Обобщающий урок по теме "Задачи. Уравнения. Решение задач"
Автор: Филиппова Светлана Валентиновна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 28" Населённый пункт: город Астрахань Наименование материала: Методическая разработка Тема: Обобщающий урок по теме "Задачи. Уравнения. Решение задач" Раздел: полное образование
Обобщающий урок по теме «Задачи. Уравнения. Решение задач»
(5 класс)
Цель урока:
обобщить знания учащихся по решению уравнений;
проверить умения и навыки решения уравнений, вычислительные навыки действий
с натуральными числами;
знания формул нахождения периметра и площади прямоугольника и квадрата;
суммы длин всех рёбер, площади поверхности и объёма прямоугольного
параллелепипеда и куба;
формул зависимости расстояния, скорости и времени.
Время : 60 мин. (1,5 ч).
Дидактический материал: индивидуальные карточки у каждого учащегося “Решение
уравнений”, “Квадрат и куб числа”, “Формулы”.
ХОД УРОКА
1. Организация класса: настрой на урок, объявление темы и задач урока (2 мин.).
2. Устная разминка: подготовительная работа по проверке формул (знание формул,
единиц измерения величин, обозначений); (3 мин.).
На доске записаны выражения:
…= S : V
…= 4а + 4b + 4с
…= 6а
2
…= 2(а + b)
…= а
3
.
Подсказка: L, t, V, P, S
пов.
Задание: Вписать пропущенные обозначения. Сказать название формулы, единицы
измерения величин.
3. Математический диктант. (5 мин.)
Задание. Записать 5 формул:
1) нахождение скорости,
2) нахождение периметра квадрата,
3) нахождение площади прямоугольника,
4) нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда,
5) нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда.
У доски работает ученик, который самостоятельно пишет формулы. Затем проверяются
формулы, записанные у доски. После проверки все учащиеся класса сверяют свои записи
с записями на доске и проставляют себе оценку: 5 верных формул – “5”, 4 верных
формулы – “4”, 3 верных формулы – “3”, 2 – “2”, 1 или 0 – “1”.
Учитель на доске фиксирует общие результаты математического диктанта (просит поднять
руки тех учеников, у кого “5” и т.д.). Оценка в журнал выставляется после проверки
тетрадей, на следующем уроке.
4. Дидактическая игра “Волшебное число”. (10 мин.)
Цель игры: проверить навыки решения уравнений, вычислительные навыки действий с
натуральными числами, знания правил нахождения корня уравнения.
Класс получает задания по рядам: карточки в трёх вариантах. Каждый ряд выполняет
задания только своей карточки. К доске выходят по одному учащемуся с каждого ряда
одновременно для решения предложенного уравнения.
Постановка цели: Пройдя все испытания, мы узнаем, какое число называют
“волшебным”.
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И
было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-
царевич сестёр замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил
без сестёр, сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По
дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей
Бессмертный похитил Елену.
Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Они вышли к реке, а
там камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны три уравнения (под № 1–3). Если
их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу.
К доске вызываются по одному ученику и решают уравнения. Учащиеся на местах тоже
решают уравнения и при необходимости могут помочь ученику, решающему у доски.
Ответы: 3; 1; 6.
Учитель: Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она
давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том
случае, если его воины помогут ей решить три уравнения, написанные на стенах её
избушки (под № 4–6).
………
Ответы: 21; 10; 11.
Учитель: Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала о силе корней уравнения.
Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни
уравнения. Мигом исполнится.
Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг
Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на три
замка. (Уравнения под № 7–9).
………
Ответы: 1; 2; 3.
Учитель: Иван-царевич произнёс волшебные слова, назвал корни всех уравнений. Двери
подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых
написано уравнение: (под № 10).
………
Ответ: 0.
