Рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины"
Автор: Червяков Александр Юрьевич Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37" Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37
имени Новикова Гаврила Гавриловича» г. Кемерово
«Согласованно»
«Утверждаю»
Зам. Директора по ВР
Директор
______________(Л.Г. Игнатьева)
__________/В. М. Марчук/
«__»________2016 г.
«__»_______2016 г.
Рабочая программа кружка
«Художественная обработка древесины»
Составитель
Червяков А.Ю.
Содержание
Пояснительная записка................................................................................................................................3
Тематический план работы кружка «Художественная обработка древесины».....................................8
Содержание курса «Художественная обработка древесины»................................................................ 11
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы по разделам и темам....18
Список литературы.................................................................................................................................... 22
Пояснительная записка.
Данная программа расчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение
условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная
обработка древесины".
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является -
формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего
развития личности подростка.
Обучение предпологает решение следующих задач:
•
раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-
прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
•
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности,
способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Программа включает:
•
пояснительную записку;
•
перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
•
тематический план (по годам обучения);
•
календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с
основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов,
основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом,
расрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые
занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее.
Теоретический метериал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в
процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в
традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при
некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие
начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и
безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также
экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки
материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или
производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и
обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки
материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные
трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике
применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению,
технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии,
математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую
художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим
требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с
разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного
процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры
труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в
процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам
древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и
технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства
прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает
приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения
условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к
активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
Программой предусмотренно изучение и исследование свойств древесины. Изучение
устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка
по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для
формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и
механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического
оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполения резьбы по дереву
программой предусмотривается применеие разнообразных приспособлений, позволяющих
воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических
требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и
наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитаннками не
ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школного курса,
образовательной области "Технология":
•
материаловедение;
•
технология обработки древесины;
•
элементы машиноведения;
•
графика;
•
техническое творчество;
•
введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников,
по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по
теоретической и технологической подготовки воспитанников.
В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний –
руководителем кружка.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в
работе используются:
•
учебники, справочники;
•
дидактический материал;
•
дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно -
гигиенических требований, правил безопасности труда.
Продолжительность изучения курса, за 4 года обучения, в среднем составляет около 420 часов.
Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из
рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны -
Знать:
•
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
•
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
•
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
•
способы разметки по шаблону и чертежу;
•
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по
свойствам материалов;
•
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели,
токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка,
электролобзика,электрофрезера);
•
иметь понятие о конструировании и моделировании;
•
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
•
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их
характерные особенности;
•
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева,
его роль в экономике края;
•
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
•
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах
изделий;
•
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
•
разные виды резьбы и их особенности;
•
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с
инструментами, оборудованием и приспособлениями;
•
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и
внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
•
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
•
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
•
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
•
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
•
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
•
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
•
выполнять простейшие столярные операции;
•
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
•
выполнять постейшие расчёты стоимости изделия;
•
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
•
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
•
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
•
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
•
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
•
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
•
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
•
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и
мозаике по дереву;
•
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
•
владения основными элементами графической грамотности;
•
выполнения плоскостной разметки;
•
разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
•
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
•
индивидуальная;
•
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
•
теоретический уровень знаний;
•
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
•
применение полученных знаний на практике;
•
соблюдение технических и технологических требований;
•
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
•
изготовление изделия в установленные нормы времени;
•
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности,
производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
•
экономия материалов;
•
желание трудиться;
•
познавательная активность и творческий подход;
•
самостоятельность;
•
партнёрские отношения при совместной работе.
Тематический план работы кружка «Художественная обработка древесины»
1 – й год обучения
№
п/п.
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Выпиливание лобзиком
20
52
72
1.
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при
производстве художественных изделий.
2
2
2.
Основы материаловедения.
2
2
3.
Виды резьбы по дереву.
2
2
4.
Выпиливание лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
2
3
5.
Материалы, инструменты и приспособления.
1
2
3
6.
Технические приёмы выпиливания орнамента.
2
5
7
7.
Сборочные и отделочные работы.
2
5
7
8.
