Напоминание

Быть гражданином


Автор: Попкова Елена Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская СОШ, Тисульский район
Населённый пункт: пгт Комсомольск, Тисульский район
Наименование материала: разработка внеклассного мероприятия
Тема: Быть гражданином
Раздел: среднее образование





Назад





МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Информационно-познавательная викторина:

Быть гражданином.

/разработка внеклассного мероприятия в рамках недели

истории/.

Учитель истории и обществознания

Попкова Елена Юрьевна


"Быть гражданином".
Основные задачи: воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах. В игре участвуют 2 команды учащихся 9 класса. Игра состоит из 3 конкурсов, каждый из которых разбит на 3 темы (направления). Кроме того в ходе игры ребята получают информацию из истории герба, флага и т.д.(это небольшие сообщения, подготовленные ребятами). Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов. Во время выполнения командами заданий болельщикам предлагаются вопросы из истории России.
Конкурс "Символы побед".
Государственный флаг. Информация. Государствееный флаг есть у всех стран мира. Существуют флаги и у некоторых организаций. Когда-то флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые древние флаги славян, вероятно, были красными. Красный, синий и белый были любимыми цветами народа. Красный цвет символизировал храбрость, удаль, красоту. Голубой цвет означал величие, красоту, ясность. Белый цвет - цвет чистоты и святости. Традиция трехцветного флага пошла от Петра I. С 1918 года флаг России был красного цвета. 21 августа 1991 г. Российский флаг вновь стал трехцветным. Этот день отмечается как День Российского флага. Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги, звездочек, эмблем, гербов. Необходимо из них сложить государственный флаг России; Вооруженных сил РФ; флаг Кемеровской области; флаг Олимпийского комитета; флаг Содружества Независимых государств; флаг Организации Объединенных Наций. Время выполнения задания - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Государственный гимн. Информация: Гимн - это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. Первый официальный гимн "Молитва русских" исполнявшейся в 1816-1833гг., был написан В.А.Жуковским на музыку неизвестного автора. В августе 1833 г. император Николай I высказал пожелание, чтобы Россия, подобно западноевропейским государствам, имела свой национальный гимн, и поручил А.Ф.Львову, сочинить его мелодию. В начале ноября 1833г. А.Ф.Львов написал музыку на слова Жуковского "Боже, Царя храни!" Этот гимн просуществовал до Февральской революции 1917г. В 1918г. Гимном нашего государства стал "Интернационал". В 1944г. в качестве гимна СССР утверждена мелодия А.В.Александрова, слова в 1943г. написали С.В.михалков и Г.А.Эль-Регистан. Впервые этот гимн был исполнен в ночь на 1 января 1944г. В начале 90-х гг. государственным гимном России стала мелодия, созданная на основе "Патриотической песни" М.И.Глинки. Слова гимна к этой музыке так и не были официально утверждены. С 2001 г. государственный гимн России исполняется на музыку А.В.Александрова и слова Сергея Михалкова. Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна Российской Федерации. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился: для 1 команды - 2 куплет и припев гимна, для 2 команды - 3 куплет и припев гимна. Время выполнения - 5 минут.

