Напоминание

Технологическая карта урока по теме "Опыты Резерфорда" физика11 класс


Автор: Губарева Людмила Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Селивёрстовская СШ"
Населённый пункт: с. Селивёрстово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по теме "Опыты Резерфорда" физика11 класс
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока физики в 11 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода. Автор разработки: Губарева Людмила Александровна Предмет Физика Класс 11 класс Автор УМК, учебник УМК под редакцией учебник «Физика» авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев Раздел Атомная физика Урок №1 Тема урока: Строение атома. Опыты Резерфорда. Тип урока Получения новых знаний Цель урока Расширить знания учащихся по теме, доказать ядерную модель атома с помощью опытов Резерфорда, показать недостатки данной модели. Задачи урока
Обучающие:
синтезировать знания, полученные на уроках физики и химии, необходимых для формирования целостного представления об атоме.
Развивающие:
способствовать развитию знаний об атоме, пробудить у учащихся интерес , к изучению предпосылок открытия конкретных явлений, формировать у учащихся научное мировоззрение на примере истории развития взглядов на строение атома. Продолжать формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материал. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
развитие навыков коллективной работы; развитие навыков
культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания; толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту
Результаты освоения

ученого предмета.

направленные на достижение личностных результатов:
формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе опыта Резерфорда, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления , классифицировать изученные объекты; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
(универсальные учебные действия в познавательной и практической деятельности) -способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - взаимодействие со сверстниками при решении задач, - логические действия сравнения, обобщения -систематизировать, обобщать знания по теме;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование представлений о строении атома, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся
.

Методы организации
репродуктивный, эвристический.

учебной

деятельности

Формы работы

фронтальная:
беседа по вопросам
групповая:
сравнение моделей атомов предложенной Томсоном и Резерфордом. ( Сходство и различия в строении)
индивидуальная:
решение задач, работа с тестом ( самопроверка)
работа в парах
: взаимопроверка работы с видеосюжетом.
Используемые

технологии
Системно-деятельностный подход.
Оборудование и материалы:
 Учебник « Физика» 11 класс авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев  Карточки с задачами.  Презентация к уроку.  Видеофильм « Опыты Резерфорда»  Карточки с заданием к видеофильму.  Карточки для проверки задания  ЦОР «Опыт Резерфорда»- интерактивная модель со звуком.  Карта для самооценки на уроке.  Рефлексия. Заполнение таблицы.


п/

элемент урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

универсальные учебные


п

действия
1
1.Организационный этап урока

Задачи этапа:
1.Влючить учащихся в учебную деятельность. 2.Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. Приветствие учителя У ч и т е л ь с о з д а е т у с л о в и я д л я достижения психологического комфорта учащихся на уроке, способствует быстрому вхождению класса в деловой ритм, создает условия для ф о р м и р о в а н и я у у ч а щ и хс я у м е н и й быстрой мобилизации и о т в е т с т в е н н о г о отношения к учебе Учащиеся формируют умения в н у т р е н н е й самоорганизации, ответственное отношение к учебе, психологически настраиваются на урок, необходимый деловой и психологический контакт с учителем Создание положительного эмоциона льного н а с т р о я учащихся на проведение урока Проверка готовности учащихся к уроку Организация внимания 4
2.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала


Задачи: Актуализовать знания , необходимые для восприятия нового материала.
Сообщение темы изучения нового материала Учитель предлагает у ч а щ и м с я р е ш и т ь ребус, на кото р ом зашифрованы слова Э.Резерфорда «Теперь я знаю, как устроен атом». Учащиеся пытаются найти логические связи, решая ребус. По сле р е ш е н и я р е б у с а записывают новую тему урока.
Личностные УУД:
-личностное самоопределение
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с до статочной полнотой и точностью.
Логические :
-построение логической цепи рассуждений Формулирование с учащимися цели и задач изу че ния нового материала Та к ка к н а у р о к е и зу ч а ю т о п ы т ы в результате которых б ы л а у с т а н о в л е н а с т р у к т у р а а т о м а , учитель в беседе с учащимися вырабатывает алгоритм изучения Учащиеся совместно с учителем формулируют а л го р и т м и з у ч е н и я т е м ы о п ы т ы Резерфорда. Строение атом а . ( ц е л ь , и д е я опыта, оборудование, х о д п р о в е д е н и я эксперимента,
Коммуникативные:
- п л а н и р о ва н и е у ч е б н о г о сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия
Регулятивные:
- составление плана изучения
темы урока. результаты, выводы) нового материала, - ч етко ставят перед собой цели изучения нового материала. 5 Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся на его усвоение Учитель с о о б щ а е т учащимся о важности открытия внутренней структуры атома, что повлекло за собой р а з в и т и е р а з д е л а физики современности – атомной и ядерной физики. Открытия, сделанные Резерфордом, да ли толчок для развития физики микромира, позволили человеку о с в о и т ь а т о м н у ю энергию. Учащиеся воспринимают новую для них информацию
Познавательные:

Общеучебные

универсальные действия:
- извлечение необходимой и н ф о р м а ц и и и з прослушанного материала Мотивация на изучение нового материала спо собствует активной п о з н а ват е л ь н о й деятельности на уроке. 6 Постановка перед учащимися Учитель в виде беседы приводит в систему Учащиеся фиксируют о с н о в н ы е д а т ы ,
Общеучебные:

