Напоминание

Обобщение педагогического опыта


Автор: Соколова Виктория Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Советская средняя школа №1"
Населённый пункт: п.г.т.Советский,Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение педагогического опыта
Раздел: среднее образование





Назад





Обобщение педагогического опыта работы
Обобщая свой опыт работы, я попыталась выделить самое главное, самое необходимое, чем я руководствуюсь при обучении детей английскому языку. Концепция модернизации российского образования так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны". В этом свете важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, прививать ему ключевые компетенции (социально-политическую, информационную, социокультурную, коммуникативную, готовность к образованию на протяжении всей жизни), необходимые для дальнейшего самообразования. Не будет преувеличением утверждать, что коммуникативная компетенция в широком смысле лежит в основе всей человеческой деятельности. Формирование коммуникативной компетентности неразрывно связано с развитием и воспитанием способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формированием активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитием таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитием способности и готовности к
дальнейшему самообразованию; приобретением опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы. Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить. В наши дни владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. Мы живём в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек, или из какой страны будут его партнёры. И от того, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, чувства, своё отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми. Специфика иностранного языка как учебного предмета как раз и состоит в том, что общение на иностранном языке является не только целью, но и средством и условием обучения языку. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, я выбираю методы и технологии, помогающие учащимся овладеть основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом для того, чтобы свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях. На своих уроках я стараюсь:  создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него
желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;  затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;  активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;  создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;  учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;  предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество. Все перечисленные критерии могут быть реализованы при
использовании

коммуникативных и интерактивных форм и методов обучения, таких

как:

-проектная деятельность (
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранных языков путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса
обучения с учителя на ученика, мотивирует учащегося к более успешному изучению иностранного языка. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. )
обучение в сотрудничестве
( Создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика в совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.
игровые технологии (
Обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка и является уникальным средством ненасильственного обучения. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она позволяет более эффективно достигать поставленные цели и задачи урока и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях. Игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют её участникам раскрыть свои личностные качества, повышают их самооценку.)
В моделировании речевых ситуаций отдаю предпочтение межтематическому обучению, чтобы учащиеся использовали знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения нескольких тем. Это способствует обобщению материала урока, лучшему его усвоению и приближает иноязычную речь учащихся к естественной разговорной речи, для которой характерен свободный переход от одной темы к другой. Для формирования речемыслительной деятельности, на мой взгляд, очень важны
межпредметные связи
, так как содержанием устной речи учащихся являются знания, полученные на уроках литературы, истории, географии и т.д. Интегрирование с музыкой Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата. Интегрирование с русским языком и литературой Уроки «Шекспир на все времена», литературная гостиная «Творчество Сергея Есенина» строятся на межпредметных связях с русским языком и литературой, которые позволяют обеспечить максимальную эффективность уроков английского языка, способствует интеллектуальному развитию учеников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят отрывки из произведений великих писателей, причём оценивается не точность перевода, а стиль написания. Интегрирование с биологией, экологией
Уже в начальной школе ребята готовят журналы о своих питомцах, где размещают фотографию домашнего животного, рассказывают о том, как за ними ухаживают. Школьники постарше знакомятся с рассмотрением определённых явлений – «парниковый эффект», «озоновые дыры», создают плакаты и рефераты об исчезающих животных. Интегрирование с историей и географией Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера “Великобритания”, “Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (адмирал Нельсон), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук, Френсис Дрейк). Особое внимание я уделяю развитию не только интеллектуальных, но и
творческих способностей
обучаемых. Творческая деятельность даёт широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Направления творческой деятельности школьников проявляются в их увлечениях: музыкой, компьютером, спортом, танцами, коллекционированием и т. д. Между ребятами в классе складываются определённые отношения, - всё это я использую для активизации познавательной деятельности. Ученики приносят на уроки фотографии, открытки, альбомы («Моя семья», «Мои друзья»), предметы из своей коллекции, любимые игрушки («Увлечения, досуг, хобби»). Такие уроки оживляют общение, они имеют
личностную направленность, создают подлинно коммуникативную обстановку на уроке. Творческие способности школьников проявляются и развиваются при разучивании английских стихов и песен, а также в проектной деятельности, о которой уже было сказано выше, и даже в индивидуальной работе дома. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования интернета. Вне общения интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда- либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. В заключение хочу отметить, что имеющийся у меня опыт использования коммуникативных и интерактивных форм и методов обучения на уроках иностранного языка дает положительные результаты. Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск позволяют увеличить плотность коммуникативного общения на уроке. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Все это обеспечивает эффективность обучения.


В раздел образования