Автор: Замараева Людмила Васильевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: Филиал МКОУ "Черновецкая СОШ" Пристенского района Курской области Населённый пункт: Курская область, Пристенский р-он, д.Верхнеплоское Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по истории 8 класс Раздел: полное образование
Филиал Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Черновецкая средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Рассмотрено: Утверждаю
на педагогическом совете Директор школы:___________/Т.В.Лебедев/
протокол №_________ от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
история
для 8 класса
Учитель истории и обществознания
Замараева Людмила Васильевна
2016г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе:
Федерального
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
(утвержден
приказом
Минобразования
и
науки
РФ
от
5
марта
2004
года
№1089
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Фундаментального ядра содержания образования (РАН, РАО под редакцией В.В. Козлов,
А.М. Кондакова, 4-е изд. дораб., М., Просвещение, 2015)
Примерной программы основного общего образования по учебным предметам (история 5-9
кл. Москва, Просвещение, 2013)
Авторской программы курса история России, Всеобщая история. История нового времени
(А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Москва, Просвещение, 2015; А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.
Ванюшкина, Москва, Просвещение, 2015 )
Учебного плана МКОУ «Черновецкая СОШ» на 2016-2017 учебный год.
Цели программы: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к
п р а в а м
и
с в о б од а м
ч е л о в е к а ,
д е м о к р ат и ч е с к и м
п р и н ц и п а м
о б щ е с т в е н н о й
жизни; освоение знаний
о
важнейших
событиях,
процессах
отечественной
и
всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными
методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической
информации;
формирование ценностных
ориентаций
в
ходе
ознакомления
с
исторически
сложившимися
культурными,
религиозными,
этно-национальными
традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и
ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других
народов и стран.
УМК для обучающихся: 1.Всеобщая история.
Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И.Шевченко и
др./ М, Просвещение, 2013 г.
2. История России. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А
. Данилова, Л.Г. Косулиной, 6-9 классы, пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов,
М:, Просвещение, 2013 г.
Приоритетные формы и методы работы с учащимися - приоритетные виды и формы
контроля. Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и
умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.
Текущие виды контроля – это поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения,
фронтальные устные опросы, проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов,
кроссвордов,
рабочих
тетрадей,
взаимопроверка,
проверка
групповых
заданий,
защита
презентаций.
Тематические виды контроля - тесты,
проверочные работы, обобщающие уроки,
практикумы.
Формы итогового контроля: итоговое тестирование, презентации, обобщающие уроки.
Место учебного предмета в учебном плане. . Согласно федеральному базисному учебному
плану на изучение истории в 8 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 ч в неделю. В
соответствии с годовым календарным графиком МКОУ « Черновецкая СОШ» на 2016-2017
учебный год, наличием
выходных и праздничных
дней в 2016-2017 учебном году( 23.02,
08.03., 01.05., 09.05.2017г.) расписанием учебных занятий МКОУ « Черновецкая СОШ в
условиях шестидневной рабочей недели для учащихся,
данная программа по истории в
8
классе в 2016-2017 уч.году будет реализована в объёме 69 часов.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории обучающиеся должны овладеть
следующими знаниями, представлениями, умениями:
1.
Знание хронологии, работа с хронологией:
•
указывать
хронологические
рамки
и
периоды
ключевых
процессов,
а
также
даты
важнейших событий Отечественной и Всеобщей истории
•
соотносить
год
с
веком,
устанавливать
последовательность
и
длительность
исторических событий.
2.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
•
характеризовать
место,
обстоятельства,
участников,
результаты
важнейших
исторических событий;
•
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
•
читать историческую карту с опорой на легенду;
•
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных,
текстовых, изобразительных);
•
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.
Описание (реконструкция):
•
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
•
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
•
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п.
составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
•
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
•
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
•
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия;
•
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.
Работа с версиями, оценками:
•
приводить
оценки
исторических
событий
и
личностей,
изложенные
в
учебной
литературе;
•
определять
и
объяснять
свое
отношение
к
наиболее
значительным
событиям
и
личностям в истории и их оценку.
7.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
•
применять
исторические
знания
для
раскрытия
причин
и
оценки
сущности
современных событий;
•
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с
людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
•
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании
школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников
истории и культуры).
сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия;
•
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
3. Основное содержание обучения.
История нового времени: 1800—1913 (28 ч
.)
Введение.
