Методы решения различных типов задач на уроках физики
Автор: Назарова Валентина Юрьевна Должность: преподаватель физики Учебное заведение: Колледж железнодорожного и городского транспорта Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Методы решения различных типов задач на уроках физики Раздел: полное образование
Значение использования и методы решения различных типов задач на
уроках физики.
“…человек знает физику,
если он умеет решать задачи…”.
[6]
Энрико Ферми
Решение
физических
задач
играет
большую
роль
в
формировании
навыков
самостоятельной
работы.
Именно
это
умение
наиболее
полно
характеризует
уровень
усвоения
знаний и
умений,
сформированность
у
обучающихся навыков практического применения полученных знаний.
Физическая
задача
–
это
ситуация,
требующая
от
обучающихся
мыслительных
и
практических
действий
на
основе
законов
и
методов
физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие
мышления.
Решение
задачи
–
это
процесс,
показывающий
творческую
деятельность человека, решающего данную задачу.
В
современном
образовании
физические
задачи
являются
основным
средством изучения предмета. Внедрение в образование принципа единства
теории и практики требует конкретизации физических понятий и явлений и
применение полученных знаний к решению практических задач.
Задача
— ситуация,
с
которой
приходится
иметь
дело
в
учебной
и
практической деятельности, когда необходимо определить неизвестное на
основе знания его связей с известными.
Под физической задачей следует
понимать ситуацию (совокупность определенных факторов), требующую
от обучающихся мыслительных и практических действий на основе законов
и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на
развитие мышления.
Цель
решения
задачи
:
понимание
обучающимися
физических
закономерностей и
применение их на
практике..
Происходит реализация
единства
теории
и
практики.
Осуществляется
принцип
политехнизма
в
обучении (подбор задач с техническим содержанием).
2
Особое внимание следует уделить задачам при закреплении материала,
так как только умение решать задачи характеризует степень осознанности
пройденного материала, прочность и глубину знаний.
Охарактеризуем некоторые виды задач по физике.
Качественные
— это
задачи,
для
решения
которых
не
требуется
вычислений;
использование
таких
задач
способствует
развитию
речи
обучающихся,
формированию
у
них
умения
ясно,
логически
и
точно
излагать
мысли,
оживляет
изложение
материала,
активизирует
внимание
обучающихся. (Задача:
Почему у подъёмных строительных кранов крюк,
который
переносит
груз,
закреплен
не
на
конце
троса,
а
на
обойме
подвижного блока?.Задача :
Почему, несмотря на непрерывное выделение
энергии в электрической печи или утюге, обмотка последних не перегорает?).
Эвристический
прием при
решении
качественных
задач
состоит
в
постановке
и
разрешении
ряда
взаимосвязанных
целенаправленных
качественных вопросов.
Следует различать три формы осуществления эвристического приема
решения качественных задач в процессе обучения физике:
а) форма наводящих вопросов предполагает постановку преподавателем ряда
вопросов и ответы на них обучающихся, это первая ступень обучения;
б) вопросно-ответная форма предполагает постановку самим обучающимся
вопросов и ответы на них; как правило, решение представляется в
письменном виде;
в) повествовательная (ответная) форма предполагает ответы
обучающихся на мысленно поставленные перед собой вопросы; решение
представляется в виде логически и физически связанных между собой
тезисов (предложений), образующих цельный рассказ.
Количественные (расчетные) задачи особенно необходимы при изучении
тех тем программы, которые содержат ряд количественных закономерностей
(законы
динамики,
законы
постоянного
тока
и
т.д.),
так
как
без
них
обучающиеся
не
смогут
осознать
достаточно
глубоко
физическое
3
содержание этих законов. (Задача . Во сколько раз уменьшится энергия
магнитного поля катушки, если силу тока уменьшить на 50%? Задача:. Тело
массой 30 г, брошенное с поверхности Земли вертикально вверх, достигло
максимальной высоты 20 м. Найти модуль импульса силы, действовавшей на
тело в процессе бросания. Сопротивлением воздуха пренебречь.)
Графические задачи позволяют выражать функциональные зависимости
между величинами, характеризующими различные процессы (особенно при
изучении различных видов движения в механике, газовых законов).
