Напоминание

Основные критерии адаптации дошкольников


Автор: Ващенко Наталья Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: Основные критерии адаптации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные критерии адаптации дошкольников. Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте – 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте – месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Поскольку потребность в общении со сверстниками появляется у детей после 4 лет, то для предупреждения негативного отношения к детскому саду рекомендуется в случае нервно-соматической ослабленности отдавать в детский сад мальчиков не ранее 3,5 – 5 лет, а девочек не ранее 3 – 4 лет. Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ (дошкольному образовательному учреждению) – неизменно сложная проблема. Н. А. Аскарина не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример: «Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут». От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению этот процесс протекает сложно и болезненно. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в незнакомой обстановке.
Слезы, капризы, отказы идти в детский сад для многих родителей может наступить момент разочарования, а процесс привыкания может затянуться. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. К основным критериям адаптации относятся:  поведенческие реакции;  уровень нервно – психического развития;  заболеваемость и течение болезни;  главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес). Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Важно отметить, то что практически не один ребенок в возрасте до 3 лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный. Список литературы 1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 2011 г. 2. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2010 г. – № 2. 3. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 2012 г. 4. Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 2013 г.  № 1. 5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2014 г.


В раздел образования