Духовно – нравственное воспитание на уроках географии.
Автор: Жигалова Татьяна Владимировна Должность: преподаватель географии Учебное заведение: Усть-Лабинский социально-педагогический колледж Населённый пункт: г. Усть-Лабинск Наименование материала: статья Тема: Духовно – нравственное воспитание на уроках географии. Раздел: полное образование
Духовно – нравственное воспитание на уроках географии.
ПЛАН:
1. Введение
2. Роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании
подрастающегопоколения.
3. Значимость географии в системе современного образования.
Сущность интеграции географии с литературой.
4 .Выводы
5. Рекомендации
6.Заключение
7. Список используемых источников
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование
западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики
привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок,
традиционных для России.
Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров привел к
разрушению духовных и нравственных качеств личности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
А ведь духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся
в деятельности и поведении.
Назрела необходимость создания принципиально нового документа, в котором в котором
были бы сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей,
требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников,
структура и содержание программ воспитания и социализации гражданина России.
Таким документом стала Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.
В Концепции под духовно-нравственным развитием гражданина России понимается
процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы,
формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к
себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых
моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее
сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед
лицом внешних и внутренних вызовов. Именно в школе это наиболее системно,
последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности
и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-
нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно
восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой
психологической устойчивостью.
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной,
творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой
личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек
становится личностью только в обществе, и его воспитание не должно быть абстрактным
личностно ориентированным вне времени, культуры и общества. Современный
гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей
истории, культуре и традициям народа.
Роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании
подрастающего поколения. Значимость географии в системе современного
образования.
В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины “География”, которая на
международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными
языками, одним из основных общеобразовательных предметов.
Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:
-географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в
формирование научного мировоззрения учащихся;
-изучение географии закладывает основы пространственного мышления;
-изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное
отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;
-география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует
формированию социальной позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я
исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному
труду;
-возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета
необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой
информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных
уголков Земли;
-география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый
взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных
представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции
географических знаний с другими предметами;
-география единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области
естественных и общественных наук, она охватывает всю систему “природа-человек-
хозяйство” Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из
других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики
и др;
-география несет в себе огромный гуманистический потенциал. Эта наука изучает
пространственный аспект человеческой деятельности, роль человека и всего человечества
в географической оболочке. Поэтому уже на школьной скамье ученик через познание
географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое
место и роль в жизни окружающей его природы.
Развивая у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география
помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это
позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая
ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.
Выводы
Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни,
определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного
развития личности.
Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные
уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о
взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся,
побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию
логики, коммуникативных способностей.
Рекомендации
В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием,
умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми
поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его?
Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не
изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы
педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и
выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит
проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более
продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-
ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся
по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной
практике.
Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую
деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы.
На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания
школьников на каждом этапе урока.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе,
включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда
это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют
различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– четкое структурирование;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на возрастные и индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии,
путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет,
коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.
Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие
деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для
стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию –
«действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от
мастерства педагога и знания детской психологии.
Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях
современного образования.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их
размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь
опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных
отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим
представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения
осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей)
ситуации.
Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного
образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности,
актуализации силы ее самовыражения.
В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий
поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий
участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически
продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают
действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что
предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи,
игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество,
коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный
материал, создание газет по материалам творческих заданий.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя,
«его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь,
педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Заключение
Общая цель географического образования школьников – формирование всесторонне
образованной и инициативной личности, для сознания которой доведена система
взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения,
которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее
поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся
мире. В наиболее обобщенном смысле цели этого предмета должны быть направлены на
формирование личности, понимающей основы развития географического пространства
планеты Земля и умеющей правильно ориентироваться в этом пространстве, предвидеть,
прогнозировать тенденции его развития.
Поскольку содержание предмета становится средством достижения новых целей, то в
более узком смысле цель школьной географии – овладение учащимися законченной
системой географических знаний и умений и возможностями их применения в различных
жизненных ситуациях.
Вот почему так важно осознать новые цели среднего географического образования,
которое должно способствовать нравственному воспитанию школьников, закладывать
основы патриотизма и любви к Родине в неразрывной связи с интернационализмом и
широким взглядом на мир, на другие народы.
Географическое образование вооружает школьников умениями пользоваться
различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию,
“класть” её на карту; вести наблюдения на местности, заниматься краеведческим
изучением своего региона, своей местности. Этот предмет вносит вклад в трудовое
воспитание учащихся и в профориентацию, помогает выбрать жизненный путь; помогает
удовлетворять интересы и потребности развивающейся личности в познании
окружающего мира.
Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны.
Это образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и
Земли, как общего дома человечества.
Список используемых источников
1.
Виленский, В.М. Использование произведений художественной литературы на
уроках географии / В.М Виленский // Образование в современной школе. 2000. - № 7. -С.
59-70.
2.
Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
3.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2010.
4.
Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство
Астрель”, 2002.
5.
Ковалев В. В. Теоретические основы совершенствования географического образования в
условиях межпредметной интеграции в школе, 2006.
6.
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М. , 1985.
7.
Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая
модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
8.
Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М. : ТЦ Сфера.
2004.