ОРУ в летний-оздоровительный период с использованием нетрадиционного оборудования
Автор: Лысенко Татьяна Викторовна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ "Детство" д\с№75 Населённый пункт: Нижний Тагил Наименование материала: статья Тема: ОРУ в летний-оздоровительный период с использованием нетрадиционного оборудования Раздел: дошкольное образование
Обще развивающие упражнения в летний
оздоровительный период с использованием
стандартного и нестандартного оборудования.
Известно, что фундамент здоровья закладывается с
детства. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли
здоровыми, необходимо развивать и поддерживать у
них потребность в движении, физических нагрузках.
Систематические занятия физической культурой
повышают работоспособность, являются источником
жизненной энергии и способствуют долголетию,
физическому совершенству. Поэтому решать задачи
привития ребенку интереса к физическим
упражнениям необходимо с дошкольного возраста.
В летней физкультурно-оздоровительной системе
дошкольного учреждения мы широко используем
разнообразные средства физической культуры, в числе
которых значительное место занимают обще
развивающие упражнения.
Обще развивающие упражнения – это специально
разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи
и других частей тела, которые могут выполняться с
разным мышечным напряжением, разной скоростью,
амплитудой, в разном ритме и темпе. Поэтому главной
целью обще развивающих упражнений является
обогащение и совершенствование двигательного
опыта дошкольников, так как посредством
выполнения упражнений у детей развивается
точность восприятий и представлений,
вырабатывается умение сознательно управлять
своими движениями.
Обще развивающие упражнения мы используем не
только на физкультурных занятиях как компонент
основной части, но и в летний оздоровительный
период на утренней гимнастике, индивидуальной
работе, физкультминутках, досугах и праздниках.
Правильное выполнение данных упражнений
оказывает значительное влияние на физическое
развитие детей дошкольного возраста, которое
отражает следующие аспекты:
- оздоровление и укрепление организма;
- помощь при овладении различными видами
основных движений, развитии физических качеств;
- формировании правильной осанки у дошкольников;
- содействие психическому благополучию
дошкольников.
Так же обще развивающие упражнения необходимы
прежде всего как средство оздоровления, укрепления,
своевременного развития детского организма, а так же
для сознательного управления движениями. Обще
развивающие упражнения, воздействуя в системе на
крупные группы мышц, способствуют активизации
обменных процессов, созданию благоприятных
условий для питания всех клеток и тканей детского
организма. Вместе с тем данные упражнения
являются эффективным средством для развития
органов дыхания, потому что в каждый комплекс
включаются упражнения, направленные на
укрепление диафрагмы. Ритмичность выполнения
движений способствует формированию
рационального дыхания, которое заключается в
умении регулировать силу и длительность вдоха и
выдоха, гармонично сочетать ритм с частотой
дыхания и структурой движения.
Дозировка, четкий ритм, периодическое увеличение и
снижение нагрузки при выполнении обще
развивающих упражнений укрепляют сердечную
мышцу, увеличивают ударный объем сердца, а так же
улучшают ритмичность сокращений.
Таким образом правильно подобранные обще
развивающие упражнения в летний оздоровительный
период будут способствовать оздоровлению и
укреплению детского организма, помогать в
овладении основными видами движений, развивать
физические качества, формировать правильную
осанку и содействовать эстетическому и
психологическому благополучию дошкольников.
Все обще развивающие упражнения выполняются при
различных построениях из различных исходных
положений и выполняются фронтально (всеми детьми
одновременно), обеспечивая тем самым высокую
плотность занятий. Движения становятся технически
более правильными и совершенными, когда их
выполнение сопровождает музыка. Музыкальное
сопровождение упражнений вызывает у
дошкольников положительные эмоции, усиливает
физиологические процессы в организме, а так же
содействует развитию ритмичности, пластичности,
выразительности, грациозности движений.
Представленные нами комплексы обще развивающих
упражнений в летний оздоровительный период
выполняются с предметами (стандартным и
нестандартным оборудованием).
Выполнение упражнений с предметами оказывает
значительное влияние на освоение дошкольниками
движений, развитие сенсорики, двигательных качеств
и способностей. Вместе с тем активные действия с
предметами в процессе упражнений способствует
познанию дошкольниками цвета, веса, формы,
качества материалов и других свойств предметов. Так
же каждый предмет (снаряд) играет определенную
роль в характере влияния обще развивающих
упражнений на организм, и это необходимо учитывать
при подборе упражнений. Предметы усиливают
коррегирующую функцию упражнений, особенно
жесткие – скамейки, обручи, палки создающие эффект
сопротивления. Естественно совершенствуется мелкая
мускулатура, ведь предметы приходится захватывать,
удерживать, перекладывать из одной руки в другую.
Заинтересовать дошкольников позволит
использование нестандартного оборудования и
инвентаря. Можно проводить обще развивающие
упражнения с пластиковыми бутылками (пустыми,
наполовину наполненными песком или разноцветной
мишурой), летающими тарелками, детскими
ведерками, веерами, шишками, клубочками, газетой,
полотенцами, а так же на предметах (скамейках,
сигментах мягкого модуля, кубах, степах, дисках
здоровья) и у предмитов (гимнастической стенки,
дугах).
Проведение комплексов обще развивающих
упражнений с нестандартным оборудованием
способствует активизации двигательной деятельности
дошкольников, поскольку они проявляют
повышенный интерес к различным новшествам;
способствует развитию глазомера, органов дыхания,
профилактике плоскостопия, укреплению силы рук,
ног, туловища; развивает синхронность движений.
Реализация задач физического воспитания
посредством использования нестандартного
оборудования и инвентаря возможна не только на
занятиях в дошкольном учреждении в летний
оздоровительный период, но и в семье.
Кроме того, нестандартное оборудование позволяет
расширять материально – техническую базу в
дошкольном учреждении и семье независимо от их
финансового положения.
Важно, чтобы нестандартное оборудование и
инвентарь были безопасными в применении,
эстетически привлекательными и способствовали
организации самостоятельной творческой
деятельности дошкольников. Представленные
комплексы обще развивающих упражнений с
использованием нестандартного оборудования
педагог может сделать для своей работы в качестве
картотеки. Предварительно пронумеровав комплексы,
их можно дифференцированно подбирать к каждому
занятию, исходя из его задач и возрастных
особенностей дошкольников. А в самом конспекте
физкультурного занятия или утренней гимнастике
педагог может проставить номер используемого
комплекса обще развивающих упражнений.
Использование этих методов оздоровления в летний
оздоровительный период приносит детям пользу и
помогает дошкольным работникам улучшить
здоровье своих воспитанников.