"Работа с мотивированными учащимися и обучаемыми "группы риска"
Автор: Иванов Вадим Вячеславович Должность: учитель истории Учебное заведение: МОУ "Раменская СОШ" Населённый пункт: с. Раменки, г.о. Егорьевск, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Работа с мотивированными учащимися и обучаемыми "группы риска" Раздел: среднее образование
О ходе работы с мотивированными учащимися и учащимися
«группы риска». Формирование у учащихся умения планирования и
контроля своей деятельности, поиска разных способов решений
проблемы, работы с информационными источниками.
На
современном
этапе
развития
общества
образование
должно
соответ ствовать
т ребованиям
Федера льного
Го с уд а р с т в е н н о го
Образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на
среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образования требует
индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся,
создаются
условия
для
реализации
потенциальных
возможностей
каждого
ученика.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с
интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители
учащихся.
Но
подчас
и
учителям,
и
родителям
приходится
с
сожалением
констатировать: «не хочет учиться», «мог
бы
прекрасно
заниматься, а
желания
нет». В
этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не
сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Способом
разрешения
этой
противоречивой
ситуации
является
технология дифференцированного обучения.
Планируя урок, учитель пытается ответить на вопрос, как сделать так,
чтобы
ребенок
учился
с
желанием
независимо
от
того
к
какой
категории
учащихся он относится. Будь то высокомотивированные ученики или учащиеся
«группы риска». Чтобы учащийся не просто усваивал готовую сумму знаний,
но и развивал свои навыки, умения. Поскольку центром всей образовательной
системы в данной технологии является индивидуальность детской личности, то
ее методическую основу составляет индивидуализация (организация учебного
процесса) и дифференциация (методика проведения урока).
Гипотеза -
если
при
обучении
истории
и
обществознания
в
системе
использовать
дифференциацию
обучения
с
учетом
индивидуальных
способностей то:
учащиеся лучше усвоят изучаемый материал;
возрастет готовность учеников к самообучению;
"вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных
педагогических воздействий, способствующих его развитию.
Дифференцированный
процесс
обучения –
это
широкое
использование
различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на
основе
результатов
психолого-педагогической
диагностики
учебных
возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Дифференциация
обучения –
это
учет
индивидуально-типологических
особенностей
личности
в
форме
группирования
учащихся
и
различного
построения процесса обучения в выделенных группах.
Варианты дифференциации:
Разветвление
на
потоки
учащихся,
которые
отличаются
уровнем
интеллектуального развития.
Представление учащимся полной свободы в выборе учебного материала,
последовательности
его
изучения,
темпы
продвижения,
самооценки
в
соответствии с целью обучения.
Расширение учебного материала благодаря межпредметным связям и
углублению знаний, посредством специализации учебной информации.
Важным фактором в ходе дифференцированного обучения является понятие
"обучаемости".
Обучаемость - это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения
человеком знаний, умений, навыков в процессе обучения. В основе обучения
лежит уровень развития индивидуальных процессов.
По степени обучаемости учащихся можно условно разделить на 3 уровня:
слабые, хорошоподготовленные, сильные.
Обычный
урок
истории
можно
давать,
используя
уровни
трудности
-
т.е.
степень соответствия содержания учебного материала процессу запаса знаний
учащихся, опыту их познавательной деятельности, потребностям и интересам
школьников.
Осуществляя
групповую
дифференциацию, необходимо
руководствоваться
следующими
требованиями:
создавать
атмосферу,
благоприятную
для
учащихся, так как для того чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок
учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он
должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.
1 группа, учащиеся с повышенным уровнем способностей
Учащиеся,
относящиеся
к
этой
группе,
могут
вести
работу
со
сложным
материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и
самостоятельно
творчески
подходить
к
решению
учебных
задач,
умеют
выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.
2 группа, учащиеся с продвинутым уровнем способностей
Эти
учащиеся
усваивают
материал
после
тренировочной
работы,
не
сразу
выделяют
существенное,
закономерное,
умеют
увидеть
в
частном
общее,
овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время.
Если
учащихся
2
группы
направлять,
помогать,
то
они
вполне
смогут
справиться и с заданиями 1 группы детей.
3 группа учащиеся с базовым уровнем способностей эти учащиеся усваивают
материал
после
многократных
упражнений
и
не
всегда
в
полном
объёме,
выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более
длительное время.
Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего
процесса обучения, но и на различных уроках.
Способы дифференциации:
содержание
задания
одинаково
для
всего
класса,
но
для
сильных
учеников время на выполнение работы уменьшается;
содержание
задания
одинаково
для
всего
класса,
но
для
сильных
учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
задание
общее
для
всего
класса,
а
для
слабых
учеников
дается
вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная
схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и
т.д.);
используются на одном этапе урока задания различного содержания и
сложности для сильных, средних и слабых учеников;
предоставляется
самостоятельный
выбор
учениками
одного
из
нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется
на этапе закрепления материала.
Различные разноуровневые задания для текущего, тематического и итогового
контроля знаний, умений и навыков.
1.
