Напоминание

"Технология модерации – эффективность применения на уроках химии и биологии"


Автор: Гилязова Лилия Геннадьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: п.Пурпе-1 Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология модерации – эффективность применения на уроках химии и биологии"
Раздел: полное образование





Назад




Опыт работы по теме «Технология модерации – эффективность применения на уроках химии и биологии» Гилязова Лилия Геннадьевна Учитель химии и биологии МБОУ «СОШ № 2» п. Пурпе-1 Пуровского района ЯНАО

СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1. Введение 1.1 . Условия формирования опыта 3 1.2 . Существующее противоречие в системе современного образования 4 1.3 . Актуальность и перспективность опыта 5 1.4 . Ведущая идея опыта 5 2. Описание опыта 2.1 . «Что такое модерация»? Теоретическая база опыта 5-6 2.2 . Особенности целевых ориентаций 6 2.3 . Образовательные задачи 6 2.4 . Структура организации урока с использованием технологии модерации 6 2.5 . Принципы модерации 7 2.6 . Формы осуществления технологии модерации 7 3. Новизна опыта 7 4. Адресность опыта 8 5. Трудоемкость опыта и результаты 8-9 6. Использованная литература 10

I.Введение

1. 1 Условия формирования опыта
Школа (лат. скале..) есть скалистые ступеньки лестницы восхождения, довольно трудного, требующего силы воли, усердия. В переводе с греческого, школа есть дом радости. Проводником восхождения по школьной лестнице является учитель. И задача здесь не из лёгких и для ученика и для учителя: покорить вершину восхождения к пику знаний, умений, самосовершенствования духовного и нравственного - для ученика; не оступиться, не потерять доверия учеников, родителей, сохранить на всю жизнь близких тебе людей - для учителя. И ещё: учителю предстоит выбрать необходимый инструмент для восхождения и для себя и для ученика. Так говорила мне моя мама, тоже школьный учитель. На мой выбор стать учителем и формирование педагогической философии большое влияние оказали мои родители - учителя, моя классная руководительница, педагоги моей родной школы… Со студенческих лет понятие педагогической технологии прочно закрепилось в сознании как основа педагогической деятельности. Взяв за основу слова Декарта «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих» стала искать теоретическую основу как опору в дальнейших действиях. Пробовала применять в своей деятельности разные технологии: технологии группового взаимодействия, игровые, проектную деятельность учащихся, технологию рефлексии. Но, все-таки, в каждой из них по отдельности, не хватало какой- то изюминки. Стала пробовать разные, примерять их на себя, на свой стиль работы с учениками.Так постепенно пришла к модерации - одной из современных технологий обучения. Использую её в течение трёх лет – время моей работы учителем биологии и
химии в школе. Могу сказать, что иду в ногу с требованиями времени к школьному образованию. Сегодня, в свете требований стандартов второго поколения, речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационнообразовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Цель современного образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться о том, чтобы ученик сам умел добывать знания, а это значит, необходимо научить ученика учиться, чтобы знания, добытые учеником, были актуальными, чтобы потом он смог сориентироваться в мире профессий и стать впоследствии успешным в жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к обучению учащихся. Современному учителю необходимо владеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования. Именно технология позволяет, конечно, при условии ее качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов.Образно говоря, современная педагогическая технология – это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся.
Образовательная

