Напоминание

Рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины"


Автор: Червяков Александр Юрьевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37

имени Новикова Гаврила Гавриловича» г. Кемерово

«Согласованно»

«Утверждаю»

Зам. Директора по ВР

Директор

______________(Л.Г. Игнатьева)

__________/В. М. Марчук/

«__»________2016 г.

«__»_______2016 г.

Рабочая программа кружка

«Художественная обработка древесины»

Составитель

Червяков А.Ю.


Содержание
Пояснительная записка................................................................................................................................3 Тематический план работы кружка «Художественная обработка древесины».....................................8 Содержание курса «Художественная обработка древесины»................................................................ 11 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы по разделам и темам....18 Список литературы.................................................................................................................................... 22

Пояснительная записка.
Данная программа расчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины"
является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предпологает решение следующих задач:
• раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно- прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества; • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Программа включает:
• пояснительную записку; • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников; • тематический план (по годам обучения); • календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения). Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, расрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее. Теоретический метериал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям. Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотренно изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин. В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполения резьбы по дереву программой предусмотривается применеие разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитаннками не ниже требований программы. Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школного курса, образовательной области "Технология": • материаловедение; • технология обработки древесины; • элементы машиноведения; • графика; • техническое творчество; • введение в художественное конструирование. Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников. В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний – руководителем кружка.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются: • учебники, справочники; • дидактический материал; • дополнительная литература. На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда. Продолжительность изучения курса, за 4 года обучения, в среднем составляет около 420 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева". По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны -

Знать:
• принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; • способы разметки по шаблону и чертежу; • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера); • иметь понятие о конструировании и моделировании; • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края; • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий; • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием; • разные виды резьбы и их особенности; • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:
• рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности; • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку; • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия; • выполнять простейшие столярные операции; • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; • выполнять постейшие расчёты стоимости изделия; • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы; • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их; • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их; • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву; • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы; • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами; • экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:
• владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву; • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики; • владения основными элементами графической грамотности; • выполнения плоскостной разметки; • разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы; • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
• индивидуальная; • коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:
• теоретический уровень знаний; • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями; • применение полученных знаний на практике; • соблюдение технических и технологических требований; • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
• изготовление изделия в установленные нормы времени; • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
• экономия материалов; • желание трудиться; • познавательная активность и творческий подход; • самостоятельность; • партнёрские отношения при совместной работе.

Тематический план работы кружка «Художественная обработка древесины»

1 – й год обучения



п/п.

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Выпиливание лобзиком

20

52

72
1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. 2 2 2. Основы материаловедения. 2 2 3. Виды резьбы по дереву. 2 2 4. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. 1 2 3 5. Материалы, инструменты и приспособления. 1 2 3 6. Технические приёмы выпиливания орнамента. 2 5 7 7. Сборочные и отделочные работы. 2 5 7 8. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. 2 2 9. Работа над конструкцией изделия. 2 5 7 10. Построение орнамента. 2 5 7 11. Конструирование различных изделий. 1 2 3 12. Техника выполнения различных изделий. 2 5 7 13. Отделка изделия. 1 3 4 14. Изготовление изделия. 16 16
Художественное выжигание

7

26

33
1. Декорирование изделий выжиганием. 1 2 3 2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. 1 2 3 3. Основы композиции. 1 2 3 4. Подготовка заготовок к работе. 1 2 3 5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. 1 2 3 6. Основные приёмы выжигания. 1 2 3 7. Техника выполнения приёмов выжигания 2 2 8. Отделка изделия. 1 2 3 9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. 10 10
Всего

105

2 – й год обучения



п/п.

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Резьба по дереву

27

78

105
1. Вводное занятие. 2 2 2. Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. 4 2 6 3. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. 2 2 4. Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. 2 4 6 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. 4 4
6. Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву. 2 4 6 7. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. 2 7 9 8. Отделка изделия. 1 3 4 9. Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка. 2 6 8 10. Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента. 2 6 8 11. Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции. 2 6 8 12. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. 2 10 12 13. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. 2 10 12 14. Изготовление набора из двух разделочных досок. 1 15 16 15. Итоговое занятие. 1 1 2
3 – й год обучения



п/п.