В
некоторых
случаях
только
с
помощью
графиков
могут
быть
представлены процессы, которые только на более поздних стадиях обучения
физике можно выразить аналитически (например, работа переменной силы
которая в дальнейшем вводится как определенный интеграл). (Задача: Тело,
имеющее начальную скорость 50 м/с, двигалось прямолинейно с постоянным
ускорением и через 10с остановилось. Построить график скорости тела и,
используя этот график, найти перемещение и путь, пройденные телом.
Задача :Начертить графики изотермического расширения идеального газа
данной массы в координатах ( p, V);
(T,V);
(r, p);
(r, T), где (T,V),
(r, p )—
соответственно температура, объем, плотность и давление газа.)
Экспериментальные — задачи, данные для решения которых получают
из
опыта
при
демонстрации,
или
же
при
выполнении
самостоятельного
эксперимента. (Так, например, при изучении физического прибора реостата с
помощью
экспериментальных
задач
учащиеся
уясняют
разницу
в
использовании реостата как прибора, регулирующего ток в цепи, и в качестве
делителя напряжения (потенциометра).
Задачи с неполными данными чаще всего встречаются в жизни, когда
недостающие сведения приходится добывать из таблиц, справочников, либо
путем измерений. Решение задач этого типа способствует формированию
навыков самостоятельной работы обучающихся со справочной литературой.
(Задача : Какой максимальный груз может выдержать алюминиевая (медная,
стальная и т.п.) проволока при заданном сечении? Задача :
При какой
4
наименьшей длине обрывается от собственного веса стальная проволока,
подвешенная за один конец?).
Структура процесса решения задачи:
•
ознакомление с условием задачи;
•
составление плана решения задачи;
•
осуществление решения;
•
проверка правильности решения задачи;
Этапы решения физических задач:
1 этап. Изучите условия, сделайте краткую запись данных при помощи
принятых обозначений. Изучить условие – значит, постараться представить
себе явление или процесс, который описан в содержании задачи.
2 этап. Подробно всесторонне рассмотрите физические явления и процессы,
о которых идет речь в задаче. Выявите и рассмотрите начальное и конечное
состояние процесса и параметры, их характеризующие. Это поможет вам
уточнить
условие,
поставить
соответствующие
индексы
к
буквенным
обозначениям.
3 этап.
Найти (извлечь из памяти) ту закономерность -
закон, формулу,
правило - которая описывает данное явление или процесс.
4 этап. Сделайте проверку, соответствует ли число полученных уравнений
числу
неизвестных;
все
ли
величины,
входящие
в
расчетную
формулу,
определены.
Проверьте
соответствие
размерности
искомой
величины
по
расчетной формуле.
5 этап. Вычислите значение искомой величины, дайте анализ полученного
ответа.
Важно,
чтобы
обучающимся
на
первых
этапах
обучения
физике
были
сообщены требования, предъявляемые к решению задач: обязательная запись
данных
и
полученного
результата
в
единицах
СИ;
получение
рабочей
формулы для расчета (позволяет сразу провести расчет искомой величины
без промежуточных расчетов. Особенно актуальна для задач с недостатком
5
данных); запись ответа; аккуратная последовательная запись всей задачи с
краткими комментариями.
Критериями сформированности умения решать физические задачи являются:
1. Знание основных операций, из которых складывается процесс решения
задачи.
2. Усвоение структуры совокупности операций.
3. Перенос усвоенного метода решения задач по одному разделу на решение
задач по другим разделам и предметам.
В физическом образовании сложился определенный тип учебного процесса,
характеризующийся стремлением преподавателя преподнести все знания в
готовом виде. Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная
деятельность обучающихся приобретает односторонний воспроизводящий
характер: главные усилия обучающихся направлены на восприятие готовых
знаний, их запоминание и последующее воспроизведение.
Физические задачи, направленные на отработку того или иного умения,
физического
навыка,
на
овладение
определенным
знанием,
задачи
иллюстративного характера , тренировочные упражнения, выполняемые по
образцу. Но не менее необходимы задачи, направленные на воспитание у
обучающихся
устойчивого
интереса
к
изучению
физики,
творческого
отношения к учебной деятельности. Необходимы специальные упражнения
для овладения методами научного познания реальной действительности и
приемами
продуктивной
умственной
деятельности,
которые
являются
необходимыми для дальнейшего обучения выбранной профессии, особенно
технической направленности.
