создать у ученика состояние, которое поможет ему, как можно лучше донести до слушателей свою идею, сюжетную линию. Концертное выступление есть совокупность ряда составляющих: это и музыкальная способность ученика, его физическая 2
и психическая составляющая, методы его обучения музыке, воспитание исполнительской воли и психическое состояние перед выступлением. Это – итог системы обучения музыке, где воспитание мышления и сознания, памяти, двигательных навыков взаимосвязаны между собой. Каждый из перечисленных навыков важен для чувства уверенности на сцене, безусловно, память – один из наиболее важных факторов. Психология различает следующие виды памяти: зрительная, музыкально- слуховая, двигательная, тактильная и мышечная, мускульная или моторная, слухо-двигательня – это специфическая, игровая память. Память – это свойство нервной системы сохранять реакции на получение организмом восприятия. Даже при наличии хорошей природной музыкальной памяти важно воспитывать у обучающегося сознательный и логический подход к разучиванию музыкального произведения, который несомненно поможет как можно быстрее разобрать и выучить текст на память. Особую роль при разучивании музыкального произведения следует уделять аппликатуре, которая является основой двигательной «пальцевой» памяти. Часто у тех, кто небрежен в плане аппликатуры, на концерте происходят ритмические остановки из-за выпадения двигательной памяти. Каждому который, хоть раз побывал на сцене в роли выступающего, хорошо знакомо чувство, которое его охватывает – волнение. Не исключением были и великие: Ф. Шопен, Ф. Шаляпин, А Рубинштейн, А. Скрябин, это не обошло стороной даже великого С. Рахманинова . Ф. Бузони считал, что страх перед выступлением – это, прежде всего, страх забыть. Забыть текст исполняемого произведения сможет всякий, но тот кто хорошо знает, что он играет, всегда сумеет найтись и здесь на помощь придет память. 3
Следует объяснять своим ученикам насколько важно обладать высоким уровнем подготовки и логическим мышлением. Другой причиной срыва может быть недостаточная сосредоточенность на исполнении. Умение «собираться» одно из важных качеств исполнителя приобретение которого возможно лишь при частой концертной практике. Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности: телефонный звонок, кашель, шорох, шум в зале. Важно учить ребенка не придавать этому никакого значения, не допускать, чтобы мимолетные отвлекающие звуки не перебивали ход мыслей. Необходимо воспитывать у ученика умения «забыть» свой промах во время исполнения, дабы не провалить все выступление. Музыкант – исполнитель должен разгадать и донести до слушателей идею композитора зашифрованную в нотной записи. Для решения этой задачи важную роль играет работа над художественным, эмоциональным образом музыкального произведения. Для того чтобы ученик понял и раскрыл слушателю характер и содержание исполняемого произведения важно разбудить воображение прибегнув к ассоциативному мышлению. Чем ярче и почетнее будут образы, тем точнее будут его воплощения. В процессе работы над художественным образом исполняемых произведений можно прибегнуть к примерам литературы, изобразительного искусства. Полезным опытом, из моей педагогической практики, было сочинение совместно с ученицей текстов к «Песням без слов» Ф. Мендельсона. Часто использую в работе игру в «режиссера»; где ученик сочиняет целый «сценарий» изучаемого произведения, но при этом непременно обязан наиболее реалистично воплотить свои записи в звуках. Одной из важных составляющих при подготовке учащихся к публичным выступлениям является культура поведения на сцене. Уже с первого выхода 4
на эстраду обучающемуся необходимо прививать благодарное отношение к своему слушателю, ребенок должен понимать и осознавать, что большую роль в восприятии слушателями исполняемой пьесы играют его внешний вид, манера держаться на сцене до, во время, и после игры. Ученику необходимо культивировать и воспитывать в себе умение двигаться на эстраде не спешно, свободно, уделять внимание установке стула, посадке за инструментом. Перед началом исполнения важно несколько мгновений посидеть спокойно, в конце выступления как дирижеру быть в музыке до последних звуков. Следует научить ученика при выходе на сцену и после окончания исполнения поблагодарить публику поклоном. Между произведениями, убрав руки на колени сделать паузу, так же как и перед основным началом выступления для снятия волнения можно сделать пару медленных глубоких незаметных вдохов, мысленно сыграть два – четыре такта, установить темп и только после этого начать играть. В своей практике уже на начальном этапе обучения ребенка, когда он готов исполнять простейшие пьесы, мы на время превращаем свой класс в концертный зал. Дверца шкафа служит воображаемой кулисой, за которой своей очереди ожидает выступающий. Поодаль от инструмента выстраивается ряд стульев на которых располагаются зрители: педагог, родители ожидающие своих детей, учащиеся пришедшие на урок, игрушки и все кто согласятся слушать. Объявляется фамилия и имя исполнителя, класс, автор и название произведения. Выходит ученик, делает поклон, садится, исполняет произведение, встает, кланяется. Звучат аплодисменты. 5