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Резьба по дереву

16

89

105
1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских. 2 2 2. Народные художественные промыслы. 2 5 7 3. Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой. 2 10 12 4. Мозаика по дереву (интарсия). 2 10 12 5. Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора. 2 10 12 6. Отделка изделия. 2 2 7. Технология изготовления художественных изделий токарным способом. 2 3 5 8. Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой. 2 5 7 9. Изготовление подсвечника с одной стойкой. 1 10 11 10. Изготовление подсвечника с тремя стойками. 15 15 11. Изготовление подсвечника на пять свечей. 18 18 12. Итоговое занятие 1 1 2

4 – й год обучения



п/п.

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Резьба по дереву

13

92

105
1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских. 2 2 2. Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой. 2 10 12 3. Экономика и организация производства. 2 2 4. Изготовление панно с геометрической резьбой. 1 5 6 5. Изготовление панно с накладной резьбой. 1 10 11 6. Изготовление шкатулки. 2 15 17 7. Изготовление шкатулки формы «бочонок». 1 10 11 8. Изготовление шкатулки формы «чугунок». 1 15 16 9. Выполнение художественного изделия (итоговая квалификационная работа). 26 26 10. Итоговое занятие. 1 1 2

Содержание курса «Художественная обработка древесины»

1-й год обучения.
№ п/п . Тема раздела Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Выпиливание лобзиком 72 часа
1. Вводное занятие Охрана труда при производстве художественных изделий. Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии и личной гигиены; - задачи на год. Инструктирование. Беседа. 2. Основы материаловедения. Древесина: - основные свойства и пороки; - характеристика пород; - фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи. Беседа. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами». 3. Виды резьбы по дереву. - народные художественные традиции; - виды и особенности резьбы; - источники орнаментальных узоров. Беседа. Демонстрации. 4. Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия. - Особенности работы лобзиком; - источники и особенности узоров для выпиливания. Беседа. Демонстрации. Практическая работа. 5. Материалы, инструменты и приспособления. - Основные свойства материалов; - характеристики инструмента и приспособлений. Беседа. Практическая работа «Знакомство с видами материалов и инструментом». 6. Технические приёмы выпиливания орнамента. - Подготовка материалов, рисунков; - перевод рисунка на заготовку; - приёмы выпиливания; - способы соединения деталей. Практическая работа «Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей». 7. Сборочные и отделочные работы. -Облицовывание шпоном; - циклевание и шлифование; - устранение дефектов; - сборка изделия; - прозрачная отделка. Практическая работа «Сборка и отделка изделий». 8. Художественно- эстетические Основы выпиливания лобзиком. - Конструкция, форма изделия; - фурнитура; - виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Беседа. 9. Работа над конструкцией изделия. - Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия; - работа над проектом; - фурнитура, её изготовление, установка. Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка. 10. Построение орнамента. - Назначение и виды орнамента; - симметрия; - орнаметальные розетты и полосы; Практическая работа: «Важнейшие средства и приёмы композиции
- сетчатый орнамент. орнамента». 11. Конструирование различных изделий. - Плоские, объёмные изделия; - изделия округлой формы; - изделия со сложным орнаментом. Практическая работа: 12. Техника выполнения различных конструкций изделий. - Плоские изделия; - объёмные изделия. Практическая работа: 13. Отделка изделия - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - облицовывание шпоном; - циклевание и шлифование; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. Практическая работа: «Отделка изделия». 14. Изготовление изделия. Практическая работа:
Художественное выжигание 33 часа
1 Декорирование художественных изделий выжиганием. - Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания. Практическая работа: «Подготовка материалов. Приёмы выжигания. 2 Инструменты, приспособления для выполнения работ. - Инструменты и приспособления для выжигания. Практическая работа: «Подготовка инструмента». 3 Основы композиции. - Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия. Беседа Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы». 4 Подготовка заготовок к работе. - Основные требования к инструменту; - уход за инструментом. Практическая работа. 5 Технология декорирования художественных изделий выжиганием. - Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания; - способы соединения деталей; - сборка изделия; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. Практическая работа: «Подготовка материалов. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка и отделка изделий». 6 Основные приёмы выжигания. - Освоение приёмов выжигания. Практическая работа. 7 Техника выполнения выжигания различных изделий. - Совершенствование приёмов выжигания. Практическая работа. 8 Отделка изделия. - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. Практическая работа: «Отделка изделий». 9 Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием. - Форма и конструкция изделия; - назначение и виды орнамента; - симметрия; - изделия со сложным орнаметом. Практическая работа: «Изготовление изделия».

