Напоминание

Мы за здоровый образ жизни


Автор: Кондратович Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: город Майкоп
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мы за здоровый образ жизни
Раздел: начальное образование





Назад




Республика Адыгея Комитет по образованию Администрации Муниципального образования «Город Майкоп» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «БРИГАНТИНА»

C ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БАЗЕ

МБОУ «СОШ № 7»

«Мы – за здоровый

образ жизни»

Кондратович Т. В.,

учитель начальных классов

Введение
Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. В связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и образование должны стать поистине «здоровье сохраняющими». Очевидно, что прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни
Мир вошел в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (войны, природные катаклизмы, эпидемии болезней и т.д.). Будущее, как в России, так и во всем мире, безусловно, за молодым поколением. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать бытовые и профессиональные трудности. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства и правительства за будущее страны. Но вопросам сохранения и укрепления здоровья уделялось пристальное внимание во все времена и у всех народов. Вопрос, что понимать, под нормой здоровья человека не прост, он занимал ученых на протяжении всей истории медицины. Еще замечательный врач древности Авиценна, отмечая всю сложность и многослойность процессов, происходящих в организме, писал, что «… бывает тело, здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но не больное; тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; тело, больное легким недугом; наконец, тело, больное до предела». Лучшие умы человечества изучали проблему укрепления и сохранения здоровья. Но проблема эта остается насущной и в настоящее время. Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал, что «…забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».
Стратегическая цель
Охрана, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ответственности у родителей, педагогов в деле приобщения к здоровому образу жизни.
Тактические цели

Блоки:

Цели:

Создание условий
- оборудование спортзала; - спортивные уголки вотрядах; - спортивная площадка.
Рациональный режим
- летний ; - гибкий режим; - работа кружков.
Организация питания
- режим питания; - правильная расстановка мебели; - сервировка стола;
Формы методического общения
- обмен опытом работы; - консультации.
Работа с родителями
- день открытых дверей; - информационные бюллетени; - консультации;
Задачи
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Изучить практику решения проблемы и выявить ее реальный уровень.
3. Определить эффективность структурных компонентов здорового образа жизни. 4. Разработать «Мероприятия по формированию здорового образа жизни детей в летнем лагере».
Ожидаемые результаты
1. Осознание детьми понятие «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья. 2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни. 3. Овладение навыками ЗОЖ. 4. Снижение уровня заболеваемости. 5. Ребенок здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, готовый к школьному обучению. 6. Активизация интереса у детей к занятиям по физической культуре, спорту, закаливанию.
Организация воспитательно-оздоровительной деятельности в условиях

краткосрочной лагерной смены

Цель
оздоровительной работы с детьми: Охрана, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ответственности у родителей, педагогов, воспитанников в деле приобщения к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Организация рационального режима дня. 2. Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима. 3. Осуществление оздоровительных мероприятий. 4. Полноценное питание. 5. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки. 6. Создание атмосферы психологического комфорта. 7. Обеспечение безопасности детей. 8. Формирование потребности ЗОЖ. 9.Просвещение родителей по оздоровлению детей. 10.Развитие движений через разные формы. 11. Медицинское обслуживание детей.
Основные направления оздоровительной работы

Оздоровительные
1. Выполнение санитарно – гигиенического режима. 2. Гигиенические процедуры. 3. Оздоровительный бег. 4. Занятия физкультурой на воздухе, подвижные игры. 5. Игры с элементами спорта. 6. Питание. 7. Занятия - беседы «Минутки здоровья».
Организационные
1. Организация здоровьесберегающей среды в лагере. 2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности критериев здоровья. 3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, внедрение эффективных здоровьесберегающих программ, технологий и методик. 4. Пропаганда ЗОЖ, методов, оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников. 5. Введение инструктора по физической культуре.
6.Психологическое сопровождение.
Медицинские
1. Контроль за физическим здоровьем. 2. Оказание неотложной помощи детям, сотрудникам. 3. Проведение медосмотров для детей и сотрудников. 4. Контроль за организацией питания. 5. Контроль за санитарно – эпидемическим режимом. Для организации воспитательно-оздоровительной деятельности привлечены медицинский работник, учителя физической культуры, психолог. 1. Оганьян Ирина Васильевна, мед.сестра, сред.спец.образование, стаж работы 10 лет. 2. Лебедева Галина Юрьевна, инструктор ФК, высшее образование, стаж работы 21 год. 3. Машбашев Аслан Мухтарович, инструктор ФК, высшее образование, стаж работы 19 год. 4. Князева Ирина Сергеевна, психолог, высшее образование, стаж работы 5лет.. Рассмотрим основные условия формирования здорового образа жизни у детей в лагере.
Формы и методы оздоровления детей