Индивидуальные
дифференцированные
уровневые
задания применяются
учителем на уроке с самостоятельной работой. Они направлены на проверку
оперативности, гибкости, конкретности, осознанности и прочности знаний. Для
их выполнения достаточно выделить 10—15 минут.
Проведя
самоанализ
знаний,
учащиеся
могут
либо
подтвердить
умение
выполнять
задания
своего
уровня,
либо
предпринять
попытку
выполнить
задание более сложного уровня. При получении отметки, не удовлетворяющей
ученика, она не фиксируется. Учащемуся представляется разовая возможность
повторного выполнения задания того же уровня после коррекционной работы,
проведенной с помощью учителя или самостоятельно.
Для контроля усвоения теоретических знаний применяются адаптивные
карточки с пропусками, которые должны быть заполнены учащимися в
процессе первичного контроля усвоения знаний, умений и навыков на уроках
разбора нового материала.
2. Разноуровневые тестовые задания
Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен. Во-первых,
предлагая разноуровневые тесты, учитель обеспечивает достаточный интерес к
работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у
всех
школьников
вырабатываются
устойчивые
умения
и
знания,
которые
зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть
общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения
результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке,
самоанализу и исправлению ошибок.
Положительные стороны дифференциации:
исключение уравниловки и усреднения детей;
повышение
уровня
мотивации
учения
в
группах
с
высоким
и
достаточным уровнем учебных достижений;
объединение детей в группы равных по способностям учащихся для
облегчения учения и усвоения предметного материала;
создание щадящих условий для слабых учащихся;
формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия,
уверенности в себе, творчества;
Таким образом, мы можем заметить что дифференцированный подход на
уроках
истории и обществознания качественно повышает уровень знаний и
умений
учащихся,
а
работа
в
группах
по
уровню
способностей
позволяет
учащимся
более
уверенно
чувствовать
с ебя
на
уроках
как
в
психоэмоциональном плане так и в отношении уровня подготовки.
Дидактический материал с разноуровневыми заданиями.
Фрагмент урока по теме «Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 г.г
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года».
Дифференцированная письменная работа, рассчитанная на 15 минут.
На «3»
1.
Назовите проекты реформ, которые появились после Отечественной
войны 1812 года.
2.
О чем вам говорят имена: А) Н.Н.Новосильцев, б) А.А.Аракчеев?
3.
Каковы итоги внутренней политики Александра 1?
На «4»
1.
Охарактеризуйте «Уставную грамоту Российской империи». Кто ее
автор?
2.
Автором каких проектов был А.А.Аракчеев? Расскажите об одном из
них по выбору.
На «5»
1.
Почему Польше была дарована Конституция, а России – нет?
2.
Почему
прибалтийские
крестьяне
получили
освобождение
от
помещиков, а русские – нет?
3.
Какие задачи должна была решить организация военных поселений?
Были ли достигнуты эти цели?
2. Опережающие задания
1.приготовить небольшое сообщение по теме (для слабого ученика),
2.написать эссе по теме (задания для всех, так как эссе – форма проверки
знаний на ЕГЭ),
3.приготовить презентацию по теме к уроку и выступить перед классом
(для сильных учащихся),
4.приготовить кроссворд, задания для «разминки», которая проводится в
начале урока (для всех учащихся, в том числе пассивных),
5.подготовить портрет-загадку (для всех учащихся).
1. Использование зачетной системы контроля знаний
Зачет по теме «Смутное время в России»
Все задания делятся на 2 уровня сложности: обязательная часть (на «3» и
дополнительная часть (на «4» и «5»).
Обязательная часть.
Для получения оценки «3» надо выполнить правильно не менее 7 заданий из
этой части.
1. Укажите, под каким названием вошел в историю свод законов, утвердивший
Юрьев день.
2. Продолжите фразу: «Первым русским царем из династии Романовых был…»
3. Какое событие было раньше: введение «заповедных» или «урочных» лет?
4. Укажите, каким историческим термином называется: работа крестьянина со
своим инвентарем в барском хозяйстве?
5. Рязанский воевода, один из руководителей первого ополчения.
6. Что такое «крестоцеловальная запись»?
7. Чем был известен И.И.Болотников?
8. Каковы были цели участников восстания Болотникова?
9.
Кто
из
перечня
людей
периода
Смуты
мог
иметь
такое
прозвище:
«не
способнейший, а удобнейший»:
А) Борис Годунов,
Б) Михаил Романов,
В) Василий Шуйский.
10.Кому
принадлежат
эти
слова:
«Братья,
постоим
за
русскую
землю,
ополчимся поголовно: отдадим все наше имущество, если нужно, заложим жен
и детей, но выкупим наше отечество»: а) В.Шуйский, б)И.Сусанин, в)К.Минин.
Дополнительные задания.
За каждый правильный ответ добавляется 1 балл.
11. Почему конец 16-начало17 века в Росси называют смутным временем?
12. Почему при избрании Михаила Романова на трон от него не потребовали
обязательств, аналогичных «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского?
13. Почему Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции и какие это
имело последствия.