"Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Лебедева Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 22 "Светлячок" Населённый пункт: Свердловская область, Алапаевский район,р.п.В.Синячиха Наименование материала: Статья Тема: "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22
р.п. В. Синячиха» с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно - эстетическому развитию воспитанников
Тема педчтения
« Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей
младшего дошкольного возраста»
Выполнила: Лебедева Наталья Михайловна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Адрес ДОУ: р.п. В.Синячиха, ул. Октябрьская 20 А
Телефон автора: 89058034153
e-mail автора: natalya_lebedeva_2013@mail
р.п. В. Синячиха, 2016
В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования,
перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных
форм
сотрудничества
с
воспитанниками
и
родителями.
Использование
новых
идей,
технологий открывает другие возможности воспитания и обучения дошкольников
Проблема Результаты мониторинга уровня освоения программы показывают, что с
каждым годом возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии,
у многих
детей
отмечаются
нарушения
мыслительных
операций,
таких
как
память,
внимание,
мышление.
Поэтому
возникла
потребность
поиска
эффективного
стимулирования
познавательно-речевой, информационно - творческой активности детей. В связи с этим
возникла идея создания и использования нового средства развития - Лэпбук.
Актуальность:
Лэпбук
позволяет
раскрыть
лексическую
тему
с
разных
сторон
и
интегрировать
содержание в разные виды деятельности, повысить устойчивый интерес дошкольников к
познанию
окружающего
мира.
Объединяя
обучение
и
воспитание
в
целостный
образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование
лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка,
независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том
числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель моей педагогической деятельности:
Создание условий для развития информационно - поисковой деятельности у
детей дошкольного возраста
Задачи:
-
оптимизировать
предметно
-
развивающую
среду,
через
обогащение
центров
познавательной и речевой активности.
- способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать информацию по
изучаемой теме;
- систематизировать дидактический материал в образовательной области «Познавательное
развитие»
- приобщать детей и родителей к совместному творчеству.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности
взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное
присоединение
дошкольников
к
деятельности
(без
психического
и
дисциплинарного принуждения);
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии
организации рабочего пространства);
-открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук
можно
назвать
самодельной
книжкой
или
папкой,
которая
внутри
содержит
множество карманов, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей,
насыщенных информацией.
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в
процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе информационно-
познавательную и развивающую функции.
Лэпбук способствует:
-
пониманию
и
запоминанию,
структурированию
дошкольником
информации
по
изучаемой теме;
- расширению и обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи;
- развивает познавательный интерес и творческое мышление
-приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по
изучаемой теме;
- повторению и закреплению материала по пройденной теме;
- развитию личности, мотивации, способностей.
Преимущество
лэпбука,
как
методического
пособия,
состоит
в
том,
что
он
хорошо
подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
Можно выбрать задания под силу каждому (например, для детей младшего возраста –
кармашки с карточками или фигурками животных, а для старшего возраста – задания,
подразумевающие умение писать и т.д.)
Для организации самостоятельной и совместной деятельности детей в нашей группе
организована
развивающая
предметно
-
пространственная
среда,
частью
которой
и
являются лэпбуки.
Перечень
лэпбуков,
изготовленных
в
детском
саду:
«Детский
сад.
Моя
группа»,
«Космос», «Осень», «Игрушки», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Хлеб
в с е м у
г о л о в а »
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
-
пригоден
к
использованию
одновременно
группой
детей
(в
том
числе
с
участием
взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами: несет в себе способы ознакомления с цветом,
формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к
миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников.
Тема может быть как общей, так и частной. Если мы поставили задачу составить лэпбук
по лексической теме, существуют такие предпочтения: для детей младшего возраста
можно брать «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п. Получится
папка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких
детей, для которых и эти знания являются новыми; для детей старшего возраста- темы
берутся более узкие, несущие конкретную информацию- это будет более продуктивнее,
(например «снег», «снегирь», санки….)
Написание плана важный этап, ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это
учебное
пособие.
Поэтому
надо
продумать,
что
он
должен
включать
в
себя,
чтобы
полностью раскрыть тему (программное содержание).
Далее необходимо нарисовать макет на черновике, который отразит как будет представлен
каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут
быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий, карточек –
схем и т.д. Всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-
книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках,
разворачивающихся страничках и др.
Разновидности тематических папок
В
зависимости
от
назначения:
учебные,
игровые,
поздравительные,
праздничные.
автобиографические
(папка-отчет
о
каком-то
важном
событии
в
жизни
ребенка:
путешествии, походе в цирк, и т.д.)
В
зависимости
от
формы:
стандартная
книжка
с
двумя
разворотами,
папка
с
3-5
разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме,
и
лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-
образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения
тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок
просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную
вместе с воспитателем книжку.
Ребенок
старшего
дошкольного
научится
самостоятельно
собирать
и
организовывать
информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности
Успех
реализации
данного
методического
пособия
напрямую
связан
с
внедрением
партнерской модели взаимодействия
сотрудничеству.
Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Использование «лэпбука» является уникальным средством обеспечения сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно-ориентированного
подхода
к
образованию. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно
взрослый и дети.