Методы и

формы

Содержание

Контин

гент

Ответственные
Обеспечение здорового ритма жизни -Щадящий режим (адаптационный период); - гибкий режим; - организация комфортного микроклимата; - учёт астрологического прогноза; - оптимальная нагрузка на ребёнка; -учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Все отряды Начальник лагеря Воспитатели Ст. В. М/с Специалисты Физические упражнения - упражнения гимнастикой; - физкультурно–оздоровительные занятия; -подвижные и спортивные игры; - ритмика; - пальчиковая гимнастика; озд - оздоровительный бег. Все отряды Воспитатели Инструкторы по ф/к Гигиена и водные процедуры -умывание; -мытьё рук; -полоскание горла; -чистота среды; Все отряды Воспитатели М/с Свето- воздушные ванны - проветривание; - прогулки; - чистота воздуха; - приём на улице. Все отряды Воспитатели М/с
Активный отдых -развлечение, досуги; - праздники; - дни здоровья; - игры – забавы; Все отряды Воспитатели Муз.руководитель Инструктор по ф/к Рациональное питание -калорийность; - разнообразие блюд. Все отряды М/с Повара. Завхоз. Музыкальная терапия -хоровое пение; - муз. сопровождение (режимные моменты); -музыкально-театрализованная деятельность; -муз. сопровождение фона занятий. Все отряды Воспитатели Психолог Муз. руководитель Инструктор по ф/к Психогимнастика, аутотренинги - пальчиковая гимнастика; - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры – тренинги на развитие эмоций; - коррекция поведения; - учебная гимнастика. Все отряды Воспитатели Психолог Пропаганда ЗОЖ -эколого-валеологическая театрализация; - лекции и беседы; -занятия по ОБЖ. Все отряды Воспитатели М/с Психологическое сопровождение - психологический час; -консультации; -коррекция - ( тренинги, педситуации); - адаптация; -эмоциональное благополучие; Все отряды Психолог
Организация питания
Рациональное питание – важный фактор в создании здоровье сберегающей инфраструктуры лагеря: o двухразовое питание (мясо, молоко, масло , овощи, кондитерские изделия, сахар, крупы и т.д.); o введение овощей и фруктов в обед (запеканки, фрукты); o учёт старшей мед сестрой химического состава - процентное соотношение белков, жиров, углеводов, калорийности, объёма рациона; o соблюдение режима приёма пищи, её качества (сертификаты качества, бракераж сырых и готовых продуктов); o составление перспективного двадцатиоднодневного меню; o контроль за культурой приёма пищи; o гигиенические требования к использованию посуды; o витаминизация третьего блюда.
Психологическое сопровождение
Направлено на развитие

психологического здоровья детей и охрану прав каждого ребёнка, содействуют полноценному психологическому и личностному развитию детей, создания эмоционального психологического комфорта в лагере, обучение всех сотрудников полноценному, развивающему общению с детьми, приобщению их к социальному миру, изучение индивидуальных особенностей развития детей в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфере, оказание
психологической помощи детям, педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей, коррекции поведения школьников.
Программа

психологического сопровождения детей в школьном лагере «Бригантина»



Пояснительная записка.


Летний лагерь – это время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, для оказания полноценной психологической помощи, развития эмоционального интеллекта. Исходя из современных условий организации летнего отдыха детей, была разработана целенаправленная программа психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса и апробирована в практике работы школьного лагеря «Бригантина» МБОУ «СОШ №7», при этом учитывались возрастные особенности детей.
Цель:
укрепление психофизического здоровья детей во время пребывания в летнем лагере
Задачи:
 оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отрядах, как основного фактора адаптации в условиях лагеря;  содействие эффективному взаимодействию детей и педагогов;  содействие снятию эмоционального напряжения;  развитие коммуникативных способностей;  развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей;  развитие социальных эмоций, лидерских способностей;  приобщение и формирование здорового образа жизни. Основные направления работы :  диагностическое;  консультационное;  просветительское;  коррекционно-развивающее;  профилактическое.
Этапы сопровождения:

1. Подготовительный этап.

