"Использование оздоровительных и развивающих игр в комплексной коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Жужома Вера Харлампиевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ №61 Населённый пункт: г.Сыктывкар Республика Коми Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование оздоровительных и развивающих игр в комплексной коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: дошкольное образование
Жужома Вера Харлампиевна, инструктор по физической культуре, МАДОУ № 61, г.
Сыктывкара, Республики Коми.
Методическая разработка по теме
«Использование оздоровительных и развивающих игр
в комплексной коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Пояснительная записка
В последние годы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья
в России происходят изменения.
Включение
в
образовательное
пространство
детей,
которые
раньше
считались
«необучаемыми»
и
рассматривались
в
силу
тяжести
имеющихся
у
них
нарушений
преимущественно в качестве «больных», требует изменения отношения к ним со стороны
специалистов разных профессий.
Наш детский сад компенсирующей направленности посещают дети с разными видами
патологий развития. Большая часть из них с тяжелыми нарушениями речи, часть с задержкой
психического развития, с нарушением слуха, с расстройствами аутистического спектра.
Д е т и
с ограниченными
возможностями
здоровья
имеют
специфические
психолого-
педагогические особенности. Это проявляется в
несформированности или замедленном
развитии
психических
процессов,
отставанием
двигательной
сферы,
которые
ведут
к
нарушению координации, слабости мышечного тонуса, снижению скорости и ловкости при
выполнении упражнений. Слабослышащие дети отстают от слышащих сверстников по срокам
формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии,
координации, им сложно согласовывать движения с музыкой, передавать ритмический рисунок,
ориентироваться в пространстве.А детям с РАС трудно устанавливать эмоциональный контакт,
взаимодействовать с окружающим миром.
Мне
как
инструктору
по
физической
культуре
необходимо
иметь
педагогические
инструменты обучения, чтобы каждый ребенок мог освоить жизненно важные двигательные
навыки, доступные его возможностям.
Практикуя
оздоровительные
игры,
как
эффективное
средство
коррекции
недостатков
в
развитии детей, были подобраны
и сгруппированы игры в соответствии индивидуальными
особенностями детей.
Данные игры использую в индивидуально - коррекционной работе. Они помогают наладить
связи ребенка с окружающим миром, приобрести новые чувственные ощущения: зрительные
(ребенок
видит
яркие
цвета); слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, учится их
различать); тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания);
двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег,
танцы и т.д.).
Регулярное
систематическое
использования
оздоровительных
игр
и
упражнений
способствует установлению теплых и доверительных отношений между взрослым и ребенком.
Ребенок становиться более раскрепощенным и уверенным в себе.
Разнообразие игр помогает активизировать детей, повышает интерес к занятиям, вызывает
эмоциональный
отклик
у
ребенка,
способствует
появлению
желания
повторно
прийти
на
занятие и выполнить более сложное упражнение.
У детей с тяжелыми нарушениями речи оптимизируются процесс коррекции речи и
неречевых
психических
функций,
расширяется
объем
двигательных
умений
и
навыков,
улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, внимание становится более
концентрированным.
У
детей
появляется
возможность
в
процессе
самостоятельной
деятельности использовать полученные навыки.
1
Оздоровительные игры и упражнения, как эффективное средство коррекции
недостатков в развитии детей
Игры с аутичными детьми
На установление контакта
Для преодоления страха
Игры с слабослышащими детьми
Игры на развитие слухового восприятия. Игры с ритмами.
Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи
С терапевтическим
эффектом
Для развития дыхания
Для развития мелкой
моторики
Задачи:
Наладить
контакт
с
аутичным
ребенком.
Помочь
ему
избавиться
от
напряжения
и
страхов.
Развивать общую, мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развивать
основные
психомоторные
качества:
статическую
и
динамическую
координацию; переключаемость движений и мышечного тонуса; двигательную память и
произвольное внимание.
Развивать речевое дыхание.
Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения.
Создать условия для реализации потребности к двигательной активности в повседневной
жизни.
