Игровая деятельность детей с учетом гендерных особенностей в ДОУ
Автор: Юсупова Хеди Хамидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №40 компенсирующего вида" Населённый пункт: г. Ухта РК Наименование материала: статья Тема: Игровая деятельность детей с учетом гендерных особенностей в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Тема: Игровая деятельность детей с учетом гендерных особенностей в
ДОУ.
Актуальность проекта.
В настоящее время центральным направлением в педагогике является
личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим, на
первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей детей.
Общеизвестно,
что
в
дошкольном
возрасте
игра
–
основной
вид
деятельности, которая вызывает изменения в психике ребенка. Именно в
игровой деятельности заметны различия девочек и мальчиков дошкольного
возраста. Девочки любят тихие игры на семейно-бытовые темы, а мальчики
«истинно мужские» - шумные, наполненные движением.
В
нашей
группе,
была
разработана
и
апробирована
проектная
деятельность гендерного воспитания детей через игровую деятельность, в
которой приняли активное участие педагоги, воспитанники и их родители,
как равноправные субъекты (участники).
Тема
нами
была
выбрана
не
случайно.
Мальчики
и
девочки
различаются
в
развитии
познавательных
процессов,
интеллектуальных
способностей, в интересах, в предпочитаемых видах игровой деятельности, в
особенностях
развития
эмоциональной
сферы,
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми.
В
то
же
время,
в
програмно-методическом
обеспечении дошкольного образования России, гендерные особенности либо
не
учитываются
совсем,
либо
учитываются
в
недостаточной
степени.
Учитывая
актуальность,
а
так
же
реализуя
одно
из
приоритетных
направлений, а именно, поло-ролевая социализация дошкольников в игре, мы
поставили цель и задачи.
Цель:
разработать
и
апробировать
процесс
по
формированию
позитивного
гендерного
воспитания
дошкольников
через
игровую
деятельность.
Задачи: - создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую
формированию гендерного воспитания у дошкольников;
- пропагандировать педагогические знания по вопросам гендерного
воспитания через игровую деятельность среди родителей;
- включить родителей в процесс воспитания своего ребенка адекватно
его половой роли в настоящем и будущем.
Постановка проблемы:
Проблема, поставленная перед нами по гендерному воспитанию детей
дошкольного
возраста
через
игровую
деятельность,
была
озвучена
в
актуальности. Для того чтобы подвести детей к данной проблемной ситуации
мы проводили беседы, задавали наводящие вопросы: «Кто Я? Мальчик или
девочка?», «В какие игры любят играть девочки и мальчики?», «что должна
делать мама в семье?», «что должен делать папа?» и т.д. Перед родителями
так же были поставлены ряд вопросов, позволяющие задуматься о данной
проблеме: «Есть ли разница в воспитании девочек и мальчиков через игровую
деятельность?», «Одинакова ли роль отца и матери в воспитании сына? В
воспитании дочери?».
Реализация.
Для
реализации
данного
проекта,
игры
и
игрушки
в
группе
были
подобраны
таким
образом,
чтобы
давать
возможность
девочкам
практиковаться
в
тех
видах
игровой
деятельности,
которые
касаются
подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умения
общаться и навыки сотрудничества.
Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству,
преобразованию окружающего мира, помогать развивать навыки, которые
позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей,
будут поощрять независимое соревновательное и лидерское поведение.
С
учетом
гендерного
подхода,
помимо
общепринятых,
в
группе
введены следующие элементы предметно-развивающей среды.
- мини - среды мужского и женского труда, содержащие оборудования
необходимые для формирования мужских и женских умений (мастерские с
наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока).
-
куклы
–
мальчики,
куклы
девочки
со
всеми
необходимыми
атрибутами
и
аксессуарами,
способствующие
выполнению
различных
социальных ролей (кукла-мама, кукла-мастер, и т.д.).
-
уголок
красоты,
позволяющий
ребенку
самостоятельно
навести
порядок во внешнем виде.
Также в группе была создана игротека сюжетно-ролевых, подвижных,
настоятельно-печатных игр с учетом гендерного воспитания.
Модель
педагогического
процесса
по
гендерному
воспитанию
мы
выстроили
таким
образом,
что
при
сохранении
смешанных
групп,
использовался
дифференцированный
подход
к
воспитанию
и
обучению
мальчиков и девочек в различных видах игровой деятельности.
Нами проводился цикл развивающих занятий – тренингов: «Какой я
мальчик?», «Какая я девочка?», «Я сегодня и в будущем», «Мои любимые
игры и игрушки», «Мужчина и женщина в семье», «Кто я мальчик или
девочка?». Такие занятия – тренинги позволили сформировать позитивное
принятие
ребенком
себя
как
представителя
определенного
пола
и
положительного отношения каждого ребенка к своей настоящей и будущей
социально-половой роли в семье и обществе.
При организации гендерного воспитания в игровой деятельности мы
так же учитывали психологические особенности мальчиков и девочек.
Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и
примера родителей для формирования гендерной идентификации, большая
работа была проведена
с семьями наших воспитанников. Для выявления
отношений
родителей
к
проблемам
гендерного
воспитания
детей
мы
проводили анкетирования среди родителей на тему «Знаете ли вы своего
ребенка»
В ходе практических консультаций для родителей: «Гендерный подход
в воспитании дошкольников через игровую деятельность» производилось
педагогическое просвещение родителей. В родительском уголке оформлялась
наглядная информация по данной теме.
Вовлечение
родителей
в
игровую
деятельность
детей
с
учетом
гендерных
особенностей
способствовало
повышению
результативности
нашего проекта.
Родители принимали активное участие в кружках по интересам, в ходе
которых дети с удовольствием овладевали навыками рукоделия, домоводства,
знакомились
с
особенностями
различных
профессий.
Так
же
в
группе
оформляли фотоальбомы: «Мама с дочкой, папа с сыном – вместе смотримся
красиво», «Наша дружная семья». Семьи наших воспитанников принимали
активное участие в конкурсах рисунков: «Моя семья», в выставках поделок:
«Умелые руки не знают скуки», «Что за прелесть эта осень».
В конце проекта хочется отметить, что данная проектная деятельность,
вызвала интерес детей и родителей к поло-ролевым играм, повысила знания
родителей по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста через
игровую деятельность. Это свидетельствует о востребованности работы в
рамках данного проекта.