Цель:
- обучение педагогического персонала;  разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива лагеря.
Содержание работы:
 изучение литературы по данной проблеме;  подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;  просвещение педагогов по темам: «Проблемы адаптации детей в летнем лагере»; «Психолого-педагогические особенности формирования временного детского коллектива. Учет возрастных особенностей»; «Метод конгруэнтной коммуникации – как основа эффективного сотрудничества с детьми».
2.

Этап социально-психологической адаптации.

Цели:
создание тренинговых групп с целью:  создания благоприятного климата;  определения лидеров, а также детей, нуждающихся в психологической поддержке;  развития самосознания детей.
Содержание работы:
 тренинг «Знакомство. Формирование доверия и комфорта в отряде, развитие социальных эмоций»;
 диагностический срез с целью определения индивидуальных особенностей воспитанников и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, выявления «трудных» детей;  Работа кружка «Психология с увлечением».  Проведение олимпиады по психологии.
3.Коррекционно-профилактический этап.

Цели:
 контроль и коррекция психологического климата в отрядах;  коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным нахождением вне дома;  индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими различные отклонения;  развитие лидерских, коммуникативных способностей;  снятие эмоционального напряжения детей, педагогов.  Формирование психологического здоровья.
Индивидуальная работа

Цель
: психологическая помощь детям с низким уровнем адаптации. Индивидуальная работа проводится по результатам диагностики и наблюдений, заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной психологической помощи: o консультации (по запросу) очные и заочные «Вы спрашиваете – психолог отвечает» Тематика:  общение со сверстниками;  решение конфликтных ситуаций;  как справиться с чувством одиночества;  как найти друга;  как снять накопившееся напряжение;  взаимоотношения между мальчиками и девочками;  страхи и другие вопросы. o Час психологической разгрузки для детей:  аутогенная тренировка;  релаксации;  медитации; для педагогов:  Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов.
Работа с родителями
 Консультации (по запросам)
Этап рефлексии

Цель:
подведение итогов работы.
Содержание работы:
 занятие с элементами тренинга «Прощание» с целью получения обратной связи;  проведение диагностического среза с целью изучения эффективности программы.
Работа психолога с детьми младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере

Сказкотерапия
Тематика: 1. – страх темноты («Про Чебурашку», «Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок»); 2. – сказка для хвастунов («Котенок - Матросенок»); 3. – для тех, кто не любит мыться («Грязь - Грязища и Иван», «Тайна»); 4. – изгой в отряде («Ежик»); 5. – проблема детских капризов («Королева Капризов», «Слоненок с шариками»); 6. – проблема «драчливости» («Заяц с рюкзаком»);
7. – проблема сквернословия («Про разбойника «Слово – не воробей»); 8. – воспитание бережного отношения к природе («Особенная охота»).
Программа занятий с элементами тренинга

«Я учусь сотрудничать»

Цели и задачи:
 подготовка детей к самостоятельной жизни, правильной социализации – взращивать терпимость и уважение к другим, помочь увидеть смысл и ценность жизни;  создать в отряде дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателями, облегчая тем самым процесс совместного пребывания в лагере.
Тематика:
1. Общение. Умение вступать в контакт. 2. Умение ладить с другими. Сочувствие. 3. Принадлежность к группе. 4. Самооценка. 5. Умение слушать других. 6. Повышение самоуважения. Развитие внутренней компетентности. 7. Сотрудничество со сверстниками. Решение проблем и конфликтов. 8. Расслабление. 9. Фантазия. Чувственное восприятие.
Кружок «Психология с увлечением»
Программа психологического кружка «Психология с увлечением» для работы с детьми младшего школьного возраста в лагере.
Цель кружка
: развитие познавательного интереса детей в области психологических знаний и формирование требований к самосознанию и саморазвитию.
Задачи
: 1. Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе. 2. Способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу). 3. Развивать навыки общения у детей. 4. Создать условия для самораскрытия каждого ребенка. Рассчитано на детей младшего школьного возраста. Программа включает основы социально-психологического тренинга общения, интерактивные игры, диагностические методики, упражнения – пробы.