2
Игры на установление контакта с аутичным ребенком
Аутичному
ребенку
очень
трудно
устанавливать
эмоциональный
конт акт,
взаимодействовать взглядом. Проводя игры, педагогу необходимо держать ребенка
за руки,
постоянно фиксировать взгляд ребенка на себя или на тот предмет, которым он манипулирует.
Возня с водой, переливание, брызгание особенно любимы детьми. Игры с водой имеют и
терапевтический эффект, оказывают приятно-успокаивающий эффект, дают эмоциональную
разрядку.
Игра «Ладошечка»
Цель: способствовать установлению теплых доверительных отношений между воспитателем и
ребенком.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку показать ладошку.
Дай ладошечку, моя крошечка
Я поглажу тебя по ладошечке.
Педагог
гладит
ладошку
ребенка
двумя
руками.
На – ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Протягивает свою ладошку ребенку.
Игра «Хлопушки»
Цель: развитие эмоционального общения с взрослым, налаживание контакта.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Педагог
показывает
свои
ладони
и
предлагает
ребенку похлопать по ним.
Игра «Коготки-царапки»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; обучение
ч е р е д о в а н и ю
д в и ж е н и й
р у к
в
с о о т в е т с т в и и
с
р е ч е в о й
и н с т р у к ц и е й .
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.
У
б е л о г о
к о т е н к а
Мягкие лапки
Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает
одной рукой другую
Но
на
каждой
л апке
Коготки-царапки
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает
пальцы – котенок «выпускает» коготки-царапки.
Можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид,
что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки).
Игра «Киса, Киса! Брысь!»
3
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; обучение
умению переключаться с одного игрового действия на другое.
Ход
игры: педагог предлагает поиграть в кошечку! Когда кошечку гладят – «Киса! Киса!» –
ребенок держит ладошки. А на слова «Брысь!» – быстро прячет ладошки за спину.
Игра «Змейка»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: длинная «змейка».
Ход
игры:
педагога
держит
в
руке
«змейку».
Начинает
отходить
назад,
делает
колебательные движения руками и проговаривает: «Уползает, уползает «змейка! Скорее
догони!».
Игра «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; обучение
умению переключаться с одного игрового действия на другое.
Ход игры: педагог делает вид, что пытается поймать ребенка, а он убегает. Затем ребенку
предлагается вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать педагога.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель:
развитие
мелкой
моторики
и
тактильных
ощущений,
В
основе
данной
игры
лежит
один
из
любимых
видов
д е я т е л ь н о с т и
а у т и ч н ы х
д е т е й —
разглядывание и изучение новых предметов.
Материал:
2
комплекта
мячей
из
разных
мат е ри а лов :
ш е рс тя н ой ,
кож а н ы й ,
тряпичный, резиновый.
Один комплект у
педагога, второй – спрятан в мешок.
Ход игры: педагог по очереди показывает
ребенку мяч, просит потрогать его. Ребенку
необходимо достать такой же мяч, какой у
педагога.
Лексический
материал:
мяч,
потрогай,
материал.
Игра «Быстрые пальчики»
Цель: Налаживание контакта с взрослым. Развитие мелкой моторики. Привитие ребенку
соревновательного духа.
Оборудование:
Длинная
веревка,
на
конце
которой
привязаны
палочки.
Посередине
веревки отметки.
Задание: Ребенку дается палочка с одной стороны, педагог берет её с другой стороны.
Педагог предлагает ребенку как можно быстрее намотать веревку на палочку. Педагог в
первый раз может проиграть ребенку.
Речевое сопровождение: «Чьи пальчики быстрее: твои или мои?».
Игра «Радужные брызги»
Цель: выплеск негативных эмоций, снятие напряжения.
Оборудование: тазик с водой.
Задание: педагог предлагает ребенку опустить руки в тазик с водой. Затем вытащить руки из
воды и встряхивать расслабленные кисти в различном ритме.
Игра «Теремок»
4
Цель:
налаживание
контакта; развитие
мелкой
моторики,
снятие
напряжения
после
эмоциональных игр.
На поляне теремок
Сложить ладошки вместе
Дверь закрыта на замок
Сложить ручки в замок
Вокруг терема забор
Пальчики веером в разные стороны
Чтобы не забрался вор
Погрозить указательным пальчиком
«Тук-тук-тук, Тук-тук-тук
Постучать кулачком то в одну, то в другую ладошку
Открывайте!
