Автор: Сидорова Татьяна Сергеевна Должность: педагог-библиотекарь Учебное заведение: МБОУ "Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина" Населённый пункт: Тюменская область, Сургутский район, с.п. Локосово Наименование материала: статья Тема: "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся средствами музейной педагогики" Раздел: среднее образование
средствами музейной педагогики»
Руководитель школьного музея
Сидорова Т.С.
с.п. Локосово
Духовно-нравственное
воспитания
подрастающего
поколения
в
настоящее
время
является
одним
из
приоритетных
направлений
образовательной
системы,
это
отражено
в
законе
об
образовании,
концепциях и стандартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано
ухудшением
морально-нравственной
обстановки
в
обществе,
подменой
ценностей. Такие понятия как долг, честность, уважение уже утратили свое
былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность,
завышенная ориентация на материальные благи, что особенно проявляется в
подростковой и молодежной среде. Задача учителей не стоять в стороне от
всего
происходящего,
а
помочь
детям
постигнуть
суть
нравственности,
показать
возможности
совершенствования
своего
духовного
начала,
сформировать культурные и общечеловеческие ценности.
Задача нашей школы - формирование духовного опыта и ценностей
может осуществляться посредством приобщение детей к культуре, быту,
традициям своего народа, как известно, издавна детей в семье приучали к
почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о
ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является
залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети
в
большей
степени
подвержены
негативным
социальным
влияниям,
происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому
наследию
должно
начинаться
с
познания
своего
края,
малой
родины.
Источником
«живой»
культуры,
в
настоящее
время
выступает
музей.
В
нашей школе с 2005 года была открыта музейная экспозиция а уже в 2007
году открылся музей: «Летопись жизни - прошлое и настоящее» в котором
собраны
подлинные
предметы
старины,
коллекции,
исторические
документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую
атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей
земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа.
Сегодня
школьный
музей МБОУ «Локосовская
СОШ им. З.Т.
Скутина»
единственный
на
территории
с.п.
Локосово
и
является
социокультурным центром села, представлен в трех музейных экспозициях:
«Предметы
старины»,
«Русская
горница»,
«Комната
Боевой
и
Трудовой
славы»;
Экспозиция - «Русская горница»- это не только реставрация прошлого,
не
увлечение
его
бытом,
фольклором,
а
поиск
и
внедрение
в
учебный
процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей
учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое
общество.
Всё это дает возможность более полно представить богатство
национальной
культуры,
уклад
жизни
народа,
его
историю,
язык
и
литературу, традиции, духовные цели и ценности.
«Комната Боевой и Трудовой славы» представлена в кабинете истории и в
холле на третьем этаже школы. В этой комнате собраны фотографии наших
земляков, которые в разное время защищали свою малую родину. Оформлен
большой стенд в честь нашего земляка З.Т. Скутина имя которого носит
наша
школа.
Также
имеются
подлинники
разных
семейных
документов
Скутина и его наградных листов и медалей.
Мы считаем, что наибольший учебно-воспитательный эффект и
формирование-духовно-нравственных
ценностей
возможен
только
при
сочетании школы с музейными уроками.
Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-
воспитательной
работы,
к
основным
относятся:
лекция;
экскурсия;
консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера,
киносеансы;
концерты;
встречи
с
интересными
людьми;
праздники;
исторические игры; конкурсы и викторины. Помимо основных существуют
также
и
нетрадиционные
формы
работы:
урок-сказка;
урок-сюрприз;
исследование; изобретательство; анализ первоисточников и многое другое.
Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей
и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность,
творческие
способности,
духовные
потребности
и
интересы.
Все
мероприятия проводятся в нашей школе. Стараемся выпускать
печатные
издания, которые потом используем в урочной и внеурочной деятельности.
Такие как: « сборник методических разработок классных часов по теме:
«Живая память поколений», «Жемчужины старины», сборник экскурсий по
музейным центрам «Жемчужины старины» и др. Деятельность в условиях
музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного
воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация
приобретает
наглядность,
образность,
способствует
активизации
воображения,
визуального
мышление,
обогащает
словарный
запас,
становится
средством
передачи
культурного
и
духовного
опыта.
С
методической
стороны,
данная
культурно-образовательная
деятельность
требует от музейных работников, учителей, высокой квалифицированной
подготовки,
знания
методики
проведения
музейной
работы,
а
также
понимание
особенностей
той
аудитории,
с
которой
приходится
взаимодействовать.
Внедрение в образовательный процесс музейной педагогики в школе,
позволяет
воспитывать
патриота
своей
Родины,
высоконравственного
человека, обладающего внутренней и внешней культурой. Наш школьный
музей
способствует
воспитанию
высококультурного
человека,
учит
понимать
значение
человеческого
наследия,
позволяет
прикоснуться
к
исторической эпохе. Наш школьный музей стал результатом длительной
совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, выпускников
нашей школы, совместным диалогом всех поколений.