п/п

Период выполнения

Основные мероприятия
1. В течение лагерной смены Наблюдение за текущим психологическим состоянием детей. 2. В течение лагерной смены Обзор психологической литературы, составление комплекса психологических и кинестетических упражнений 3. С 4 по 30 июня Изучение литературы в связи с поставленными задачами. 4. В течение лагерной смены Составление методической копилки. 5. В течение лагерной смены Работа по запросу: индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальные занятия. 6. В течение лагерной смены Социально-психологическое сопровождение детей (индивидуальные ко н с ул ьт а ц и и ) , консультации по результатам диагностики 7. В течение лагерной Проведение психологических занятий с
смены педагогами. 8. В течение лагерной смены Проведение психологических занятий с детьми разных возрастных групп.
Практические занятия
№ п/п Дата Игры и цели развивающих занятий Примечание 1. 4.06 Игра «В мяч», «Тропинка». Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения. 2. 5.06 Игра «Закончи слово», «Что изменилось?», «Гомеостат» . Цель: стимулирование внутригруппового общения; развитие памяти, внимания логического мышления; работа по обогащению словарного запаса детей. 3. 8.06 Игра «Конспиратор», «Закончи предложение». Цель: развитие межличностного общения, внимания, тактильной памяти. 4. 9.06 Игра «Конспиратор», «Кто есть кто, что есть что?», «Имя и движение» Цель: развитие общения в группе, наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы. 5. 10.06 Игра «Конспиратор», «Кто есть кто, что есть что?», «Слушай внимательно», «Укрась геометрические фигуры» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления, произвольности движений. 6. 11.06 Игра «Слушай внимательно», «Запомни порядок», «Угадай группу» Цель: развитие внимания, логического мышления, способности выражать свои чувства через художественный образ. 7. 15.06 Игра «Коровы, собаки, кошки», «Тактильный образ», «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе», «Изобрази животное» Цель: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания. 8. 16.0 6 Игра «Передай клубочек», «Счастье» Цель: развитие пространственной ориентации, восприятия, памяти, наблюдательности, эмоциональной компетенции. 9. 17.0 6 Игра «Неожиданные картинки», «Земля, вода, огонь, воздух.», «Цвета». Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения. 10. 18.0 6 Игра «Передай клубочек», «Цветы» Цель: развитие произвольного внимания, памяти, коммуникативных способностей, воображения, телесного самовыражения. 11. 19.0 6 Игра «Колечко», «Кляксы» Цель: развитие самоконтроля, самоуважения, фантазии и воображения. 12. 22.0 6 Игра «Тактильный образ» Цель: развитие тактильной чувствительности, создание положительного настроя. 13. 23.0 Игра «Передай клубочек», «Счастье»
6 Цель: развитие пространственной ориентации, восприятия, памяти, наблюдательности, эмоциональной компетенции. 14. 24.0 6 Игра «Конспиратор», «Кто есть кто, что есть что?», «Имя и движение» Цель: развитие общения в группе, наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы. 15. 25.0 6 Игра «Коровы, собаки, кошки», «Тактильный образ», «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе», «Изобрази животное» Цель: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания. 16. 26.0 6 И г ра «Кон спират ор», «Закон чи п р ед л ож е н и е » , «Гомеостат» Цель: развитие межличностного общения, внимания, тактильной памяти. 17. 29.0 6 Игра «Закончи слово», «Что изменилось?», «Гомеостат» . Цель: стимулирование внутригруппового общения; развитие памяти, внимания логического мышления; работа по обогащению словарного запаса детей. 18. 30.06 Игра «Колечко», «Кляксы» Цель: развитие самоконтроля, самоуважения, фантазии и воображения.
Планирование оздоровительной работы отражены также в программе и плане

графике работы лагеря.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы: -принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников; -принцип коллективной деятельности; -принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря; -принцип самостоятельности.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
З

а

д

а

ч

и

:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Формирование интереса к различным видам деятельности. 3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка. 4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно- гигиеническую культуру.
План работы летнего оздоровительного лагеря «Бригантина»

при МБОУ «СОШ № 7» с дневным пребыванием детей

Цель:
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их здоровье и творческое развитие.
Задачи:

 организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространённых заболеваний у детей;  способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;  раскрыть творческий потенциал детей;  развить различные формы общения в разновозрастных группах.
День