2-й год обучения.
№ п/п. Тема раздела Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 105 часов.
1. Вводное занятие. Технико-технологические сведения: - правила поведения в мастерских; - основные направления работы; - задачи на год. Инструктирование. Беседа. 2. Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. Технико-технологические сведения: - возникновение и развитие; - роль художественной традиции; - основные сведения о предприятиях; - перспективы развития; - организация творческого процесса; - ассортимент изделий. Беседа. 3. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. Технико-технологические сведения: - требования ОТ и ТБ при работе; - причины травматизма; - производственная санитария; - причины пожаров; - правила пользования первичными средствами пожаротушения. Инструктирование. Беседа. 4. Основы материаловедения. Ручная обработка дерева. Технико-технологические сведения: - декоративные свойства дерева; - клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий; - отделочные материалы и отделка; - способы предупреждения и устранения дефектов. Беседа. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами, инструментами». 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения: - виды ручного инструмента; - требования к нему; - технология изготовления; - подготовка к работе. Практическая работа: «Изготовление ножа- косяка; - одностороннего прокола; - двухстороннего прокола; - подготовка к работе. 6. Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы. Технико-технологические сведения: - виды столярных соединений; - технологическая карта; - способы раскроя материала по заданным размерам; - сборка изделия; - подготовка поверхности изделия для резьбы; - виды резьбы по дереву; - их характерные особенности и разновидности; - правила безопасности труда при работе режущими инструментами. Беседа. Практическая работа: «Знакомство с видами столярных соединений. Технологическая последовательность выполнения резьбы. Требования к качеству выполнения резьбы». 7. Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения Технико-технологические сведения: - история возникновения и развития; - особенности; - элементы геометрической резьбы; Беседа. Практическая работа: «Знакомство с элементами,
геометрической резьбы. - сочетание различных элементов; - способы вычерчивания орнамента; - материалы, инструменты; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда. 8. Отделка изделия. Технико-технологические сведения: - отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. Практическая работа: «Отделка изделий». 9. Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания. Технико-технологические сведения: - нанесение элементов резьбы; - составление сложных элементов; - способы вычерчивания; - материалы, инструменты; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки». Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда. 10. Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента. Технико-технологические сведения: Сочетание треугольников: - с прямыми и кривыми сторонами; - со сторонами разной длины; - с миндалевидными углублениями; - морщинистая резьба; - безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы». 11. Основы композиции. Резание. Технико-технологические сведения: - составление резной композиции; - способы вычерчивания; - нанесение ее на заготовку; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение композиции. Способы резания. Выполнение резьбы». 12. Изготовление изделия столярным способом. Технико-технологические сведения: - составление резной композиции; - перенос ее на заготовку; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Составление и нанесение композиции. Выполнение резьбы». 13. Изготовление доски разделочной. Технико-технологические сведения: - подбор материала; - составление резной композиции; - перенос ее на заготовку; - способы выполнения резьбы; - отделка изделия; - безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Изготовление разделочной доски». 14. Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения: - подбор материала; - составление резной композиции; - перенос ее на заготовку; - выполнение резьбы; - отделка изделия; - безопасность труда при резьбе. Практическая работа: «Изготовление разделочных досок». 15. Итоговое занятие. Обсуждение проделанной работы за год. Летнее задание.