От
традиционного
общества
к
обществу
индустриальному. Модернизация
—
обновление,
изменение
традиционного
общества
за
счёт
заимствования
системы
ценностей,
признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции
теории
эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества
(классического
капитализма):
свобода,
утверждение законности
и
прав
человека,
господство
товарного
производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный
технический прогресс. Завершение промышленного переворота.
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX В. (7 часов)
Темы 1—2. Индустриальная революция: достижения
и
проблемы
Завершение
промышленного
переворота.
Достижения Англии
в
развитии
машинного
производства.
Изобретения Ж. М. Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов,
связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие
машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство.
Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье,
Ж. Шарль: создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые
источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в
средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в
единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Тема 3. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности
Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация.
Индустриальная
революция
и
изменение
социальной
структуры
общества.
Изменение
политической
и
экономической
сущности
аристократии.
Развитие
новых
основных
классов
капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма:
эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических
отношений.
Тема
4.
Человек
в
изменившемся
мире: материальная
культура
и
повседневность
Технический
прогресс
и
повседневность.
Городской
рельсовый
путь.
Распространение
периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о
комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города.
Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в
моде. Новые развлечения.
Тема 5. Наука: создание научной картины мира
Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX
в.
Социальный
эффект
научных
открытий
и
достижений.
Социальный
эффект открытия
электрической
энергии.
Роль
учения
Ч.Дарвина для
формирования
нового
мировоззрения.
Микробиология. Достижения
медицины.
Роль
и
развитие
образования
в
капиталистическом
обществе.
Тема 6. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература .
Кризис традиционных форм культуры, поиск новых.
Утрата значимости идей и ценностей
эпохи
Просвещения.!
Рационализм
и
критический
реализм.
Натурализм.
Романтизм.
Новое
поколение «наследников» Робинзона в произведениях i О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои
Франции Э. Золя. Темы 7—8. Искусство XIX в.
в поисках новой картины мира
Промышленный
переворот
в
Англии
и
революция
во Франции формируют новую эпоху в
европейской художественной культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между
гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве.
Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф. Гойя как преддверие реализма. Т.
Жерико и Э. Делакруа. Карикатура и графика
О.
Домье.
Реализм:
Ж.
Милле.
Критический
реализм: Г. Курбе. Двенадцать лет истории французского импрессионизма: Э. Мане, К. Моне, К.
Писарро, О. Ренуар, Э. Дега, Ж. Сер и П. Синьяк. Конец импрессионизма. Скульптор О. Роден.
Постимпрессионизм: П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф. ЙЯопен, Д. Верди, Ж. Визе, К.
Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового
Света.
Темы 9—10. Либералы, консерваторы и социалисты: какими
должны
быть
общество
и
государство
Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм
и
консерватизм:
альтернативы
общественного
развития.
Социалистические
учения первой
половины XIX в.: Р.Оуэн, А. Сен-Симон, Ш.Фурье.
Утопический
социализм
о
путях
преобразования
общества.
К. Маркс и Ф. Энгельс об
устройстве и развитии общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Э.
Бернштейн. Анархизм.
ГЛАВА II. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ ( 8 часов)
Тема 11. Консульство и образование наполеоновской
армии
От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти
Наполеона Бонапарта.
Наполеоновская
империя.
Внутренняя
политика консульства и империи.
Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.
Тема 12. Разгром империи Наполеона. Венский
конгресс
Французское
общество
во
времена
империи.
Франция и Англия. Поход в Россию. Причины
ослабления
империи Наполеона
Бонапарта.
Крушение
наполеоновской
империи.
Освобождение
европейских
государств.
Вступление
союзников
в
Париж.
Реставрация
Бурбонов.
Сто
дней
императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая
идеология и система международных отношений.
Тема 13. Англия: сложный путь к величию и
процветанию
Англия
в
первой
половине XIX
в.
Противоречия
и
социальные' реформы. Билль о реформе.
Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и её социальные последствия. Чартизм:
неоднородность
идей,
требований.
Предотвращение революции
в
40-е
гг. XIX
в.
«Эпоха
Викторианского
компромисса».
Окончательное
утверждение
парламентского
режима. Англия
—
«мастерская мира». Тред-юнионы и их роль в создании основ социального государства. Направления
и особенности внешней политики Англии. Величие и достижения внутренней и внешней политики
Британской империи.
Тема
14.
Франция
Бурбонов
и
Орлеанов:
от
революции
1830
г.
