Организация педагогического процесса в рановозрастной группе в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Автор: Свиридова Марина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Населённый пункт: город Можайск Наименование материала: Статья Тема: Организация педагогического процесса в рановозрастной группе в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Раздел: дошкольное образование
Формирование
патриотизма
через
приобщение
к
русской
народной
культуре
(
Свиридова
Марина
Владимировна
воспитатель
)
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа,
материализованный в предметах искусства, труда и быта. Это традиции,
обряды, обычаи, верования
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и
предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс
потери этого народного достояния продолжается и в наши дни.
Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое
время лишить современное и последующее поколение ценнейшего
достояния народной культуры и тем самым разрушить связь современников
с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.
Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной
культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо
начинать с дошкольного возраста.
Уже в дошкольном возрасте надо приобщать детей к народной культуре,
ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие
личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина
России.
В своей работе особое внимание нравственно – патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста. Я считаю, что это одна из главных
задач современного общества, самым эффективным средством в
воспитании патриотических чувств, на мой взгляд, является приобщение
детей к истокам русской народной культуры.
Работу провожу по трем направлениям:
- ознакомление детей с устным народным творчеством;
- ознакомление детей с традициями и бытом русского народа;
- ознакомление детей с декоративным народно-прикладным искусством
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в
художественном слове. В устном народном творчестве как нигде
сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные
ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.
В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки,
пословицы, хороводы).
В повседневной жизни читали с детьми русские народные сказки, потешки,
заучивали считалочки, отгадывали загадки.
Также в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры,
широко использую театрализованную деятельность. У нас в группе создан
театрализованный уголок, в нем собраны различные виды театра,
изготовленные своими руками: настольный театр на картоне, пальчиковый
театр, шагающий театр, театр на фланелеграфе, шапочки с изображением
животных.
Дети очень любят инсценировать русские народные сказки, потешки, играть
в театр. Шапочки используем в народных играх. Театр доставляет детям
много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным
формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание,
пробуждает любовь к родному языку.
В группе создана предметно-развивающая среда соответственно возрасту
детей: библиотечка красочных книг с русскими народными сказками,
потешками, загадками, отведено место уголку ряженья с элементами
народных костюмов, шапочки для подвижных игр и драматизации сказок.
Как и устное народное творчество, так и народное декоративно-прикладное
искусство, является одним из средств патриотического воспитания ребенка.
Простые и яркие образы народного искусства учат детей понимать замысел
художника, ценить и уважать его труд и мастерство. Радость общения с этими
предметами побуждает ребенка к творчеству.
По наблюдениям, среди различных видов деятельности, дети наряду с
игровой, предпочитают изобразительную деятельность, а в частности,
декоративную.
Народные игрушки вызывают восхищение и желание немедленно заняться
этим творчеством. А радость творчества неповторима, ребенок испытывает
положительные эмоции, приобретает уверенность в своих силах, раскрывает
творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Для лучшего усвоения материала по декоративно прикладному искусству
проводила занятия, организовывала экскурсии в салон народного
прикладного искусства в нашем городе, экскурсию в детскую
художественную школу, в картинную галерею, где дети знакомились с
работами местных мастеров. Знакомство с народно-прикладным искусством
всегда заканчивается продуктивной деятельностью детей.
Следующей ступенью по приобщению детей к истокам русской народной
культуры стало ознакомление дошкольников с традициями и бытом русского
народа.
Чтобы порадовать детей, вызвать интерес к познанию русского быта и
культуры мы решили создать мини-музей русского быта. В условиях центра
невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного
дела.
Основная задача мини-музея возможность введения детей в особый
самобытный мир путем его действенного познания. Так появились прялка,
вышитые полотенца, чугуны, утюги, крынка, керосиновая лампа и другие
старинные предметы быта. Также нами был создан макет «Русская изба».
Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по
приобщению детей к истокам русской народной культуры имела
положительные результаты:
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;
- Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве;
- Расширились знания о традициях русского народа;
- Сформировались начальные чувства патриотизма, любви к Родине и
русским корням.