Руки раздвинуть в стороны
Я ваш друг!»
Показать рукопожатие.
Игры для преодоления страха
Страхи аутичного ребенка разнообразны и индивидуальны: кто-то боится воды, темноты,
кто-то резкого громкого шума, многие из них боятся замкнутого пространства, высоты. Наличие
страхов постоянно держит ребенка в состоянии напряжения и, безусловно, мешает развитию.
Во время игр необходимо приучать ребенка преодолевать страх пролезть в туннель или
лезть на шведскую стенку. Это очень сложные в психологическом плане упражнения для детей.
При проявлении ребенком тревоги, нужно помочь ему быстро выбраться из трубы, похвалить,
сказать, что это было непросто, но он справился. Преодолеть свой страх - непростая задача. Как
правило, при правильном сопровождении уже на втором занятии ребенок в большей мере сам
справляется с этим заданием. Важно многократно манипулировать с тем предметом, которые
связаны со страхом ребенка. Например: мяч – любимый предмет каждого ребенка. Первые
игры, связанные с туннелем, связываем с мячом: «Прокати мяч в туннель», «Скати мяч с
помощью туннеля». Игры, связанные с оборудованием, к которому ребенок испытывает страх,
потихоньку дают ребенку уверенность. Ребенок начинает доверять тому предмету, с которым он
каждый раз манипулирует.
Перед тем как лезть на шведскую стенку, ребенок преодолевает страх высоты. Для этого
проводятся игровые упражнения на скамейке, на мягких модулях, на батуте.
Скамейка
потихоньку
заменяется
мягкими
модулями.
Ребенка
привлекает
яркость
оборудования. Он уверенно залезает на него, скатывается с него.
5
Во
время
проведения
игр
с
преодолением
очередного
страха
необходимо
давать
положительный комментарий происходящего.
Работая
с
аутичными
детьми,
надо
иметь
в
виду,
что
коррекционная
работа
будет
продолжительной. Возможно, на первых этапах взаимодействия, аутичный ребенок откажется
от
контакта
с
вами.
Поэтому
проводить
игры
необходимо
только
исходя
из
реальных
возможностей.
Планируя работу необходимо иметь дополнительно несколько игр, чтобы легко изменить
свой план и подобрать «ключик» к ребёнку.
Игровые упражнения с туннелем
Цель: Преодоление страха входить в закрытое пространство.
Оборудование: туннель, мяч.
Игра «Скати мячик с помощью туннеля»
Цель: манипуляция с предметом, которому ребенок испытывает страх.
Задание:
педагог скатывает мяч, находящийся внутри туннели, приподняв край туннели.
Ребенок должен успеть поймать мяч двумя руками.
Игра «Прокати мяч в туннель»
Цель: манипуляция с предметом, которому ребенок испытывает страх.
Задание: педагог и ребенок прокатывают мяч друг другу через туннель.
Игра «Доползи до мячика»
Цель:
Преодоление
страха
входить
в
закрытое пространство.
Задание:
Предложить
ребенку
пролезть
в
туннель,
на
другом
конце
которого
находится мяч.
Речевое
сопровождение:
«Пролезем
в
туннель и достанем мячик».
6
Игровые упражнения на скамейке, на мягких модулях, на батуте.
Цель:
работа со страхом перед необычными движениями (ходьба по возвышенности, лазание
вверх по шведской лестнице),
развитие координации движений, равновесия, приобретение
нового двигательного опыта.
Оборудование: скамейка, мяч.
Задание:
1. Ползание на четвереньках по скамейке.
2. Прокатывание мяча по скамейке.
3. Проползание под скамейкой.
4. Подтягивание руками по скамейке, лежа на животе.
Игра «Пройти по мостику»
Оборудование:
гимнастическая
скамейка,
мягкая
игрушка
(лучше
всего
любимая
игрушка
ребенка).
Задание: Предложить ребенку пройти по мостику с игрушкой. Если ребенок не решается
педагог сам проходит вместе с игрушкой и поговаривая слова.