к
новому
политическому кризису
Промышленная
революция
продолжается.
Франция:
экономическая
жизнь
и
политическое
устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье.
Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочение парламентского
строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей.
Бланкизм. Политический кризис
накануне революции 1848 i.
Тема 15. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя
Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружённое
восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики.
Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное
недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона III.
Завершение
промышленного переворота
во
Франции.
Оформление
олигархической
власти во
Франции. Внешняя политика Второй империи.
Тема 16. Германия: на пути к единству
Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во
Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в
Берлине.
Франкфуртский
парламент Поражение революции. Дальнейшая модернизация страны во
имя её объединения. Вильгельм I и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии
с
Австрией
за
лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове.
Образование Северогерманского союза.
Тема 17. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за
независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия.
Начало
революции.
Национальные
герои Италии
—Дж.
Гарибальди
и
Д.
Мадзини.
Поражение
итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и
Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.
Тема 18. Война, изменившая карту Европы. Парижская
коммуна
Кризис
империи
Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская
война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья
республика во Франции и конец франко-прусской войне. Завершение объединения Германии «железом
и
кровью»
и
провозглашение
Германской
империи.
Восстание в Париже. Парижская коммуна.
Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?
ГЛАВА III. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
НА РУБЕЖЕ XIX—XX ВВ. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ
ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (5 часов)
Тема
19.
Германская
империя
в
конце XIX
—начале XX в. Борьба за место под
солнцем
Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединённой Германии. Ускорение
темпов экономического развития. Направления модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство.
Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция.
«Исключительный
закон
против
социалистов».
Политика «нового
курса»
О.
Бисмарка
—
прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От
«нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к
войне.
Тема 20. Великобритания: конец Викторианской эпохи
Реформирование — неотъемлемая часть курса английского
парламента.
Двухпартийная
система.
Эпоха
реформ. У. Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты
гражданского
общества
и
правового государства. Особенности экономического развития Велико-
британии. Создание Британской империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая
корона». Рождение лейбористской партии. Д. Р.Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид
Ллойд
Джордж.
Монополистический
капитализм
по-английски.
Ирландский
вопрос.
Внешняя
политика. Колониальные захваты.
Тема 21. Франция: третья республика
Последствия франко-прусской войны для Франции. Замедление темпов экономического развития.
Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму.
Экспорт
капиталов.
Борьба
за
республику.
Третья
республика
и
её
политическое
устройство
Демократические
реформы.
Реформы
радикалов.
Развитие коррупции
во
власти.
Социальные
движения. Франция — колониальная империя. Первое светское государство среди европейских
государств. Реваншизм и подготовка к войне.
Тема 22. Италия: время реформ и колониальных захватов
Цена объединения Италии. Конституционная монархия.
Причины медленного развития капитализма.
Роль
государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в
Италии. «Мирное экономическое проникновение».
Эмиграция
—
плата
за
отсталость
страны.
Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика.
Колониальные
войны.
Тема 23. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
Господство
старых
порядков.
Наступление
эпохи
национального
возрождения.
Революционный
кризис.
Поражение революции
в
Венгрии.
Австро-венгерское
соглашение:
империя Габсбургов
преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии.
«Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции.
Развитие
национальных
культур
и
самосознания
народов.
Начало
промышленной революции.
Внешняя политика.
ГЛАВА IV. ДВЕ АМЕРИКИ (3 часа)
тема 24. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» 4 «золотая» лихорадка — увеличение
потока переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой
половине XIX в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм.
Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам
Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны
и политики А. Линкольна.
Тема 25. США: империализм и вступление в мировую политику
Причины
быстрого
экономического
успеха
США
после
Гражданской
войны.
Отношение
к
образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов,
финансовая олигархия. США — президентская республика. Структура неоднородного американского
общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика
реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины: Монро, «открытых
дверей»,
«дипломатии
большой
дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя
политика США на континенте и за его пределами.
Тема 26. Латинская Америка в XIX —начале XXв.: время
перемен
Патриотическое
движение
креолов.
Национально-освободительная
борьба
народов
Латинской
Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование
и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» — полоса
государственных
переворотов
и
нестабильности.
Инерционность
развития
экономики.
Латиноамериканский «плавильный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.
ГЛАВА V. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX
В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА
(4
часа)
Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарасстание неравноправной интеграции
стран Запада и Востока.
Тема 27. Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника
»
Кризис традиционализма. Слабость противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное
«открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы
Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Реформы управления государством. Новые черты
экономического развития и социальной структуры общества.
