Автор: Милакина Галина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №27 "Сказка" Населённый пункт: Северодвинск Наименование материала: Методическая разработка (авторская) Тема: Любимые книги наших детей Раздел: дошкольное образование
План
Подготовительная группа
«Любимые книги наших детей»
Цель: Поведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет
огромную роль для всестороннего развития.
Задачи: Расширить представления родителей о роли книг и о её значении в
воспитании ребёнка;
- стимулировать самообразование родителю;
- прививать навыки читательской культуры;
- воспитывать бережное отношение книге.
Собрание был проведён за круглым столом, присутствовало родителей 10
человек. Провела воспитатель дошкольного учреждения.
Предварительная подготовка:
Оформить выставки:
- детских книг; рекомендуемых программами дошкольного образования;
- детских рисунков «Моя любимая книга» без подписи авторов (конкурс);
- книг сделаны своими руками;
- иллюстрации известных художников к литературным произведениям
(В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачёва и др.).
На столах разложить предметы которые встречаются в произведениях для
детей.
Приготовить флажки и фишки для викторины.
Мастер класс «Любимые книжки малышки своими руками»
Индивидуальные беседы.
Показ НОД «По сказочным тропинкам».
Повестка собрания
1. Выставка детских книг , значение их в жизни ребёнка.
2. Конкурс детских рисунков,
3. Литературная викторина.
Ход собрания
(Воспитатель в роли экскурсовода предлагает родителям пройтись по группе.
Показывает, что нового появилось в группе, рассказывает, что будет сделано.
Обращает внимание на выставки, отвечает на вопросы.
После
этого
родители садятся за столы.)
Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы приветствуем вас в нашем
выставочном зале. Тема одной из наших выставок — «Любимые книги наших
детей». Мы посетим ее, а чуть позже узнаем о значении книг в воспитании и
обучении детей.
Затем подведем итоги конкурса детских рисунков «Моя любимая книга».
Каждый из вас отметит три лучшие работы, не зная, кому они принадлежат.
Через некоторое время мы узнаем победителей конкурса.
Закончим нашу встречу в выставочном зале литературной викториной и
обсудим за круглым столом с чаем.
1. Выставка детских книг, значение их в жизни ребенка. (Воспитатель
обращает внимание родителей на выставку книг для детей.)
Книга — верный,
Книга — первый,
Книга - лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! -
Все ребята говорят.
3. Бычков
Обратите внимание на эту выставку. Здесь книги, рекомендованные нашей
программой
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста.
Вы,
конечно же, при всей занятости читаете детям дома книги.
Проблемная ситуация
— А задумывались ли вы над тем, что и как вы читаете?
— Как вы выбираете книгу для чтения?
Выбор книги не должен быть случайным. Прежде чем читать книгу ребенку,
надо прочитать ее самим, определить, подходит ли она ему. Не секрет, что
часто встречаются детские книги невысокого качества. Очень важно, чтобы
книга была доступна пониманию ребенка. Для малышей доступны русские
народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». У этих сказок несложный
сюжет и много повторов, что позволяет слушателю запомнить сюжет и потом
повторить его. (Показывает несколько книг сказок для малышей.)
Для
детей
старшего
дошкольного
возраста
важно
читать
книги разных
жанров:
сказки,
стихи,
рассказы,
басни.
В
этом
возрасте
можно
учить
сравнивать жанры. Пусть ребенок скажет вам, чем похожи сказка и басня, чем
отличается стихотворение от рассказа. Не забывайте рассказывать ребенку об
авторе произведения. Дети в этом возрасте должны понимать, что есть поэты и
писатели, знать их имена и фамилии. Можно и нужно знакомить детей с
произведениями разной тематики.
Дошкольников надо знакомить с книгами о природе и их авторами, чтобы
вырастить
и
воспитать
защитников
природы,
умеющих распоряжаться ее
богатствами, любить и беречь свою землю. В этом нам помогают произведения
писателей-природоведов Г.Снегирева, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина,
Н. Сладкова и др. (Показывает книги данных авторов.)
Детей, независимо от возраста, всегда привлекали сказки. Они не столько
познавательны,
сколько
поэтичны,
интересны
и
полезны
в
нравственном
отношении.
Сказкам,
как
никаким
другим
жанрам,
присущи
торжество
справедливости, победа добра над злом, реальное рядом с фантазией. Все это
привлекает
детей.
Поэтому
важно
иметь
сказки
в
вашей
домашней
библиотеке. Познакомьте детей не только с русскими сказками, но и со
сказками других народов. (Показывает книги сказок: о животных, волшебные
сказки, бытовые сказки.)
Не
забывайте
знакомить
детей
с
книгами
о
людях
труда.
Такие книги
пробуждают
в
детском
сознании
гордость
за
профессии
мамы и
папы.
(Показывает эти книги.)
Большую помощь вам окажет хрестоматия для дошкольников. Обычно на
этих книгах указано, для какого возраста они предназначены. (Показывает
хрестоматии для детей разного возраста.)
И вот книга выбрана. Теперь следует подготовиться к выразительному
чтению. Ведь от того, как будет прочитана книга, как будут преподнесены
истории, тайны, зависит многое. Книга детям должна быть преподнесена
интересно, увлеченно, взволнованно, с душой.
Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в
ожидании еды, умывания. Ведь вы не всегда уверены, что удастся благополучно
довести чтение до конца. А дети могут испытать разочарование, когда придется
прерваться на интересном месте.
Не всем дошкольникам можно читать перед сном. Образы книг возбуждают
воображение, приводят в волнение чувства, и дети после чтения долго не
засыпают; сон их наполняется сновидениями, они не отдыхают как нужно.