Осуществляя
целенаправленное
обучение
решению
задач,
с
помощью
специально подобранных упражнений, можно учить наблюдать, пользоваться
аналогией,
индукцией,
сравнениями,
и
делать
соответствующие
выводы.
Необходимо
прививать
обучающимся
прочные
навыки
творческого
мышления.
Эвристический метод обучения позволяет преподавателю предоставить
6
обучающимся больше возможностей для различных видов самостоятельной
деятельности.
Это
метод
обучения,
ставящий
целью
выстраивания
обучающимися
собственных
целей
изучения
задачи,
процесса
поиска
решения и ответа на вопросы задачи.Эвристическое обучение для ученика
— непрерывное
открытие
нового
(эвристика
— от
греч.
heurisko
—
отыскиваю, нахожу, открываю).
Эвристическая
образовательная
деятельность
включает
в
себя
оргдеятельностные, когнитивные и креативные методы .
Когнитивные
методы:
познавательные
,основанные
на
представлении
ситуации
в
реальности.
Метод
эвристического
наблюдения
дает
возможность
обучающимся
провести
наблюдения
за
любым
реальным
предметом или явлением, провести пролонгированные наблюдения и на их
основе
сделать
анализ
и
вывод.
Метод
эвристического
исследования
предлагает
обучающимся
исследовать
физическое
тело
по
плану:цели
исследования, план работы – факты об объекте – опыты – рисунки опытов
– новые факты – возникшие вопросы и проблемы – версии ответов
–
гипотезы – выводы;
Примеры: это могут быть задачи на исследования. Можно исследовать
объект, а можно исследовать явление или процесс.
1.
Исследуйте все возможные физические свойства металлического шара
любого
размера,
используя
подручные
средства
(в
том
числе
и
имеющиеся
в
лаборатории).
Запишите
наиболее
примечательные
факты, которые вы обнаружили, поставленные вами вопросы и версии
своих ответов на них.
Ответ: физические свойства – круглый, твердый, холодный на ощупь,
железный и т.д.
Можно найти массу: а) взвесить, б) через взаимодействие, в) m=ρv.
Можно
выяснить
коррозийную
стойкость
шарика,
поместив
его
в
солевой раствор.
7
2.
Мальчик играл возле дома, когда заметил приближающегося к нему
дедушку,
идущего
со скоростью
0,5м/с. Мальчик
пошел навстречу
дедушке
со
скоростью
1м/с.
Щенок,
до
этого
дремавший
возле
мальчика, тоже побежал к дедушке. Добежав до дедушки, щенок, не
сбавляя скорости, тут же побежал назад к мальчику, а затем снова к
дедушке и т.д. Какое расстояние пробежал щенок к моменту встречи
внука
с
дедушкой,
если
скорость
щенка
была
5м/с,
а
начальное
расстояние между внуком и дедушкой было 150м.
Решение:
Посмотрим на проблему в целом и ответим на вопрос, до каких пор бегал
щенок? Щенок бегал до тех пор, пока внук не встретился с дедушкой!
Найдем время, через которое внук встретился с дедушкой. Для этого
найдем скорость сближения внука с дедом (скорость движения одного
относительно другого): u=v
1
+v
2
; u=1,5 м/с. Тогда время сближения t=s/u;
t=150м/1,5 м/с=100с.
Проанализируем
еще
раз
условие
:
все
это
время
щенок
бегал
с
постоянной скоростью, следовательно, он пробежал расстояние s равное
s=v
3
·t; s=5м/с·100c= 500м.
3.
Луч света имеет особенности прохождения через собирающую линзу.
Что может быть собирающей линзой для звука? Предложите и опишите
конструкцию
такой
линзы.
Приведите
примеры
ее
возможного
применения.
4.
Хоккейная шайба, имея начальную скорость V
0
=5м/с, скользит по льду
и до удара о борт площадки проходит путь S=10м. Определите, какой
путь
L
пройдет
шайба
после
абсолютно
упругого
удара,
если
коэффициент
трения
шайбы
о
лед k=0,1.
Сопротивлением
воздуха
пренебречь.
Решение (исключение промежуточных процессов).
8
Трансформируем условие задачи – уберем стенку, тогда при движении
шайбы энергия будет расходоваться на совершение работы против силы
трения F=kmg, где k-коэффициент трения. По закону сохранения энергии,
m V
0
²/2 = kmgS
1
→
S
1
= V
0
²/2kg , где S
1
- путь, пройденный шайбой, если
убрать стенку.
Тогда
L= S
1
- S= V
0
²/2kg- S=2,5(м).
Оргдеятельностные
методы
позволяют
обучающимся
научиться
постановке
целей
самостоятельной
деятельности,
проводить
анализ
данных и требований, формируют навыки перекодировки текста в схему,
составление моделей свойств и явлений.
Примеры:
1.
В
медном
калориметре
массой
m
м
=100г
находится
вода
массой
m
в
=200г при температуре t
1
=20
0
C. В воду опускают стальную деталь
массой
m
с
=80г
и
температурой
t
2
=90
0
C.
Какая
температура
установится после прекращения теплообмена?
Решение:
Анализ
данных
приводит
к
выводу ,
что
вода
и
калориметр
будут
нагреваться, а деталь – охлаждаться до некоторой температуры t
у
, при
этом часть тепла будет отдана в окружающую среду.
Разработаем модель, которая сделает задачу решаемой: будем считать,
что
теплообменом
с
окружающей
средой
можно
пренебречь
(идеализация
свойств
и
явлений).
Предложите
обучающимся
самостоятельно сделать перевод единиц измерения в систему СИ.
Удельная теплоемкость воды с
в
=4200 Дж/кг
0
C, удельная теплоемкость
меди с
м
=400 Дж/кг
0
C, стали с
с
=500 Дж/кг
0
C.
Количество
теплоты,
которое
получает
калориметр при
теплообмене
можно рассчитать по формуле: Q
1
= с
м
m
м
(t
у
- t
1
), при этом вода получит
Q
2
= с
в
m
в
(t
у
- t
1
).
Количество теплоты, которое выделится при охлаждении детали до t
у
можно вычислить по формуле Q
3
= с
с
m
с
(t
2
– t
у
). Составим уравнение
9
теплового баланса в виде Q
полученное
= Q
отданное
, т.е.
Q
1
+ Q
2
= Q
3.
Получаем
с
м
m
м
(t
у
-
t
1
) + с
в
m
в
(t
у
-
t
1
) = с
с
m
с
(t
2
– t
у
). Откуда выражаем t
у.
После
подстановки числовых данных получаем t
у
=23
0
C.
Аналитический метод решения задач основан на тесной взаимосвязи физики
и математики, но есть некоторые условия применения понятий.
1.
В ряде случаев новые математические понятия вводятся на уроках физики
раньше, чем математики:
•
Понятия аргумента ∆х и приращения функции ∆f вводятся в математике
на первом курсе, а в курсе физики еще в средней школе в 9-ом классе при
изучении мгновенной скорости.
•
С радианным измерением углов обучающиеся также знакомятся раньше
на уроках физики, а не математики .В физике оно рассматривается уже в 9
классе в связи с изучением угловой скорости.
•
Понятие предела в физике рассматривается на занятиях по математике и
физике, но в физике несколько раньше. Когда проводится анализ уравнения
Менделеева – Клапейрона
V
RT
m
=
Ρ
,
сказано следующее: « Это давление исчезает лишь при m
→
0 или V
→
∞,
а
также при Т
→
0.
Разъясняя обучающимся этот материал, преподаватель физики должен
здесь
пользоваться
понятием
предела,
предварительно
выяснив,
как
изменяется дробь, когда числитель неограниченно уменьшается, знаменатель
неограниченно возрастает, а числитель не меняется.
2.
Имеют
место
случаи,
когда
чисто
математические
понятия
в
математике не рассматриваются, а в физике вводятся и используются. В
геометрии
подробно
рассматриваются
операции
сложения-
вычитания
векторов, умножение вектора на число, и совершенно отсутствует понятие
проекции вектора на ось.
10
3.
Не
всегда
на
занятиях
по
физике
используются
некоторые
математические
понятия,
которые
прочно
утвердились
в
математике.
В
физике
не
пользуются
понятием
противоположных
векторов
и
нулевого
вектора, хотя они известны обучающимися из курса геометрии 8 класса.
4.
В
учебниках
физики
и
математики
иногда
используется
различная
терминология.
•
В
учебниках
математики
вместо
старого
термина
«абсолютная
величина
числа»
применяется
термин
«модуль
числа».
