Напоминание

Краеведческий лагерь


Автор: Гревцова Анастасия Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ ЛИЦЕЙ 102 ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА
Населённый пункт: Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: Краеведческий лагерь
Раздел: среднее образование





Назад




Организация краеведческого лагеря как одна из форм работы по ФГОС.
Современный ребенок занимает в учебном процессе, как правило, позицию наблюдателя, а

не активного участника собственного образования, который несет ответственность за

выстраивание своего образовательного пространства, образовательной траектории, может

нести ответственность за свой выбор и принимать решения. С другой стороны

современные компьютерные технологии и социальные сети становятся причиной низкого

развития коммуникативной компетенции, потере социальной активности граждан.

Отсутствие практических навыков, неуменье элементарно позаботиться о себе в быту, к

сожалению, тоже является характерной чертой современного школьника.

Современные стандарты образования рассчитаны на преодоление этих проблем, но не

всегда это возможно сделать в рамках школьного урока, занятия или даже целого

школьного дня. В нашем лицее существуют практики внеурочной деятельности, которые

могут помочь в реализации новых образовательных стандартов. Одна из таких программ –

летний краеведческий лагерь «Палеос», которая реализуется на протяжении 13 лет.

Целью нашей программы является пробуждение и углубление интереса к истории своей

малой родины, своего города, создание возможностей творческого развития детей,

приобретения ими практических навыков.



История Красноярского края рассматривается

как часть отечественной истории и всего исторического процесса.

Данные цели реализовываются в следующих задач:

1. Познавательная. Развитие познавательного интереса школьников к истории города.

Сформировать интерес актуальным проблемам древней истории; актуальным проблемам

истории города

2. Развивающая. Создать благоприятные условия с учетом возрастных и психологических

особенностей школьников для раскрытия их индивидуальных наклонностей

3. Обучающая. Познакомить детей с основами краеведения и археологии, фактами из

истории развития края и города; Сформировать элементарные навыки работы со

специальной литературой, макетами и муляжами, туристко-походным инвентарем;

4. Оздоровительная. Формирование ценности здорового образа жизни.

5. Воспитательная. Приобщить детей к охране памятников истории, культуры, бережному

отношению к природе. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою малую родину.

6. Социально - педагогическая. Формирование социально активной личности, умеющей

реализовать себя в социуме, научить общению в разновозрастном коллективе, умению

разрешать конфликтные ситуации.

Летом 2013 года в рамках этой программы отдохнули и прошли обучение 20 учащихся в

возрасте 11-12 лет, специального отбора не планировалось, поэтому к нам попали ребята,

которые интересуются историей и хотели бы расширить свои знания по этому предмету, а

так же подростки, которых, привлекает романтика походной жизни. Для них более

интересными оказались занятия с элементами туризма. Была и ребят, которые надеялись

просто хорошо провести время.

Основу предметного содержания программы составляла археология. Отряд располагался в

непосредственной

близости

от

археологического

памятника

периода

неолита

«Кривое

озеро» и учащиеся сами участвовали в археологических исследованиях. Помимо этого

педагогами

лицея

были

организованы

занятия

по

английскому

языку,

математике,

психологии. Был приглашен специалист по геологии. По результатам проведенных занятий

школьникам было предложено разработать и реализовать свои мини-проекты. Тематика

проектов была разнообразная: «Мы издаем газету о жизни отряда», «Озвучка отрывка

мультика на английском языке», «Народные приметы и их правдивость», «Реконструкция

керамики», «Изготовление волокон из крапивы». Большинство из этих проектов имело

практическую направленность, что было принципиальным решением авторами проекта и

обусловлено

выбранной

методикой



археологическое

моделирование.

Кроме

того,

учащиеся получили опыт туристической подготовки: ориентирование по компасу, чтение

туристических карт, использование туристического оборудования и т.д.


Отличие же данной программы заключается в следующем: программа носит практический

характер экспериментальной археологии.

Содержание программы:

Поставленная нами цель определяла и содержание программы, в которую входило 5

блоков:

1.

Исследования археологического памятника.

2.

Археологическое моделирование.

3.

Теоретический курс по краеведению в обьеме12 часов.

4.

Туристическая подготовка.

5.

Занятия с пригашенными специалистами: математика, английский язык, психология,

геология

В соответствие с данными блоками, планируется работа по двум направления:

исследование памятника и курс теоретических занятий (1,5 - 2 часа в день) или

экспериментальная часть. (создание макетов, археологических реконструкций и т.д.).

Непосредственное участие ребят в процессе получения исторической информации в

экспериментальных занятиях по археологии, макетированию и моделированию помогло

понять детям многие проблемы древней истории, решить загадки технологии древних

производств на совершенно новом уровне восприятия через призму приобретения

практических навыков и умений.

В содержании теоретического курса по краеведению был включен материал исторического,

археологического, этнографического характера, материал по современному развитию края,

не повторяя школьную программу. Блок туристической подготовки содержал в себе занятия

по организации полевого быта и оказания элементарной доврачебной

помощи в

экспедиционных условиях.

Таким образом, реализуется комплексный подход в содержании программы, формируются

предметные, метапредметные и личностные компетентности.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

Особенностями предложенного курса в том, что он носит практический характер.

Основными методами работы является эксперимент. Экспериментальная деятельность по

истории дает возможность ''заглянуть в прошлое'', почувствовать себя первобытным

человеком. Преодоление разрыва между прошлым и настоящим дает возможность

приобретения навыков древних технологий. Создание действующих моделей древних

инструментов и сооружений позволяет использовать полученные данные для более

глубокого понимания исторических событий и явлений, позволят развить творческие

способности учеников. Моделирование и макетирование позволяет проверить и отработать

исследовательские гипотезы и является максимальным средством наглядности. Дает

возможность формированию компетенций у учащихся.

Следующий метод, который активно используется при организации восприятия и осознания

детьми готовой информации - объяснительно иллюстративный. Метод проблемного

изложения используется при знакомстве учащихся с темой "Происхождение человечества".

Почти на каждом теоретическом занятии применяется такой метод устного изложения, как

лекция, беседа, аналитическое описание и т. д. Активно планируются использоваться такие

формы проведения занятий и досуга как игры, праздники, экскурсии.

Поскольку ни один из методов не является универсальным, курс предполагает

использовать комплекс различных методов обучения (словесные, наглядные,

практические).

ОПИСАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


В ходе реализации данной программы мы надеемся получить следующие образовательные

результаты и эффекты:

1. Научить применять знания по образцу в сходных и легко опознаваемых ситуациях.

2. Научить элементарным навыкам изготовление археологических макетов из глины,

дерева, кости, металла.

3. Устанавливать синхронность событий и процессов, происходящих в стране, крае, городе.

4. Читать историческую и топографическую карту.

5. Объяснять археологические и краеведческие термины.

6. Сформировать умение работы в разновозрастном коллективе.

7. Научить использовать туристический инвентарь.

8. Сформировать компетенции.

9. Приобщить учащихся к охране памятников истории и культуры.

Стоить отметить, что представляемая программа осуществляется уже на протяжении 13 лет.

Результатом работы стало открытие археологического памятника "Кривое озеро",

подготовка и защита докладов на городской НПК


В раздел образования