Мероприятие
Первый день

«Остров встреч»
04.06
1. Организационное мероприятие – собрание «Здравствуй, лагерь»; - беседа «Я и мой лагерь»; - принятие правил поведения в лагере; - выборы командиров отрядов. 2. Операция «Уют» - обустройство и оборудование комнат. 3. Беседа по ПДД «Знакомство с дорогами вокруг лагеря. Повторяем правила дорожного движения. 4. Развлекательно-познавательная площадка. Городское мероприятие, посвященное Дню защиты детей. Второй день – «Остров трудоголиков»
05.06
1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье». 2. «Ярмарка идей» (обсуждение плана проведения праздника, посвящённого открытию лагеря). 3. Тренировочная эвакуация при пожаре, очаг – палата №7. 4. Викторина «Огонь – друг или враг». Изучение инструктажей по пожарной безопасности. 5. Развлекательно-познавательная площадка. Третий день – «Остров открытий»
06.06
1. Минутка здоровья «Как поднять настроение». 2. Торжественная линейка, посвящённая открытию лагеря. 3. Праздник «Здравствуй лето, здравствуй лагерь». 4. Игры на сплочение. «Веселый причал». 5. Развлекательно-познавательная площадка. Четвёртый день – «Остров интеллектуалов»
08.06
1. Минутка здоровья «Солнечный ожог». 2 Беседа «Как вести себя в театре». 3. Посещение кинотеатра «Гигант» 4. Игра «Что? Где? Когда?» 5. Развлекательно-познавательная площадка. Пятый день – «Остров «Юный эколог»
09.06
1. Минутка здоровья «Гигиена тела». 2. Беседа по ПДД «Учусь читать дорожные знаки. Школа пешехода». 3. Экологическая игра «Как прекрасен этот мир». 4. Концерт эстрадного ансамбля «Оштен» 5. Развлекательная программа «Язык цветов». 6. Игра на тему: «Земноводные, пресмыкающиеся, птицы». Шестой день – «Остров сказок»
10.06
1. Минутка здоровья «Берегите глаза». 2. Беседа по ПДД «Правила поведения в общественном транспорте». 3. Развлекательная программа «По дорогам сказок». Викторина «В мире сказок». 4. Развлекательно-познавательная площадка. 1. Минутка здоровья «Аллергия».
Седьмой день – «Остров «Моя Родина»
11.06
2. Беседа по ПДД «Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка». 3. Аукцион знаний «Наша Родина – Россия». 4. Конкурс рисунков на асфальте «Моя малая родина». 5. Развлекательно-познавательная площадка. Восьмой день – «Остров юмора»
15.06
1. Минутка здоровья «Правильное питание». 2. Беседа «Как вести себя в общественных местах». 3. КВН «Жить без улыбки – просто ошибка». 4. Посещение Филармонии «Золотой кувшин» 5. Развлекательная программа «День улыбки» 6. Развлекательно-познавательная площадка. Девятый день – «Остров «Неболей-ка»
16.06
1. Минутка здоровья «Зелёная аптечка». 2. Беседа по ПДД «Виды перекрёстков. Правила перехода перекрёстков». 3. Познавательная игра « Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты» (Просмотр презентации) 4. Игра «Поле Чудес» на тему: «За здоровьем к растениям». «Береги здоровье смолоду!» Устный журнал. 5. Развлекательно-познавательная площадка. Десятый день – «Остров романтиков»
17.06
1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки». 2. Беседа по ПДД «Волшебная зебра». 3. Посещение национального театра. «Свирель Ащамеза» 5. Конкурс детских поделок «Очумелые ручки» 6. Развлекательно-познавательная площадка. Одиннадцатый день – «Остров «Друзья леса»
18.06
1. Минутка здоровья «Здоровый образ жизни». 2. Беседа по ПДД «Учимся соблюдать правила дорожного движения». 3. Турнир «На лесных тропинках». Викторина «Знаете ли вы лекарственные растения?» 4. Посещение Национального музея. 5. Подготовка к конкурсу Стартинейджер «Танцуй, пока молодой!» 6. Развлекательно-познавательная площадка. Двенадцатый день – «Остров танцев»
