"Экскурсия по музею народно - прикладного искусства"
Автор: Дмитриева Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 комбинированного вида Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, деревня Хлюпино Наименование материала: Конспект Тема: "Экскурсия по музею народно - прикладного искусства" Раздел: дошкольное образование
НОД
«Экскурсия по музею народно – прикладного искусства» в
подготовительной группе компенсирующей направленности
Подготовила и провела:
Дмитриева Н. В.
воспитатель I квалификационной категории
Д.Хлюпино, 2016г.
«Экскурсия по музею народно – прикладного искусства»
Открывая
образовательная
деятельность
по
художественно
–
эстетическому творчеству в подготовительной группе.
Цель: развивать интерес к
художественному творчеству у
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
декоративно-прикладного
искусства.
Задачи:
Обучающие:
1.
Формировать у детей представления о разнообразии видов народного
декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения.
2.
Закрепить
знания
детей
о
декоративно-прикладном
искусстве:
«Дымка», «Гжель», «Богородская игрушка», «Хохлома».
3.
Учить замечать художественные элементы, определять материал, из
которого изготовлены изделия декоративно – прикладного искусства.
4.
Продолжать учить, составлять узор из растительных элементов (ветка,
кустик, ягодка); определять колорит, элементы росписи.
Развивающие:
1.
Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание.
2.
Закреплять умение выразительно читать стихи.
3.
Развивать и закреплять умение сочетать движение и речь.
Воспитательные:
1.
Воспитывать
самостоятельность
применять
полученные
знания,
умения и навыки в декоративно-прикладной росписи.
2.
Воспитывать
чувства
гражданственности
и
любви
к
Родине
посредством
изучения
народного
творчества,
уважительного
отношения к истории и культуре народов России, к труду народных
мастеров.
Воспитатель : Ребята, посмотрите к нам на занятие пришли гости.
Давайте поприветствуем гостей.
Сегодня я для вас приготовила что-то интересное. Хотите узнать что?
Я предлагаю совершить экскурсию в музей декоративно – прикладного
искусства. Вы согласны?
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель :
Я
предлагаю
вам
вспомнить
изделия
декоративно
–
прикладного искусства российских мастеров и отгадать загадки.
1.
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрёшка. Вот она! (Воспитатель
демонстрирует детям матрёшку.)
-
Красавица-матрёшка – русская национальная деревянная игрушка.
Самая знаменитая – Семёновская матрёшка в жёлтом платочке и красном
сарафане.
Воспитатель.
Какие
краски
использовали
мастера
при
росписи
матрёшек?
Дети: Мастера
использовали
красный, жёлтый, зелёный,
малиновый
цвета.
Воспитатель: Какие элементы узоров присутствуют?
Дети: Узор растительный (цветы и листья).
Воспитатель : – Следующая загадка.
2.
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком,
Манит русским васильком. (Гжель.)
Скажите, какие элементы росписи использовали гжельские мастера при
росписи посуды?
Дети: Мастера использовали – точки и прямые линии, бордюры, капельки
и веточки, мазковая роспись.
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.
3. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
-
К а к
в ы
д о г а д а л и с ь ,
ч т о
э т о
д ы м ко в с к а я
и г р у ш к а ?
Дети: (По узорам, цвету, белому фону)
Воспитатель: -
Ребята,
расскажите,
какими
элементами
росписи
украшают свои игрушки дымковские мастера?
Дети: Дымковские мастера украшают свои изделия
- кружочками,
точками, прямыми и волнистыми линиями, кольцом, сеточкой, мазком.
Воспитатель: - А какого цвета узоры на дымковских игрушках?
Дети: Цвета разные: красные, жёлтые, синие, зелёные, оранжевые,
розовые,
немного
чёрного.
Все
цвета
только
яркие,
поэтому
она
такая
красивая.
Воспитатель: - Молодцы.
3.
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Воспитатель:
Молодцы,
ребята,
вы
знаете
изделия
Российских
промыслов.
Но,
мне
кажется,
что
вы
забыли
ещё
про
одно
изделие.
Послушайте загадку:
4.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
Воспитатель: Из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети. Узор состоит из ягод, листьев и завитков.
Воспитатель: Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягода
земляники, и завитки трав и листьев.
- А где зародились хохломские изделия?
Ребёнок. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской
области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с
веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев
(липа, берёза, ольха). В селе Хохлома с давних времён проходили ярмарки по
продаже деревянных посуд, расписных ложек. Это дало название целому
промыслу.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно все изделия и скажите, чем
отличаются изделия и что их объединяет?
Дети. ( Матрёшки, богородская игрушка и хохломские изделия сделаны
из дерева, дымковская игрушка из глины, а гжелевские изделия из фарфора.
Хохломские - на чёрном и жёлтом фонах узорами украшены, а дымковские и
гжельские на белом фоне).
Воспитатель:
- Я вижу вы устали. Сейчас вы немножко отдохнёте.
Вставайте в круг.
Физкультминутка.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперёд-назад)
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать
хохломскими мастерами и
попробовать расписать эту доску?
Дети. – Да!!!
- Молодцы! Присаживайтесь!
Народные мастера наносили узор кончиком кисти, очень осторожно,
ведь работу нельзя портить. Рисунок наносится только один раз.
- Какие цвета вам понадобятся для составления узора?
Дети. (Красный, зелёный, жёлтый и немного чёрного)
Воспитатель: - Какое главное правило при составлении узора?
Д е т и .
(Элементы
узора
должны
располагаться
ритмично,
на
одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Воспитатель:
- Ну, а сейчас можете приступать расписывать свои
доски.
Работа детей. Дети под музыку расписывают доски.
Воспитатель: - Ребята,
покажите гостям,
какая красота у вас
получилась. А кто расскажет стихотворение о хохломских изделиях?
Ребёнок. Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входит в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
Воспитатель:
-
А сейчас ребята я предлагаю послушать песню в
исполнении Марины Пахоменко «Хохлома».
Ребята, вам понравилась экскурсия в музей народно – прикладного
искусства? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. На этом наше
занятие окончено. Попрощайтесь с гостями.