Напоминание

"Особенному ребёнку - особый педагог!"


Автор: Божкова Ирина Григорьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ детский сад №13
Населённый пункт: ВОЛГОГРАД
Наименование материала: статья
Тема: "Особенному ребёнку - особый педагог!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе

«Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.
Раннее детство – особый период становления у ребёнка органов и систем, прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в ре зульт ате взаимодействия организма с окружающей средой. Организованная лучшим образом среда – предметная – не может сама собой без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взро слый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среде, делает её понятной и доступной для малыша. А значит, дети с синдромом Дауна, приступившие к занятиям в дошкольном учреждении с раннего возраста (с 2 – 2,5 лет), через некоторое время будут в состоянии выражать свои мысли, пользоваться фразовой речью. Создание развивающего пространства. Ценность раннего обучающего воздействия на детей давно подмечена народом; созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и мелкой моторики рук имеют народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Детей привлекают их яркая раскраска, забавность манипуляций с ними. Они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают новыми разнообразными движениями, действиями. Всё это своеобразное развивающее пространство эффективно влияет на обучение детей раннего возраста элементарным знаниям и умениям, осуществляемое в увлекательных, доступных формах. Коммуникативная культура. Сегодня актуальной является проблема становления коммуникативной культуры. Она включает в себя общительность, коммуникативные и речевые умения, коммуникативные способности, коммуникабельность и т. д. Качественно сформированный уровень коммуникативной культуры педагога определяет успешность процессов профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия. Авторский подход в реализации модели взаимодействия с детьми.
Обращаясь к многолетнему опыту работы, я с уверенностью могу сказать, что в большей мере свои впечатления и эмоции ребёнок получает в детском саду, общаясь с детьми и взрослыми. Дети с синдромом Дауна очень любят общаться со взрослыми, эмоциональный контакт им просто необходим. В процессе общения педагог занимает удобное положение, чтобы можно было видеть мимику и жесты ребёнка; пытается привлечь его пока слабое внимание, поймать взгляд; улыбается, если малыш беспокоится, разговаривает с ним тише, успокаивающим тоном, делает паузы, чтобы дождаться осмысления услышанного и ответной реакции; при работе с раздаточным материалом используют приём механической помощи (рука в руке); произносит короткие фразы; учит действовать по образцу; озвучивает звукокомплексы. Степень готовности к распространению педагогического опыта. Педагоги из группы «Особый ребёнок» в работе с родителями не ограничиваются мероприятиями информативного характера. Следует чаще организовывать индивидуальные и подгрупповые консультации, семинары, практикумы. Особые впечатления вызывает у родителей посещение занятий с дефектологом. Эффективность деятельности педагога придают проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; личное общение с коллегами и в интернете; участие в различных профессионально-образовательных конкурсах. Проектирование педагогического процесса Педагог планирует работу на основе результатов диагностики. Технология проектирования ориентируется на зону ближайшего развития ребёнка. В результате систематического планирования работы удаётся не только определить уровень развития ребёнка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать педагогические воздействия, определить для него индивидуальную программу развития, составляемую на каждого воспитанника группы «особый ребёнок». Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями предлагает широкий спектр медико-психологиче ских у с л у г, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов дошкольного учреждения, которые пополняют и конкретизируют свои знания, осуществляют глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.


В раздел образования