Напоминание

"Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся средствами музейной педагогики"


Автор: Сидорова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина"
Населённый пункт: Тюменская область, Сургутский район, с.п. Локосово
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся средствами музейной педагогики"
Раздел: среднее образование





Назад





«Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся

средствами музейной педагогики»
Руководитель школьного музея Сидорова Т.С. с.п. Локосово Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные благи, что особенно проявляется в подростковой и молодежной среде. Задача учителей не стоять в стороне от всего происходящего, а помочь детям постигнуть суть нравственности, показать возможности совершенствования своего духовного начала, сформировать культурные и общечеловеческие ценности. Задача нашей школы - формирование духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщение детей к культуре, быту, традициям своего народа, как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей. В
нашей школе с 2005 года была открыта музейная экспозиция а уже в 2007 году открылся музей: «Летопись жизни - прошлое и настоящее» в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Сегодня школьный музей

МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина» единственный на территории с.п. Локосово и является социокультурным центром села, представлен в трех музейных экспозициях: «Предметы старины», «Русская горница», «Комната Боевой и Трудовой славы»; Экспозиция - «Русская горница»- это не только реставрация прошлого, не увлечение его бытом, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Всё это дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции, духовные цели и ценности. «Комната Боевой и Трудовой славы» представлена в кабинете истории и в холле на третьем этаже школы. В этой комнате собраны фотографии наших земляков, которые в разное время защищали свою малую родину. Оформлен большой стенд в честь нашего земляка З.Т. Скутина имя которого носит наша школа. Также имеются подлинники разных семейных документов Скутина и его наградных листов и медалей. Мы считаем, что наибольший учебно-воспитательный эффект и формирование-духовно-нравственных ценностей возможен только при сочетании школы с музейными уроками. Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно- воспитательной работы, к основным относятся: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки; студии, клубы; литературные вечера,
киносеансы; концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Помимо основных существуют также и нетрадиционные формы работы: урок-сказка; урок-сюрприз; исследование; изобретательство; анализ первоисточников и многое другое. Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы. Все мероприятия проводятся в нашей школе. Стараемся выпускать печатные издания, которые потом используем в урочной и внеурочной деятельности. Такие как: « сборник методических разработок классных часов по теме: «Живая память поколений», «Жемчужины старины», сборник экскурсий по музейным центрам «Жемчужины старины» и др. Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, визуального мышление, обогащает словарный запас, становится средством передачи культурного и духовного опыта. С методической стороны, данная культурно-образовательная деятельность требует от музейных работников, учителей, высокой квалифицированной подготовки, знания методики проведения музейной работы, а также понимание особенностей той аудитории, с которой приходится взаимодействовать. Внедрение в образовательный процесс музейной педагогики в школе, позволяет воспитывать патриота своей Родины, высоконравственного человека, обладающего внутренней и внешней культурой. Наш школьный музей способствует воспитанию высококультурного человека, учит понимать значение человеческого наследия, позволяет прикоснуться к исторической эпохе. Наш школьный музей стал результатом длительной совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, выпускников нашей школы, совместным диалогом всех поколений.


В раздел образования