Речевое сопровождение: «Пройдем вместе с Мишкой по мостику. Мишке не страшно».
Игра «Проползи по мостику»
Оборудование: мягкие модули.
Задание: проползти на четвереньках по
модули. При желании ребенок
самостоятельно сползает с модули.
Игра «Спусти Мишку с дерева»
Цель:
Преодоление
страха
залезать
на
высоту.
Развитие лазания по гимнастической стенке.
Оборудование: любая мягкая игрушка (лучше всего
любимая игрушка ребенка).
Задание:
П р е д л о ж и т ь
р е б е н к у
з а л е з т ь
н а
гимнастическую стенку до игрушки.
Речевое сопровождение: «Мишка не может слезть с
дерева. Давай ему поможем
Игры для детей с нарушением слуха (ребенок может быть оперирован и у него установлен
кохлеарный имплантат)
Цель: развитие ритма, тренировка двигательной и слуховой памяти, обучение движению в
заданном темпе, развитие динамической координации движений по подражанию, вызывание
подражательной речевой деятельности, психических и познавательных процессов, обучение
умению согласовать свои движения с характером звучащей музыки.
На первом этапе необходимо привлекать внимание детей к ритмичности музыки, взмахам
погремушек, ударам в бубен, вызвать желание действовать, сохраняя ритмичность движений.
7
На втором этапе формируется ритмичность повторяющихся движений (удар в барабан, бубен,
хлопки, прыжки, отбивание мяча). На третьем этапе
развивается ритмичность движения и
речевых проявлений, подключаются игры – танцы, логоритмика.
Перед игрой педагог напоминает ребенку: «Смотри на меня и слушай внимательно».
Игры с ритмами
Цель: учить выполнять элементарные ритмы, используя хлопки, притопы, удары в бубен.
Игра «Кап-кап»
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап.
Ты не капай долго так.
Дождик, дождик льется,
В руки не дается.
Кап-кап.
Ребенок стоит и постукивает указательным пальцем
по ладошке.
Игра «Постучим, погремим»
Задание: погреметь в погремушку, затем постучать об ладошку.
Игра «Да-да-да!»
Цель: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма.
Ручками мы хлопнем – да-да-да!
Хлопки ладошками,
Ножками мы топнем – да-да-да!
Топание ножками,
Ручками помашем – да-да-да!
Машут руками,
Ножками попляшем – да-да-да!
Прыжки на двух ногах.
Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Цель: способствовать формированию равномерных ритмичных движений во время отбивания
мяча.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь,
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой.
Отбивать
мяч
об
пол,
в
определенном
ритме: вначале медленный ритм.
С каждым занятием ритм ускоряется.
Игры с прыжками в определенном темпе
Игра «Зайцы скачут скок-скок-скок»
Цель: формировать ритмичность повторяющихся движений, вызвать двигательную активность.
Выполнять образные движения.
Зайцы скачут скок-скок-скок
Ребенок вместе с педагогом прыгает на двух
8
На беленький снежок
ногах с продвижением вперед.
Приседают, слушают,
Не идет ли серый волк.
Приседают,
прислушиваются,
изображая
«ушки»,
Игра «Лошадка»
Цель: способствовать формированию равномерных ритмичных движений в прыжках галопом.
Цок-цок, цок-цок,
Я - лошадка, серый бок
Ребенок скачет галопом по кругу за педагогом
Я копытцами стучу,
Если хочешь, прокачу.
Скачут в другую сторону.
Игра « По тропинке»
Цель: формировать ритмичность повторяющихся движений, развитие двигательных навыков:
прыжков разными способами.
По тропинке, по тропинке,
Скачут, чьи, скажите ножки.
Ребенок вместе с педагогом прыгают на двух
ногах с продвижением вперед.
И вприпрыжку, и с подскоком,
А потом и с поворотом.
Прыгают подскоками,
Прыжки с поворотами, кругом.
Движения под музыку
Цель:
развивать
восприятие
музыки
в
процессе
музыкально-ритмической
деятельности.
Учить умению согласовать свои действия с партнером и движения с характером звучащей
музыки.
