"Технология модерации – эффективность применения на уроках химии и биологии"
Автор: Гилязова Лилия Геннадьевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2" Населённый пункт: п.Пурпе-1 Пуровского района ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: "Технология модерации – эффективность применения на уроках химии и биологии" Раздел: полное образование
Опыт работы
по теме
«Технология модерации – эффективность применения
на уроках химии и биологии»
Гилязова Лилия Геннадьевна
Учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ № 2» п. Пурпе-1
Пуровского района ЯНАО
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Введение
1.1
.
Условия формирования опыта
3
1.2
.
Существующее противоречие в системе современного образования
4
1.3
.
Актуальность и перспективность опыта
5
1.4
.
Ведущая идея опыта
5
2. Описание опыта
2.1
.
«Что такое модерация»? Теоретическая база опыта
5-6
2.2
.
Особенности целевых ориентаций
6
2.3
.
Образовательные задачи
6
2.4
.
Структура организации урока с использованием технологии модерации
6
2.5
.
Принципы модерации
7
2.6
.
Формы осуществления технологии модерации
7
3. Новизна опыта
7
4. Адресность опыта
8
5. Трудоемкость опыта и результаты
8-9
6. Использованная литература
10
I.Введение
1. 1 Условия формирования опыта
Школа (лат. скале..) есть скалистые ступеньки лестницы восхождения, довольно
трудного, требующего силы воли, усердия. В переводе с греческого, школа есть дом
радости. Проводником восхождения по школьной лестнице является учитель. И задача
здесь не из лёгких и для ученика и для учителя: покорить вершину восхождения к пику
знаний, умений, самосовершенствования духовного и нравственного - для ученика; не
оступиться, не потерять доверия учеников, родителей, сохранить на всю жизнь близких
тебе людей - для учителя. И ещё: учителю предстоит выбрать необходимый инструмент
для восхождения и для себя и для ученика. Так говорила мне моя мама, тоже школьный
учитель.
На мой выбор стать учителем и формирование педагогической философии большое
влияние оказали мои родители - учителя, моя классная руководительница, педагоги моей
родной школы…
Со студенческих лет понятие педагогической технологии прочно закрепилось в
сознании как основа педагогической деятельности. Взяв за основу слова Декарта «Все
науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех прочих» стала искать теоретическую основу как опору в
дальнейших действиях. Пробовала применять в своей деятельности разные технологии:
технологии
группового
взаимодействия,
игровые,
проектную
деятельность
учащихся,
технологию рефлексии. Но, все-таки, в каждой из них по отдельности, не хватало какой-
то изюминки. Стала пробовать разные, примерять их на себя, на свой стиль работы с
учениками.Так постепенно пришла к модерации - одной из современных технологий
обучения. Использую её в течение трёх лет – время моей работы учителем биологии и
химии в школе. Могу сказать, что иду в ногу с требованиями времени к школьному
образованию.
Сегодня, в свете требований стандартов второго поколения, речь идет о новых
формах
организации
обучения,
новых
образовательных
технологиях,
новой
открытой
информационнообразовательной
среде,
далеко
выходящей
за
границы
школы. Цель
современного образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем
знаний, но позаботиться о том, чтобы ученик сам умел добывать знания, а это значит,
необходимо
научить
ученика
учиться,
чтобы
знания,
добытые
учеником,
были
актуальными,
чтобы
потом
он
смог
сориентироваться
в
мире
профессий
и
стать
впоследствии успешным в жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных
изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к обучению
учащихся. Современному учителю необходимо владеть технологиями, обеспечивающими
индивидуализацию образования. Именно технология позволяет, конечно, при условии ее
качественного освоения
и
применения,
обеспечивать
достойный
уровень
образовательных результатов.Образно говоря, современная педагогическая технология –
это
путеводная
нить
в
мире
разнообразных
и очень
непростых
образовательных
процессов,
позволяющая
обеспечивать высокую
стабильность
успехов
в
обучении,
воспитании и развитии обучающихся.
Образовательная
технология -
управляемая
система
взаимо связанных
целенаправленных
действий, осуществляемых
всеми
участниками
образовательного
процесса
для достижения
запланированных
результатов
обучения,
воспитания
и
развития
1
.
Раскрывая суть этого определения можно сказать, что в образовательной технологии
должны быть:
1) четко определенные результаты (конкретные знания, умения, навыки, качества и
ценностные ориентиры личности);
2) участники (элементы) технологической цепочки (педагог, учащиеся,
источники и
средства обучения, др.);
3) закрепленные функции каждого элемента;
4) скоординированные действия каждого элемента;
5) план-график «включения» элементов
в технологический процесс (план-график
образовательного мероприятия);
6) управляющий процессом (учитель, классный руководитель, воспитатель).