Учитель: Решил его Иван-царевич. Ворота открылись. Освободили воины Елену
Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с
Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать и добра
наживать…
Поводятся итоги решения уравнений: выставляются оценки в журнал. По карточкам
выбираются фразы, соответствующие правильным ответам уравнений и записываются в
заранее приготовленную таблицу.
Читается фраза: “Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит”.
1
4
7
2
5
8
3
6
9
Карточка № 1:
1) 59 + 2х = 65
Ответы: 2 – умейка, 3 – знайка, 4 – лодырь.
4) 5х – 3х + 15 = 57
Ответы: 21 – по, 22 – в, 23 – к.
7) 35 : х – 20 = 15
Ответы: 1 – дорожке, 2 – тропинке, 3 – речушке.
10) х + 12705 : 11
2
= 105
Карточка № 2:
2) 24 – 3х = 21
Ответы: 1 – бежит, 2 – лежит, 3 – дрожит.
5) 9х – х + 14 = 94
Ответы: 8 – на, 9 – и, 10 – а.
8) х : 2 + 35 = 36
Ответы: 1 – бездельник, 2 – незнайка, 3 – зазнайка.
10) х + 12705 : 11
2
= 105
Карточка № 3:
3) 60 – 5х = 30
Ответы: 5 – у, 6 – на, 7 – около.
6) х + 6х – 5 = 72
Ответы: 10 – столе, 11 – печи, 12 – стене.
9) х * 12 – 12 = 24
Ответы: 1 – висит, 2 – стоит, 3 – лежит.
10) х + 12705 : 11
2
= 105
5. Доклад: (6 мин.) Ученик рассказывает о волшебном числе “Нуль”, которое помогло
Ивану-царевичу открыть ворота Кощеева царства.
6. Разминка: (1 мин.)
Вопрос. Как на математическом языке можно сказать фразу “Бабушка купила три литра
молока”? Объяснить замену слов.
7. Решение задач различного вида, составленных самими учащимися. Количество задач
определяется учителем по ходу урока, в зависимости от оставшегося времени.
(15 мин. или 30 мин.)
Задача № 1(воспитательного плана): На уроке русского языка ученики 5 “д” класса
получили от учителя 5 замечаний, на физкультуре – в 2 раза больше, чем на русском, а на
музыке – столько, сколько на русском языке и физкультуре вместе. Сколько замечаний
получил 5 “д” за учебную неделю, если было 5 уроков русского языка, 2 урока
физкультуры и 2 урока музыки?
Задача № 2 (на составление уравнения): Сосед по даче угостил стариков-соседей
морковью. Он дал им 20 штук. Бабушка очистила себе в 2 раза больше моркови, чем деду,
остальные 8 штук оставила для борща. Сколько моркови досталось бабушке и сколько
беззубому дедушке?
Задача № 3 (на движение): Бабушка и дедушка пошли получать пенсию на почту, которая
находилась на расстоянии 1400 м от дома. Бабушка “побежала” со скоростью 50 м/мин., а
дедушка на 20 м/мин. быстрее. Кто быстрее получит пенсию и на сколько минут? Хватит
ли её до следующей пенсии
Задача № 4 (цена, количество, стоимость): 31 декабря на Новый год Дед Мороз и
Снегурочка купили подарки детям. В санях уместилось 40 зайчиков по 10 рублей, 70
машинок по 20 рублей, 50 гномиков по 25 рублей. Сколько денег потратил Дед Мороз?
8. Подведение итогов урока: Ученики высказывают своё мнение об уроке, подводят
итоги урока (2 мин.).
1.
Что повторили на уроке?
2.
По каким темам вы показали знания и умения?
3.
Чьи ответы вам понравились больше всего?
4.
Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?
5.
Ваши впечатления об уроке?
9. Домашнее задание: (1 мин.) повторить действия с натуральными числами, решить
примеры по действиям № 824 (в–е).
10. Выводы учителя:
1.
эмоциональный настрой,
2.
качество знаний и умений,
3.
% успеваемости (по оценкам за урок)
11. Доска (перед началом урока):