Автор: Ващенко Наталья Владиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №1 Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск Наименование материала: Статья Тема: Основные критерии адаптации дошкольников Раздел: дошкольное образование
Основные критерии адаптации дошкольников.
Адаптация
ребенка
к
детскому
саду
–
это
и
процесс,
и
результат
согласования
ребенка
с
окружающим
его
миром
дошкольного
образовательного
учреждения,
приспособление
к
новой
обстановке,
к
структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления
соответствия
поведения
принятым
в
группе
детского
сада
нормам
и
правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста
разное
количество
времени,
и
зависит
от
возраста
ребенка,
состояния
здоровья,
уровня
развития.
В
оптимизации
процесса
адаптации
одна
из
главных ролей главная роль принадлежит педагогам и психологам детского
сада.
Создавая
у
ребенка
положительное
отношение
ко
всем
процессам,
развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям,
формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает
решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания
ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание
адаптационного процесса.
Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста
разное количество времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем
дошкольном возрасте – 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте –
месяц.
Состояние
аффекта
в
первое
время
посещения
детского
сада
выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки.
Поскольку потребность в общении со сверстниками появляется у детей
после 4 лет, то для предупреждения негативного отношения к детскому саду
рекомендуется
в
случае
нервно-соматической
ослабленности
отдавать
в
детский сад мальчиков не ранее 3,5 – 5 лет, а девочек не ранее 3 – 4 лет.
Повышение
возрастного
порога
начала
посещения
дошкольного
учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной
нагрузки
в
дошкольном
учреждении
–
с
другой,
делают
проблему
привыкания
младшего
дошкольника
к
условиям
детского
сада
особенно
актуальной.
Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья,
уровня
развития.
Период
привыкания
детей
к
ДОУ
(дошкольному
образовательному
учреждению)
–
неизменно
сложная
проблема.
Н.
А.
Аскарина не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример:
«Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью
почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним,
поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики
его вянут».
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое
развитие,
дальнейшее
благополучное
существование
в
детском
саду
и
в
семье. К сожалению этот процесс протекает сложно и болезненно. Малыши
тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих
людей, в незнакомой обстановке.
Слезы, капризы, отказы идти в детский сад для многих родителей
может
наступить
момент
разочарования,
а
процесс
привыкания
может
затянуться.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется
ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.
К основным критериям адаптации относятся:
поведенческие реакции;
уровень нервно – психического развития;
заболеваемость и течение болезни;
главные антропометрические показатели физического развития
(рост, вес).
Адаптация
включает
широкий
спектр
индивидуальных
реакций,
характер
которых
зависит
от
психофизиологических
и
личностных
особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий
пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает к
детскому
саду
по-своему.
Важно
отметить,
то
что
практически
не
один
ребенок
в
возрасте
до
3
лет
не
может
быстро
адаптироваться
к
яслям,
поскольку сильно привязан к маме, и ее исчезновение вызывает бурный
протест,
особенно
если
ребенок
впечатлительный
и
эмоционально
чувствительный.
Список литературы
1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 2011 г.
2. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому
саду // Дошкольная педагогика. – 2010 г. – № 2.
3. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 2012 г.
4. Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности
// Вопросы психологии. – 2013 г.
№ 1.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:
Совершенство, 2014 г.