Напоминание

"Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Лебедева Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 22 "Светлячок"
Населённый пункт: Свердловская область, Алапаевский район,р.п.В.Синячиха
Наименование материала: Статья
Тема: "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образование Алапаевское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 р.п. В. Синячиха» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию воспитанников
Тема педчтения
«
Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей

младшего дошкольного возраста»
Выполнила: Лебедева Наталья Михайловна Воспитатель 1 квалификационной категории Адрес ДОУ: р.п. В.Синячиха, ул. Октябрьская 20 А Телефон автора: 89058034153 e-mail автора: natalya_lebedeva_2013@mail р.п. В. Синячиха, 2016
В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками и родителями. Использование новых идей, технологий открывает другие возможности воспитания и обучения дошкольников
Проблема
Результаты мониторинга уровня освоения программы показывают, что с каждым годом возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии, у многих детей отмечаются нарушения мыслительных операций, таких как память, внимание, мышление. Поэтому возникла потребность поиска эффективного стимулирования познавательно-речевой, информационно - творческой активности детей. В связи с этим возникла идея создания и использования нового средства развития - Лэпбук.
Актуальность:
Лэпбук позволяет раскрыть лексическую тему с разных сторон и интегрировать содержание в разные виды деятельности, повысить устойчивый интерес дошкольников к познанию окружающего мира. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель
моей педагогической деятельности: Создание условий для развития информационно - поисковой деятельности у детей дошкольного возраста Задачи: - оптимизировать предметно - развивающую среду, через обогащение центров познавательной и речевой активности. - способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать информацию по изучаемой теме; - систематизировать дидактический материал в образовательной области «Познавательное развитие» - приобщать детей и родителей к совместному творчеству. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова: -включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; -добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); -свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); -открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Лэпбук можно назвать самодельной книжкой или папкой, которая внутри содержит множество карманов, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей, насыщенных информацией. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности. Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе информационно- познавательную и развивающую функции.
Лэпбук способствует:
- пониманию и запоминанию, структурированию дошкольником информации по изучаемой теме; - расширению и обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи; - развивает познавательный интерес и творческое мышление -приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме; - повторению и закреплению материала по пройденной теме; - развитию личности, мотивации, способностей. Преимущество лэпбука, как методического пособия, состоит в том, что он хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (например, для детей младшего возраста – кармашки с карточками или фигурками животных, а для старшего возраста – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) Для организации самостоятельной и совместной деятельности детей в нашей группе организована развивающая предметно - пространственная среда, частью которой и являются лэпбуки.
Перечень

лэпбуков,

изготовленных

в

детском

саду:
«Детский сад. Моя группа», «Космос», «Осень», «Игрушки», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Хлеб в с е м у г о л о в а » Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. - информативен; - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; - пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); - обладает дидактическими свойствами: несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.; - является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; - вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); - его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; - обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Тема может быть как общей, так и частной. Если мы поставили задачу составить лэпбук по лексической теме, существуют такие предпочтения: для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п. Получится папка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми; для детей старшего возраста- темы берутся более узкие, несущие конкретную информацию- это будет более продуктивнее, (например «снег», «снегирь», санки….) Написание плана важный этап, ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание). Далее необходимо нарисовать макет на черновике, который отразит как будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий, карточек – схем и т.д. Всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини- книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и др. Разновидности тематических папок В зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные. автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, и т.д.)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно- образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности Успех реализации данного методического пособия напрямую связан с внедрением партнерской модели взаимодействия сотрудничеству. Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:  организационную (экскурсии, походы)  техническую (фото, видео)  информационную (сбор информации для лэпбука)  мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе) Использование «лэпбука» является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.


В раздел образования