технология
- управляемая система взаимо связанных целенаправленных действий, осуществляемых всеми участниками образовательного процесса для достижения запланированных результатов обучения, воспитания и развития 1 . Раскрывая суть этого определения можно сказать, что в образовательной технологии должны быть: 1) четко определенные результаты (конкретные знания, умения, навыки, качества и ценностные ориентиры личности); 2) участники (элементы) технологической цепочки (педагог, учащиеся, источники и средства обучения, др.); 3) закрепленные функции каждого элемента; 4) скоординированные действия каждого элемента; 5) план-график «включения» элементов в технологический процесс (план-график образовательного мероприятия); 6) управляющий процессом (учитель, классный руководитель, воспитатель). Таким образом, при использовании образовательной технологии у педагога и обучающихся появляются новые функции, которые определяют их новые роли в образовательном процессе. В ходе реализации технологии все участники выполняют определённые действия, соответствующие их функциям, в результате чего на каждом этапе урока решаются конкретные задачи обучения. Помимо активных участников в технологической цепочке задействованы «пассивные» элементы обучения, например, приемы и методы, источники и средства обучения, также выполняющие свои функции. Системная организация взаимодействия всех элементов образовательного процесса в рамках технологии гарантирует с высокой степенью достоверности достижение поставленных целей обучения. Технология модерации полностью отвечает современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. 1  Г.К.Селевко. Технология развивающего образования. –М.: НИИ школьных технологий, 2005, стр.26
Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей, формированию современного человека, уверенного в своём выборе, успешного потом на протяжении всей жизни. В технологии модерации заложен творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
1.2 Существующее противоречие в системе современного образования
Успешный человек сегодня должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем, успешным потребителем и т. д. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила воспитания и методы развития ребенка. Успешный потребитель знает, что ему нужно, как и где это приобрести… И все это в быстро меняющемся мире. Решение производственных, маркетинговых, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного (метапредметного) подхода, умения видеть отдаленные последствия. Но ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют.
1.3 Актуальность и перспективность опыта
Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях.Изменения процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так, из стен школы выходили юноши и девушки, ориентированные на активную гражданскую позицию, умеющими создавать прочную семью, умеющими воспитывать детей, знающими законы? Как учить не из-под палки, а чтобы, играя в процессе учения, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву урока? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата? - решатся проблемы, исчезнут противоречия. А отсюда и стремление правительства перестроить традиционную систему образования, модернизировать школу в соответствии с требованиями времени. Опыт работы с использованием технологии модерации показывает: обучение на её основе приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
1.4 Ведущая идея опыта
Применение технологии модерации в процессе обучения позволяет формированию самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, осознания обучающимся своей новой роли в процессе обучения, осознания целей обучения в
соответствии с индивидуальными потребностями. В конечном итоге технология модерации позволяет обучающемуся приобретать не только актуальные предметные знания, но и жизненно важные навыки и качества: уважительное отношение друг к другу в социуме, умение сориентироваться в жизненном пространстве, сделать правильный выбор для достижения важной цели – это те важные школьные приобретения, которые обеспечивают достижение целей современного образования.
II. Описание опыта работы

2.1 «Что такое модерация?» Теоретическая база опыта

Moderare
– в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. «В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной» 2 . Как образовательная технология модерация была впервые разработана и применена в 60-е- 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя д а н н у ю т е х н о л о г и ю . В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов, т.е используются активные методы обучения (АМО). Технология модерации, с точки зрения моих коллег по виртуальному сообществу и моей, – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Её эффективность определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает н а в ы к и с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и . Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. В модерации также 2  Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. - СПб, «Речь», 2005 г., с. 9
применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика, использование справочников, Интернета и др.
2.2 Особенности целевых ориентаций
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
2.3 Образовательные задачи
Научить детей:  научить детей пользоваться имеющимися у них знаниями;  научить отыскивать новые знания (в учебниках, Интернет, справочниках, рисунках, схемах и.т.д);  научить сообщать о найденном свободно и без страха;  разговаривать друг с другом (ведение диалога);  не бояться проявлять инициативу;  критически смотреть, думать;  уважать других и другое вокруг себя;  хотеть быть честным и быть самим собой;  сотрудничать с кем придётся быть рядом.
Девиз на уроках: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».

2.4 Структура организации урока с использованием технологии модерации

Начало урока (до 5 минут)

- Инициация
(начало урока, знакомство);


- Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
1) Учащимся: вхождение или погружение в тему: постановка цели и определение задач. Определение заинтересованных лиц. Сообщение о методах решения целей. Составление детального плана работы. Сообщение о необходимом оборудовании. 2) Учителю: установление психологического контакта с классом. Использование умения вызвать симпатию. Использование навыков визуальной, вербальной и невербальной коммуникации (методы наблюдения и проницательности). Определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения отдельных учащихся. Помнить о методах работы со сложными учащимися.
Проведение урока ( 25 минут)

-

интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
-
эмоциональная разрядка (разминки);
Организация процесса взаимодействия участников урока. Выработка правил работы. Формирование работы малой и большой группы. Структура проведения модерации (центрация; сбор идей; ранжирование; проектная работа; план действий). Методы и техники творческого решения задач. Стандарты визуализации. Мозговой штурм. Опросы с использованием карточек. Методы модерации: «Дельбека», «6*3*5"», «Локомотив», «Объективный оппонент», «Карточный штурм», «Карточный светофор», «Горячий стул», «Аквариум», «+ и –-», и др. Методы разделения на микрогруппы.
Окончание урока (10 минут)
. -
Анализ. Подведение итогов. Рефлексия.
-
Методы оценки эффективности урока. Планы на будущее.


