Автор: Божкова Ирина Григорьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МОУ детский сад №13 Населённый пункт: ВОЛГОГРАД Наименование материала: статья Тема: "Особенному ребёнку - особый педагог!" Раздел: дошкольное образование
Профессиональное самосознание педагога, работающего в группе
«Особый ребёнок» специального дошкольного учреждения.
Раннее детство – особый период становления у ребёнка органов и систем,
прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга
не
фиксированы
наследственно,
а
развиваются
в
ре зульт ате
взаимодействия организма с окружающей средой. Организованная лучшим
образом
среда
–
предметная
–
не
может
сама
собой
без
руководства
взрослого
воздействовать
на
его
развитие.
Только
взро слый,
целенаправленно
организуя
предметный
мир,
раскрывает
в
своих
действиях
и
отношениях
его
сущность:
он
как
бы
одушевляет
окружающую
среде,
делает
её
понятной
и
доступной
для
малыша.
А
значит, дети с синдромом Дауна, приступившие к занятиям в дошкольном
учреждении с раннего возраста (с 2 – 2,5 лет), через некоторое время будут
в состоянии выражать свои мысли, пользоваться фразовой речью.
Создание развивающего пространства.
Ценность
раннего
обучающего
воздействия
на
детей
давно
подмечена
народом; созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые
забавляют
и
учат
маленького
ребёнка.
Богатые
возможности
для
сенсорного развития и мелкой моторики рук имеют народные игрушки:
башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары и многие другие. Детей
привлекают их яркая раскраска, забавность манипуляций с ними. Они
приобретают умения действовать на основе различения формы, величины,
цвета
предметов,
овладевают
новыми
разнообразными
движениями,
действиями. Всё это своеобразное развивающее пространство эффективно
влияет
на
обучение
детей
раннего
возраста
элементарным
знаниям
и
умениям, осуществляемое в увлекательных, доступных формах.
Коммуникативная культура.
Сегодня
актуальной
является
проблема
становления
коммуникативной
культуры.
Она
включает
в
себя
общительность,
коммуникативные
и
речевые умения, коммуникативные способности, коммуникабельность и т.
д.
Качественно
сформированный
уровень
коммуникативной
культуры
педагога
определяет
успешность
процессов
профессионального,
межличностного и межкультурного взаимодействия.
Авторский подход в реализации модели взаимодействия с детьми.
Обращаясь к многолетнему опыту работы, я с уверенностью могу сказать,
что в большей мере свои впечатления и эмоции ребёнок получает в детском
саду, общаясь с детьми и взрослыми. Дети с синдромом Дауна очень любят
общаться со взрослыми, эмоциональный контакт им просто необходим. В
процессе общения педагог занимает удобное положение, чтобы можно
было видеть мимику и жесты ребёнка; пытается привлечь его пока слабое
внимание,
поймать
взгляд;
улыбается,
если
малыш
беспокоится,
разговаривает с ним тише, успокаивающим тоном, делает паузы, чтобы
дождаться осмысления услышанного и ответной реакции; при работе с
раздаточным материалом используют приём механической помощи (рука в
руке);
произносит
короткие
фразы;
учит
действовать
по
образцу;
озвучивает звукокомплексы.
Степень готовности к распространению педагогического опыта.
Педагоги
из
группы
«Особый
ребёнок»
в
работе
с
родителями
не
ограничиваются мероприятиями информативного характера. Следует чаще
организовывать индивидуальные и подгрупповые консультации, семинары,
практикумы.
Особые
впечатления
вызывает
у
родителей
посещение
занятий с дефектологом. Эффективность деятельности педагога придают
проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; личное
общение
с
коллегами
и
в
интернете;
участие
в
различных
профессионально-образовательных конкурсах.
Проектирование педагогического процесса
Педагог планирует работу на основе результатов диагностики. Технология
проектирования ориентируется на зону ближайшего развития ребёнка. В
результате
систематического
планирования
работы
удаётся
не
только
определить
уровень
развития
ребёнка,
но
и
увидеть
первоначальные
отклонения
в
его
развитии,
поведении,
своевременно
скорректировать
педагогические
воздействия,
определить
для
него
индивидуальную
программу
развития,
составляемую
на
каждого
воспитанника
группы
«особый ребёнок».
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями
предлагает
широкий
спектр
медико-психологиче ских
у с л у г,
ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной
работы
специалистов
дошкольного
учреждения,
которые
пополняют
и
конкретизируют свои знания, осуществляют глубокий и детальный анализ
возникающих в работе с детьми ситуаций.