Сценарий занятия на тему "Основы охраны труда" с использованием здоровье сберегающих технологий
Автор: Аржанова Алена Валерьевна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБОУ СПО "СПБ ТКУиК" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Сценарий занятия на тему "Основы охраны труда" с использованием здоровье сберегающих технологий Раздел: среднее профессиональное
Сценарий занятия на тему «Основы охраны труда» с использованием здоровье
сберегающих технологий, по предмету «Организация работы органов социальной
защиты населения».
Автор: Аржанова Алена Валерьевна,
преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «СПБ ТКУиК»
Возраст обучающихся: 16-18 лет.
Цель: Приобретение студентами необходимых знаний по охране труда для их применения
в практической деятельности и с целью обеспечения профилактических мер по
сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Задачи:
1.
Образовательная:
- сформировать систему ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья;
- ознакомить с видами гимнастик и разнообразием форм релаксации;
- организовать закрепление пройденного материала;
- консультировать в процессе выполнения задания.
2. Развивающая:
- способствовать развитию мышления, научить анализировать, сравнивать,
систематизировать;
- способствовать развитию познавательного интереса и творческой активности;
- способствовать развитию аккуратности и последовательности выполнения заданий.
3. Воспитательная:
- воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни;
- способствовать развитию нравственных качеств личности, ответственности,
дисциплинированности, аккуратности, умению работать в коллективе.
Оборудование: Аудитория, оборудованная рабочими местами. Мультимедийные средства
обучения.
Тип занятия: Урок-практикум
Методы обучения:
1.
Беседа
2.
Выступление творческих групп
3.
Изучение методов релаксации
4.
Закрепление полученных знаний и умений
Ход занятия.
1.
Организационный момент: студенты располагаются за рабочими местами,
проверка отсутствующих, проверка готовности.
2.
Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.
Преподаватель задает вопрос: Зачем нужна охрана туда? Что такое безопасность на
рабочем месте?
Ответы студентов.
3.
Краткое изложение нового материала.
Преподаватель: Основная задача безопасности труда – это исключение воздействия на
работников вредных и опасных факторов, минимизация физиологических последствий
– травм и заболеваний. Основные принципы обеспечения безопасности труда:
совершенствование технологических процессов, модернизация оборудования,
устранение или ограничение источников опасностей, ограничение зоны
распространения, средства индивидуальной и коллективной защиты.
4.
Работа творческих групп.
Студенты до занятия получают задание и делятся на группы. Темой задания являются
профессии и профессиональные заболевания. Задания оформляются в виде докладов и
презентаций, регламентом не более 5 минут.
Преподаватель: Из докладов мы убедились, что существует «человеческий фактор»,
оказывающий влияние на решение вопросов охраны труда и здоровьесбережение
сотрудников той или иной организации, который мешает бухгалтеру или менеджеру,
работающему за компьютером, проводить для себя кратковременные перерывы с
выполнением несложных упражнений способствующих разгрузке и расслаблению.
Симптомы «компьютерных» заболеваний многочисленны и разнообразны, причем
маловероятно наличие только какого-то одного заболевания, поскольку человеческие
органы взаимосвязаны. Именно поэтому пользователь ПК обычно тянет за собой
«букет» болезней. Как итог, ухудшение работоспособности.
5.
Освоение способа физических действий.
Преподаватель: Разберем и попробуем некоторые упражнения способствующие
сохранить отличное зрение, осанку, а также уменьшить дискомфорт и получать
удовольствие от работы.
Комплекс упражнений:
1.
Сидя на стуле (кресле) прижмите ладони к бедрам, локти к телу, затем попробуйте
5-10 раз свести лопатки вместе, при этом плечи также приходят в движение.
Сделайте это не менее 5 раз.
2.
Медленно наклоните голову вперед, подбородком достаньте до груди, затем
медленно поверните голову направо/налево. Делайте все плавно и медленно.
Повторите не менее 5 раз.
3.
Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь пальцами к верху, затем медленно
наклонитесь вправо/влево с поднятыми руками. Сделайте не менее 3 раз.
4.
Сидя, периодически закрывайте глаза на 5-10 секунд, не забывайте моргать.
Делайте не менее 1 минуты.
5.
Рассейте взгляд, затем быстро поморгайте, примерно 5 секунд.
Преподаватель: Комплекс упражнений займет совсем немного времени, при этом
эффект вы можете ощутить уже сейчас. Отступает тяжесть в спине и ногах, глаза
отдохнули, а настроение улучшилось.
6.
Подведение итогов занятия.
Преподаватель: На работоспособность сотрудников большое влияние оказывают
психофизические разрядки, в работе обязательно должны присутствовать
оздоровительные моменты, минутки релаксации, гимнастика.
В целях реализации норм по охране труда разработаны положения и требования
Министерством Здравоохранения и Социального развития, а также Министерством
образования. В них изложены требования по организации рабочего места, организации
профилактических мер по предупреждению профессиональных заболеваний.
7.
Методические материалы.
- Постановление Минздравсоцразвития и Министерства Образования от 13.01.2003 г.
№1/29 «Об утверждении Порядка обучения охране труда»
- Трудовой Кодекс Российской Федерации
- О.С. Ефремова «Охрана труда в организациях в схемах и таблицах», Альфа-Пресс,
2013
Данный урок является нестандартным по следующим признакам.
Целью нестандартного урока является возбуждение и удержание интереса обучающегося к
процессу обучения. В данном уроке скомпонованы различные методы, средства и форма
занятия. Студенты выполняют самостоятельную работу, выискивают информацию, затем
показывают и рассказывают результат. В уроке присутствует как индивидуальная работа,
так и коллективная. В уроке использован творческий подход. Учащиеся пробуют и
самостоятельно решают поставленные задачи. При помощи занятия развивают навыки
здоровье сберегающих технологий. При помощи методов использованных в уроке,
преподаватель прививает основы охраны труда, сбережения здоровья, которые,
безусловно, будут использоваться студентами в дальнейшей их жизни. Так сказать
практически направленное занятие.