Формирование патриотизма через приобщение к русской народной культуре
Автор: Свиридова Марина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Населённый пункт: город Можайск Наименование материала: Статья Тема: Формирование патриотизма через приобщение к русской народной культуре Раздел: дошкольное образование
Свиридова Марина Владимировна воспитатель
В Конвенции о правах ребенка отмечено, что во всех странах мира есть дети,
живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в
особом внимании.
Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной
поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеет
комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на
обеспечение профилактики социального неблагополучия.
В числе таких мер получили социальные услуги для детей, находящихся в
социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Состав
детей, поступающих в социально-реабилитационные учреждения,
неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию.
Но все эти дети с разрушенной системой социальных связей. Поэтому перед
педагогами встает непростая задача: в короткий срок помочь поступившим
детям адаптироваться к условиям центра, преодолеть социальную и
педагогическую запущенность, привести в норму различные отклонения в
эмоционально-психической сфере.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста – самая многочисленная
часть воспитанников реабилитационных учреждений. Группы в центре
формируются разновозрастные.
Так, в дошкольных группах проживают дети от 3 до 7 лет. Организация
обучения и воспитания в дошкольных группах имеет определенную
сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с
разновозрастными группами и умения соотносить программные требования
с индивидуальными способностями воспитанников.
Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую
среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся
сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в
которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок-
сверстник», «ребенок-младший ребенок», «ребенок - старший ребенок»,
этим определяется специфика воспитательно-образовательного процесса в
ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается
освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных
взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит
важнейшим показателем социального развития дошкольника.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе
имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по
возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает
перед ним широкие возможности для организации общения детей разного
возраста.
Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной
группе охотно прислушиваются к советам, оценкам старших детей,
сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их
справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно
реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение
младших детей со старшими формирует дружеские отношения, старшие
учатся заботиться о младших. Происходит передача опыта старших детей
младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и
организаторами их деятельности.
В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших
дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние
взрослого. Малышам есть с кого брать пример и за кем тянуться, и они
развиваются быстрее. Некоторые дети опережают сверстников по развитию и
им намного интересней общаться и играть со старшими детьми.
В разновозрастной группе в выигрыше оказываются и дети постарше, и
малыши. Общение со старшими и забота о маленьких стимулирует развитие
и тех и других.
Преимущество разновозрастной группы еще и в том, что происходит
передача знаний, умений от старших к младшим, так как, уровень развития
детей разный. Попадая в разновозрастную группу, ребенок видит то, к чему
он реально может стремиться, понимает, что, если другие дети это делают, то
значит, и он сам может этого достичь сейчас или когда чуть-чуть подрастет.
Младшие дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила
поведения, способы решения конфликтов, им хочется повторить то , чем
занимаются старшие дети, например интересуются более сложным
материалом. Старшие, объясняя что-то младшим, сами лучше усваивают
материал. Также они тренируются доносить свои мысли, развивают при этом
речь, терпение, умение объяснять.
В разновозрастной группе ребенок видит как свое «будущее» - старших,
самостоятельных детей, так и «прошлое» - малышей, которые нуждаются в
помощи. Возможно, это учит ребенка мыслить более глубоко, искать связи в
окружающем мире.
Таким образом, разновозрастная группа дает много возможностей для
личного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это
требует более тонкой работы педагога: умения наблюдать, вовремя что-то
сказать, или наоборот промолчать, предоставив возможность детям
разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она
удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.
Планирование в разновозрастной группе имеет свои особенности. Работа в
такой группе труднее, чем работа с детьми одного возраста, потому что
различны интересы, уровень понимания, навыки и возможности детей.
Наиболее целесообразно является комплектование групп детьми близкого
смежного возраста. В таком случае лучше реализовать принцип
максимального учета возрастных возможностей детей.
В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и
потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия, как для
самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две
основные формы: игра и занятия, основной целью которых является
всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирование
учебных умений.
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных
результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия
педагога с детьми и детей между собой.
Дидактические игры, как форма организации обучения приобретает особое
значение, поскольку в них, используются самообучение и взаимное
обучение. В дидактической игре взаимодействуют учебная и игровая
стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и
участвует в их игре, а дети – играя, учатся. В дидактической игре в
разновозрастной группе закрепляются знания и навыки, усваивается новый
учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастной группе большое
значение имеет общая игра детей. Общение во время совместной
деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного
возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность
педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, но основной
формой организации обучения остается занятие.
Занятия в разновозрастной группе помогут ребенку находить общий язык и
взаимопонимание с окружающими детьми и взрослыми, избавиться от
застенчивости и комплексов, стать уверенным в себе, заложить надежную
основу для успеха во взрослой жизни.
В разновозрастных группах используются фронтальные, групповые и
индивидуальные формы организации учебного процесса, которые
позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с
детьми и детей между собой. Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть
сочетание разных форм работы: коллективная, работа с подгруппой и
индивидуальные занятия. Более общие учебные задачи лучше решать на
фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала,
закрепление, расширение и уточнение знаний) – на занятиях с одной
подгруппой.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не
только на общие задачи воспитания, а главным образом на ребенка, его
потребности, интересы, уровень развития. Следовательно, при организации
работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие
моменты:
-Воспитатель, организовывая воспитательный процесс в разновозрастной
группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть
методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.
-Программные требования дифференцируются для каждой возрастной
подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
-На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а
более конкретные – на занятиях с одной подгруппой детей.
-Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия. При
проведении комплексных занятий надо следить, чтобы деятельность детей
одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия
целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для
детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их
самостоятельности.
-Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы
для всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для
проведения игр, выполнения определенных заданий.
-Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя
путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью
дидактических игр и материалов (самостоятельная работа детей).
Использованная литература:
1.
Варывдин В.А., Клематович И.П. «Управление системой социальной
защиты детства»-М, «Педагогическое общество России»
2.
«Дети социального риска и их воспитание»/ Под редакцией А.М.
Щипициной-С- Пб, «Речь», 2003
3.
Конвенция ООн оправах ребенка - М, «ИНФРА – М», 2002
4.
«Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе