Напоминание

Социальные практики


Автор: Гревцова Анастасия Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ ЛИЦЕЙ 102 ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА
Населённый пункт: Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: Социальные практики
Раздел: среднее образование





Назад




Организация социальных практик не изобретение последних лет, в советской школе было распространено тимуровское движение, мы все в детстве зачитывались произведения А. Гайдара «Тимур и его команда», сейчас идея организованной помощи возвращается в школы, молодежные организации. В нашей школе в течение многих лет реализовывались волонтерские проекты: «Зеленый кошелек», «Парковка» и т.д. Но порой эти акции носили формальный характер или принимавшие участия учащиеся не видели результатов своего труда. Одним из условий реализации ФГОС стало осуществление программы социальных практик, начиная в начале учебного года планировании, мы не представляли до конца в каких конкретно проектах мы примем участие, но нам хотелось, чтобы это были возрастно - ориентированные проекты, результаты которых были видны и понятны пятиклассником, которые бы получали обратную связь сразу же после реализации проекта или его части. Поэтому, какие-то идеи приходилось отметать в течение года, а какие то становились актуальными. В результате наших усилий пятиклассники приняли или еще принимают участие в проектах: «Помоги зоосаду», «Новый год как дома», «Цветы для родного города». «Помоги зоосаду» был самый первый опыт волонтерской работы для нас, идея которого возникла совершено случайно. В сентябре у нас была организована экскурсия в парк флоры и фауны «Роев ручей». Ребята покупали корм, что бы покормить животных, и зашел разговор про наш железногорский зоосад, можно ли там кормить животных. Ребята рассказывали наперебой, как они с родителями в выходные дни ходили смотреть обитателей парка и кормили кормить морковкой, капустой. Кто-то из школьников остроумно заметил, что выходные – это «витаминные дни» в зоосаде. «Почему только выходные?» - подумали мы, и решили помочь в витаминизации животных в другие дни недели. Эта инициатива была дружно подхвачена и ребята стали приносить овощи, благо время года – осень, к этому располагало. Договорившись с работниками зоосада, мы торжественно отвезли наши припасы зверям. Ребят повели на кухню, где готовит еду для животных, и организовали бесплатную экскурсию по зоосаду, а на обратном пути походя мимо кухни, мы заметили, что на обед зверям уже готовили салаты из «наших» овощей. Конечно, мы не хотим сказать, что в железногорском зоосаде «тиграм не докладывают мяса» и в рацион животных не входят витамины, нам было важно, что ребята сами вышли на эту тему, она для них актуальна, ориентирована на их возраст, и результаты своих усилий они увидели сразу. Второй проект первоначально назывался «Новый год как дома» и ориентирован он был на железногорский дом престарелых. Идея проекта была поздравить постояльцев этого заведения с новым годом как-то по-домашнему, как могли бы поздравить дети своих родных бабушек и дедушек. Ребята изготовили самодельные открытки, именно не покупные, а самодельные, и приготовили маленькие подарки, когда встал вопрос как передать подарки, неожиданно пришла идея концерта. Ведь дома очень часто на праздники ребятишки готовят концерты для родных. Так на кануне нового года мы поздравили одиноких людей праздником. На глазах у некоторых постояльцев появились слезы, они называли ребят внучками и совали конфетки, виноград, наверно видя в наших пятиклассниках своих внуков. Эта встреча тронули и детей, сейчас мы готовимся к следующему концерту, который состоится 8 мая, и поверьте, участвовать в этом концерте желают гораздо больше человек. Конечно, почти во всех случаях инициаторами проектов стали взрослы люди – классные руководители, но возраст ребят пятый класс ещё не позволяет им выходить с подобными инициативами, достаточно уже, что они замечают, тех, кто нуждается в помощи и не просто готовы, а оказывают её. Очень важно отметить, что для пятиклассников, которые не могут выстраивать долгосрочные перспективы. Результат их работы был виден сразу, поэтому мы пошли по пути реализации краткосрочных проектов. Кроме того ребята могли выбрать различные
виды помощи и поучаствовать в разных видах деятельности: рисовать, высаживать цветы, петь, читать стиха, оформлять подарки, собрать и отвезти ком в зоосад и т. Д. участие во всех акциях было сугубо добровольным. Конечно были и такие учащиеся, которые не приняли участие ни в каком проекте, и такие, кто работал только для того чтобы его похвалили. Но мы не в состоянии сделать так чтобы потребность в сострадании, помощь стала неотъемной потребностью каждого ученика, но с чего-то, же надо начинать, порой достаточно только показать.


В раздел образования