Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дома ребенка
Автор: Кондратьева Полина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: КУЗ Орловской области "Специализированный дом ребенка" Населённый пункт: г.Орел Наименование материала: методическая разработка Тема: Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дома ребенка Раздел: дошкольное образование
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми
дома ребенка
Кондратьева Полина Викторовна
Воспитатель
КУЗ Орловской области
«Специализированный дом ребенка»
Г. Орел
Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является
укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития
подрастающего поколения. Эмоциональное здоровье детей является одной из
основополагающих ценностей образования на современном этапе.
Одной из задач работы дома ребенка является повышение речевой
активности детей раннего возраста в различных видах деятельности .В
нашем доме ребенка большое количество детей, у которых речевое развитие
не соответствует норме.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества
опирается на жанр народной сказки. Психотерапевтический эффект
достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов
с помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета.
Взрослый ведет сказку, задает интонацию ( выступая одновременно в роли
доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного
слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого
персонажа) . Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок –
рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести
ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит
ребенка в поток художественно – коммуникативной деятельности, приобщая
его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с
помощью особой интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать
себя в равноправной партнерской позиции – не декларируемой, а
психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений
Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных
коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и
терапевтическую нагрузку). Это и есть психологические предпосылки
сказкотерапии.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия
средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент
развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке
существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия
как самостоятельное направление практической психологии.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и
наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что
вполне адекватно психическим особенностям детей.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми
путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и
научить критически воспринимать окружающее.
Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом
саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня
развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему
Я и управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется
через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой
требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его
собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник
развития перемещается внутрь личности, возникает противоречие между Я –
действующим и Я – отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я
– творческому. Сказка является одним из сильных развивающих и
психотерапевтических средств – прежде всего за счёт своей метафоричности.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного
внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и
обозначить собственные переживания и собственные психические процессы,
понять их смысл и важность каждого из них
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт
опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла.
А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный
вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к
размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными,
терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии. В обычаях,
сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной
жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого
необходимо оставить его с вопросом внутри.
Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена?
Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и
рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти.
Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной
прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и
сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки.
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения
ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия
необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения
и жизненные уроки. И в этом случае сказки помогут ему в реальной жизни
стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки,
оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике
жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих
проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок
накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных
ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости,
а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком
размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в
них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в
сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать
важнейшие ценности.
Чтобы разгадывать сказочные уроки взрослым не обязательно все знать
заранее. «Разгадывание», «расшифровка» – это живой творческий процесс,
совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно
сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной
движущей силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как
процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в
реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова:
воспитатель, зрящий в ядро проблемы, рассказывает сказку, в которой
предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но
сказка может быть использована и для того, чтобы:
1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с
ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен
скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки
их сближает;
3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт
свои положения за что – то более серьёзное, чем символы, метафоры и
аналогии;
4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом
воспитателе. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции,
архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил,
похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных
образах и действиях), первого впечатления;
5) сказка несёт свободу;
6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит
трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в
сильного, значимого и во многом самодостаточного.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о
мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиями и
поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в
реальность.
Сказкотерапия – это и процесс объективизации проблемных ситуации.
Сказкотерапия – процесс активизации потенциала личности.
Сказкотерапия – процесс всестороннего образования и воспитания.
Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.
Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В
этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира
вокруг.
Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в
которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто
нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней
появляется чувство защищенности и аромат тайны…
Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе.
Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из
выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому
каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало
затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного),
творчества продолжается по сей день.
Второй этап – собрание и исследование мифов и сказок. Исследование
мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.
Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.
Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной
педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в
которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные
практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для
психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием
сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому
восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями
наших предков.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии,
педагогики и философии разных культур – все это приобретает сказочную
форму и форму метафор.
Каждому этапу эмоционального развития соответствует свой тип
сказки..Нам представляется естественной следующая последовательность
включения сказок в процесс терапии: монотонные ритмичные потешки,
песенки и стихи, в которых позднее выделяется кульминационный момент;
простейшие сказки, позволяющие связать слово и действие; кумулятивные
сказки, действие которых разворачивается в одной точке пространства;
кумулятивные сказки, сюжет которых имеет протяженность в пространстве;
сказки с заданными извне правилами, касающимися пространства, сказки, в
которых появляется главный герой и эмоционально-смысловое разделение
пространства; и только после этого приобретает смысл использование в
психологической работе волшебных сказок.
Первые три года жизни ребенок особенно активно осваивает окружающее
пространство и свое тело - его границы и возможности. Поэтому,первые
сказки, с которыми знакомится ребенок, совершенно особенные. В них либо
вообще нет главного героя, либо главный герой играет пассивную роль, - с
ним что-то происходит, но он сам не влияет на течение событий. В этих
сказках пока нет сил зла, с которыми борется главный герой, пространство в
этих сказках по своему эмоционально-смысловому значению, как правило,
однородно и нейтрально. Примером таких сказок могут быть сказки, в
которых в результате повторяющейся стереотипной ситуации происходит
появление новых персонажей, то есть так называемые кумулятивные сказки:
"Теремок", "Репка", "Колобок".
Цель сказкотерапии: проектирование социальных ситуаций развития
ребенка и развивающей предметно-пространственной среды,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-
исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Задачи сказкотерапии:
стабилизация эмоционального фона, насыщение детей положительны-
ми эмоциями;
снятие психоэмоционального и физического напряжения;
удовлетворение потребности ребёнка в индивидуальном общении со
взрослым;
удовлетворение потребности ребёнка в проявлении инициативы и ак-
тивности;
актуализация потребности в эмоциональном общении посредством
сказки;
развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления,
воображения посредством сказки;
коррекция нежелательных черт поведения (снижение агрессии,
ослабление негативных эмоций);
снижение уровня тревожности;
развитие способности к совместной деятельности и игре;
развитие мелкой моторики и координации рук;
социализация ребенка.
Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в
личности стала лейтмотивом моей работы, игры и занятия которой основаны
на методе сказкотерапии . Подобный подход представляется перспективным,
благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности,
представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи,
связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы,
приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в
процессе совместной деятельности в межличностном общении.