Художественно-эстетические основы выпиливания
лобзиком.
2
2
9.
Работа над конструкцией изделия.
2
5
7
10.
Построение орнамента.
2
5
7
11.
Конструирование различных изделий.
1
2
3
12.
Техника выполнения различных изделий.
2
5
7
13.
Отделка изделия.
1
3
4
14.
Изготовление изделия.
16
16
Художественное выжигание
7
26
33
1.
Декорирование изделий выжиганием.
1
2
3
2.
Инструменты и приспособления для выполнения
работ по выжиганию.
1
2
3
3.
Основы композиции.
1
2
3
4.
Подготовка заготовок к работе.
1
2
3
5.
Технология декорирования художественных изделий
выжиганием.
1
2
3
6.
Основные приёмы выжигания.
1
2
3
7.
Техника выполнения приёмов выжигания
2
2
8.
Отделка изделия.
1
2
3
9.
Изготовление изделий и декорирование их
выжиганием.
10
10
Всего
105
2 – й год обучения
№
п/п.
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Резьба по дереву
27
78
105
1.
Вводное занятие.
2
2
2.
Основные сведения о предприятиях и видах
художественных промыслов.
4
2
6
3.
Охрана труда, производственная санитария, электро
и пожарная безопасность при производстве
художественных изделий из дерева.
2
2
4.
Основы материаловедения для художественных
работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе
изготовления художественных изделий.
2
4
6
5.
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и
подготовка его к работе.
4
4
6.
Столярные соединения в художественных изделиях.
Технология изготовления художественных изделий
столярным способом. Виды художественной резьбы
по дереву.
2
4
6
7.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов
выполнения геометрической резьбы.
2
7
9
8.
Отделка изделия.
1
3
4
9.
Нанесение элементов геометрического рисунка на
заготовку. Составление и нанесение на заготовку
более сложных элементов резьбы. Способы резания.
Резание рисунка.
2
6
8
10.
Составление и нанесение на заготовку
геометрического орнамента. Резание орнамента.
2
6
8
11.
Основы композиции. Составление резной
геометрической композиции. Перенос ее на
заготовку. Резание композиции.
2
6
8
12.
Изготовление простого художественного изделия
столярным способом. Составление композиции на
шаблоне. Перенос ее на заготовку.
2
10
12
13.
Изготовление разделочной доски и декорирование ее
геометрической резьбой.
2
10
12
14.
Изготовление набора из двух разделочных досок.
1
15
16
15.
Итоговое занятие.
1
1
2
3 – й год обучения
№
п/п.
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Резьба по дереву
16
89
105
1.
Вводное занятие. Организация рабочего места.
Охрана труда, пожарная и электробезопасность при
изготовлении художественных изделий из дерева в
мастерских.
2
2
2.
Народные художественные промыслы.
2
5
7
3.
Контурная резьба по дереву. Изготовление и
декорирование художественных изделий контурной
резьбой.
2
10
12
4.
Мозаика по дереву (интарсия).
2
10
12
5.
Основы композиции. Составление композиции
узора. Перенос его на заготовку. Резание узора.
2
10
12
6.
Отделка изделия.
2
2
7.
Технология изготовления художественных изделий
токарным способом.
2
3
5
8.
Изготовление простого художественного изделия
токарным способом и декорирование его
геометрической резьбой.
2
5
7
9.
Изготовление подсвечника с одной стойкой.
1
10
11
10.
Изготовление подсвечника с тремя стойками.
15
15
11.
Изготовление подсвечника на пять свечей.
18
18
12.
Итоговое занятие
1
1
2
4 – й год обучения
№
п/п.
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Резьба по дереву
13
92
105
1.
Вводное занятие. Организация рабочего места.
Охрана труда, пожарная и электробезопасность при
изготовлении художественных изделий из дерева в
мастерских.
2
2
2.
Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение
изделий с плоскорельефной резьбой.
2
10
12
3.
Экономика и организация производства.
2
2
4.
Изготовление панно с геометрической резьбой.
1
5
6
5.
Изготовление панно с накладной резьбой.
1
10
11
6.
Изготовление шкатулки.
2
15
17
7.
Изготовление шкатулки формы «бочонок».
1
10
11
8.