Таким
образом,
при
использовании
образовательной
технологии
у педагога
и
обучающихся
появляются
новые
функции,
которые
определяют их
новые
роли
в
образовательном процессе. В ходе реализации технологии все участники выполняют
определённые
действия, соответствующие их функциям, в результате чего на каждом
этапе
урока решаются конкретные задачи обучения. Помимо активных участников в
технологической
цепочке
задействованы
«пассивные»
элементы
обучения,
например,
приемы и методы, источники и средства обучения, также выполняющие свои функции.
Системная
организация
взаимодействия
всех элементов образовательного процесса в
рамках
технологии
гарантирует с
высокой
степенью
достоверности
достижение
поставленных целей обучения.
Технология модерации полностью отвечает современным требованиям к школьному
образованию,
обеспечивая достижение
качественных
результатов
обучения
и
удовлетворение всех участников образовательного процесса.
В
последнее
время
российская
система
образования
претерпевает
постоянные
изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к
пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы
смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
1
Г.К.Селевко. Технология развивающего образования. –М.: НИИ школьных технологий, 2005, стр.26
Проведение
обучения
на
основе
технологии
модерации
приводит
к повышению
мотивированности
обучающихся,
стимулированию
их
познавательной
активности
и
творчества,
всестороннему
раскрытию
и развитию
способностей,
формированию
современного человека, уверенного в своём выборе, успешного потом на протяжении всей
жизни. В технологии модерации заложен творческий характер обучения, увлеченность,
позитивный
настрой
учащихся
оказывают
мотивирующее
действие
и
на педагога,
позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
1.2 Существующее противоречие в системе современного образования
Успешный человек сегодня должен быть не только первоклассным специалистом,
но и успешным гражданином, успешным родителем, успешным потребителем и т. д.
Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское
общество. Успешный родитель знает правила воспитания и методы развития ребенка.
Успешный потребитель знает, что ему нужно, как и где это приобрести… И все это в
быстро меняющемся мире. Решение производственных, маркетинговых, социальных и
даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного (метапредметного)
подхода,
умения
видеть
отдаленные
последствия.
Но
ни
вузовское,
ни
школьное
образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют.
1.3 Актуальность и перспективность опыта
Модернизация
системы
образования
предполагает
переход
в
компетентностное
образование и здесь большую роль играет учитель. Какими методиками и технологиями
необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки,
которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях.Изменения процесса
обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать
такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и
мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, из стен школы выходили юноши и девушки, ориентированные на
активную
гражданскую
позицию,
умеющими
создавать
прочную
семью,
умеющими
воспитывать детей, знающими законы? Как учить не из-под палки, а чтобы, играя в
процессе учения, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в
конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? Как сделать так, чтобы
каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или
на любом другом внеклассном мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в
канву урока? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться
максимального результата?
- решатся проблемы, исчезнут противоречия. А отсюда и
стремление
правительства
перестроить
традиционную
систему
образования,
модернизировать школу в соответствии с требованиями времени.
Опыт работы с использованием технологии модерации показывает: обучение на её
основе
приводит
к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их
познавательной
активности
и
творчества,
всестороннему
раскрытию
и развитию
способностей.
Творческий
характер
обучения,
увлеченность,
позитивный
настрой
учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять
работоспособность и хорошее настроение.
1.4 Ведущая идея опыта
Применение технологии модерации в процессе обучения позволяет формированию
самостоятельности
и
ответственности
учащихся
за
результаты обучения,
осознания
обучающимся
своей
новой
роли
в
процессе
обучения,
осознания
целей обучения в
соответствии
с
индивидуальными
потребностями.
В
конечном
итоге
технология
модерации
позволяет
обучающемуся
приобретать не только актуальные предметные
знания, но и жизненно важные навыки и качества: уважительное отношение друг к другу
в социуме, умение сориентироваться в жизненном пространстве, сделать правильный
выбор для достижения важной цели – это те важные школьные приобретения, которые
обеспечивают достижение целей современного образования.
II. Описание опыта работы
2.1 «Что такое модерация?» Теоретическая база опыта
Moderare –
в
переводе
с
латинского
–
приводить
в
равновесие,
управлять,
регулировать. «В
Ватикане
модератор
был
лицом,
которое
указывало
на
самые
существенные
положения
в
речах
папы.
В
современном
значении
под
модерацией
понимают
технологию
организации
интерактивного
общения,
благодаря
которой
групповая работа становится более целенаправленной и структурированной»
2
.
Как образовательная технология модерация была впервые разработана и применена в
60-е- 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том
числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя
д а н н у ю
т е х н о л о г и ю .
В
основу
разработки
целей,
принципов,
содержания
и
методов
модерации были
положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные
на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе,
обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности
обучающихся на достижение результатов, т.е используются активные методы обучения
(АМО).
