Автор: Гревцова Анастасия Борисовна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ ЛИЦЕЙ 102 ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА Населённый пункт: Железногорск Наименование материала: статья Тема: Краеведческий лагерь Раздел: среднее образование
Организация краеведческого лагеря как одна из форм работы по ФГОС.
Современный ребенок занимает в учебном процессе, как правило, позицию наблюдателя, а
не активного участника собственного образования, который несет ответственность за
выстраивание своего образовательного пространства, образовательной траектории, может
нести ответственность за свой выбор и принимать решения. С другой стороны
современные компьютерные технологии и социальные сети становятся причиной низкого
развития коммуникативной компетенции, потере социальной активности граждан.
Отсутствие практических навыков, неуменье элементарно позаботиться о себе в быту, к
сожалению, тоже является характерной чертой современного школьника.
Современные стандарты образования рассчитаны на преодоление этих проблем, но не
всегда это возможно сделать в рамках школьного урока, занятия или даже целого
школьного дня. В нашем лицее существуют практики внеурочной деятельности, которые
могут помочь в реализации новых образовательных стандартов. Одна из таких программ –
летний краеведческий лагерь «Палеос», которая реализуется на протяжении 13 лет.
Целью нашей программы является пробуждение и углубление интереса к истории своей
малой родины, своего города, создание возможностей творческого развития детей,
приобретения ими практических навыков.
История Красноярского края рассматривается
как часть отечественной истории и всего исторического процесса.
Данные цели реализовываются в следующих задач:
1. Познавательная. Развитие познавательного интереса школьников к истории города.
Сформировать интерес актуальным проблемам древней истории; актуальным проблемам
истории города
2. Развивающая. Создать благоприятные условия с учетом возрастных и психологических
особенностей школьников для раскрытия их индивидуальных наклонностей
3. Обучающая. Познакомить детей с основами краеведения и археологии, фактами из
истории развития края и города; Сформировать элементарные навыки работы со
специальной литературой, макетами и муляжами, туристко-походным инвентарем;
4. Оздоровительная. Формирование ценности здорового образа жизни.
5. Воспитательная. Приобщить детей к охране памятников истории, культуры, бережному
отношению к природе. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою малую родину.
6. Социально - педагогическая. Формирование социально активной личности, умеющей
реализовать себя в социуме, научить общению в разновозрастном коллективе, умению
разрешать конфликтные ситуации.
Летом 2013 года в рамках этой программы отдохнули и прошли обучение 20 учащихся в
возрасте 11-12 лет, специального отбора не планировалось, поэтому к нам попали ребята,
которые интересуются историей и хотели бы расширить свои знания по этому предмету, а
так же подростки, которых, привлекает романтика походной жизни. Для них более
интересными оказались занятия с элементами туризма. Была и ребят, которые надеялись
просто хорошо провести время.
Основу предметного содержания программы составляла археология. Отряд располагался в
непосредственной
близости
от
археологического
памятника
периода
неолита
«Кривое
озеро» и учащиеся сами участвовали в археологических исследованиях. Помимо этого
педагогами
лицея
были
организованы
занятия
по
английскому
языку,
математике,
психологии. Был приглашен специалист по геологии. По результатам проведенных занятий
школьникам было предложено разработать и реализовать свои мини-проекты. Тематика
проектов была разнообразная: «Мы издаем газету о жизни отряда», «Озвучка отрывка
мультика на английском языке», «Народные приметы и их правдивость», «Реконструкция
керамики», «Изготовление волокон из крапивы». Большинство из этих проектов имело
практическую направленность, что было принципиальным решением авторами проекта и
обусловлено
выбранной
методикой
–
археологическое
моделирование.
Кроме
того,
учащиеся получили опыт туристической подготовки: ориентирование по компасу, чтение
туристических карт, использование туристического оборудования и т.д.
Отличие же данной программы заключается в следующем: программа носит практический
характер экспериментальной археологии.
Содержание программы:
Поставленная нами цель определяла и содержание программы, в которую входило 5
блоков:
1.
Исследования археологического памятника.
2.
Археологическое моделирование.
3.
Теоретический курс по краеведению в обьеме12 часов.
4.
Туристическая подготовка.
5.
Занятия с пригашенными специалистами: математика, английский язык, психология,
геология
В соответствие с данными блоками, планируется работа по двум направления:
исследование памятника и курс теоретических занятий (1,5 - 2 часа в день) или
экспериментальная часть. (создание макетов, археологических реконструкций и т.д.).
Непосредственное участие ребят в процессе получения исторической информации в
экспериментальных занятиях по археологии, макетированию и моделированию помогло
понять детям многие проблемы древней истории, решить загадки технологии древних
производств на совершенно новом уровне восприятия через призму приобретения
практических навыков и умений.
В содержании теоретического курса по краеведению был включен материал исторического,
археологического, этнографического характера, материал по современному развитию края,
не повторяя школьную программу. Блок туристической подготовки содержал в себе занятия
по организации полевого быта и оказания элементарной доврачебной
помощи в
экспедиционных условиях.
Таким образом, реализуется комплексный подход в содержании программы, формируются
предметные, метапредметные и личностные компетентности.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ
Особенностями предложенного курса в том, что он носит практический характер.
Основными методами работы является эксперимент. Экспериментальная деятельность по
истории дает возможность ''заглянуть в прошлое'', почувствовать себя первобытным
человеком. Преодоление разрыва между прошлым и настоящим дает возможность
приобретения навыков древних технологий. Создание действующих моделей древних
инструментов и сооружений позволяет использовать полученные данные для более
глубокого понимания исторических событий и явлений, позволят развить творческие
способности учеников. Моделирование и макетирование позволяет проверить и отработать
исследовательские гипотезы и является максимальным средством наглядности. Дает
возможность формированию компетенций у учащихся.
Следующий метод, который активно используется при организации восприятия и осознания
детьми готовой информации - объяснительно иллюстративный. Метод проблемного
изложения используется при знакомстве учащихся с темой "Происхождение человечества".
Почти на каждом теоретическом занятии применяется такой метод устного изложения, как
лекция, беседа, аналитическое описание и т. д. Активно планируются использоваться такие
формы проведения занятий и досуга как игры, праздники, экскурсии.
Поскольку ни один из методов не является универсальным, курс предполагает
использовать комплекс различных методов обучения (словесные, наглядные,
практические).
ОПИСАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В ходе реализации данной программы мы надеемся получить следующие образовательные
результаты и эффекты:
1. Научить применять знания по образцу в сходных и легко опознаваемых ситуациях.
2. Научить элементарным навыкам изготовление археологических макетов из глины,
дерева, кости, металла.
3. Устанавливать синхронность событий и процессов, происходящих в стране, крае, городе.
4. Читать историческую и топографическую карту.
5. Объяснять археологические и краеведческие термины.
6. Сформировать умение работы в разновозрастном коллективе.
7. Научить использовать туристический инвентарь.
8. Сформировать компетенции.
9. Приобщить учащихся к охране памятников истории и культуры.
Стоить отметить, что представляемая программа осуществляется уже на протяжении 13 лет.
Результатом работы стало открытие археологического памятника "Кривое озеро",