Государственный герб.
Информация: Государственный герб - это эмблема государства. В настоящее время Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотистого двухглавого орла, помещенного на красном щите. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синим плаще на серебряном коне, поражающий копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Изображение государственного герба допускается без геральдического щита, а также в одноцветном варианте. Государственный герб изображается на зданиях важнейших государственных учреждений. Его можно видеть на государственных печатях и бланках документов. Знак этот изображается и на боевых и официальных знаменах страны. Изображают герб и на пограничных столбах. Может изображаться герб на денежных знаках, государственных наградах. Закон "О государственном гербе Российской Федерации" был принят 25 декабря 2000года. Он предусматривает ответственность за нарушение закона об использовании государственного герба РФ, а также за неуважительное отношение к нему или надругательство над ним. Команды получают изображение государственного герба Российской Федерации и Кемеровской области. Необходимо в каждом из них найти по 3 ошибки. Время на выполнения задания - 3 минуты.
Конкурс "Наша Родина".
Официальное название. Информация: Начало российской государственности идет от 862 года. За более чем тысячелетнюю историю наше государство называлось по разному: C IX по XII вв. - Киевская Русь; С XV по XVI вв. - Московское царство. В это же время стали именовать наше государство - Россия. С XVIII в. - Российская империя. После крушения Российской империи в 1917 году и завершения гражданской войны образовался Союз Советских Социалистических республик. Это государство просуществовало до 1991 года. С 1991 года берет отчет история современного российского государства. Команды получают карточки: Россия; Российская Республика; Республика Россия; Российская Федерация (РФ); Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР); Содружество Независимых Государств (СНГ). Задача команд: выбрать ту карточку (или карточки), на которой написано официальное название нашей страны. Время на выполнение задания - 2 минуты. Правильный ответ: Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным, если прозвучали оба официальных названия страны. Территория. Информация: В настоящее время Россия занимает часть восточной Европы и Северную часть Азии. Это самое большое государство в мире. Площадь Российской Федерации - 17,1 млн.км 2. Площадь сухопутных границ - 20322 км; морских - около 38000 км. Каждая команда получает лист бумаги с контурами границ России и карточки с названиями стран: США; Япония; Великобритания; Германия; Китай; Финляндия; Казахстан; Индия; Монголия; Белоруссия. Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и прикрепить их на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной. Можно усложнить задачу, попросив назвать столицы этих стран. Время выполнения задания - 3 минуты. Если задание усложнено - 5 минут.
Правильный ответ: Япония (на востоке); Китай (на юго-востоке); Монголия (на юго-востоке); Казахстан (на юге); Белоруссия (на западе); Финляндия (на северо-западе). Население. Информация: Российская Федерация - государство, где проживает, по переписи 2002 года 142,2 млн.человек. Россия - шестое по численности население государство мира. В России проживает более 160 наций и национальностей. 80% населения составляют русские. В РФ входит 89 субъектов 32 из которых образованы по национальному принципу. Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России. Задача команд: выделить (отметив каким-либо знаком) те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики). Нации: татары; башкиры; якуты; финны; немцы; евреи; чуваши; украинцы; грузины; азербайджанцы; чеченцы; казахи; узбеки; калмыки; турки. Время на выполнение задания - 3 минуты. Правильный ответ: татары; башкиры; якуты; чуваши; чеченцы; калмыки.
Конкурс "Конституция РФ".
Основы конституционного строя России. Информация: В переводе с латинского "конституция" - устройство, постановление. В России до 1918 года не было закона, который бы именовался конституцией. 10 июля V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР. В ее основу была положена написанная Лениным "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа". После образования СССР в 1924 году была принята Конституция СССР. Эта Конституция закрепила принцип добровольности вступления республик в союзное государство, принцип их равноправия. Затем были конституции 1936 и 1977 года. В начале 90-х годов в стране начались коренные преобразования. После долгой и напряженной работы была разработана и 12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации. Командам предлагается тест по Конституции РФ.
Ответь на вопросы, опираясь на знание Конституции РФ.
1. Источником власти в РФ является: а/.весь многонациональный народ, б/.президент, в/.Государственная Дума. 2. Сколько субъектов в РФ? а/. 78, б/. 91, в/. 89 3. Как называется парламент в РФ? а/.Федеральное собрание б/.Государственная Дума в/.Совет Федерации 4. Сколько депутатов избирается в Государственную Думу? а/. 400 депутатов б/. 450 депутатов в/. 500 депутатов 5. С какого времени гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности? а/.с 20 лет, б/.с 21 года, в/.с 18 лет 6. Президент РФ является:
а/.главой государства б/.главой правительства РФ в/.главой парламента РФ г/.Верховным главнокомандующим вооруженными силами РФ 7. Президент РФ избирается: а/.на 4 года всеобщим голосованием б/.на 5 лет Государственной Думой в/.на 4 года Государственной Думой 8.Суды в РФ: а/.принимают законы б/.проводят выборы в стране в/.вершат правосудие в России г/.являются единственными государственными органами, определяющими виновность и невиновность лица. 9. Высшей ценностью, согласно Конституции, является: а/.интересы государства б/.нерушимость государственных границ в/.верховенство закона г/.права и свободы человека Время выполнения - 7 минут. Правильные ответы. 1 - а; 2 - в; 3 - а; 4 - б; 5 - в; 6 - а,г; 7 - а; 8 - в, г; 9 - г. Права и свободы гражданина. Команды получают карточки с заданиями. Задача команд: вписать права персонажей "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина в соответствующие пустые строки. Задание. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на___________________________________________________. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на____________________. Ветер, рассказав Елисею про спящую царевну в гробу, воспользовался правом_______________________________. Время выполнения задания - 3 минуты. Правильный ответ: личную неприкосновенность, жизнь и свободу; неприкосновенность жилища, свободой слова. Обязанности гражданина. Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Обязанности: а/.соблюдать закон б/.платить налоги в/.состоять в рядах каких-либо политических партий г/.быть членом профсоюза д/.работать на предприятии е/.защищать Отечество ж/.сохранять природу и окружающую среду з/.бережно относиться к памятникам истории и культуры и/.учиться, получать образование Правильный ответ: а; б; е; ж; з.
Подведение итогов.


В раздел образования