Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
Автор: Макеева Жанна Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №30 Населённый пункт: г Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: Статья Тема: Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности Раздел: среднее образование
Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации
общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации
подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта де-
ятельности и как личности.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспита-
тельным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке
природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его пове-
дении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, саморе-
ализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде
всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный
научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и вос-
питанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится
особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной
позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для
педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В пси-
хологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком
объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально
создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях обще-
ственной жизни.
Родившийся индивид должен успеть за очень короткое время развиться в личность —
носителя социальных отношений, члена общества, способного взаимодействовать с людьми.
Сам по себе индивид не обладает способностью к таким преобразованиям, он не получает
биологических гарантий личностного развития. Личностью надо "выделаться" в процессе со-
циально активной жизни, на уровне современной культуры. Но, чтобы ребенок смог прини-
мать активное участие в общественных событиях и отношениях, он должен быть воспитан,
т.е. усвоить данный уровень духовной и материальной культуры.
Взаимозависимость личности, общества и истории.
Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения ду-
ховной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая лично-
стью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора до-
бра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека,
культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой
овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.
Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преемствен-
ностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием. Вне этих главных фак-
торов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.
Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные ка-
чества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность
только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общно-
стях, а эти последние жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.
Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех культурных народов.
Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно
не прекращалось никогда. Сознание определяется преимущественно характером общества, к
которому принадлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит,
чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонно-
стями личностей, в них входящих.
Нация — это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру большого со-
общества людей. Наиболее стабильное в этнической истории — это дух народа, проявляю-
щийся в любви к родному как изначально данному, будь то язык, нравы, обычаи, отношения,
ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное
формирующее значение.
Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение индивида
в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразив-
шихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как
развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные
цели и средства их благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и чело-
вечеству в целом
Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит историю.
Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила истории, а воспитание
мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место за-
нимает понимание смысла жизни — представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем
жизненную активность.
Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальней-
шем — и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движущие челове-
ком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них. Так,
потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия
личностью потребительских или, напротив, творческих ценностей.
Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе
с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мышления занимают выда-
ющееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходи-
мо, чтобы людские потребности все дальше выходили за рамки насущного. Соответственно,
приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими но-
вой системы ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры не-
мыслим какой бы то ни было прогресс.
Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается
как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития про-
мышленности. Главные из признаков городского стандарта жизни - повышение плотности на-
селения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над
поведением принадлежащих к данной территории общности людей. Эта тенденция оказывает
наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности
как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным посте-
пенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и само-
контроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиле-
ние в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной системы социаль-
ного контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспе-
чена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности
людей. Если это не происходит, урбанизация становится фактором роста аморализма и пре-
ступности. Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль,
чем в мелких селениях, становятся во внерабочее время почти монопольной микросредой.
Нередко они бывают источником антисоциальных явлений, преступного поведения.
Проблема профориентации молодёжи по мере научно-технического прогресса да-
леко выходит за рамки экономики и приобретает воспитательное значение, так как работа, вы-
полнять которую человек не способен, к которой у него нет призвания, какой бы престижной
она ни была, всегда повёрнута к нему не творческой, а принудительно-механической сторо-
ной. А так как проблема сохранения и развития творческой активности ребёнка не стала в
школьных программах основной целью воспитания, мы имеем основание говорить о несовер-
шенстве современной системы воспитания, о малой эффективности воспитательного воздей-
ствия семьи и школы. Существенной стороной деятельности педагогического коллектива
школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значитель-
ную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное
воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного тру-
да). Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприя-
тия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внекласс-
ной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и ру-
ководства на:
1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы
она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспита-
ния школьников, так и для разумной организации их свободного времени.
3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала
всех учащихся.
4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активно-
сти и самостоятельности учащихся.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся,
направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной
самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому
найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивиду-
альных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках
отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая фор-
ма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особен-
ностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип вза-
имного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В
этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллекти-
ва.
Социальная позиция включает в себя систему отношений, целей и ценностей, уста-
новок и мотивов, формирование социально- активной позиции молодого человека на произ-
водстве предваряет отношение к действительности молодых людей в период их обучения в
школе. В Конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989
г. зафиксированы три основных права ребёнка; на выживание, развитие и защиту. Это важный
ориентир для России, в которой сегодня интенсивно “ размывается “ социальная инфраструк-
тура детства в области здоровья, образования, культуры, спорта. Образ жизни детей, уровень
их развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны.
В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и школе. Школа сегодня
отвыкла работать с семьёй в единой системе, не имеет чёткой позиции по отношению к своей
роли в социуме, не оказывает существенного влияния на процесс и результаты воспитания.
Дети воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребно-
сти детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба.
Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов вос-
питания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. со-
ответствия его поведения требованиям правовых моральных норм.
Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии,
должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности,
способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и
отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самооб-
ман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать и находить новые материа-
лы для такой проверки и перепроверки.
Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающе-
му миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического на-
чал в личности.
Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы
выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая.
Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая
внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельства-
ми, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитания. Что
же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйства, для
ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональных навыков, для
умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возмож-
ности их хорошего исполнения; суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно
для отторжения внушения.
Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним
мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновидность. История че-
ловеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она
"учит" учиться на уже совершенных ошибках. Одновременно история заблуждений и траге-
дий разума полезна в том смысле, что способствует развитию осторожности, строгости су-
ждений, дает представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять ко-
нечные результаты.
Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жиз-
ни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история по-
могает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, тео-
рий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает
как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причи-
ны успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, за-
стоя и регресса в исторической перспективе.
Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рационально-
сти и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творче-
ству и служит просвещению в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из
состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни.
Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их сравнительной
эффективности, развитие способности к их уместному и правильному применению. Научное
и учебное познание имеет грани взаимодействия, позволяющие применять методы науки в
воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом ис-
следования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершен-
ствования.
Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека,
его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и
уравновешивают немногие радости со многими скорбями.
Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность.
Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.
Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительно-
го размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким об-
разом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия
действий.
Взгляд в будущее.
Опасность человечеству исходит прежде всего от неправильного воспитания, укоре-
няющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную
недальновидность.
Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом не-
вежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхност-
но образованных людей. Отсюда — жесточайшие наши беды
Социальная справедливость может войти только в свободную страну. Поэтому ин-
теллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спасительным значением.
В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наиболее
емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей.
В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и
опережать их в каждую данную единицу времени. Воспитание обладает властью над властью:
влияет на общественное мнение и стимулирует производство идей.