Изменения в образе жизни общества.
Поворот к национализму. Внешняя политика.
Тема 28. Китай: сопротивление реформам
Насильственное
«открытие»
Китая.
Опиумные
войны.
Колонизация
Китая
европейскими
государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика
самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ю-
вэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней. Новая политика императрицы Цыси.
Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Тема 29. Индия: насильственное разрушение традиционного
общества
Индия — «жемчужина Британской короны». Влияние Ост-Индской кампании на развитие страны.
Колониальная
политика
Британской
империи
в
Индии.
Методы
насильственного разрушения
традиционного общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Гибель ручного
ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промыш ленности. Социальные
контрасты Индии. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—1859). Индийский
Национальный Конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак.
Тема 30. Африка: континент в эпоху перемен
Таинственный континент. Культы и религии. Традиционное общество
на
африканском
континенте.
Занятия населения.
Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные
судьбы для африканского континента. Успехи Эфиопии в борьбе за независимость.
Особенности
колонизации Южной Африки. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.
ГЛАВА VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (1 час)
Тема 3 1. Международные отношения: дипломатия или войны?
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. —
карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание
угрозы
мировой
войны.
Узлы
территориальных
противоречий.
Создание
военных
блоков:
Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны. Балканские войны —
пролог
Первой
мировой
войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии,
Черногории
и
Румынии.
Пацифистское
движение.
Попытки Второго Интернационала отвернуть
страны от политики гонки вооружений.
Повторение по курсу
Обобщающее
повторение
курса XIX
в.:
модернизация
как фактор становления индустриального
общества. От революций к реформам и интересам личности
ИСТОРИЯ РОССИИ (41 ч.)
Российская империя в первой четверти XIX в. (19 часов)
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический
строй.
Внутренняя
политика
в
1801—1806
гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования.
Александр I и его окружение. Проект Ф. Лагарпа. Создание министерств. Негласный комитет. Указ о
«вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.
Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных
законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Причины свёртывания
либеральных реформ. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Россия
в
международных
отношениях
начала XIX
в.
Внешняя
политика
в
1801—1812
гг.
Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики.
Россия в третьей и четвёртой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Рас-
ширение
российского
присутствия
на
Кавказе.
Тильзитский мир
1807
г.
и
его
последствия.
Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная
война
1812
г. Начало
войны.
Планы
и
силы
сторон.
Смоленское
сражение.
Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский
манёвр. Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевс-
кий,
Д.
В.
Давыдов
и
др.).
Партизанское
движение.
Гибель «великой
армии»
Наполеона.
Освобождение России от захватчиков. Причины победы России в Отечественной войне. Влияние
войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812
г.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало Заграничных
походов,
их
цели.
«Битва
народов»
под
Лейпцигом.
Разгром
Наполеона.
Россия
на
Венском
конгрессе. Роль и место России в Священном
союзе.
Восточный
вопрос
во
внешней
политике
Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра
I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление
политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое
развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А. А.
Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений.
Тайные общества. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные
проекты П. И, Пестеля и Н. М. Муравьёва. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра 1 и династический кризис. Восстание 14 декабря
1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое
значение
и
последствия восстания декабристов.
Российская империя в 1825—1855 гг.
Внутренняя политика Николая 1. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной
базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом
(полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод
законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с
революционными настроениями. Ill отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое
развитие.
Противоречия
хозяйственного развития. Кризис феодально-
крепостнической системы. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные
последствия. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и
торговле.
Финансовая
реформа
Е.
Ф.
Канкрина.
Крестьянский
вопрос.
Реформа
управления
государственными крестьянами П. Д. Киселёва. Рост городов.
Общественное движение 1830— 1850-х гг. Особенности общественного движения 1830— 1850-х гг.
Консервативное движение. Теория официальной народности (С. С. Уваров).
Оппозиционная общественная мысль. Либеральное движение.
Западники (Т. Н. Грановский, С. М.
Соловьёв, К. Д. Кавелин). Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С.
Хомяков, Ю. Ф. Самарин). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв,
В. Г. Белинский). Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Внешняя
политика
во
второй
четверти XIX
в. Участие России
в
подавлении
революционных
движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828
—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный
вопрос во внешней политике России.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Национальная
политика
самодержавия.
Польский
вопрос.
Кавказская
война.