Вопрос родителям:
— Вы
читаете
ребенку
книгу,
а
там
много
незнакомых
слов.
Надо ли объяснять эти непонятные слова, если надо, то когда?
Если вы предполагаете, что отдельные выражения, слова ваш ребенок не
поймет и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда
необходимо
пояснить
непонятное
слово
таким приемом:
во
время
рассказывания, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или
краткой фразой.
Если
отдельные
незнакомые
детям
слова
и
понятия
не
помешают
им
воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова.
Что получилось бы, если бы мы задались целью объяснить все незнакомые
слова в баснях и сказках. Таких слов немало: зипун, малахай, бричка, козырь
и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки воспринимается
детьми очень живо.
Анкета для родителей
— Читаете ли вы детям по их просьбе?
— Обсуждаете ли вы прочитанное?
— Обыгрываете ли вы сюжет прочитанной сказки?
— Есть ли у вашего ребенка книжный уголок?
— Следите ли за тем, как ребенок обращается с книгой?
— Если есть выбор, вы почитаете ребенку или предложите посмотреть
мультфильмы?
Книга
закладывает
основу
будущего
мировоззрения
ребенка, и от того,
какими будут его первые книги, зависит многое в его жизни. В чудесном мире
книг у дошкольника появляются друзья и враги, нравственное начало, он
учится отличать луч шее от худшего, верное от неверного, рождаются мечты,
на
основе
этого
складываются взгляды и облик крохотного еще человека.
Поэтому мы, взрослые — педагоги и родители, должны помочь воспитать
любовь и интерес к книге, потребность в чтении.
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?..
С. Михалков
2. Конкурс детских рисунков.
(Воспитатель обращает внимание родителей на выставку детских рисунков.)
Приглашаем вас посетить этот уголок выставки. Ваши дети плодотворно
потрудились над созданием рисунков к своим любимым произведениям.
Вопросы родителям:
-
Какие детские произведения вы узнали из этих рисунков?
-
Обращаете ли вы внимание своего ребенка на иллюстрации в книгах для
детей?
-
Беседуете ли вы с детьми, рассматривая эти иллюстрации?
(Далее воспитатель подводит итоги конкурса рисунков, родители
выбирают три лучших.)
3. Литературная викторина.
Разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Задания будут даны всем
командам сразу: кто первый поднимет флажок, тот и отвечает. За правильный
ответ - фишка. Команда, набравшая большее количество фишек, становится
победителем.
Задания командам:
-
Угадайте по отрывку из произведения для детей его название и автора.
-
Угадайте,
из
какого
произведения
этот
предмет? (Воспитатель
показывает предмет или предметную картинку.)
-
Скажите, в какой сказке живет этот персонаж? (Показывает иллюстрацию,
например петуха. Этот персонаж встречается во многих сказках,
будут
правильными несколько ответов.)
-
Угадайте сказку по картинам и назовите авторов этих картин. (Показывает
картины Е. Рачева, В. Сутеева, В. Васнецова и др.)
-
Отгадайте загадки о сказочных героях.
Он одежду мирно шил,
Но отважно говорил:
«Силачом слыву недаром,
Семерых — одним ударом!»
(Храбрый Портняжка.)
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил!
(Красная Шапочка.)
Чтоб друга верного спасти,
Ей полстраны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться.
(Герда.)
Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днем бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю.
(Золушка.)
Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек сказок есть она.
А в ней герой — мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый. Кто такой?
(Чипполино)
Кто-то
известный
сказал:
«Люди
перестают
мыслить,
когда
перестают
читать». Мы, педагоги и родители, должны помочь ребенку полюбить книгу,
воспитать интерес и потребность в чтении. В обучении, воспитании и развитии
ребёнка огромную роль играет книга. Нужно помнить уважаемые родители ,
читать ежедневно с ребёнком детские книги, найти время для организации
семейного чтения, обсуждать с ним прочитанное.
Были предложены родителям вопросы:
* Какие задания вызвали трудности?
*Чтобы вы порекомендовали?
*И что хотели бы изменить?
- Да, мы попробуем исправить все свои ошибки, запишемся в библиотеку, и
будем читать детям ежедневно книги. Поможем полюбить книгу и прививать
интерес к чтению, т.к. книга развивает у ребёнка всестороннее развитие.
-У родителей вырос интерес книгам и потребность в чтении совместно с
детьми.
- Расширились представления родителей о роли книг и о значении.
- Стали читать по просьбе ребёнка.
- Посещают библиотеку.
Литература
Л.В.Минкевич
«Родительские
собрания
в
детском
саду»
Москва
«Скрипторий 2003-2012»г.
Н.В.Миляева
«Педагогическое
взаимодействие
с
детским
садом»
Методическое пособие 2013г.
Л.Е.Осипова «Родительское собрания в детском саду» 2010г.
Л.Е.Осипова «Работа детского сада с семьёй» 2008г.
Н.В.Сагдеева «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ» «Шаг
навстречу» 2012г.
- Выставка иллюстрации по сказкам, разнообразие книг, книжки малышки
своими руками, конкурс детских рисунков, художественное слово.
Родителям предложили разного цвета листочки (зелёные, красные,
жёлтые), надо украсить листьями наше «Дерево творчество»
*Если получили новую информацию – жёлтые листочки повесить на дерево.
*Информации не достаточно – зелёные
*Будете
использовать
дома
то,
что
услышали
на
собрании
–
красные.
Родители использовали (жёлтые и красные листочки).
Мы желаем вам успеха на этом нелегком, но радостном пути.