Форма работы:
участники отыгрывают ситуации (кейсы), моделирующие процесс модерации. Пошагово разбирая свое поведение во время игры, участники осваивают новые алгоритмы. Получая обратную связь как от других участников, так и от учителя, ученик совершенствует свои навыки. Технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в процессы обучения. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят АМО. Совместное использование АМО и технологии модерации позволяет получить синергетический образовательный эффект.
2.5 Принципы модерации
Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:  структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);  систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);  комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);  прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
2.6 Формы осуществления технологии модерации
 классно-урочные занятия;  занятия элективов;  семинары;  конференции;  различные формы внеклассной работы.
III. Новизна опыта
Изучив технологию модерации, я открыла для себя новую педагогику: попробую учить всех – и мотивированных и немотивированных учеников. Постепенно из сознания уходили установки: ученик обязан учиться, ученик обязан слушаться. Они менялись на «он захочет учиться», буду всё делать для того, чтобы понравилось учиться, а потом учёба станет для него необходимостью. Очень хорошо поняла: время менять структуру уроков, методику преподавания; знания, нравственность, оценки действительности, убеждения диктуются им на каждом уроке. Но ответа на вопрос «Как?» не было. Наступил период, говоря биологической терминологией, значительного роста рефлексивной активности — хотелось многое глубоко и детально осмыслить, понять, оценить. Понимала, что время сейчас интересное, насыщенное информацией, новыми знаниями и открытиями. Причём поток информации с каждым днём увеличивается. Объёмы требований к образованности обучающихся возрастают, поэтому способы и методы усвоения и обучения не могут оставаться прежними. Нельзя ограничиваться только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определённых образовательными стандартами. Задача,
которую необходимо было решать, была значительно шире и сложней. Сейчас убеждена, что постоянный поиск истины как стержень всякого высшего педагогического достижения таит в себе возможность для деятельности учителя. Использование модели модерации посредством межпредметных связей позволяет вести учащихся от жизненных и рабочих ситуаций к их анализу, к изучению того, что дается в содержании разных учебных предметов, то есть совершается движение мысли от ситуаций, которые происходят в жизни, к конкретным учебным предметам, взятым в комплексе, интегрировано.
IV. Адресность опыта
Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять
воспитание,

развитие

и

социализацию
личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни
V. Трудоемкость опыта и результаты.
Каждый учитель знает, что значит подготовить хороший урок или внеклассное мероприятие. Модель модерации объемна на начальном этапе. А период адаптации труден в любом возрасте на разных этапах жизни и деятельности любого человека. Проработав в школе более 15 лет, пришла к четкому осознанию, что ключевое слово в моей работе – сотрудничество – с детьми, коллегами, родителями. Моя работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Работая, мне совместно с детьми приходится проживать и сопереживать все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливый невидимый труд по подготовке к урокам, к внеклассной работе по предмету и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом стараюсь строить обучение на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися. С целью профессиональной подготовки и проведения уроков я  стараюсь знать многое о современных достижениях наук, сопредельных с предметом, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания;  стараюсь умело превращать организационный момент на уроке в организационно- психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку;  стараюсь увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу;  постоянно организую познавательную деятельность и общение на уроке;  стараюсь настойчиво и без раздражения работать с каждым учеником, добиваясь необходимого учебного эффекта;  умею переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов и методов разрядки;  создаю творческую атмосферу на уроке;  использую щадящую разумную систему, не разрушающего точного контроля за знаниями и развитием учащихся;  постоянно работаю с понятийной базой предмета;
 умею обеспечивать активизацию деятельности учащихся в процессе работы над новым материалом;  всегда внимательно и уважительно слушаю и слышу ребят на уроке и справедливо выставляю оценки;  подбираю и выдаю разнообразные, интересные, оригинальные, творческие домашние задания. При организации учебного процесса ставлю для себя главную цель: добиваться единства обучения, воспитания, развития. Понимаю, что эффективность решения этих задач зависит от моего профессионализма, от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма.


В раздел образования