19.06
1. Минутка здоровья «Как ухаживать за кожей лица, рук». 2. Минутка безопасности «Безопасный путь домой». 3. Развлекательная программа Стартинейджер «Танцуй, пока молодой!» 4. Развлекательно-познавательная площадка. Тринадцатый день – «Остров книголюбов»
20.06
1. Минутка здоровья «Путешествие в город «Здоровейск» 2. Беседа по ПДД «Правила езды на велосипеде». 3. Литературная викторина. 4. Посещение городской библиотеки. 5. Час тихого чтения 6. Развлекательно-познавательная площадка. Четырнадцатый день 1. Минутка здоровья «Книги о здоровье». 2. Торжественная линейка, посвященная началу ВОВ -
«Остров героев»
22.06
«Свеча памяти» 3. Конкурс военной песни и стихов о войне. 4. Посещение кинотеатра «Гигант» 5. Развлекательно-познавательная площадка. Пятнадцатый день – «Остров талантов»
23.06
1. Минутка здоровья «Закаливание». 2. Беседа по ПДД «Сигналы регулировщика». 3. Ярмарка талантов «Мистер и мисс лагеря» 4. Спортивные соревнования «Пионербол». 5. Развлекательно-познавательная площадка. Шестнадцатый день – «Остров этикета»
24.06
1. Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах». 2. Беседа по ПДД «Сигналы светофора» 3. Викторина «В мире этикета». Веселый праздник «Цветочный этикет» 4. Посещение музыкального камерного театра «Космические пираты» 5. Развлекательно-познавательная площадка. Семнадцатый день – «Остров «Очумелые ручки»»
25.06
1. Минутка здоровья «Правила поведения на воде». 2. Беседа по ПДД «Отработка перехода улиц в районе лагеря». 3. Интеллектуальная игра «Цветик – семицветик» 4. Посещение кинотеатра «Гигант» 5. Развлекательно-познавательная площадка. Восемнадцатый день – «Остров спорта »
26.06
1. Минутка здоровья «Табак и никотин». 2. Беседа по ПДД «ПДД ты должен знать обязательно на пять!» 3. Спортивно-развлекательная игра «Форт Боярд» 4. Развлекательно-познавательная площадка. Девятнадцатый день – «Остров рекордов»
27.06
1. Минутка здоровья «Безопасное Лето». 2. Беседа по ПДД «Дорога. Чтобы лето было удачным». 3. Конкурс рисунков на асфальте « Каникулы - чудесная пора!» 4.Творческая мастерская «Что такое красота?» 5. Веселые старты. 6. Книга рекордов лагеря 7. Развлекательно-познавательная площадка. Двадцатый день- «Остров советов»
29.06
1. Минутка здоровья «Мой рост, мой вес». 2. Беседа по ПДД «Общественный транспорт. Правила посадки и высадки». Инструктажи, беседы 3. Торжественная линейка, посвящённая закрытию лагерной смены. 4. Праздничный концерт «До свидания, лагерь! До новых встреч!» 5. Развлекательно-познавательная площадка. Двадцать первый день- «Остров прощания»
30.06
1. Минутка здоровья «Лето – лучшая пора для закаливания». 2. Беседа по ПДД «Впереди лето! Внимание дорога!» 3. Развлекательная программа «Уха-ха-тайка» 4. Письма-пожелания друзьям «Пусть будет лето …» 5. Развлекательно-познавательная площадка.
6. Закрытие сезона. Развлекательные мероприятия
Работа по профилактике вредных зависимостей.
 Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, полезные советы.  Тематические часы «Здоровье свое ты всегда береги, без вредных привычек по жизни иди»  Конкурс рисунков «Нет – наркотикам!»  Конкурс рисунков «Вредные привычки - нам не сестрички!»  Презентации «Береги здоровье смолоду»  Библиотечный час «Наркотики. Радость или смерть»  Беседа «О вреде курения»  Беседа «Как сохранить свое здоровье»  Листовки
Создание информационной среды лагеря по