3-й год обучения.
№ п/п. Тема раздела Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 105 часов.
1. Вводное занятие. Технико-технологические сведения: - правила поведения в мастерских; - техника пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии; - основные направления работы; - задачи на год. Инструктирование. Беседа. 2. Народные художественные промыслы. Технико-технологические сведения: - традиционные виды народных промыслов; - народный традиционный орнамент; - характерные особенности; -традиционные приемы обработки и декорирования изделий из дерева. Экскурсия. Беседа по итогам экскурсии. 3. Контурная резьба. Технико-технологические сведения: - своеобразие резьбы; - особенности композиции орнаментов; - подготовка изделия к резьбе. Практическая работа: «Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда». 4. Мозаика по дереву (интарсия). Технико-технологические сведения: - виды резьбы; - отличительные черты; - особенности композиции орнаментов; - подготовка изделия к резьбе; - приемы и способы выполнения мозаичных наборов; - отделка изделия; - требования к качеству работ; - безопасность труда. Практическая работа: «Приемы и способы выполнения мозаичных наборов. Технология облицовки. Отделка изделия». 5. Основы композиции. Выполнение композиции. Технико-технологические сведения: - принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции; - своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву; - зарисовки растений, птиц, животных; - понятие о колорите; - цветовой круг; - цвета в композиции; - однотонная и многоцветная композиция. Беседа. Практическая работа: «Составление эскиза изделия с контурной резьбой. Составление эскиза фриза с геометрическим орнаментом для мозаики». 6. Отделка изделия. Технико-технологические сведения: - материалы, инструменты, приспособления; - технология отделки изделия; - качество мозаичных работ; - безопасность труда. Беседа. Практическая работа: «Отработка приемов отделки мозаичных изделий». 7. Технология изготовления художественных изделий токарным способом. Технико-технологические сведения: - виды и назначение станков; - устройство станков; - инструменты и приспособления; - организация рабочего места; - безопасные приемы работы. Практическая работа: «Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на
станках». 8. Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление конфетницы. Технико-технологические сведения: - точение фасонных поверхностей; - точение внутренних поверхностей; - технологическая последовательность изготовления изделий. Практическая работа: «Изготовление конфетницы на токарном станке. Декорирование ее резьбой». 9. Изготовление подсвечника с одной стойкой. Технико-технологические сведения: - последовательность изготовления изделия; - составление рисунка; - точение подставки; - точение стойки; - нанесение рисунка и резание; - сборка и отделка изделия; - безопасность труда при работе. Практическая работа: «Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой». 10. Изготовление подсвечника с тремя стойками. Технико-технологические сведения: - последовательность изготовления изделия; - составление рисунка; - точение подставки; - точение стоек и шариков; - нанесение рисунка и резание его; - сборка и отделка изделия; - безопасность труда при работе. Практическая работа: «Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой». 11. Изготовление подсвечника на пять свечей. Технико-технологические сведения: - последовательность изготовления изделия; - составление рисунка; - точение подставки, стоек; - изготовление крепежа; - нанесение рисунка и резание его; - сборка и отделка изделия; - безопасность труда при работе. Практическая работа: «Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой». 12. Итоговое занятие. Выставка работ воспитанников, их обсуждение. Летнее задание.
4-й год обучения.
№ п/п. Тема раздела Основные вопросы рассматриваемые на занятии Формы и методы работы, виды контроля
Резьба по дереву 105 часов.
1. Вводное занятие. Технико-технологические сведения: - правила поведения в мастерских; - техника пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии; - основные направления работы; - задачи на год. Инструктирование. Беседа. 2. Плоскорельефная резьба . Технико-технологические сведения: - виды плоскорельефной резьбы; - художественно-стилевые особенности резьбы; - материалы, инструменты и приспособления; - приемы выполнения видов резьбы; - требования к качеству резьбы; - безопасность труда при ее выполнении. Беседа. Практическая работа: «Приемы и способы плоскорельефной резьбы. Изготовление изделия».
3. Экономика и организация производства. Технико-технологические сведения: - основные направления организации труда; - качество продукции; - экономическая эффективность производства; - нормирование труда; - заработная плата. Беседа. Практическая работа: «Расчет себестоимости и цены изделия изготовленного на предприятии». 4. Изготовление панно с геометрической резьбой. Технико-технологические сведения: - точение тарелки; - составление и перенос рисунка на заготовку; - резание рисунка; - отделка изделия. Практическая работа: «Изготовление изделия». 5. Изготовление панно с накладной резьбой. Технико-технологические сведения: - точение тарелки; - выпиливание листиков и веточек; - вытачивание ягодок; - нанесение и резание рисунка; - сборка изделия; - отделка изделия. Практическая работа: «Изготовление изделия». 6. Изготовление шкатулки. Технико-технологические сведения: - технология изготовления; - составление технического рисунка; - разметка и выпиливание заготовок; - подгонка деталей и сборка изделия; - составление композиции, перенос ее на изделие, резание; - отделка изделия. Практическая работа: «Изготовление изделия». 7. Изготовление шкатулки формы «бочонок». Технико-технологические сведения: - технология изготовления; - составление технического рисунка; - точение корпуса; - точение крышки; - подгонка деталей и сборка изделия; - составление композиции, перенос ее на изделие, резание; - отделка изделия. Практическая работа: «Изготовление изделия». 8. Изготовление шкатулки формы «чугунок». Технико-технологические сведения: - технология изготовления; - составление технического рисунка; - точение корпуса; - точение крышки; - подгонка деталей и сборка изделия; - составление композиции, перенос ее на изделие, резание; - отделка изделия. Практическая работа: «Изготовление изделия». 9. Изготовление художественного изделия (по выбору). Итоговая работа. Технико-технологические сведения: - консультации по выбору и изготовлению изделия. Практическая работа: «Изготовление изделия». 10. Итоговое занятие. Выставка работ, их обсуждение. Подведение итогов.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы по разделам и темам

