"Использование технологии якутских национальных настольных игр для развития мелкой моторики у детей с нарушением развития".
Автор: Борисова Нария Семёновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОО ЫКСОШ №1 Населённый пункт: Республика Саха Таттинский улус село Ытык - Кюель Наименование материала: Статья Тема: "Использование технологии якутских национальных настольных игр для развития мелкой моторики у детей с нарушением развития". Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное организация
«Ытык – Кюельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А. И.
Софронова - Алампа
»
МР « Таттинский улус»
Статья:
«Использование технологии якутских национальных
настольных игр для развития мелкой моторики у детей с
нарушением развития».
Исполнители
–
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
« Ы т ы к
–
К ю е л ь с к а я
с р е д н я я
общеобразовательная школа №1 им. А. И.
Софронова- Алампа ».
Авторский коллектив – учителя школы Захарова Л.Р., Борисова Н.С.
Адрес учреждения – Республика Саха , с. Ытык-Кюель, ул. Ойунского, 24
Телефон – (252) 41- 823, 89142230177
2014год
Использование технологии якутских национальных настольных игр для развития
мелкой моторики у детей с нарушением развития
Захарова
Любовь
Робертовна,
учитель
адаптивной
физкультуры
МБОО
«Ытык-
Кюельская СОШ №1 им. А.И.Софронова»
БорисоваНария Семеновна, учитель начальных классов МБОО «Ытык-Кюельская СОШ
№1 им. А.И.Софронова»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
«Рука – это своего рода внешний мозг!» Э. Кант.
Актуальность: В
настоящее
время
в
условиях
обновления
школьного
образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
В
МБОО
«Ытык
–
Кюельская
СОШ
№1»
широко практикуется обучение в домашних условиях детей с нарушениями развития,
VIIIвида.Процесс
обучения
и
воспитания
этих
детей
актуализирует
и
обостряет
необходимость
создания
для
них
максимально
возможных
условий
для
коррекции,
адаптации и социализации.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи и
познавательных, мыслительных способностей детей прямо зависит от сформированности
движений мелкой моторики рук.Многочисленными исследованиями педагогов доказано,
что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы,также
развитие
познавательных
процессов:
внимание,
мышление,
оптико-пространственным
восприятие
(координация),
наблюдательность,
воображение,
память
(зрительной
и
двигательной).Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не
могут
застегивать
пуговицы,
шнуровать
ботинки.
Дети
часто
чувствуют
себя
несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на
эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Особенности детей с нарушением изадержкой психического развития:
Отставание в психическом развитии, во всех сферах психической деятельности
(низкий уровень развития восприятия (нарушение функции поиска), недостатки
мыслительной деятельности).
Сниженный уровень познавательной активности;
Дети
отстают
в
речевом
развитии;
негрубые
нарушения
произношения
и
грамматического строя.
Недостатки
в
развитии
эмоционально-волевой
сферы
(эмоциональная
неустойчивость, возбудимость).
Недостатки моторики (особенно мелкой), затруднение координации движений.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод об огромных трудностях, которые
испытывает ребенок с задержкой психического развития.
На
основе
изучения
психолого-педагогической
литературы
и
результатов
диагностики
нами
была
разработана
система
упражнений
по
технологии
якутских
национальных
настольных
игр
по
целенаправленному
и
систематическому
развитию
мелкой
моторики
у
детей
с
нарушениями
развитияи
использование
его
в
процессе
воспитания и обучения.
Цель: изучение использования технологии якутских национальных настольных
игр для развития мелкой моторики у детей с нарушением развития.
Задачи:
-изучить теоретические основы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей с
нарушением развития;
-диагностировать уровень развития мелкой моторики у детей с нарушением развития;
-разработать
систему
упражнений
по
развитию
мелкой
моторики,
основанные
на
технологии национальных якутских настольных играх;
Планируемые результаты
В результате целенаправленного и систематического обучения ребенок научится:
ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию его рук и
обеспечит
ему
глазной
контроль
за
движением
руки
с
тем
или
иным
инструментом;
свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит
избежать проблем с почерком и другими навыками письма;
разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего
мира;
выработается
сознательный
подход
к
выбору
тем,
сюжетов,
графических
техник;
формируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени,
что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических
и физических сил.
Этапы работы:
Этап
Цель
Содержание
Подготовитель
ный этап
Изучение проблемы
Проведение наблюдения за детьми: на
занятиях
по
лепке,
по
аппликации.
Проходила беседа с родителями о том,
как
умеет
ли
ребенок
держ ать
правильно
карандаш,
умеет
ли
завязывать шнурки, если он не умеет
то почему? Какие проблемы лежат в их
основе
Диагностика
уровня
развития
мелкой
моторики
учащихся
с
нарушением развития
На
основе
методики
М.М.Безруких
Выполнение
учащимися
заданий
по
выявлению
уровня
развития
мелкой
моторики.
Разработка методов и приемов
для развития мелкой моторики
Разработка
систем
упражнений
по
технологии
якутских
национальных
настольных игр для развития мелкой
моторики
Основной этап
Этап апробации использования
т е х н о л о г и и
я к у т с к и х
национальных
настольных
игр
для развития мелкой моторики
Проведение
соревнований,
игр
по
якутским
национальным
настольным
играм.
Заключительн
ый этап
Д и а г н о с т и к а
д и н а м и к и
развития
мелкой
моторики
у ч а щ и хс я
с
н а р у ш е н и е м
развития
На
основе
методики
М.М.Безруких
Выполнение
учащимися
заданий
по
выявлению
уровня
развития
мелкой
моторики.