Изготовление шкатулки формы «чугунок».
1
15
16
9.
Выполнение художественного изделия (итоговая
квалификационная работа).
26
26
10.
Итоговое занятие.
1
1
2
Содержание курса «Художественная обработка древесины»
1-й год обучения.
№
п/п
.
Тема раздела
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы,
виды контроля
Выпиливание лобзиком 72 часа
1.
Вводное занятие
Охрана труда при
производстве
художественных
изделий.
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии и личной гигиены;
- задачи на год.
Инструктирование.
Беседа.
2.
Основы
материаловедения.
Древесина:
- основные свойства и пороки;
- характеристика пород;
- фанера, шпон, нетрадиционные и
отделочные материалы, клеи.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с породами
и свойствами древесины,
отделочными
материалами».
3.
Виды резьбы по
дереву.
- народные художественные традиции;
- виды и особенности резьбы;
- источники орнаментальных узоров.
Беседа.
Демонстрации.
4.
Выпиливание
лобзиком –
разновидность
оформления
изделия.
- Особенности работы лобзиком;
- источники и особенности узоров для
выпиливания.
Беседа.
Демонстрации.
Практическая работа.
5.
Материалы,
инструменты
и приспособления.
- Основные свойства материалов;
- характеристики инструмента и
приспособлений.
Беседа.
Практическая работа
«Знакомство с видами
материалов и
инструментом».
6.
Технические
приёмы
выпиливания
орнамента.
- Подготовка материалов, рисунков;
- перевод рисунка на заготовку;
- приёмы выпиливания;
- способы соединения деталей.
Практическая работа
«Подготовка материалов.
Приёмы выпиливания.
Способы соединения
деталей».
7.
Сборочные и
отделочные
работы.
-Облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- сборка изделия;
- прозрачная отделка.
Практическая работа
«Сборка и отделка
изделий».
8.
Художественно-
эстетические
Основы
выпиливания
лобзиком.
- Конструкция, форма изделия;
- фурнитура;
- виды орнамента применяемые в работах
лобзиком.
Беседа.
9.
Работа над
конструкцией
изделия.
- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия;
- работа над проектом;
- фурнитура, её изготовление, установка.
Практическая работа:
«Построение
композиции. Разработка
формы. Изготовление и
установка.
10.
Построение
орнамента.
- Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаметальные розетты и полосы;
Практическая работа:
«Важнейшие средства и
приёмы композиции
- сетчатый орнамент.
орнамента».
11.
Конструирование
различных
изделий.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа:
12.
Техника
выполнения
различных
конструкций
изделий.
- Плоские изделия;
- объёмные изделия.
Практическая работа:
13.
Отделка изделия
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Отделка изделия».
14.
Изготовление
изделия.
Практическая работа:
Художественное выжигание 33 часа
1
Декорирование
художественных
изделий
выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Практическая работа:
«Подготовка материалов.
Приёмы выжигания.
2
Инструменты,
приспособления
для выполнения
работ.
- Инструменты и приспособления для
выжигания.
Практическая работа:
«Подготовка
инструмента».
3
Основы
композиции.
- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Беседа
Практическая работа:
«Построение
композиции. Разработка
формы».
4
Подготовка
заготовок к работе.
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом.
Практическая работа.
5
Технология
декорирования
художественных
изделий
выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Подготовка материалов.
Приёмы выжигания.
Способы соединения
деталей.
Сборка и отделка
изделий».
6
Основные приёмы
выжигания.
- Освоение приёмов выжигания.
Практическая работа.
7
Техника
выполнения
выжигания
различных
изделий.
- Совершенствование приёмов выжигания.
Практическая работа.
8
Отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Отделка изделий».
9
Изготовление
художественного
изделия и
декорирование его
выжиганием.
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаметом.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
2-й год обучения.
№
п/п.
Тема раздела
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы,
виды контроля
Резьба по дереву 105 часов.
1.
Вводное занятие.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.
Инструктирование.
Беседа.
2.
Основные
сведения о
предприятиях и
видах
художественных
промыслов.
Технико-технологические сведения:
- возникновение и развитие;
- роль художественной традиции;
- основные сведения о предприятиях;
- перспективы развития;
- организация творческого процесса;
- ассортимент изделий.