Технология модерации, с точки зрения моих коллег по виртуальному сообществу и
моей,
–
это
эффективная
технология,
которая
позволяет
значительно
повысить
результативность и качество образовательного процесса. Её эффективность определяется
тем,
что
используемые
приемы,
методы
и
формы
организации
познавательной
деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности
обучающихся,
развитие
исследовательских
и
проектировочных
умений,
развитие
коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс
совместной
работы,
организованный
с
помощью
приемов
и
методов
модерации
способствует
снятию
барьеров
общения,
создает
условия
для
развития
творческого
мышления
и
принятия
нестандартных
решений,
формирует
и
развивает
н а в ы к и
с о в м е с т н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От
каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом
обучения,
занимая активную
позицию
в
образовательном
процессе.
Такой
подход
формирует у
обучающихся
самостоятельность
в
выработке
и
принятии
решений,
готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе,
целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя.
Он
становится
консультантом,
наставником,
старшим партнером, что принципиально
меняет
отношение
к
нему
обучающихся
–
из
«контролирующего
органа»
учитель
превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.
Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует
психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию
такого
занятия
и
цикла
уроков,
знания
технологии модерации,
активных
методов
обучения,
психофизиологических особенностей
школьников.
В
модерации
также
2
Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. - СПб, «Речь», 2005 г., с. 9
применяются
хорошо
известные
сегодня
техники решения
проблем
и
поиска
оптимальных решений – мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные
карты, шесть шляп мышления, синектика, использование справочников, Интернета и др.
2.2 Особенности целевых ориентаций
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока,
максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание
высокой
познавательной активности
обучающихся
на
протяжении
всего
урока,
гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное
использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала
всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).
2.3 Образовательные задачи
Научить детей:
научить детей пользоваться имеющимися у них знаниями;
научить отыскивать новые знания (в учебниках, Интернет, справочниках, рисунках,
схемах и.т.д);
научить сообщать о найденном свободно и без страха;
разговаривать друг с другом (ведение диалога);
не бояться проявлять инициативу;
критически смотреть, думать;
уважать других и другое вокруг себя;
хотеть быть честным и быть самим собой;
сотрудничать с кем придётся быть рядом.
Девиз на уроках: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».
2.4 Структура организации урока с использованием технологии модерации
Начало урока (до 5 минут)
- Инициация (начало урока, знакомство);
- Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
1)
Учащимся: вхождение или погружение в тему: постановка цели и определение
задач. Определение заинтересованных лиц. Сообщение о методах решения целей.
Составление детального плана работы. Сообщение о необходимом оборудовании.
2)
Учителю: установление психологического контакта с классом. Использование
умения вызвать симпатию. Использование навыков визуальной, вербальной и
невербальной коммуникации (методы наблюдения и проницательности).
Определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения отдельных
учащихся. Помнить о методах работы со сложными учащимися.
Проведение урока ( 25 минут)
-
интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- эмоциональная разрядка (разминки);
Организация процесса взаимодействия участников урока. Выработка правил работы.
Формирование
работы
малой
и
большой
группы.
Структура
проведения
модерации
(центрация; сбор идей; ранжирование; проектная работа; план действий).
Методы и
техники творческого решения задач. Стандарты визуализации. Мозговой штурм. Опросы
с
использованием
карточек.
Методы
модерации:
«Дельбека»,
«6*3*5"»,
«Локомотив»,
«Объективный оппонент», «Карточный штурм», «Карточный светофор», «Горячий стул»,
«Аквариум», «+ и –-», и др. Методы разделения на микрогруппы.
Окончание урока (10 минут) .
- Анализ. Подведение итогов. Рефлексия.
- Методы оценки эффективности урока. Планы на будущее.
Форма работы: участники отыгрывают ситуации (кейсы), моделирующие процесс
модерации. Пошагово разбирая свое поведение во время игры, участники осваивают
новые алгоритмы. Получая обратную связь как от других участников, так и от учителя,
ученик совершенствует свои навыки.
Технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в
процессы
обучения.
И
не
просто вовлечь,
а
сделать
их
участие
заинтересованным,
мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация
эффективно
решает
эту
сложную
задачу
путем
организации групповой работы
обучающихся.
Такая
работа
может
проводиться
в
парах,
мини-командах
или
малых
группах, либо всем классом.
Эффективность
групповой
работы
обеспечивается
использованием специальных
методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят АМО.
Совместное использование
АМО
и
технологии
модерации позволяет получить
синергетический образовательный эффект.
2.5 Принципы модерации
Для
обеспечения
эффективности
управления
образовательным мероприятием
и
гарантированного
достижения
запланированных
целей
урока
в
основу
технологии
положены следующие ключевые принципы:
структурированность
(все
содержание
урока
рационально
делится
на четко
определенные части);
систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за
другой, создавая полноценное содержание урока);
комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены
на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю,
всем участникам
ясно
виден
ход
образовательного
процесса,
его промежуточные
и
итоговые
результаты).