Сравнение
результатов
диагностики,
изучение
динамики
развития
мелкой
моторики
Анализ продуктов деятельности
Анализ
работ
детей
по
обрывной
а п п л и к а ц и и ,
п о
л е п к е ,
пластилинография
(детям
дается
картинка,
они
берут
пластилин
и
размазывают его по картинке), детям
предлагалась рисовать на листе бумаге
гуашью не кисточками, а пальцами
Диагностика (на основе методики М.М.Безруких).
1.
«Пальчики здороваются» — попеременноё касание четырьмя пальцами большого
пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
2.
«Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его
поверхности поочередно 1—2, 1---3, 1—4, 1—5 пальцами. Выполняется правой, левой и
обеими руками.
3.
«Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде
быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. диаметр круга 10
см.
4.
Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а
потом нанизать их на шнурок.
- уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)
- очень медленно, неловко(-)
5. Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки
карандаш
и
покрутить
его.
Это
же
упражнение
проделать
со
средним
и
большим,
безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами
- получается карандаш не падает (+)
- не получается (-)
6. Попросить ребенка зашнуровать(завязать) свои ботинки.
Обработка результатов:
1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий ребенок
набрал только 2 «плюса».
2 уровень (средний) – от 2 до 4 «плюсов»
3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 «плюсов».
Используемые элементы якутских национальных настольных игр:
1.
«Тыксаан».
Цель
игры:
развитие
мелкой
моторики,
способности
саморегуляции
самоконтроля. Для игры понадобятся продольные обрубкиветви ивы «тыксаан», длиной 2
см. Количество обрубков должно быть равно горсти ладони ребенка. Ребенок держит
горсть в ладонях и выбрасывает, распределяя по столу. Тыксааны попадают на стол в
разном положении, «орел» и «орешек». Задача ребенка попасть с «орла» на другого
«орла»,
с
одного
«орешка»
-
на
другого
щелчком,
не
задевая
остальные
тыксааны.
Выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество тыксаанов, набранные тыксааны
подсчитываются парами.
2. «Тырыынка». Для игры берутся деревянные лучинки. Первая игра называется «Создай
из тырыынки свой рисунок». Цель игры: развитие творческих способностей у детей.
Учитель предлагает сделать рисунок по заданию. Например: сделай из шести тырыынок
елочку или домик. Второй вариант игры. Учитель предлагает детям создать свой рисунок.
Вторая игра называется «Сказочный домик». Цель этой игры на развитие мелкой моторики
рук и на выносливость. Дети кладут на стол две палочки параллельно, расстояние между
палочками должно быть чуть меньше длины палочки. Поверх палочек кладут две палочки
так,
чтобы
получился
квадрат,
и
т.д.
Получается
избушка.
Потом
можно
усложнить
задание, сделать многоугольные избушки.
Цель третьей игры направлена на развитие мелкой моторики, координации движения и
навыков счета. В ходе игры дети используют 20 тырыынок, которые в начале каждой
партии
ребенок
держит
в
кулак
и
опускает
на
стол
таким
образом,
чтобы
лучины
распределились на столе в хаотичном порядке. Задача ребенка, используя одну лучину
убрать как можно больше лучинок не задевая остальные. Если лучинка задевается, партия
переходит к другому игроку. Выигрывает ребенок, который собрал больше лучинок. При
этом идет яписьменный счет и суммирование баллов до 10 партий.
3. «Хабылык». Цель игры: развитие мелкой моторики, координации движения, навыков
устного
счета.
Используются
тоже
лучины.
Игрок,
держа
все
20
лучин
вместе,
подбрасывает вверх. При этом задача игрока поймать подброшенные лучины тыльной
стороной
ладони,
опять
подбрасываются
и
ловятся.
Далее
количество
лучин
подсчитывается, их должно быть нечетное количество. Лишняя лучина дает очко игроку.
Если количество лучин оказывается четным, то право хода переходит к следующему. Игра
продолжается до тех пор пока все лучины не переходят к игрокам.
Показатели развития умений учащихся якутских национальных настольных игр
Тыксаан
низкий
средний
высокий
Тырыынк
а
низкий
средний
высокий
Хабылык
низкий
средний
высокий
Оценка эффективности
Определение уровня развития мелкой моторики
Результаты диагностики
Первый этап
Второй этап
Пальчики
здороваются
Играем на пианино
Птички клюют
Упражнение с пуговицами
Упражнение с карандашом
0
1
2
3
4
5
6
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Пальчики
здороваются
Играем на пианино
Птички клюют
Упражнение с пуговицами
Упражнение с карандашом
0
1
2
3
4
5
6
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Условия
проведения
повторной
диагностики
были
аналогичны
первой.
Результаты
фиксировались и обрабатывались так же, как и на 1 этапе исследования.
Сравнительный анализ результатов двух диагностик уровня развития мелкой моторики у
детей с нарушений показал, что разработанная и внедренная система упражнений по
развитию мелкой моторики способствовала повышению качественного уровня развития
мелкой
моторики
у
всех
детей.
Дети
стали
зашнуровать
свои
ботинки,
без
помощи
взрослых, стали более уверенно держать карандаш в руках, четко лепить из пластилина
различные формы, а это значит, что у учащихся повысился уровень развития мелкой
моторики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое
подтверждение как на теоретическом уровне, так и в процессе опытно-экспериментальной
работы: Систематическое использование специальных упражнений по развитию мелкой
моторики по технологии национальных настольных игр в процессе обучения и воспитания
детей с нарушениями развития повышает уровень развития мелкой моторики.