Мюридизм. Имамат.
Движение
Шамиля.
Крымская
война
1853—1856
гг. Обострение
Восточного вопроса.
Цели,
силы
и
планы
сторон.
Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. В. И. Истомин.
Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие образования, его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И.
Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория.
Математические открытия
М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э.
X. Ленца. А. А.
Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю.
Ф.
Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды.
Дальневосточные
экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
^Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. ,В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С.
Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович.
Драматургические произведения А. Н. Островского.
Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев.
М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г.
Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства).
А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О.
И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-
византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная
палата).
Культура
народов
Российской
империи
и
её
вклад
в мировую культуру. Взаимное обогащение
культур.
Российская империя во второй половине XIX в. (22 часа)
Великие
реформы
1860— 1870-х
гг. Необходимость
и предпосылки
реформ.
Социально-
экономическое
развитие страны
к
началу
60-х
гг. XIX
в.
Настроения
в
обществе.
Личность
Александра II.
Начало
правления
Александра II.
Смягчение политического режима. Либералы,
радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Отмена
крепостного
права. Предпосылки
и
причины
отмены
крепостного
права.
Подготовка
крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения Крестьянской
реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные
реформы
1860—1870-х
гг. Земская
и
городская
реформы.
Создание
местного
самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные
правила.
Значение
реформ.
Незавершённость реформ.
Борьба
консервативной
и
либеральной
группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. XIX в. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
Итоги и последствия реформ 1860— 1870-х гг.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального
самосознания .
т Украине
и
в
Белоруссии.
Усиление
русификаторской политики.
Расширение
автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое
развитие
страны
после
отмены
крепостного
права. Перестройка
сельскохозяйственного и
промышленного
производства,
развитие
торговли.
Реорганизация
финансово-кредитной
системы.
«Железнодорожная горячка».
Завершение
промышленного
переворота,
его
последствия.
Начало
индустриализации.
Формирование
буржуазии. Рост
пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг.
XIX в. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм.
Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
Причины
роста
революционного
движения
в
пореформенный
период.
Н.
Г.
Чернышевский.
Теоретики
революционного
народничества:
М.
А.
Бакунин,
П.
Л.
Лавров,
П.
Н.
Тка чёв.
Народнические
организации
второй
половины
1860-х
— начала
1870-х
гг.
С.
Г.
Нечаев
и
«нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и
воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х
гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в
Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В.
Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III.
Личность Александра III. Начало нового царствования. К.. П.
Победоносцев. Попытки
решения
крестьянского
вопроса.
Начало
рабочего законодательства.
Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций
дворянства.
Наступление
на
местное
самоуправление.
Национальная
и
религиозная
политика
Александра III.
Экономическое
развитие
страны
в
1880—
1890-е
гг. Общая
характеристика
экономической
политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского.
Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.
Состояние сельского хозяйства.
Положение
основных
слоев
российского
общества. Социальная
структура
пореформенного
общества.
Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской
буржуазии. Меценатство
и
благотворительность.
Положение
и
роль
духовенства.
Разночинная
интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изме-
нения
в
образе
жизни
пореформенного
крестьянства.
Казачество.
Особенности
российского
пролетариата.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Кризис революционного народничества. Изменения в
либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя
политика
Александра III.
Приоритеты
и
основные
направления
внешней
политики
Александра III.
Ослабление
российского
влияния
на
Балканах.
Поиск
союзников
в Европе.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России на Дальнем Востоке.
Россия в международных отношениях конца XIX в.
Развитие
культуры
во
второй
половине XIX
в. Расцвет российской демократической культуры.
Просвещение
во
второй
половине XIX
в.
Школьная
реформа.
Развитие
естественных
и
общественных наук (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев,
И. М. Сеченов). Географы и путешественники.
Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Расширение издательского дела.
Критический
реализм
в
литературе
(Н.
А.
Некрасов,
И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М.
Достоевский). Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Русское
искусство.
Общественно-политическое
значение деятельности передвижников. Могучая
кучка и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музы ки. Русская опера.
Мировое
значение
русской
музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический
театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой
культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика
городов.
Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт
городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
4. Тематическое планирование Всеобщая история (28 часов)
№п\п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Дата
Примечание
Т е м а
1 .
С т а н о в л е н и е
индустриального общества.
7
1
Индустриальные революции: достижения и
проблемы.
1
2
Индустриальное общество: новые проблемы и
новые ценности.
