Напоминание

"Экскурсия по музею народно - прикладного искусства"


Автор: Дмитриева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 комбинированного вида
Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, деревня Хлюпино
Наименование материала: Конспект
Тема: "Экскурсия по музею народно - прикладного искусства"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

НОД
«Экскурсия по музею народно – прикладного искусства» в подготовительной группе компенсирующей направленности Подготовила и провела: Дмитриева Н. В. воспитатель I квалификационной категории Д.Хлюпино, 2016г.

«Экскурсия по музею народно – прикладного искусства»
Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в подготовительной группе.
Цель:
развивать интерес к художественному творчеству у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства.
Задачи:

Обучающие:
1. Формировать у детей представления о разнообразии видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения. 2. Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве: «Дымка», «Гжель», «Богородская игрушка», «Хохлома». 3. Учить замечать художественные элементы, определять материал, из которого изготовлены изделия декоративно – прикладного искусства. 4. Продолжать учить, составлять узор из растительных элементов (ветка, кустик, ягодка); определять колорит, элементы росписи.
Развивающие:
1. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание. 2. Закреплять умение выразительно читать стихи. 3. Развивать и закреплять умение сочетать движение и речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность применять полученные знания, умения и навыки в декоративно-прикладной росписи. 2. Воспитывать чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества, уважительного отношения к истории и культуре народов России, к труду народных мастеров.

Воспитатель
: Ребята, посмотрите к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Сегодня я для вас приготовила что-то интересное. Хотите узнать что? Я предлагаю совершить экскурсию в музей декоративно – прикладного искусства. Вы согласны? Славилась Россия чудо – мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили.
Воспитатель
: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров и отгадать загадки. 1. Разноцветные подружки Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшка.) – Конечно, это всем нам знакомая матрёшка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрёшку.) - Красавица-матрёшка – русская национальная деревянная игрушка. Самая знаменитая – Семёновская матрёшка в жёлтом платочке и красном сарафане.
Воспитатель.
Какие краски использовали мастера при росписи матрёшек?
Дети:
Мастера использовали красный, жёлтый, зелёный, малиновый цвета.
Воспитатель:
Какие элементы узоров присутствуют?
Дети:
Узор растительный (цветы и листья).
Воспитатель
: – Следующая загадка. 2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда. Роспись с синим завитком, Манит русским васильком. (Гжель.) Скажите, какие элементы росписи использовали гжельские мастера при росписи посуды?
Дети:
Мастера использовали – точки и прямые линии, бордюры, капельки и веточки, мазковая роспись.
Воспитатель:
Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота. 3. Все игрушки – непростые, А волшебно-расписные Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.) - К а к в ы д о г а д а л и с ь , ч т о э т о д ы м ко в с к а я и г р у ш к а ?
Дети:
(По узорам, цвету, белому фону)
Воспитатель:
- Ребята, расскажите, какими элементами росписи украшают свои игрушки дымковские мастера?
Дети:
Дымковские мастера украшают свои изделия - кружочками, точками, прямыми и волнистыми линиями, кольцом, сеточкой, мазком.
Воспитатель:
- А какого цвета узоры на дымковских игрушках?
Дети:
Цвета разные: красные, жёлтые, синие, зелёные, оранжевые, розовые, немного чёрного. Все цвета только яркие, поэтому она такая красивая.
Воспитатель:
- Молодцы. 3. Добрый мастер сделал сказку, Оживают звери в сказке, Мишки, зайцы, колотушки – Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Но, мне кажется, что вы забыли ещё про одно изделие. Послушайте загадку: 4. Выросла золотая травка на ложке, Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
Воспитатель:
Из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети.
Узор состоит из ягод, листьев и завитков.
Воспитатель:
Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягода земляники, и завитки трав и листьев. - А где зародились хохломские изделия?
Ребёнок.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, берёза, ольха). В селе Хохлома с давних времён проходили ярмарки по продаже деревянных посуд, расписных ложек. Это дало название целому промыслу.
Воспитатель:
Рассмотрите внимательно все изделия и скажите, чем отличаются изделия и что их объединяет?
Дети.
( Матрёшки, богородская игрушка и хохломские изделия сделаны из дерева, дымковская игрушка из глины, а гжелевские изделия из фарфора. Хохломские - на чёрном и жёлтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельские на белом фоне).
Воспитатель:
- Я вижу вы устали. Сейчас вы немножко отдохнёте. Вставайте в круг.
Физкультминутка.
Если б всё на свете было Одинакового цвета, (Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило Или радовало это? (наклоны головы вперёд-назад) Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным (Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо) Пусть же всё вокруг нас будет Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).
Воспитатель:
Ребята, вы хотите стать хохломскими мастерами и попробовать расписать эту доску?
Дети.
– Да!!! - Молодцы! Присаживайтесь! Народные мастера наносили узор кончиком кисти, очень осторожно, ведь работу нельзя портить. Рисунок наносится только один раз. - Какие цвета вам понадобятся для составления узора?
Дети.
(Красный, зелёный, жёлтый и немного чёрного)
Воспитатель:
- Какое главное правило при составлении узора?
Д е т и .
(Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Воспитатель:

-
Ну, а сейчас можете приступать расписывать свои доски.
Работа детей.
Дети под музыку расписывают доски.
Воспитатель:
- Ребята, покажите гостям, какая красота у вас получилась. А кто расскажет стихотворение о хохломских изделиях?

Ребёнок.
Как волшебница Жар-птица, Не выходит из ума Чародейка-мастерица, Золотая Хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входит в царство Берендея, В мир волшебной Хохломы.
Воспитатель:

-
А сейчас ребята я предлагаю послушать песню в исполнении Марины Пахоменко «Хохлома». Ребята, вам понравилась экскурсия в музей народно – прикладного искусства? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. На этом наше занятие окончено. Попрощайтесь с гостями.


В раздел образования