Напоминание

Современные педагогические технологии


Автор: Доможилкина Маргарита Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Межводненская средняя школа"
Населённый пункт: с.Межводное
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии
Раздел: начальное образование





Назад





Педагогические

технологии
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.  Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?  Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?  Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Такими технологиями являются:
технология продуктивного чтения и

т е х н о л о г и я

п р о б л е м н о г о

о б у ч е н и я .
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа:  постановка проблемы,  поиск решения проблемы, описание решения, реализация проблемы. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии и достигаемые результаты

1.

Проблемное

обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Джон Дьюи, предлагал 5
способов создания проблемных ситуаций
: - подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение; - столкновение противоречия практической деятельности; - изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; - предложение рассмотреть явление с различных позиций; - побуждение делать сравнения, обобщения, выводы. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность.

2. Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
3.

Проектные

методы

обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
4.

Исследовательские

методы

в

обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
5.

Технология

использования

в

обучении

игровых

методов:
ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
6. Информационно- коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
7.

Здоровьесберегающие

технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределятьразличные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
8.

Традиционная

(репродуктивная)

технология

обучения.
В основу традиционной системы обучения положена классно-урочная система, которая разработана Я.А.Коменским в XVII веке и до сих пор является широко используемой во всех странах мира. Цели обучения в традиционной технологии: - формирование знаний, умений и навыков; - формирование научного мировоззрения; - всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика; - воспитание идейных граждан, способных к физическому и умственному труду. П р и н ц и п ы обучения в традиционной технологии: н ау ч н о с т ь , последовательность и системность, доступность, прочность, сознательность и
активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных особенностей учащихся. Обучение строится на принудительном приеме, ученик – это винтик, который постоянно что-то должен: должен знать, должен уметь, должен выполнять, должен понимать и т.д. Учитель же – командир, который руководит, командует и требует повиновения. Недостатки традиционного обучения заключаются в том, что нет индивидуального и дифференцированного подхода к ученику, мало времени отводится на развитие речевой деятельности учащихся, слабо развивается мыслительный процесс учащихся, которые во время учебного процесса пассивны и не общаются друг с другом.
9. Технология развивающего обучения.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Эти качества ребенок развивает самостоятельно или под руководством педагога, но непременно в результате постоянной деятельности. Этапы деятельности ученика: 1. Целеполагание: формируется целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. 2. Реализация целей: трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, активность. 3. Анализ: честность, совесть, долг и т.д. Принципы развивающего обучения: целенаправленное развитие, системность и целостность содержания, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, продвижение в изучении материала быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения, включение в процесс обучения наблюдений и практических работ, проблемное обучение, вариативность обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, развитие всех (сильных и слабых) детей.
Обучение в сотрудничестве.
(командная, групповаяработа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения .
1 вариант (обучение в команде)
Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве используют идеологию именно этого варианта. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями,
сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
10. Игровые технологии
занимают важное место в учебно- воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
11. «Портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Недостатки данного варианта:
портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов.
1 2 . Технология личностно-ориентированного обучения.
Ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемо сти, спо собно стям, социальной ( п р о ф е с с и о н а л ь н о й ) направленности. Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во- первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле.
В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.


В раздел образования