1
3
Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность
1
4
Наука: создание научной картины мира.
1
5
XIX в. в зеркале художественных исканий.
Литература.
1
6
Искусство XIX в. в поисках новой картины
мира.
1
7
Либералы, консерваторы и социалисты:
какими должны быть общество и государство.
1
Тема 2. Строительство новой Европы.
8
8
Консульство и образование наполеоновской
империи.
1
9
Разгром империи Наполеона. Венский
конгресс.
1
10
Великобритания: сложный путь к величию и
процветанию.
1
11
Франция Бурбонов и Орлеанов: от
революции 1830г. к политическому
кризису
1
12
Франция: революция 1848 г. и Вторая
империя.
1
13
Германия: на пути к единству.
1
14
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
1
15
Война, изменившая карту Европы. Парижская
коммуна.. Тест по теме «Строительство новой
Европы».
1
Тема 3. Страны Западной Европы в конце
XIΧ в. Успехи и проблемы индустриального
общества .
5
16
Германская империя: борьба за «место под
солнцем»
1
17
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
1
18
Франция: Третья республика.
1
19
Италия: время реформ и колониальных
захватов.
1
20
От Австрийской империи к Австро-Венгрии:
поиски выхода из кризиса.
1
Тема 4. Две Америки.
3
21
США в XIX в: модернизация, отмена
рабства и сохранение республики.
1
22
США: империализм и вступление в мировую
политику.
1
23
Латинская Америка в Х1Х в.: время перемен.
1
Тема 5. Традиционные общества в XIΧ
в.: новый этап колониализма.
4
24
Япония на пути модернизации:
«восточная мораль-западная техника»
1
25
Китай: традиции против модернизации.
1
26
Индия: насильственное разрушение
1
традиционного
общества.
27
Африка: континент в эпоху перемен. Тест по
теме «Традиционные общества в Х1Х в.:
новый этап колониализма».
1
Тема 6. Международные отношения:
обострение противоречий.
1
28
Международные отношения: дипломатия
или войны? Итоговое обобщение по
курсу.
1
История России ( 41 ч).
№п\п
Наименование разделов и тем
Кол-
во
часов
Дата
Примечание
1
Россия на рубеже веков
1
Тема1. Россия в первой половине XIX
века.
19
2
Внутренняя политика Александра I в 1801-
1806 гг.
1
3
Внешняя политика в 1801-1812 гг.
1
4
Реформаторская деятельность М.М.
Сперанского
1
5
Отечественная война 1812 г
1
6
Заграничные походы русской армии.
Внешняя политика
в 1813-1825 гг.
1
7
Внутренняя политика Александра I в 1815-
1825 гг
1
8
Социально-экономическое развитие после
Отечественной войны 1812 г.
1
9
Общественное движение при Александре I
1
10
Династический кризис 1825 г.
Выступление декабристов.
1
11
Внутренняя политика Николая I
1
12
Социально-экономическое развитие в 20-50-
е ггXIX века.
1
13
Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг
1
14
Общественные движения в годы правления
Николая I
1
15
Крымская война 1853-1856 гг. Оборона
Севастополя.
1
16
Образование и наука.
1
17
Русские первооткрыватели и
путешественники.
1
18
Художественная культура.
1
19
Быт и обычаи
1
20
Повторительно-обобщающий урок по теме «
Россия в первой половине XIX века».
.
1
Тема 2. Россия во второй половине XIX
21
века.
21
Накануне отмены крепостного права.
1
22
Крестьянская реформа 1861 г.
1
23
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIXв.
Национальная политика Александра 2.
1
24
Социально-экономическое развитие
после отмены крепостного права.
1
25
Общественное движение: либералы и
консерваторы.
1
26
Зарождение революционного народничества
и его
идеология
1
27
Революционное народничество второй
половины 60-начало 80-х гг XIX в.
1
28
Внешняя политика Александра II.
1
29
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
1
30
Внутренняя политика Александра III
1
31
Экономическое развитие в годы
правления Александра
III
1
32
Положение основных слоев общества
1
33
Общественное движение в 80-90-е гг. 19
в.
1
34
Внешняя политика Александра III
1
35
Просвещение и наука
1
36
Литература и изобразительное искусство
1
37
Архитектура, музыка, театр, народное
творчество.
1
38
Быт: новые черты в жизни города и
деревни.
1
39
Контрольное тестированиепо теме
«Россия во второй половине XIX века».
1
40-41
Итоговое обобщение по курсу.
2