1 год обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Форма занятий Приемы и методы Форма подведения итогов Средства обучения
Раздел I. Выпиливание лобзиком
1 Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Беседа Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований Вводная диагностика Раздаточный материал 2 Основы материаловедения. Объяснение Словесно-наглядный Обобщающая беседа Таблицы, инструменты и принадлежности 3 Виды резьбы по дереву. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 4 Выпиливание лобзиком — разновидность оформления изделия Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 5 Материалы, инструменты и приспособления. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 6 Технические приёмы выпиливания орнамента. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 7 Сборочные и отделочные работы. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 8 Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 9 Работа над конструкцией изделия. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 10 Построение орнамента. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 11 Конструирование различных изделий Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 12 Техника выполнения различных конструкций изделий Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 13 Отделка изделия. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 14 Изготовление изделия. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности
Раздел II. Художественное выжигание
1 Декорирование изделий выжиганием. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 2 Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Беседа Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 3 Основы композиции. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 4 Подготовка заготовок к работе. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 5 Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности
6 Основные приёмы выжигания. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 7 Техника выполнения выжигания различных изделий. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 8 Отделка изделия. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 9 Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности
2 год обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Форма занятий Приемы и методы Форма подведения итогов Средства обучения
Резьба по дереву
1 Вводное занятие. Беседа Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований Вводная диагностика Раздаточный материал 2 Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. Объяснение Словесно-наглядный Обобщающая беседа Таблицы, инструменты и принадлежности 3 Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 4 Основы материаловедения. Ручная обработка дерева. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 5 Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 6 Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 7 Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 8 Отделка изделия. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 9 Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 10 Составление орнамента Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, инструменты и
и нанесение его на заготовку. Резание орнамента. выставка принадлежности 11 Основы композиции. Резание. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 12 Изготовление изделия столярным способом. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 13 Изготовление доски разделочной. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 14 Изготовление набора из двух разделочных досок. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 15 Итоговое занятие. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности
3 год обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Форма занятий Приемы и методы Форма подведения итогов Средства обучения
Резьба по дереву
1 Вводное занятие. Беседа Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований Вводная диагностика Раздаточный материал 2 Народные художественные промыслы. Объяснение Словесно-наглядный Обобщающая беседа Таблицы, инструменты и принадлежности 3 Контурная резьба. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 4 Мозаика по дереву (интарсия). Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 5 Основы композиции. Выполнение композиции. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 6 Отделка изделия. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 7 Технология изготовления художественных изделий токарным способом. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 8 Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление конфетницы. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 9 Изготовление подсвечника с одной стойкой. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 10 Изготовление подсвечника с тремя стойками. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 11 Изготовление подсвечника на пять Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности
свечей. 12 Итоговое занятие. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности
4 год обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Форма занятий Приемы и методы Форма подведения итогов Средства обучения
Резьба по дереву
1 Вводное занятие. Беседа Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований Вводная диагностика Раздаточный материал 2 Плоскорельефная резьба . Объяснение Словесно-наглядный Обобщающая беседа Таблицы, инструменты и принадлежности 3 Экономика и организация производства. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 4 Изготовление панно с геометрической резьбой. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 5 Изготовление панно с накладной резьбой. Объяснение Словесно-наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 6 Изготовление шкатулки. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 7 Изготовление шкатулки формы «бочонок». Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка Таблицы инструменты и принадлежности 8 Изготовление шкатулки формы «чугунок». Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 9 Изготовление художественного изделия (по выбору). Итоговая работа. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности 10 Итоговое занятие. Объяснение Словесно наглядный Анализ работ, выставка инструменты и принадлежности

Список литературы

для руководителя кружка:
Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
для воспитанников:
Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.


В раздел образования