"Экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Веткина Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №128 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: "Экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Экспериментальная деятельность, как средство познавательного раз-
вития детей старшего дошкольного возраста
Веткина И.А., Воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №128
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ста-
вить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком ум-
ственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.А.Тимирязев
В настоящее время, реализуя программу ФГОС ДО, где современной це-
лью педагогического процесса является развитие личности ребенка как субъек-
та собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в сво-
ей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает но-
вые возможности воспитания и образования дошкольников. Так, одним из более
эффективных в наши дни стал метод экспериментирования.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размыш-
лять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-
следственную связь, соблюдать правила безопасности.
У детей формируются основы логического мышления, что обеспечивает
максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их
полноценную готовность к обучению в школе. Хорошо подготовленный к школе
ребенок – это ребенок, который имеет высокую познавательную активность.
В 1990-ые годы, профессор, член Академии творческой педагогики РАО
Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследова-
тельской работы в системе дошкольного образования пришел к заключению,
что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментиро-
вание.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им при-
суще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментиро-
вание, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Цель экспериментирования: создание условий для формирования основ
целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами
эксперимента.
Задачи экспериментирования:
углублять представления детей о живой и неживой природе;
расширять их представления о физических свойствах окружа-
ющего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном исполь-
зовании их человеком для удовлетворения своих потребностей;
формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы;
развивать мышление, внимание, память, речь;
воспитывать
познавательный
интерес
и
эмоционально-
ценностное отношение к окружающему миру.
Методический материал по изучаемой проблеме очень богат и насыщен,
позволяет педагогу выбирать, варьировать, проявлять свою творческую актив-
ность.
Содержание работы по опытно-экспериментальной деятельности, реали-
зуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
1) специально организованные занятия по познавательной деятельности с
включенным опытом по заданной теме;
2) совместная деятельности педагога с детьми;
3) свободная деятельность детей.
При организации детского экспериментирования необходимо учитывать
индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость), право ребенка на
ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу. В работе с
детьми нужно стараться не проводить четкой границы между обыденной жиз-
нью и обучением, потому что эксперимент – это не самоцель, а способ ознаком-
ления с миром.
Структура детского экспериментирования, в свою очередь, включает в
себя:
1) постановку проблемы, которую необходимо решить;
2) целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
3) выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
4) проверка гипотез (поиск возможных путей решения);
5) анализ результатов (подтвердилась – не подтвердилась);
6) формулировка выводов.
Отношение воспитателя с детьми строится на основе партнерства. В про-
цессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность («Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет
если?»), почувствовать себя ученым, исследователем. Большую радость, удив-
ление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших откры-
тий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Детское экспериментирование, тесно связано с другими видами деятель-
ности дошкольников, и в первую очередь с такими как наблюдение и труд, а
также с развитие речи. В ходе обсуждения действий дети начинают рассуждать,
пробуют высказывать гипотезы. У них развивается диалогическая речь, они
учатся работать сообща, уступать друг другу. Связь экспериментирования с
ИЗО тоже важна. Чем сильнее развита изобразительная способность, тем точнее
будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментиро-
вания с формирование элементарных математических представлений. Во время
проведения
опытов
постоянно
возникает
необходимость
считать,
измерять,
сравнивать, определять форму и размеры. Экспериментирование связано и с
другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с физ-
культурным и музыкальным воспитанием.
В работе по экспериментальной деятельности используются различные
методы и приемы:
вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;
схематическое моделирование опыта;
наблюдение природных явлений;
метод «первой пробы» применения результатов собственной исследова-
тельской деятельности;
проблемные ситуации, например, «Почему снег вечером лепился, а сего-
дня нет?», «Причина появления пара при дыхании»;
экспериментальные игры;
использование ИКТ, энциклопедий.
Для успешного решения задач по экспериментированию, необходимо со-
здание условий (мини-лаборатории, центры науки, уголки экспериментирова-
ния, с необходимым набором оборудования и материалов).
Таким образом, в ходе экспериментирования воспитанники получают ре-
альные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоот-
ношениях с другими объектами и средой обитания, а также происходит обога-
щение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Помимо
этого, развивается речь и эмоциональная сфера ребенка, творческие способно-
сти.
Детские вопросы: «Зачем?», «Как?» и «Почему?», требуют не только от
воспитателей, но и от родителей компетентности в различных областях окружа-
ющего мира. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составле-
ны и проведены консультации с родителями, памятки и рекомендации: «Прове-
дите с детьми дома», «Как знакомить дошкольника с неживой природой», «Как
организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников» и др.
На
родительских
собраниях
обсуждались
возникающие
трудности
и
происходил обмен накопленным опытом, родители принимали активное уча-
стие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые
занятия с элементами экспериментирования и вовлекались в совместную дет-
ско-взрослую познавательно-исследовательскую деятельность.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких
«почемучек» и направляя их деятельность мы способствуем развитию детских
способностей в процессе экспериментирования.
Литература
1.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный
возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
2.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомен-
дации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
3.
Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. -М.: Центр «До-
школьное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. — 28 с.
4.
Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и стар -
шего дошкольного возраста: Методическое пособие.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128 с.