Напоминание

Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста.


Автор: Перова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№1 им И.М.Кузнецова СП д-сад "Светлячок" с Б-черниговка
Населённый пункт: Самарская обл с Большая Черниговка
Наименование материала: статья
Тема: Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального

развития ребёнка дошкольного возраста.
Перова Ирина Александровна воспитатель ГБОУ СОШ №1 им И.М.Кузнецова СП д-сад «Светлячок» с Большая Черниговка, Самарской обл «…Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душев- но, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом и душой и станешь здоровым, а значит счастливым». В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагога- ми, является сохранение и укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевре- менна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является ре- шающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторя- емый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интен- сивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навы- ков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических за- нятий физической культурой и спортом Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошколь- ников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физиче- ское развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образова- ния. 2 Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет забо- леваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо предрасположенность к частым простудным заболеваниям. А народная муд- рость гласит: "Здоровье - всему голова!". Никакие, даже самые глубокие, зна- ния, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувству- ющего себя ущербным физически, психологически или социально. Практика показывает, что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс обучения, учитывая потребность растущего организма в двигательной активности. Двигательная деятельность это естественная потребность детей в движе- нии, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Двигательная активность дошколь- ника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональ- ным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться
об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск но- вых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку, сохранить здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой- либо ущербности. Передо мной в настоящее время остро стоит вопрос о пу- тях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Построение здоровье сберегающего пространства немыслимо без реали- зации такого важного принципа, как принципа индивидуально-дифферен- цированного подхода к детям. В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности. Наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются луч- шие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровище русского наро- да находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками, в том числе позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы де- тей. Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные, добрые и приветливые, кроме того они очень любят спортивные мероприятия. В самостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на дви- жении. По результатам наблюдений выявлено, что уровень физического развития детей находится на недостаточно хорошем уровне. Проанализиро- вав свои наблюдения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к физкультуре, я применила необычный способ вовлечения детей в двигательную активность - составление «двигательных сказок», как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоро- вья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции об- разовательных областей «Физическое развитие», и «Художественно – эстети- ческое развитие». Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование твор- ческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев - это движе- ние и положительные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и раз- виваются в театрализованной деятельности. Двигательные сказки осуще- ствляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствую- щих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребён-
ка – не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, помогающая сфор- мировать у них осознанное отношение к своим чувствам. Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по стихам С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой и других детских пи- сателей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заин- тересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворе- ния. На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а сю- жетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, написан- ные А.И.Константиновой и предложенные в книге «Двигательный игротре- нинг», авторы Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. и сказки о здоровье, автор М.Л.Лазарев, из развивающего учебного материала по программе «Здравик». Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям схемы, которые в понятной ребёнку форме содер- жат название упражнения и схему его выполнения. Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попы- таться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение од- новременно, но со временем практически все ребята этому научились. Работу над двигательной сказкой строю в такой последовательности: - знакомство с содержанием сказки; - определяется количество персонажей, их характеристики; - придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответ- ствии с характерами героев; - соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражне- ний по рисункам и схемам – мнемотаблицам; - проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов; - выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом. Работа над проигрыванием одной сказки у нас проходила в течение двух - трёх недель, так как предварительная подготовка требует больших времен- ных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от де- тей. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали схемы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали гото- вую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в физкультурно- оздоровительную деятельность. Двигательные сказки можно использовать при любой форме организа- ции физкультурно - оздоровительной работы с детьми: при проведении спе- циально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспита- телем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей.
Готовые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми фитбол – гимнастики. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, помощью которых дети знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый дви- гательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и вы- полнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяс- нить несоответствие некоторых сказок структуре выполнения стандартных ОРУ по принципу последовательности (для плечевого пояса, для рук, для ног и т д.). Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспита- телем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включи- лись в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и ро- дителями на совместных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребята- ми переходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности и уровень развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые возможности - это самостоятельное составле- ние двигательных историй. Моя цель: сформировать у детей умение самосто- ятельно сочинять небольшие двигательно-игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более точного и детального выстраивания двига- тельных образов, использовать их, показывая своеобразную манеру эмоцио- нально - пластичной выразительности и перевоплощения. Задача взрослого, помогать детям в этой работе - направлять их, предлагать и корректировать новые образы, связывая их с двигательной активностью. Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отме- тить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творче- скими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двига- тельных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на ре- шение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровье сбереже- ния дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой. Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью». Воспитатель: Перова И.А. ГБОУ СОШ №1 им И М Кузнецова с Б-Черниговка СП д-сад «Светлячок»


В раздел образования