учебной проблемы знания учащихся об о п ы т н ы х ф а к т а х , которые свидетельствуют о сложной ст руктуре атома. ф а м и л и и у ч е н ы х , о п ы т н ы е ф а к т ы и явления, свидетельствующие о с л ож н о й с т р у к т у р е атома. - систематизация з н а н и й учащихся.
3.Этап изучения нового материала

Задачи: 1. Систематизация знаний учащихся

2. Получение новых знаний.
7 Изучение вопроса: «Первая модель атома – модель атома Дж.Томпсона» В виде проблемно- п ои сковой б е с е д ы обсуждается вопрос об устойчивости атома Томпсона. Рассматривает вместе с учащимися вопрос о д в и ж е н и и в н у т р и а т о м а Т о м п с о н а заряженных частиц. Учащиеся на основе знаний, полученных при изучении физики в 9 классе, формулируют основные положения, которые необходимо б ы л о п р о в е р и т ь Э . Р е з е р ф о р д у н а о п ы т а х . У ч а щ и е с я д е л а ю т з а р и с о в к и моделей атомов Томсона
Познавательные:
П о с т а н о в к а и р е ш е н и е проблемы6 -формулирование проблемы -самостоятельное создание способов решения проблемы.
Логические УД
: - выбор оснований и критериев
и Р е з е р ф о р д а . Выделяют с ход с т в о д а н н ы х м од е л е й и различия. для сравнения Изучение вопроса: «Опыт Резерфорда» Учитель, используя flash-анимацию, объясняет узловые м о м е н т ы т е м ы , разъясняя сложные д л я п о н и м а н и я выводы. Учащиеся, перерабатывают информацию, сопоставляя рассказ учителя с виртуальной наглядностью, Формулируют выводы, которые можно сделать при анализе результатов опытов Резерфорда.
Познавательные:
-извлечение необходимой и н ф о р м а ц и и и з прослушанного материала.
М/П:
- у м е н и е о с м ы с л и т ь полученную информацию.
Коммуникативные:
- у м е н и е в ы р а ж а т ь с точностью свои мысли.
Познавательные УУД:

Общеучебные УД:
- осознанное и произвольное п о с т р о е н и е р е ч е в о г о
высказывания в устной форме. Изучение вопроса: «Несовместимост ь а т о м а Р е з е р ф о р д а с законами классической м е х а н и к и и электродинамики» Учитель предлагает д л я о б с у ж д е н и я в о п р о с : д а т ь объяснение устойчивости атома Резерфорда с точки зрения классической м е х а н и к и и электродинамики (подводит учащихся к противоречию между с т р о е н и е м а т о м а Резерфорда и законами классической физики) Учащиеся расширяют свои знания о строении а т о м а , п ы т а ю т с я определить з а к о н о м е р н о с т и в движении электронов в н у т р и а т о м а , устанавливают логические связи между законами классической физики и строением атома Резерфорда
Логические УД:
-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
-умение выражать свои мысли
Первичное закрепление знаний учащихся

« П р о с м о т р видеофрагмента «Опыт Резерфорда» Учитель предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент «Строение атом а » , объясняя, что после просмотра учащиеся д о л ж н ы б у д у т заполнить пропуски в тексте, повествующем о строении атома и опытах Резерфорда. Нацеливает учащихся н а в н и м а т е л ь н ы й просмотр видеофрагмента. У ч а щ и е с я сосредотачивают в н и м а н и е н а осознанном просмотре видеофрагмента, записывают некоторые о сновные с в е д е н и я , положения, выводы.
Общеучебные УУД:
-извлечение необходимой и н ф о р м а ц и и и з прослушанного текста
Закрепление знаний учащихся
Учитель предлагает учащимся для самостоятельной работы текст, в котором У ч а щ и е с я , ч и т а я материал,
представлена информация, изложенная в п р о с м о т р е н н о м в и д е о ф р а г м е н т е , инструктирует о правилах выполнения данной работы устанавливают логиче ские связи в т е к с т е , з а п о л н я ю т пропущенные в тексте слова, а н а л и з и ру ют предоставленную информацию
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения спо соба действий и е г о результат с заданным эталоном Проверка правильности выполнения самостоятельной работы Учитель в о с п р о и з в од и т н а экран текст, в котором пропущенные слова, которые должны бы заполнить учащиеся в ы д елен ы ц в е т о м , предлагает учащимся проверить правильность выполнения работы Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, оценивают свои знания п о т е м е у р о к а . Взаимоконтроль.
Регулятивные УУД:
- к о р р е к ц и я - в н е с е н и е необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Работа с тестом Учащимся предлагается выполнить задания В ы п о л н я ю т т е с т , осуществляют
Познавательные УУД:

Общеучебные УД:

теста. самопроверку. -выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Этап рефлексии Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу (что я знал в начале урока, ч т о узнал нового) Учащиеся заполняют таблицу
Регулятивные УУД:
-оценка- выделение и осознание Учащимися того ,что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить. - учащиеся осознают что, новый изученный материал тесно переплетается с ранее и з в е с т н ы м . С о з д а е т с я целостная картина знаний по данной теме.
Познавательные УУД:
- ре флексия спо собов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности. Этап информирования у ч а щ и х с я о домашнем задании Учитель инструктирует у ч а щ и х с я о выполнении домашнего задания, дифференцирует домашнее задание в зависимости от уровня подготовки учащихся Учащиеся записывают домашнее задание.


В раздел образования