2.6 Формы осуществления технологии модерации
классно-урочные занятия;
занятия элективов;
семинары;
конференции;
различные формы внеклассной работы.
III. Новизна опыта
Изучив технологию модерации,
я открыла для себя новую педагогику: попробую
учить всех – и мотивированных и немотивированных учеников. Постепенно из сознания
уходили установки: ученик обязан учиться, ученик обязан слушаться. Они менялись на
«он захочет учиться», буду всё делать для того, чтобы понравилось учиться, а потом учёба
станет для него необходимостью. Очень хорошо поняла: время менять структуру уроков,
методику преподавания; знания, нравственность, оценки действительности, убеждения
диктуются им на каждом уроке. Но ответа на вопрос «Как?» не было. Наступил период,
говоря биологической терминологией, значительного роста рефлексивной активности —
хотелось многое глубоко и детально осмыслить, понять, оценить. Понимала, что время
сейчас интересное, насыщенное информацией, новыми знаниями и открытиями. Причём
поток информации с каждым днём увеличивается. Объёмы требований к образованности
обучающихся возрастают, поэтому
способы и методы усвоения и обучения не могут
оставаться прежними. Нельзя ограничиваться только урочными занятиями, выполнением
учебных
программ
и
норм,
определённых
образовательными
стандартами.
Задача,
которую необходимо было решать, была значительно шире и сложней. Сейчас убеждена,
что
постоянный
поиск
истины
как
стержень
всякого
высшего
педагогического
достижения таит в себе возможность для деятельности учителя. Использование модели
модерации посредством межпредметных связей позволяет вести учащихся от жизненных и
рабочих ситуаций к их анализу, к изучению того, что дается в содержании разных учебных
предметов, то есть совершается движение мысли от ситуаций, которые происходят в
жизни, к конкретным учебным предметам, взятым в комплексе, интегрировано.
IV. Адресность опыта
Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу,
классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично
осуществлять воспитание,
развитие
и
социализацию личности
учащегося.
Планируя
урок,
построенный
на
технологии
модерации,
педагог
одновременно
с
постановкой
предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации
обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности
наполняют
весь
образовательный
процесс,
каждое
мгновение
школьной
жизни
обучающегося.
Создание
такой
методологической
базы
обеспечивает
полноценное
приобретение
и
устойчивое
закрепление
у
всех
учащихся
общественно
значимых
ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет
реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни
V. Трудоемкость опыта и результаты.
Каждый
учитель
знает,
что
значит
подготовить
хороший
урок
или
внеклассное
мероприятие. Модель модерации объемна на начальном этапе. А период адаптации труден
в любом возрасте на разных этапах жизни и деятельности любого человека.
Проработав в школе более 15 лет, пришла к четкому осознанию, что ключевое слово в
моей работе – сотрудничество – с детьми, коллегами, родителями.
Моя работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных
программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и
сложней. Работая, мне совместно с детьми приходится проживать и сопереживать все, что
происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливый невидимый труд по
подготовке
к
урокам,
к
внеклассной
работе
по
предмету
и
всю
многообразную
деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом стараюсь строить обучение
на
опережении,
на
постоянном
творческом
искании
во
всех
видах
взаимодействия
с
учащимися.
С целью профессиональной подготовки и проведения уроков я
стараюсь
знать
многое
о
современных
достижениях
наук,
сопредельных
с
предметом, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания;
стараюсь умело превращать организационный момент на уроке в организационно-
психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность
всему уроку;
стараюсь увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу;
постоянно организую познавательную деятельность и общение на уроке;
стараюсь настойчиво и без раздражения работать с каждым учеником, добиваясь
необходимого учебного эффекта;
умею
переключать
виды
деятельности
на
уроке
и
снимать
усталость
за
счет
специальных способов и методов разрядки;
создаю творческую атмосферу на уроке;
использую щадящую разумную систему, не разрушающего точного контроля за
знаниями и развитием учащихся;
постоянно работаю с понятийной базой предмета;
умею обеспечивать активизацию деятельности учащихся в процессе работы над
новым материалом;
всегда внимательно и уважительно слушаю и слышу ребят на уроке и справедливо
выставляю оценки;
подбираю
и
выдаю
разнообразные,
интересные,
оригинальные,
творческие
домашние задания.
При организации учебного процесса ставлю для себя главную цель: добиваться единства
обучения,
воспитания,
развития.
Понимаю,
что
эффективность
решения
этих
задач
зависит от моего профессионализма, от целенаправленного отбора содержания учебного
материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности,
гражданственности, гуманизма.