Обобщение педагогического опыта по театрализованной деятельности
Автор: Хлыбова Алена Казисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" пгт.Войвож Населённый пункт: пгт. Войвож Сосногорского района респ. Коми Наименование материала: статья Тема: Обобщение педагогического опыта по театрализованной деятельности Раздел: дошкольное образование
Обобщение педагогического опыта по театрализованной деятельности.
Более двадцати лет я занимаюсь с детьми театрализованной деятельностью.
И каждый раз убеждаюсь, что нет лучшего средства в воспитании детей, как
театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические
задачи, расширяется словарный запас, совершенствуется диалогическая и
монологическая речь, воспитывается культура речевого общения, дети
узнают о многообразии чувств, эмоций. Французский психолог Француа
Сюлже, в своей книге «Правда о жестах», сделал ряд интересных выводов.
Оказывается, при разговоре люди придают словам 7% значимости,
интонации – 38%, мимике и жестам – 55%. Всего один жест может полностью
изменить смысл сказанных слов. У детей совершенствуется память, т.к.
сказка-игра – наиболее оптимальная среда для развития памяти. Кукольный
театр вызывает у детей самые положительные эмоции. Куклы воспитывают
детей , в действиях которых они могут увидеть себя. Дети проникаются тем
действом, которое происходит на сцене, ширме , им легче усвоить нормы
культуры поведения, у них формируются представления о добре и зле, о
честности, справедливости и т.д. Воспитываются отрицательное отношение к
жадности, жестокости, лживости, хитрости и т.д. Дети учатся анализировать
поступки героев, умение как бы «примерять», «прикладывать» к себе
поступки, чувства, действия помогут не повторить эти ошибки в будущем
Театрализованная деятельность – универсальная деятельность, она учит не
бояться, не стесняться робких, замкнутых детей, помогает им спрятаться за
куклу, ширму, где дети чувствуют себя защищенными. А шустрых, подвижных
ребятишек учит быть сдержанными. У каждого ребенка бывает такой
момент, когда он может то, чего не мог раньше: выступить без страха, если
раньше он прятался за других, сочинить сказку, если раньше и пересказать
не мог. Мне нравится наблюдать за тем, как развиваются дети, помогать им
раскрываться с разных сторон. Но самое главное для меня, занимаясь
театрализованной деятельностью – воспитание у детей доброты, чуткости,
внимательности, уступчивости и отзывчивости – всех тех качеств, которые так
необходимы и важны в жизни человека.
В своей работе по театрализованной деятельности использую программу
Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, авторскую технологию А.И.Бурениной
«Кукляндия». Занятия по театрализованной деятельности провожу во вторую
половину дня, конечно, занятием это назвать нельзя – ведь мы играем,
придумываем, сочиняем. У детей развивается творческая самостоятельность,
они учатся импровизировать, чувствовать себя свободно, раскрепощено.
Все театральные занятия содержат определенные части:
1.
Речевая разминка – игры со скороговорками и чистоговорками.
2.
Театральные игры – игры на развитие внимания, наблюдательности,
памяти, воображения.
3.
Игры со стихами – стихи, помогающие детям выразительно
произносить текст со сцены, перевоплощаться в разных героев.
4.
Этюды на взаимодействия – подготовка к исполнению отдельных сцен
будущего спектакля.
На театральных занятиях дети отрабатывают
выразительность мимики, жестов, движений, знакомятся с разными
видами театральных кукол и способами их управления.
В начале года я ставлю задачи по театрализованной деятельности по
данной возрастной группе, подбираю репертуар, материал, знакомлю
родителей с задачами, определяем, какая помощь потребуется с их
стороны.
Очень важно, чтобы в группе была организована предметно-
развивающая среда по театрализованной деятельности, которая бы
способствовала развитию самостоятельного творчества. Поэтому для
обеспечения условий совместной и самостоятельной
театрализованной деятельности в группе оборудована театральная
зона, а также «тихий» уголок, где ребенок может побыть один,
«прорепетировать» какую либо роль. В театральном уголке есть
разные виды кукольного театра, небольшая ширма, сделанная руками
родителей, костюмы, маски.
В повседневной жизни театрализованная деятельность проходит
невидимой нитью. Игрушки приходят на занятия, Мышка(би-ба-бо)
укладывает детей спать, проверяет как они умеют складывать одежду.
Дети показывают концерты куклам, сами разыгрывают сказки.
Театральные куклы стали любимыми игрушками у детей, они играют,
живут жизнью героев. Дети очень эмоционально отзывчивы,
искренни. И когда их в гости зовет очередная сказка, у детей от
восторга горят глаза. А если ребенок только поступил в детский сад?
Палочка-выручалочка - кукла би-ба-бо, и слез как ни бывало, и на
детском личике сияет улыбка.
За эти годы была собрана (очень много своими руками) большая
коллекция разнообразных театральных кукол. Наши дети знакомятся
с разными видами кукольных театров:
- фланелеграф
- театр картинок
- пальчиковый театр
- ложковый театр
- куклы прыгунки
- настольный театр
- перчаточный театр
- штоковые куклы
- варежковые куклы
-куклы марионетки
- ростовые куклы
- платковые куклы
- тростевые куклы
Результатом большой работы по театрализованной деятельности стало
создание театральной студии.
Если меня спросят, жалею ли я что столько лет занимаюсь
театрализованной деятельностью с детьми, скажу одно: если хотите,
чтобы ваши дети были веселыми, добрыми, чуткими, сплоченными –
занимайтесь театрализованной деятельностью. Неповторимость!
Искренность! Теплота непринужденного общения – самое прекрасное,
что может подарить Театр!