Напоминание

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности


Автор: Макеева Жанна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №30
Населённый пункт: г Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
Раздел: среднее образование





Назад





ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ

НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ


Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта де- ятельности и как личности. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспита- тельным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его пове- дении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, саморе- ализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и вос- питанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В пси- хологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях обще- ственной жизни. Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность — носителя социальных отношений, члена общества, способного взаимодействовать с людьми. Сам по себе индивид не обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает биологических гарантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе со- циально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог прини- мать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан, т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.
Взаимозависимость личности, общества и истории.
Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения ду- ховной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая лично- стью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора до- бра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает. Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преемствен- ностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием. Вне этих главных фак- торов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование. Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные ка- чества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общно- стях, а эти последние жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей. Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда. Сознание определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонно- стями личностей, в них входящих. Нация — это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру большого со- общества людей. Наиболее стабильное в этнической истории — это дух народа, проявляю- щийся в любви к родному как изначально данному, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.
Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразив- шихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и чело- вечеству в целом Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место за- нимает понимание смысла жизни — представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность. Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальней- шем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движущие челове- ком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских или, напротив, творческих ценностей. Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мышления занимают выда- ющееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходи- мо, чтобы людские потребности все дальше выходили за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими но- вой системы ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры не- мыслим какой бы то ни было прогресс. Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития про- мышленности. Главные из признаков городского стандарта жизни - повышение плотности на- селения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей. Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным посте- пенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и само- контроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиле- ние в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной системы социаль- ного контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспе- чена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности людей. Если это не происходит, урбанизация становится фактором роста аморализма и пре- ступности. Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль, чем в мелких селениях, становятся во внерабочее время почти монопольной микросредой. Нередко они бывают источником антисоциальных явлений, преступного поведения. Проблема профориентации молодёжи по мере научно-технического прогресса да- леко выходит за рамки экономики и приобретает воспитательное значение, так как работа, вы- полнять которую человек не способен, к которой у него нет призвания, какой бы престижной она ни была, всегда повёрнута к нему не творческой, а принудительно-механической сторо- ной. А так как проблема сохранения и развития творческой активности ребёнка не стала в школьных программах основной целью воспитания, мы имеем основание говорить о несовер- шенстве современной системы воспитания, о малой эффективности воспитательного воздей- ствия семьи и школы. Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значитель- ную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного тру- да). Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприя- тия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внекласс- ной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и ру- ководства на: 1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы
она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. 2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспита- ния школьников, так и для разумной организации их свободного времени. 3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся. 4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активно- сти и самостоятельности учащихся. Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивиду- альных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая фор- ма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особен- ностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип вза- имного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллекти- ва. Социальная позиция включает в себя систему отношений, целей и ценностей, уста- новок и мотивов, формирование социально- активной позиции молодого человека на произ- водстве предваряет отношение к действительности молодых людей в период их обучения в школе. В Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. зафиксированы три основных права ребёнка; на выживание, развитие и защиту. Это важный ориентир для России, в которой сегодня интенсивно “ размывается “ социальная инфраструк- тура детства в области здоровья, образования, культуры, спорта. Образ жизни детей, уровень их развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны. В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и школе. Школа сегодня отвыкла работать с семьёй в единой системе, не имеет чёткой позиции по отношению к своей роли в социуме, не оказывает существенного влияния на процесс и результаты воспитания. Дети воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребно- сти детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба. Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов вос- питания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. со- ответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самооб- ман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать и находить новые материа- лы для такой проверки и перепроверки. Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающе- му миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического на- чал в личности. Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельства- ми, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитания. Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возмож- ности их хорошего исполнения; суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения внушения.
Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновидность. История че- ловеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Одновременно история заблуждений и траге- дий разума полезна в том смысле, что способствует развитию осторожности, строгости су- ждений, дает представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять ко- нечные результаты. Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жиз- ни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история по- могает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, тео- рий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причи- ны успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, за- стоя и регресса в исторической перспективе. Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рационально- сти и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творче- ству и служит просвещению в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни. Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом ис- следования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершен- ствования. Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями. Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора. Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительно- го размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким об- разом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия действий.
Взгляд в будущее.
Опасность человечеству исходит прежде всего от неправильного воспитания, укоре- няющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную недальновидность. Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом не- вежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхност- но образованных людей. Отсюда — жесточайшие наши беды Социальная справедливость может войти только в свободную страну. Поэтому ин- теллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спасительным значением. В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общественное мнение и стимулирует производство идей.


В раздел образования