Напоминание

Организация педагогического процесса в рановозрастной группе в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних


Автор: Свиридова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: город Можайск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация педагогического процесса в рановозрастной группе в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование патриотизма через приобщение к русской народной культуре ( Свиридова Марина Владимировна воспитатель ) Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта. Это традиции, обряды, обычаи, верования Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной культуры и тем самым разрушить связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста. Уже в дошкольном возрасте надо приобщать детей к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России. В своей работе особое внимание нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Я считаю, что это одна из главных задач современного общества, самым эффективным средством в воспитании патриотических чувств, на мой взгляд, является приобщение детей к истокам русской народной культуры. Работу провожу по трем направлениям: - ознакомление детей с устным народным творчеством; - ознакомление детей с традициями и бытом русского народа; - ознакомление детей с декоративным народно-прикладным искусством
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки, пословицы, хороводы). В повседневной жизни читали с детьми русские народные сказки, потешки, заучивали считалочки, отгадывали загадки. Также в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры, широко использую театрализованную деятельность. У нас в группе создан театрализованный уголок, в нем собраны различные виды театра, изготовленные своими руками: настольный театр на картоне, пальчиковый театр, шагающий театр, театр на фланелеграфе, шапочки с изображением животных. Дети очень любят инсценировать русские народные сказки, потешки, играть в театр. Шапочки используем в народных играх. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, пробуждает любовь к родному языку. В группе создана предметно-развивающая среда соответственно возрасту детей: библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место уголку ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для подвижных игр и драматизации сказок. Как и устное народное творчество, так и народное декоративно-прикладное искусство, является одним из средств патриотического воспитания ребенка. Простые и яркие образы народного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство. Радость общения с этими предметами побуждает ребенка к творчеству. По наблюдениям, среди различных видов деятельности, дети наряду с игровой, предпочитают изобразительную деятельность, а в частности, декоративную.
Народные игрушки вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. А радость творчества неповторима, ребенок испытывает положительные эмоции, приобретает уверенность в своих силах, раскрывает творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Для лучшего усвоения материала по декоративно прикладному искусству проводила занятия, организовывала экскурсии в салон народного прикладного искусства в нашем городе, экскурсию в детскую художественную школу, в картинную галерею, где дети знакомились с работами местных мастеров. Знакомство с народно-прикладным искусством всегда заканчивается продуктивной деятельностью детей. Следующей ступенью по приобщению детей к истокам русской народной культуры стало ознакомление дошкольников с традициями и бытом русского народа. Чтобы порадовать детей, вызвать интерес к познанию русского быта и культуры мы решили создать мини-музей русского быта. В условиях центра невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Основная задача мини-музея возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Так появились прялка, вышитые полотенца, чугуны, утюги, крынка, керосиновая лампа и другие старинные предметы быта. Также нами был создан макет «Русская изба». Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имела положительные результаты: - У детей появился интерес к изучению русской народной культуры; - Сформировался необходимый минимум исторических знаний; - Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве; - Расширились знания о традициях русского народа; - Сформировались начальные чувства патриотизма, любви к Родине и русским корням.


В раздел образования