формированию навыков здорового образа жизни и

оздоровления подростков
В нашем лагере организовано:  досуговое пространство ( отрядные комнаты или кают компании, актовый зал, спортивная площадка, спортивный зал, рекреации)  рабочее пространство (отрядные комнаты);  информационное пространство ( информационные стенды, плакаты, стенгазеты);  наличие наглядной агитации;  оформлены отрядные уголки (согласно тематике лагеря)  стенгазеты;  листовки;  плакаты;  книжки-раскладушки;  информационные сообщения.

Организация

физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовой

работы
Направлена на организацию двигательной активности детей: - утренняя гимнастика;

- приём детей на улице; - физкультурные занятия; - двигательная активность на прогулке; - п о д в и ж н ы е и г р ы , и г р ы с элементами спорта; - оздоровительный бег; - ритмика; - прогулки;
Активный отдых:
- физдосуги, развлечения, праздники; - игры, забавы, хороводы; - дни здоровья (игры, беседы, соревнования, эстафеты); - спортивные соревнования (отрядные, межотрядные, городские)
Система закаливания в лагере
Закаливание является одним из важных моментов в профилактике простудных заболеваний и укреплении ослабленного организма ребёнка. Закалённые дети легко переносят холод и жару, менее подвержены простудным заболеваниям, не болеют рахитом, подвижны и жизнерадостны. Закаливание - это солнце, воздух и вода. - достаточное пребывания на свежем воздухе, прогулки; - сквозное проветривание помещений в отсутствии детей; -различные водные процедуры (полоскание полости рта, горла после приёма пищи); - оздоровительный бег.

План

работы

спортивного кружка

Дата

Мероприятия

04.06
Викторина «Знакомство со спортом»
05.06
Танцуем с нами. Веселые старты для малышей»
06.06
Танцуем с нами. Оздоровительный выход. Открытие Олимпийских игр.
08.06
Танцуем с нами. Спортивные эстафеты «Цветной калейдоскоп»
09.06
Танцуем с нами. Соревнования по «Пионерболу».
10.06
Танцуем с нами. Оздоровительный выход в лесопарковую зону. Игра «Туристская скорая помощь»
11.06
Танцуем с нами. Подвижные игры «Стремительный мяч» (1-2 отряды)
15.06
Танцуем с нами. Круговая эстафета с препятствиями (3-4 отряды)
16.06
Танцуем с нами. Соревнования по «Пионерболу». Круговая система
17.06
Танцуем с нами. Спортивная эстафеты «Радуга»
18.06
Танцуем с нами. Оздоровительный выход в лесопарковую зону.
19.06
Танцуем с нами. Соревнования «Стремительный мяч» (2-3 отряды)
20.06
Танцуем с нами. Подвижные игры на свежем воздухе. «Каракатица»
22.06
Танцуем с нами. Соревнования по «Пионерболу». Спортивные эстафеты.

23.06
Танцуем с нами. Спортивные конкурсы «Самый быстрый, смелый, ловкий»
24.06
Танцуем с нами. Конкурс «Танцевальный марафон»
25.06
Танцуем с нами. Игра «Спортивный паровозик»
26.06
Танцуем с нами. Закрытие Олимпийских игр. Товарищеские встречи по спортивным играм.
27.06
Танцуем с нами. Оздоровительный выход с подвижными играми.
29.06
Танцуем с нами. Соревнования «Русская лапта»
30.06
Танцуем с нами.
Профилактика и

наблюдение за динамикой состояния здоровья





Лечебно - профилактические мероприятия
Направлены на профилактику и реабилитацию здоровья детей: - гигиена окружающей среды; - организация рационального питания; - профилактические прививки; - профилактика травматизма; - беседы с детьми по ЗОЖ, ОБЖ; - физминутки (снятие усталости); - психогимнастика; - питьевой режим; - закаливание; - дыхательная и корригирующая гимнастика. На каждого ребенка лагеря имеется
медицинская

справка,
в которой отражены - состояние здоровья; - перенесенные инфекционные заболевания; - проведенные прививки; - осмотр на педикулез и кожные заболевания; - группа здоровья; - физическое развитие; - физическая группа; - рекомендуемый режим.
Функции медицинской службы:
 медосмотр детей лагеря,  определение уровня физического здоровья;  выявление учащихся специальной медицинской групп.