Все это действо происходит на самом серьезном уровне и очень нравится выступающим и слушателям. Все это происходит в игровой форме, что впоследствии помогает подготовить ученика к публичному выступлению на сцене. Психологическая подготовка учащегося к выступлению имеет не меньшее значение, нежели профессионально-исполнительская подготовка. Работа, которая велась учащимися над музыкальным произведением проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления, которое целиком отражает и степень одаренности исполнителя, и меру изученности материала, и его психологическую устойчивость, работу над необходимо вести с первых лет обучения. Справедливое наблюдение, что музыкант часто и успешно выступавший в детские обладает большей психологической устойчивостью. Очень важно научить ученика играть осмысленно, тогда мозг занятый активным действием не позволит эстрадному волнению включить сознание. Педагог должен стремиться показать учащегося с лучшей стороны, поэтому для показа на концерте необходимо выбирать произведения близкие по характеру, настроению ученика, важно учитывать его технические возможности. Для достижения психофизической готовности ученика к публичному выступлению желательно (за несколько дней до выступления):  Познакомить учащегося с инструментом, на котором ему предстоит играть, если такая возможность отсутствует, то помочь представить то место где предстоит выступление;  По возможности отчетливо представить себе атмосферу обстановку того зала, где будет происходить выступление: 6
 Играть перед воображаемой аудиторией произведение целиком от начала и до конца, представляя при этом что играешь перед очень взыскательным слушателем, при максимальном слуховом контроле;  Анализировать сыгранное. Пройтись по нотам, оценив сыгранное;  Обыгрывание перед «главного» концерта перед менее требовательной аудиторией: домашний концерт, в школе и т.д. но с полной отдачей и полным чувством ответственности. Очень полезно в предконцертный период записать свою игру на магнитофон, это развивает умение слушать и слышать свою игру со стороны как необходимое музыканту. В последний день перед концертом очень важно беречь силы для предстоящего события. В этот день желательно сыграть концертную пьесу: по нотам, спокойно, внятно, в умеренном темпе и с приглушенными эмоциями, но не более одного раза. Не следует переутомляться, заниматься тяжелой физической или психической активностью. Г. Нейгуаз говорил, что для него важной предпосылкой удачного концерта является предварительный отдых, бодрое хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела. Нужно хорошо выспаться – особенно в ночь перед концертом; в день последнего желательно поспать дополнительно час- полтора в середине дня (или встать утром на полтора-час позже привычного). Сон – лучший восстановить физических и духовных сил, первый гарант «свежей головы». Надо избегать всего, что может вызвать чрезмерное утомление: тяжелой физической или умственной работы, пустопорожней болтовни часами, возбуждающих развлечений. Но нельзя отдыхать весь день или слишком долго. Чрезмерный отдых расслабляет тело и волю, снижает энергию, а в 7
«пустующее» сознание могут закрасться вредные мысли о себе, предстоящем выступлении, в которых таится одна из причин неудачи. Перед выходом на сцену важны последние наставления педагога – наставника, но не в мере «диктатора». В этот момент нельзя загружать внимание ученика большим числом замечаний. Последние наставление должны быть в большей степени связаны с трактовкой произведения, его главной мыслью. Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Струве и Токарским. Перед выходом на эстраду лучше всего находиться в одиночестве и спокойно обдумывать выступление. Не следует также слушать предыдущих исполнителей. Рекомендуется перед выходом на сцену не ходить взад-вперед, а сидеть спокойно устраняя во всем теле лишние напряжения. Но последние рекомендации сугубо индивидуальны, педагог обязан при этом учитывать психологический тип обучающегося. В своей педагогической практике был очень успешный ученик, лауреат многочисленных конкурсов, для которого эти рекомендации были поправкой «делай наоборот». Концертное выступление является творческим самовыражением индивидуальности ученика. Главные задачи педагога в подготовке ученика к концертному выступлению – это воспитание в нем чувства ответственности, привитие интереса и любви к музицированию и раскрытие его творческих способностей. Концертная и конкурсная деятельность – является важной составляющей в процессе обучения юного музыканта, развития его исполнительских навыков. Каждое публичное выступление должно быть поводом для анализа 8
достигнутого, исправления неточностей, определения путей дальнейшего совершенствования исполнительского искусства. В завершении подчеркну, что и для учащегося – исполнителя, и для его педагога публичное выступление – это индивидуальное воспроизведение произведения искусства, донесение до слушателя основных идей композитора, за которое они несут ответственность перед слушателями. ЛИТЕРАТУРА: 1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игры на фортепиано» - М., «Музыка», 1971г. 2. Г. Коган «Работа пианиста» - М., «Музыка», 1979г. 3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., «Музыка» 1982г. 4. С.Савинский «Пианист и его работа» - Ленинград, «Советский композитор» 1961г. 5. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» - М., «Музыка» 1989г. 9


В раздел образования