Задание: педагог берет ребенка за руки и в паре с ребенком выполняют все движения под
музыку, проговаривая слова текста.
1. Игра-танец «У тебя, у меня» (Г.Ф. Вихарева. Сборник «Песенки-игры для малышей»).
2. «Парная пляска» (Белорусская народная мелодия «Бульба», сл. А.Бурениной)
Логоритмика
Цель: тренировка двигательной и слуховой памяти, обучение движению в заданном темпе,
развитие динамической координации движений по подражанию воспитателя.
Упражнения подбираются в зависимости от лексической темы, которые запланированы
логопедом
группы:
«Осень»,
«Мое
тело»,
«Зима.
Зимние
забавы»,
«Дикие,
домашние
животные», «Одежда. Обувь», «Город. Транспорт», «Семья», «Дом. Посуда. Мебель», «Весна.
Цветы. Насекомые».
Освоению упражнений способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают
ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь.
Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей
сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с общей соматической
ослабленностью детям с речевыми нарушениями
присуще отставание в развитии моторной
сферы, отмечается недостаточная координация движения пальцев, кистей рук, замедленность в
действиях, трудность в произвольном направленном выдохе.
Игры с терапевтическим эффектом
Цель:
помочь
ребенку
достичь
состояния
психического
равновесия:
снять
накопившееся
напряжение, сгладить проявления аффективных вспышек, научить ребенка выражать эмоции
более адекватным способом.
9
В состоянии психического равновесия ребенок спокоен и уверен, общий эмоциональный
фон у него положительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать информацию.
Игра «Играем в снежки»
Цель: выплеск негативных эмоций. Повышение уровня эмоционального фона.
Оборудование:
бумажные листы.
Задание: скомкать бумажные листы и сделать из них «снежки». Педагог предлагает бросать друг
в друга снежки.
Речевое сопровождение: «Давай играть в снежки. Будешь бросать в мою сторону, а я в твою».
Игра «Соберем снежки»
Цель: выплеск негативных эмоций. Повышение уровня эмоционального фона. Развитие метания
в цель.
Оборудование: бумажные комки, коробка.
Задание:
после игры в «снежки» педагог предлагает собрать их. На небольшом расстоянии
ставится коробка, ребенок начинает сбрасывать «снежки» в коробку.
Игра «Соберем шишки»
Оборудование: шишки, корзина
Шишки дружно собираем
Наклоняться за шишками
И в корзину их бросаем
Прицелиться и бросить в корзину
Вмиг окончили мы сбор
Снова наклоняться за шишками
Привели в порядок бор
Прицелиться и бросить в корзину
Игра «Футбол»
Цель: выплеск негативных эмоций. Повышение уровня эмоционального фона.
Оборудование: мяч, ворота.
Задание:
педагог
вначале
предлагает
попинать
мяч
об
стенку.
Затем
ребенку
необходимо
прицелиться и попасть в ворота.
Игры на развитие дыхания
Цель: тренировка глубокого сильного направленного выдоха.
Продолжительность дыхательных упражнений не должна превышать 3-5 минут.
Игра «Катись шарик»
Оборудование: мячик от пинг-понга, обруч.
Задание: педагог и ребенок встают на колени с
двух сторон у обруча, который лежит на полу.
Внут ри
обруча
мячик
от
п и н г - п о н г а .
Необходимо дуть так, чтобы шарик катился в
противоположную сторону от игрока.
Игра «Дождь»
Оборудование:
бутафорское
облако
с
капельками воды.
Задание: дуть на капельки дождя.
Игра «К причалу»
Оборудование:
надувное
«озеро»,
бумажный
или пластмассовый кораблик.
Задание:
дуть
на
маленький
кораблик
так,
чтобы он причалил к другому берегу
10
Игры для мелкой моторики
Игра «Завяжи шнурки»
Цель:
р а з в и т и е
м е л ко й
м о т о р и к и .
Знакомство ребенка со спортивной обувью.
Оборудование:
бутафорские
кроссовки,
силиконовые шнурки.
Задание: необходимо застегнуть шнурки на
кроссовках.
Речевое
сопровождение: «Это
–
обувь,
кроссовки для бега, кроссовки – спортивная
обувь».