Беседа.
3.
Охрана труда,
производственная
санитария, электро
и пожарная
безопасность при
производстве
художественных
изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- требования ОТ и ТБ при работе;
- причины травматизма;
- производственная санитария;
- причины пожаров;
- правила пользования первичными
средствами пожаротушения.
Инструктирование.
Беседа.
4.
Основы
материаловедения.
Ручная обработка
дерева.
Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, сколеивание, облицовывание
художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения
дефектов.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с породами
и свойствами древесины,
отделочными
материалами,
инструментами».
5.
Изготовление
инструмента для
резьбы по дереву и
подготовка его к
работе.
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа:
«Изготовление ножа-
косяка;
- одностороннего
прокола;
- двухстороннего
прокола;
- подготовка к работе.
6.
Столярные
соединения.
Технология
изготовления
изделий. Виды
художественной
резьбы.
Технико-технологические сведения:
- виды столярных соединений;
- технологическая карта;
- способы раскроя материала по заданным
размерам;
- сборка изделия;
- подготовка поверхности изделия для
резьбы;
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и
разновидности;
- правила безопасности труда при работе
режущими инструментами.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с видами
столярных соединений.
Технологическая
последовательность
выполнения резьбы.
Требования к качеству
выполнения резьбы».
7.
Геометрическая
резьба. Освоение
приемов
выполнения
Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с
элементами,
геометрической
резьбы.
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
орнаментами резьбы.
Способы вычерчинания
орнамента по
поверхности изделия.
Выполнение резьбы.
Безопасность труда.
8.
Отделка изделия.
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Отделка изделий».
9.
Нанесение
элементов рисунка
не заготовку.
Составление более
сложных
элементов резьбы.
Способы резания.
Технико-технологические сведения:
- нанесение элементов резьбы;
- составление сложных элементов;
- способы вычерчивания;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и
нанесение элементов:
лесенка, витейка,
бусинки, змейка, сияние,
сколышки». Способы
резания. Выполнение
резьбы. Безопасность
труда.
10.
Составление
орнамента и
нанесение его на
заготовку. Резание
орнамента.
Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и
нанесение элементов.
Выполнение резьбы».
11.
Основы
композиции.
Резание.
Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- способы вычерчивания;
- нанесение ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и
нанесение композиции.
Способы резания.
Выполнение резьбы».
12.
Изготовление
изделия
столярным
способом.
Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и
нанесение композиции.
Выполнение резьбы».
13.
Изготовление
доски
разделочной.
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Изготовление
разделочной доски».
14.
Изготовление
набора из двух
разделочных
досок.
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Изготовление
разделочных досок».
15.
Итоговое занятие.
Обсуждение
проделанной работы за
год.
Летнее задание.
3-й год обучения.
№
п/п.
Тема раздела
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы,
виды контроля
Резьба по дереву 105 часов.
1.
Вводное занятие.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- техника пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии;
- основные направления работы;
- задачи на год.
Инструктирование.
Беседа.
2.
Народные
художественные
промыслы.
Технико-технологические сведения:
- традиционные виды народных промыслов;
- народный традиционный орнамент;
- характерные особенности;
-традиционные приемы обработки и
декорирования изделий из дерева.
Экскурсия.
Беседа по итогам
экскурсии.
3.
Контурная резьба.
Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа:
«Приемы выполнения
контурной резьбы.
Безопасность труда».
4.
Мозаика по дереву
(интарсия).
Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных
наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда.
Практическая работа:
«Приемы и способы
выполнения мозаичных
наборов. Технология
облицовки. Отделка
изделия».
5.
Основы
композиции.
Выполнение
композиции.
Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки
природных форм в орнаментные мотивы и
сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений,
фигур птиц и животных выполняемых в
технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Беседа.
Практическая работа:
«Составление эскиза
изделия с контурной
резьбой. Составление
эскиза фриза с
геометрическим
орнаментом для
мозаики».
6.
Отделка изделия.
Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда.
Беседа.
Практическая работа:
«Отработка приемов
отделки мозаичных
изделий».
7.
Технология
изготовления
художественных
изделий токарным
способом.