 оформление медицинских справок  анализ случаев травматизма в лагере (в течение смены)  анализ посещаемости и пропусков по болезни  профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы  осуществление контроля за соблюдением норм аудиторной и  внеаудиторной нагрузки детей.
 анкетирование учащихся с целью выявления их опыта табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ  формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов  организация горячего питания  контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов).  контроль за состоянием рабочей мебели  ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации. Показатели динамики улучшения здоровья обучающихся составляют 97 %.
ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Во время смены в оздоровительном лагере «Бригантина» в период 4 по 30 июня была организована исследовательская деятельность с детьми 9-11 лет. В основу эксперимента была положена программа оздоровительного воспитания для детей младшего школьного возраста. В экспериментальной работе приняли участие 90 человек. Перед началом эксперимента с учащимися была проведена беседа о «здоровье» и программе оздоровительного воспитания. Для реализации намеченной цели, изучения влияния оздоровительного воспитания на укрепление здоровья учащихся младшего школьного возраста, необходимо определить уровень состояния здоровья и физического развития, детей. Для проведения эксперимента были подобраны следующие тесты для измерения физического развития и функционального состояния: 1. Рост, см; 2. Вес, кг; 3. ЖЕЛ, мл; 4. Динамометрия кисти. Тесты для измерения уровня физической подготовленности: 1. Наклон туловища вперед; 2. Отжимание из положения упор лежа; 3. Прыжок в длину с места; 4. Поднимание туловища за 30 с. Все дети приняли участие в тестировании, по всем описанным тестам. В начале эксперимента показатели здоровья в экспериментальной группе, свидетельствуют о физическом уровне ниже среднего. Выше среднего физического уровня: рост; вес; ЖЕЛ.; динамометрия кисти – ниже среднего физического уровня. Результаты физической подготовленности, практически во всех тестах, показали средний уровень развития физических способностей учащихся. Анализ проведенного тестирования выявил, наиболее приемлемые для условий проведения эксперимента, виды оздоровительных занятий, которые стали основой исследования. Все полученные в ходе эксперимента результаты показали динамику роста. К окончанию исследования обучающиеся по среднестатистическим данным, имели показатель 12 баллов, что соответствует уровню здоровья выше среднего. По показателям физического здоровья соотношение учащихся со среднем уровнем изменилось, так как их показатели выросли до уровня выше среднего. Учащихся с низким уровнем стало меньше, так как их уровень изменился до ниже среднего. Общая характеристика в % соотношении стала значительно лучше.
Группы здоровья
Класс Всего уч-ся I II III IV 1 33 19 12 2 -
2 17 13 4 - 3 21 8 13 - 4 19 7 9 3 - 90 47 38 5
Физкультурные группы
Класс Всего уч-ся Основная Подгото- вительная Специаль- ная Освобождены 1 33 21 2 - - 2 17 17 - - - 3 21 21 - - - 4 19 16 3 - - 90 85 5
Динамика уровня здоровья

Обуч-

ся

Физкультурные группы

Группы здоровья

Всего:

90
основная подготовит. специал. I II III IV 76,5% 4,5% - 42,3% 34,2% 4,5% - В период летних каникул создается оздоровительная, психологически безопасная среда деятельности. Организация оздоровительной среды предполагает относительную автономию, и, как следствие, нестандартные формы деятельности детей, построения их жизнедеятельности, особые требования к устойчивости биологического, личностного и психического потенциалов. Педагогика лета базируется на актуализации интересов и потребностей ребенка, для реализации которых в повседневной школьной жизни, как правило, не остается ни места, ни времени. Летние каникулы составляют значительную часть годового бюджета времени ребенка. Они помогают решить лечебно-оздоровительную, развивающую, коммуникативную задачи. Реализация этих задач в сочетании и взаимодействии определяет содержание деятельности летних оздоровительных лагерей. Физическая активность, осуществляемая в каникулярное время, может быть обозначена как физическая рекреация, ибо конечный результат ее функционирования выражается в оптимизации физического и психического состояния растущего человека.
Контроль

над оздоровительной работой в

лагере
Осуществляется начальником лагеря, старшим воспитателем, медсестрой: - д н и здоровья (планирование, содержание, методика);
- оптимизация двигательной активности (режим дня, оценка эффективности физкультурных занятий, использование подвижных игр); - охрана жизни и здоровья детей (мебель, оборудование, освещенность, электропроводка, здание, состояние пособий, игрового материала, оборудования на участке, выносного материала).


Работа с родителями по оздоровлению
Осуществляется через следующие формы: - анкетирование «Здоровье вашего ребёнка»; - консультации «Профилактика осанки», «Прогулки в выходной день»; - наглядная агитация на оздоровительные темы; - индивидуальные беседы; - рекомендации по питанию ослабленных и частоболеющих детей;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема здорового образа жизни актуальна на современном этапе, т.к. физическое, психическое, эмоциональное развитие детей с ослабленным здоровьем за последние годы набирает темпы. Итогом нашей работы является следующий факт, что формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно- профилактические мероприятия. Мы придерживаемся следующей точки зрения, что ЗОЖ – это типичные формы и способы поведения жизнедеятельности человека которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. На наш взгляд основными формами и методами определения здорового образа жизни могут быть:  обеспечение здорового ритма жизни
;
физические упражнения; закаливание ;  гигиена и водные процедуры; свето-воздушные ванны;активный отдых; рациональное питание.


В раздел образования