Игра «Перенеси мяч»
Цель:
развитие
мелкой
моторики.
Закрепление
ребенка с понятиями мяч, корзина.
Оборудование:
щипцы,
корзина,
мячи
разных
цветов.
Задание:
необходимо
с
помощью
щипцов
захватить
мяч
и
перене сти
в
ко р з и н у
соответствующего цвета.
Речевое сопровождение: «Это мячи для спорта,
вам нужно собрать их с помощью щипцов».
Игра «Забей гол в ворота»
11
Цель:
развитие
мелкой
моторики.
Знакомство
ребенка
с
понятиями футбол, футбольное поле, мяч, ворота, забить
гол.
Оборудование: бутафорское поле с воротами для футбола,
модели
человечков
с
отверстиями
для
указательного
и
среднего пальцев, мяч для пинг-понга.
Задание: при помощи пальцев забить мяч в ворота.
Игровые упражнения для профилактики
плоскостопия
Игра «Покорми белку орешками»
Материал: мягкая
игрушка,
предметы
заместители: орешки, дупло.
Задание:
з а х ват и т ь
п а л ь ц а м и
н о г
маленькие
детали
и
перенести
белке
в
«дом».
Игра «Собери для зайки морковки»
Материал: мягкая игрушка зайца, карандаши, корзина.
Задание: захватить пальцами ног «морковку» и принести в корзину зайке.
Игра «Веточки для ёлочки»
Материал: гимнастическая палка.
Задание: ходить по палке, развернув стопы в наружу.
Игры на общую моторику
У
детей
с
речевой
патологией
недостаточно
сформированы
пространственные
представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все
это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде чем предложить
детям подвижную игру или упражнение с предметом, надо заблаговременно познакомить их с
элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Игры, упражнения, развивающие координацию движений и внимание, помогают детям
невольно сосредотачивать свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их
внимания, помогает преодолеть такие явления, как рассеянность и быстрая отвлекаемость.
Кроме того, дети накапливают двигательный опыт, у них постоянно формируется более высокий
уровень развития произвольных движений.
Игра «Слушай хлопки»
Задание: ребенок идёт по кругу. Когда педагог хлопает в ладоши один раз, ребенок остановиться
и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза,
играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны,
руки между ногами на полу) На три хлопка играющие возобновляют игру.
12
Игра «Лиса и заяц»
Цель: развитие внимания, умение действовать по ситуации, обучение навыкам прыжков вперед-
назад, влево-вправо через небольшое препятствие.
Оборудование: игрушка лисы, обруч.
Ход игры: ребенок – заяц, обруч – домик зайца. С появлением лисы (педагог показывает лису)
ребенок
запрыгивает
в
обруч.
Как
только
«лиса
уходит»
(педагог
прячет
лису)
ребенок
выпрыгивает из домика. Запрыгивать и выпрыгивать можно вперед-назад или боком.
Игра «Заячья тропинка»
Цель: развитие навыков прыжка на одной и двух ногах с продвижением вперед (по типу
«Классики»).
Ход игры: на полу расчерчены квадратики по типу «классиков» с нарисованными «заячьими»
следами. Ребенок должен прыгать точно по «заячьим» следам.
Игра «Леопард на охоте»
Цель: развитие двигательных навыков, координации движений, получение нового двигательного
опыта, формирование позитивного отношения к себе в ситуации успеха.
Оборудование: большой мягкий модуль «Остров».
Задание: дети сидят на пятках вокруг мягкого модуля. Педагог проговаривает слова «Леопард
спрятался,
притаился
(дети
группируются).
Теперь
подкрадывается
(несколько
движений
руками, похожих на движения кота, который точит коготки). И прыгает (прыжок на мягкий
модуль). Повторяем 3 раза.
Полоса препятствий
Цель:
развитие двигательных навыков: ползания, перелезания и перешагивания через предметы,
ходьба по возвышенности, прыжки на батуте, прыжки через препятствия.
Привитие навыка к
самостоятельной деятельности.
Оборудование: набор мягких модулей, скамейки, дуги, обручи, шведская стенка, батут, мат.
Задание: ребенку предлагают преодолевать препятствия на его выбор.