В
учебниках
по
физике продолжают пользоваться термином «абсолютная величина».
•
В курсе математики применяется термин «длина вектора», поскольку
рассматриваются исключительно геометрические векторы. В курсе физики
пользуются терминами «модуль вектора» и «абсолютное значение вектора».
5.
Иногда в курсах математики и физики имеет место несоответствие
между символикой.
Хотя
эти
нарушения
не
столь
уж
значительны,
знание
их
позволит
преподавателю
физики
более
эффективно
построить
обучение
решению
задач по физике аналитическим методом.
Задача: Конический маятник массой m вращается в горизонтальной
плоскости. Найти угловую скорость вращения и силу натяжения нити, если
её длина l м, а угол, который она составляет с вертикалью, равен α.
Решение:
Составить краткую запись, рисунок
самостоятельно.Преподаватель должен объяснить условие движения
маятника и нанести на рисунок две силы – сила тяжести
g
m
и сила
упругости нити
F
.
По II закону Ньютона:
g
m
F
a
m
+
=
От векторной формы записи перейдем к уравнениям в проекциях на оси
координат:
+
=
+
=
y
y
y
x
x
x
mg
F
ma
mg
F
ma
.
11
Выразив проекции векторов через модули и принимая во внимание, что
0
,
0
=
=
y
x
a
g
имеем:
−
=
=
(2)
cos
0
(1)
sin
2
g
m
F
F
R
m
из уравнения (2) получим:
cos
g
m
F
=
учитывая, что
sin
l
R
=
, и подставляя в уравнение (1) найденное значение
F
,
вычислим угловую скорость:
cos
l
g
=
.
Задача «Мальчик , масса которого равна 50 кг, после разгона скользит
по льду, пройдя до остановки 40 м. Сила трения постоянна и равна 10 Н.
Сколько времени продолжается торможение?»
После краткой записи и анализа условия, переходим непосредственно к
объяснению решения. Выполнив чертеж, объясняем ,что к мальчику
приложены три силы: сила тяжести
P
, сила реакции
N
и сила сопротивления
c
F
. Рассмотрим проекции этих сил на вертикальную ось y и запишем
уравнение динамики:
0
=
+
+
cy
y
y
F
P
N
, так как
0
=
y
a
поскольку
N
N
P
P
F
y
y
cy
=
−
=
=
и
,
0
, то
P
N
=
.
Для проекций на ось х уравнение динамики имеет вид:
x
cx
x
x
ma
F
P
N
=
+
+
Так как
0
=
x
N
и
0
=
x
P
, получим:
ma
F
c
−
=
−
, или
m
F
a
c
=
(где
a
и
c
F
- модули векторов
a
и
c
F
).
Составляя уравнения движения , можно найти искомую величину -
время:
12
=
+
=
+
=
.
0
,
2
,
2
0
0
tx
x
x
x
x
tx
V
t
a
V
x
t
a
V
V
Выражаем проекции векторов через модули:
=
−
=
−
=
.
0
,
2
,
2
0
0
t
t
V
at
t
V
S
at
V
V
Имеем
2
2
at
S
=
, или
a
S
t
2
=
. Так как
m
F
a
c
=
, то
c
F
Sm
t
2
=
.
Предложите обучающимся провести окончательный арифметический
расчет самостоятельно. Далее необходимо сформулировать правильно ответ
, исходя из главного вопроса задачи и провести анализ ( устный) полученного
результата.
Объем и содержание учебного материала, составляющие основу
современного образования велики, и они могут быть усвоены обучающимися
только в системном единстве при осуществлении межпредметных связей.
«Степень
сложности
задачи
определяется
числом
существенных
взаимосвязей
в
ее
условии,
числом
опосредований
и
преобразований,
приводящих к нахождению искомого».
Ещё Ньютон говорил, что примеры учат лучше теории. Поэтому, чем
большим
количеством
приемов
овладевают
обучающиеся
при
решении
конкретных задач, тем лучше они будут подготовлены к решению разного
рода нестандартных задач в практической профессиональной деятельности.
Литература:
1.
Красин М.С. «Система эвристических приемов решения задач по физике»,
Калуга, 2005.
13
2.
Хабибуллин К.Я. Обучение методам решения нестандартных задач
Школьные технологии, №3. – 2004 - с.217-225.