Автор: Кострица Светлана Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ - СОШ № 9 х. Денисов Населённый пункт: Мартыновский район Ростовская область Наименование материала: конспект урока русского языка в 6 классе Тема: Причастный оборот Раздел: среднее образование
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Причастный оборот»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
1.
Познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим
синонимом — предложением с союзным словом «который».
2.
Научить отличать одиночные причастия от причастного оборота.
3.
Научить выделять причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
Оборудование: карточки, иллюстрации, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос.
Что такое причастие?
Признаки каких частей речи оно соединяет?
Как отличить причастие от прилагательного?
Какими членами предложения может быть причастие?
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из
царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем
для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и
обнаружить ошибки в употреблении при частных оборотов.
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции
со словом «который» причастным оборотом
2. Актуализация
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом
«который» и предложениями с причастным оборотом
Учитель. В далёкой стране правил в давние времена король
Который. Он настолько был горд собою,
что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его
звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки):
Который изучает
Который рассказывает
Который читает
Который думает
Который смеётся
Который танцует
Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:
Который бросил
Который ускакал
Который убежал
Который ушёл
Который замолчал
Который устал
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая
крошка — которая..., каждый дом — который...
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебета ли, не радовали
горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий, - поправляла она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся, - вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который
верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
3. Работа по образованию причастий
Цель: показать на примерах процесс образования причастий
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после
вмешательства принцессы Причастие.
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает —
рассказывающий, который смеётся — смеющийся, который думает — думающий, который читает
— читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал —
ускакавший, который убежал — убежавший, который ушёл — ушедший, который замолчал —
замолчавший, который устал — уставший)
4.
Упражнение. Оставим наших сказочных героев в покое и узнаем, что такое причастный
оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми. Сначала давайте вспомним,
что такое главное и зависимое слово. (Выслушиваются ответы учащихся. Если возникают
затруднения, учитель говорит, что главное слово это то, от которого мы задаем вопрос.
Такое слово еще можно называть ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ). Выполните задание,
представленное на слайде. (Слайд) Добавьте по два своих словосочетания, в которых
причастие будет главным и зависимым словом.
Распределите данные словосочетания по группам:
× ×
«прич. + сущ.», «прич. + сущ.»
Засеянное поле, засеянное горохом, освещаемое лампой, освещаемый зал, увлекающийся
музыкой,
увлекающийся
человек,
стелющийся
над
рекой,
стелющийся
туман,
задержанный враг, задержанный пограничником.
Первый вывод: причастие может быть зависимым словом. (Слайд).
Второй вывод: причастие может быть определяемым словом. (Слайд).
Слово учителя: Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. Он
является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как
вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы
пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот
будет определением).
Физминутка
5 Выполним упражнение
Найдите в предложениях текста причастные обороты и слова,
от которых они зависят. Как они называются? ( определяемые )
Русалка, проживавшая в глубоком омуте, видела маленького человечка. На нём была надвинутая
на самый нос ковбойская шляпа. Неуловимый Джо, замеченный русалкой, бросился в лес.
Пробежавшего в сторону леса человечка видела ещё и белка Леся.
Вывод: Почему в одном случае выделяем причастный оборот запятыми, а в другом нет?
Давайте проверим себя по учебнику (стр. 173 – правило)
6. Закрепление
Упражнение 404 (стр. 174)
Упражнение 407 (стр. 175)
9. Домашнее задание
Учитель. Человек, знающий возможности родного язы ка, — это волшебник, которому под силу
совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по
заданному началу.
Шарик, который летит, — летящий.
Снежок, который хрустит, — хрустящий.
Ручей, который журчит, — …
Речь, которая звучит, — …
Домашнее задание: стр
.175, упр. 406., а кто не боится трудностей, тот выполняет
упражнение 405 (4-5 предложений)
Обобщение.
С какой темой мы сегодня познакомились?
Что такое причастный оборот?
Чем он является в предложении?
Что вам показалось трудным в данной теме?
Итак, урок окончен. Спасибо всем за работу
Который изучает
Который
рассказывает
Который читает
Который думает
Который смеётся
Который танцует
Который изучает
Который
рассказывает
Который читает
Который танцует
Который думает
Который смеётся
Который ушёл
Который
замолчал
Который устал
Который бросил
Который ускакал
Который убежал
Который ушёл
Который
замолчал
Который устал