Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста.
Автор: Перова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 им И.М.Кузнецова СП д-сад "Светлячок" с Б-черниговка Населённый пункт: Самарская обл с Большая Черниговка Наименование материала: статья Тема: Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального
развития ребёнка дошкольного возраста.
Перова Ирина Александровна воспитатель ГБОУ СОШ №1
им И.М.Кузнецова СП д-сад «Светлячок» с Большая Черниговка, Самарской
обл
«…Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душев-
но, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.
Научись владеть телом и душой и станешь здоровым, а значит счастливым».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагога-
ми, является сохранение и укрепления здоровья детей в процессе воспитания
и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевре-
менна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является ре-
шающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторя-
емый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интен-
сивное развитие органов и становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навы-
ков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических за-
нятий физической культурой и спортом
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошколь-
ников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников
остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека,
что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физиче-
ское развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образова-
ния. 2
Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет забо-
леваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо
предрасположенность к частым простудным заболеваниям. А народная муд-
рость гласит: "Здоровье - всему голова!". Никакие, даже самые глубокие, зна-
ния, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувству-
ющего себя ущербным физически, психологически или социально. Практика
показывает, что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу,
позволяющие грамотно построить процесс обучения, учитывая потребность
растущего организма в двигательной активности.
Двигательная деятельность это естественная потребность детей в движе-
нии, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного
развития ребёнка, состояние его здоровья. Двигательная активность дошколь-
ника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональ-
ным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться
об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также
выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск но-
вых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку,
сохранить здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не
допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой-
либо ущербности. Передо мной в настоящее время остро стоит вопрос о пу-
тях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений
и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей
общечеловеческой культуры.
Построение здоровье сберегающего пространства немыслимо без реали-
зации такого важного принципа, как принципа индивидуально-дифферен-
цированного подхода к детям. В группе, где я работаю, созданы условия для
наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.
Наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются луч-
шие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровище русского наро-
да находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками,
в том числе позволяет разнообразить и процесс физического развития путем
нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы де-
тей.
Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные, добрые
и приветливые, кроме того они очень любят спортивные мероприятия. В
самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на дви-
жении. По результатам наблюдений выявлено, что уровень физического
развития детей находится на недостаточно хорошем уровне. Проанализиро-
вав свои наблюдения и изучив методическую литературу, а самое главное,
взяв за основу интерес детей к физкультуре, я применила необычный способ
вовлечения детей в двигательную активность - составление «двигательных
сказок», как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоро-
вья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции об-
разовательных областей «Физическое развитие», и «Художественно – эстети-
ческое развитие».
Двигательная
сказка
–
это
(комплекс)
система
физических
упражнений,
объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование
двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме
того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование твор-
ческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев - это движе-
ние и положительные эмоции.
Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и раз-
виваются в театрализованной деятельности.
Двигательные сказки осуще-
ствляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует
ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения,
умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствую-
щих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для
благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребён-
ка – не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, помогающая сфор-
мировать у них осознанное отношение к своим чувствам.
Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по
стихам С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой и других детских пи-
сателей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из
предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заин-
тересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать,
но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи
и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворе-
ния.
На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сю-
жетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, написан-
ные А.И.Константиновой и предложенные в книге «Двигательный игротре-
нинг», авторы Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. и сказки о здоровье, автор
М.Л.Лазарев, из развивающего учебного материала по программе «Здравик».
Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету
сказки, я предлагала детям схемы, которые в понятной ребёнку форме содер-
жат название упражнения и схему его выполнения. Усложнением было то, что
теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его
название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попы-
таться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер.
Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение од-
новременно, но со временем практически все ребята этому научились.
Работу над двигательной сказкой строю в такой последовательности:
- знакомство с содержанием сказки;
- определяется количество персонажей, их характеристики;
- придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответ-
ствии с характерами героев;
- соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражне-
ний по рисункам и схемам – мнемотаблицам;
- проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;
- выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.
Работа над проигрыванием одной сказки у нас проходила в течение двух
- трёх недель, так как предварительная подготовка требует больших времен-
ных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от де-
тей. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы,
инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали гото-
вую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в физкультурно-
оздоровительную деятельность.
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организа-
ции физкультурно - оздоровительной работы с детьми: при проведении спе-
циально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего
занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспита-
телем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей.
Готовые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и
утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень
эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми
фитбол – гимнастики. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица»
движений, помощью которых дети знакомятся с названием упражнения и его
выполнением. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят
её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый дви-
гательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и вы-
полнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.
Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и
соотнести их с физическими упражнениями.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям
детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяс-
нить несоответствие некоторых сказок структуре выполнения стандартных
ОРУ по принципу последовательности (для плечевого пояса, для рук, для ног
и т д.). Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё
двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые
испытывает персонаж сказки. Составление двигательных сказок оказалось
довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать
не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспита-
телем,
воспитателем
совместно
с
детьми,
а
также
сказки
составленные
детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включи-
лись в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна
сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и ро-
дителями на совместных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребята-
ми переходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные
особенности
и
уровень
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
открывают перед нами новые возможности - это самостоятельное составле-
ние двигательных историй. Моя цель: сформировать у детей умение самосто-
ятельно сочинять небольшие двигательно-игровые композиции. Для этого
очень важно освоить навыки более точного и детального выстраивания двига-
тельных образов, использовать их, показывая своеобразную манеру эмоцио-
нально - пластичной выразительности и перевоплощения. Задача взрослого,
помогать детям в этой работе - направлять их, предлагать и корректировать
новые образы, связывая их с двигательной активностью. Работа по развитию
у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отме-
тить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы,
кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творче-
скими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двига-
тельных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о
том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного
творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и
важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на ре-
шение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья
детей.
Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые
формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровье сбереже-
ния дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его
физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается
потребность и желание заниматься физической культурой.
Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо
жить с детьми интересной общей жизнью».
Воспитатель: Перова И.А.
ГБОУ СОШ №1 им И М Кузнецова
с Б-Черниговка
СП д-сад «Светлячок»