Технико-технологические сведения:
- виды и назначение станков;
- устройство станков;
- инструменты и приспособления;
- организация рабочего места;
- безопасные приемы работы.
Практическая работа:
«Знакомство с
устройством станков.
Организация рабочего
места. Приемы
управления работой
станка. Безопасность
труда при работе на
станках».
8.
Изготовление
изделия на
токарном станке и
декорирование его
резьбой.
Изготовление
конфетницы.
Технико-технологические сведения:
- точение фасонных поверхностей;
- точение внутренних поверхностей;
- технологическая последовательность
изготовления изделий.
Практическая работа:
«Изготовление
конфетницы на токарном
станке. Декорирование
ее резьбой».
9.
Изготовление
подсвечника с
одной стойкой.
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стойки;
- нанесение рисунка и резание;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия
на токарном станке.
Декорирование его
резьбой».
10.
Изготовление
подсвечника с
тремя стойками.
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стоек и шариков;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия
на токарном станке.
Декорирование его
резьбой».
11.
Изготовление
подсвечника на
пять свечей.
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки, стоек;
- изготовление крепежа;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия
на токарном станке.
Декорирование его
резьбой».
12.
Итоговое занятие.
Выставка работ
воспитанников, их
обсуждение.
Летнее задание.
4-й год обучения.
№
п/п.
Тема раздела
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы
работы, виды контроля
Резьба по дереву 105 часов.
1.
Вводное занятие.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- техника пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии;
- основные направления работы;
- задачи на год.
Инструктирование.
Беседа.
2.
Плоскорельефная
резьба
.
Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности
резьбы;
- материалы, инструменты и
приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
Беседа.
Практическая работа:
«Приемы и способы
плоскорельефной
резьбы. Изготовление
изделия».
3.
Экономика и
организация
производства.
Технико-технологические сведения:
- основные направления организации труда;
- качество продукции;
- экономическая эффективность
производства;
- нормирование труда;
- заработная плата.
Беседа.
Практическая работа:
«Расчет себестоимости и
цены изделия
изготовленного на
предприятии».
4.
Изготовление
панно с
геометрической
резьбой.
Технико-технологические сведения:
- точение тарелки;
- составление и перенос рисунка на
заготовку;
- резание рисунка;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
5.
Изготовление
панно с накладной
резьбой.
Технико-технологические сведения:
- точение тарелки;
- выпиливание листиков и веточек;
- вытачивание ягодок;
- нанесение и резание рисунка;
- сборка изделия;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
6.
Изготовление
шкатулки.
Технико-технологические сведения:
- технология изготовления;
- составление технического рисунка;
- разметка и выпиливание заготовок;
- подгонка деталей и сборка изделия;
- составление композиции, перенос ее на
изделие, резание;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
7.
Изготовление
шкатулки формы
«бочонок».
Технико-технологические сведения:
- технология изготовления;
- составление технического рисунка;
- точение корпуса;
- точение крышки;
- подгонка деталей и сборка изделия;
- составление композиции, перенос ее на
изделие, резание;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
8.
Изготовление
шкатулки формы
«чугунок».
Технико-технологические сведения:
- технология изготовления;
- составление технического рисунка;
- точение корпуса;
- точение крышки;
- подгонка деталей и сборка изделия;
- составление композиции, перенос ее на
изделие, резание;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
9.
Изготовление
художественного
изделия (по
выбору).
Итоговая работа.
Технико-технологические сведения:
- консультации по выбору и изготовлению
изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».
10.
Итоговое занятие.
Выставка работ, их
обсуждение.
Подведение итогов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы по разделам и темам
1 год обучения
№
п/п
Наименование раздела и
темы
Форма
занятий
Приемы и методы
Форма
подведения
итогов
Средства
обучения
Раздел I. Выпиливание лобзиком
1
Охрана труда, электро и
пожарная безопасность при
производстве
художественных изделий.
Беседа
Словесно-наглядный.