Игры с парашютом
Цель:
создать
радостное
ощущение
от
движений,
развитие
двигательных
навыков:
бега,
прыжков. Развитие внимания, умения реагировать на сигнал.
Задания: парашют лежит на полу посередине зала.
1. Педагог предлагает пробежаться вокруг парашюта, попрыгать подскоками.
13
2. Во время бега вокруг парашюта, по сигналу (стук в бубен, хлопок, свисток) ребенок меняет
направление бега.
Игра
«
Разложи кубики по цветам»
Цель: развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики, закрепление основных цветов.
Оборудование: парашют, кубики разных цветов.
Задание: ребенок за определенное время должен разложить по секторам кубики так, чтобы они
соответствовали по цвету.
Наиболее сложные игры для детей с ОВЗ и аутичных детей — это коллективные игры,
которые
предполагают
их
включение
во
взаимодействие
со
сверстниками.
Эти
игры
используются после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при
желании самого ребенка.
Групповые игры с парашютом
Цель: умение действовать в коллективе, умение действовать по словесной инструкции, развитие
быстроты, слухового внимания.
Игра «
Пробеги под парашютом»
Цель: развитие внимания, реакции для быстрого выполнения задания.
Задание: дети держат парашют по кругу в опущенных руках. Педагог проговаривает задание.
Например: «Под парашютом пробегут только те девочки, у которых есть белые банты». После
этих слов дети одновременно поднимают парашют. Под парашютом пробегают только те дети,
про которых говорилось в задании.
Игра «
Земля, воздух и вода»
Цель: развитие внимания, реакции для быстрого выполнения задания.
Задание: дети стоят по кругу, держась за края парашюта. По сигналу педагога «земля», дети
приседают, опуская парашют вниз, по сигналу «воздух», дети поднимают парашют вверх, по
сигналу «вода», выполняют волнообразные движения парашютом.
Игра «
Салют»
Цель: умение действовать слаженно в коллективе, доставить радость от движения. Развитие
плечевого пояса.
Задание: на парашюте высыпаны мягкие небольшие мячи. На «раз, два» дети одновременно
раскачивают парашют. По команде «три» резким движением парашют поднимают вверх, так,
чтобы все мячи вылетели с парашюта.
Удержи мяч на парашюте
14
Цель: умение слаженно действовать в коллективе, доставить радость от движение. Развитие
плечевого пояса, координации движений.
Задание: дети
держат
парашют
в
опущенных
руках,
на
котором
лежит
мяч-хоп.
Педагог
предлагает прокатить мяч по кругу так, чтобы он удержался на парашюте.
Игра «День рождения»
Задание: педагог предлагает детям поиграть в день рождения. В центр парашюта встает
«именинница».
Вокруг Ксюши мы пойдем
В парашют её завернём.
Осенью она родилась,
На радость всем появилась.
Дети
держатся
за
края
парашюта
и
идут по кругу.
Будем весело играть,
У Ксюши день рождения отмечать.
Б у д е м
х л о п а т ь
о т
д у ш и ,
Ты, Ксюшенька, нам спляши.
Шагают в обратную сторону.
Хлопают в ладоши.
«Именинница» танцует.
Список литературы:
1. Елена Янушко. Игры с аутичным ребенком. Практическое пособие для психологов, педагогов
и родителей. Теревинф, Москва 2011
2. Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР. – СПб, 2004.
3. Ю.А. Кириллова, М.Е. Лебедева, Н.Ю. Жидкова. Интегрированные физкультурно-речевые
занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб, 2005
4. Т. Сауко, А Буренина. Топ-хлоп, малыши. Программа музыкально-ритмического воспитания
детей 2-3 лет
5. Г.Ф. Вихарева. Сборник «Песенки-игры для малышей».
6. Л.П.Носкова, Л.А. Гловчиц, Н.Д.Шматко и др. Учебное издание. Воспитание и обучение
глухих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений.
Москва «Просвещение» 1991
7.
О.В.Зонтова.
танцевально-игровая
гимнастика
для
детей
с
нарушенным
слухом.
Санкт-
Петербург: «Детский проспект», 2008
15