Приучение к
выполнению требований
Вводная
диагностика
Раздаточный
материал
2
Основы
материаловедения.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая
беседа
Таблицы,
инструменты и
принадлежности
3
Виды резьбы по дереву.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
4
Выпиливание лобзиком —
разновидность
оформления изделия
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
5
Материалы, инструменты и
приспособления.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
6
Технические приёмы
выпиливания орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
7
Сборочные и отделочные
работы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
8
Художественно-
эстетические основы
выпиливания лобзиком.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
9
Работа над конструкцией
изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
10
Построение орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
11
Конструирование
различных изделий
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
12
Техника выполнения
различных конструкций
изделий
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
13
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
14
Изготовление изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
Раздел II. Художественное выжигание
1
Декорирование изделий
выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2
Инструменты и
приспособления для
выполнения работ по
выжиганию.
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
3
Основы композиции.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
4
Подготовка заготовок к
работе.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
5
Технология декорирования
художественных изделий
выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
6
Основные приёмы
выжигания.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
7
Техника выполнения
выжигания различных
изделий.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
8
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
9
Изготовление изделий и
декорирование их
выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2 год обучения
№
п/п
Наименование раздела и
темы
Форма
занятий
Приемы и методы
Форма
подведения
итогов
Средства
обучения
Резьба по дереву
1
Вводное занятие.
Беседа
Словесно-наглядный.
Приучение к
выполнению требований
Вводная
диагностика
Раздаточный
материал
2
Основные сведения о
предприятиях и видах
художественных
промыслов.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая
беседа
Таблицы,
инструменты и
принадлежности
3
Охрана труда,
производственная
санитария, электро и
пожарная безопасность
при производстве
художественных изделий
из дерева.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
4
Основы
материаловедения.
Ручная обработка дерева.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
5
Изготовление
инструмента для резьбы
по дереву и подготовка
его к работе.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
6
Столярные соединения.
Технология изготовления
изделий. Виды
художественной резьбы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
7
Геометрическая резьба.
Освоение приемов
выполнения
геометрической резьбы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
8
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
9
Нанесение элементов
рисунка не заготовку.
Составление более
сложных элементов
резьбы. Способы
резания.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
10
Составление орнамента
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
инструменты и
и нанесение его на
заготовку. Резание
орнамента.
выставка
принадлежности
11
Основы композиции.
Резание.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
12
Изготовление изделия
столярным способом.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
13
Изготовление доски
разделочной.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
14
Изготовление набора из
двух разделочных досок.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
15
Итоговое занятие.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
3 год обучения
№
п/п
Наименование раздела и
темы
Форма
занятий
Приемы и методы
Форма
подведения
итогов
Средства
обучения
Резьба по дереву
1
Вводное занятие.
Беседа
Словесно-наглядный.
Приучение к
выполнению требований
Вводная
диагностика
Раздаточный
материал
2
Народные
художественные
промыслы.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая
беседа
Таблицы,
инструменты и
принадлежности
3
Контурная резьба.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
4
Мозаика по дереву
(интарсия).
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
5
Основы композиции.
Выполнение
композиции.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
6
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
7
Технология изготовления
художественных изделий
токарным способом.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
8
Изготовление изделия на
токарном станке и
декорирование его
резьбой. Изготовление
конфетницы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
9
Изготовление
подсвечника с одной
стойкой.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
10
Изготовление
подсвечника с тремя
стойками.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
11
Изготовление
подсвечника на пять
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
свечей.
12
Итоговое занятие.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
4 год обучения
№
п/п
Наименование раздела и
темы
Форма
занятий
Приемы и методы
Форма
подведения
итогов
Средства
обучения
Резьба по дереву
1
Вводное занятие.
Беседа
Словесно-наглядный.
Приучение к
выполнению требований
Вводная
диагностика
Раздаточный
материал
2
Плоскорельефная резьба
.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая
беседа
Таблицы,
инструменты и
принадлежности
3
Экономика и
организация
производства.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
4
Изготовление панно с
геометрической резьбой.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
5
Изготовление панно с
накладной резьбой.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
6
Изготовление шкатулки.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
7
Изготовление шкатулки
формы «бочонок».
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты и
принадлежности
8
Изготовление шкатулки
формы «чугунок».
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
9
Изготовление
художественного изделия
(по выбору).
Итоговая работа.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
10
Итоговое занятие.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
Список литературы
для руководителя кружка:
Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа,
1998.
Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.
Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.
Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.
Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.
Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
для воспитанников:
Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.