Обучение смысловому чтению на уроках литературного чтения
Автор: Гапонова Елена Фёдоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3" Населённый пункт: станицы Советской Ставропольского края Наименование материала: статью Тема: Обучение смысловому чтению на уроках литературного чтения Раздел: начальное образование
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному
чтению
–
одна
из
задач
начального
образования.
ФГОС
ставит
перед
учителем и учащимися новые задачи: сегодня важны не только и не столько
предметные
знания,
но
и
так
называемые
«
метапредметные
умения»,
которые обозначены в программах «Формирование универсальных учебных
действий» и «Чтение: работа с информацией».
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на
умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах,
а одним из метапредметных результатов освоение основной образовательной
программы
становится
умение
работать
с
различными
источниками
информации, то данная проблема является актуальной в современной школе
и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться
навык
смыслового
чтения.
Для
себя
я
выбрала: объект исследования –
процесс
обучения
смысловому
чтению
на
уроках
литературного
чтения.
Предмет исследования – особенности формирования навыков смыслового
чтения,
а
именно:
этапы,
методы
и
приёмы
работы
с
текстом,
система
упражнений и последовательность их выполнения, дидактический материал
для
работы,
критерии
и
источники
его
отбора
в
виде
комплексных
контрольных работ.
При исследовании значимости обучения чтению в образовании,
воспитании
и
развитии
детей
обратилась
к
опыту
учёных,
педагогов-
новаторов, работающих в этой области. Опиралась (опирались) на методики
К.Д. Ушинского, С.И. Абакумова, В.Г. Горецкого, П.Ф. Климановой, Н.Н.
Светловской и Е.В. Бунеевой. Основными приёмами работы с текстом в
данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А
всю работу можно разделить на три этапа. Первый этап – (антиципация)
работа
с
текстом
до
чтения.
Дети
читают
фамилию
автора,
заглавие
произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту,
затем
высказывают
свои
предположения
о
героях,
теме,
содержании.
Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с
автором, проверим наши предположения». Второй этап – работа с текстом во
время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе
перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог быть
диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного
чтения. Третий этап – работа с текстом после чтения.
•
Концептуальная
( с м ы с л о в а я
б е с е д а
п о
т е к с т у ) .
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Работаем в парах
сменного
состава
или
в
группах.
Формулирование
основной
идеи
текста или совокупности его главных смыслов.
•
Знакомство с писателем.
•
Работа с заглавием, иллюстрациями, обсуждение смысла
заглавия.
Методы
работы :
активная
работа
со
словом,
«ведение
диалога
с
текстом»,
развитие
читательского
воображения.
Принципы
работы :
о
каждом приёме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать,
показать на конкретном примере и потренироваться на текстах. Ученику в
ходе обсуждения важно представить возможность сделать проверку своей
работы над понимаем, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим
необходимо
создавать
условия
для
взаимо-
и
самоконтроля.
Также
при
чтении любого текста – будь то параграф учебника окружающего мира или
математическая
задача
-
нужно
обращать
внимание
на
необходимость
использования приёмов работы с книгой.
В своей работе использую систему специальных упражнений:
-
работа
со
словом.
Словарная
работа
ведется
на
каждом
уроке
литературного чтения, а именно (работа с незнакомыми словами, словами-
ключиками, словами-образами;
- работа с многозначными словами (находим хорошо знакомые слова в
другом, непривычном употреблении);
- работа с фразеологизмами;
- развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с
неразвитым
«ленивым
воображением».
Ключевые
методические
вопросы:
«Что ты представил?» или «Какие картины вы увидели в своем воображении,
когда
читали?»
Эффективными
будут
также
словесное
и
графическое
рисование,
особенно
на
материале
тех
произведений,
которые
не
сразу
порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихотворениям,
текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием
пейзажных
зарисовок.
Также
использую
задания
типа:
придумай
своих
героев, свои приключения, другое окончание для произведения.
Чтобы подготовить учащихся к новым формам проверки и оценки
достижения планируемых результатов, возникла необходимость в написании
комплексных проверочных работ.
Данные срезы ставили перед собой следующие задачи:
•
выявление
у
учащихся
умения
в о с п р о и з в од и т ь
информацию в явном и неявном виде;
•
выявление
у
учащихся
умения
обращать
внимание
на
непонятные слова и слова-сочетания, объяснять их смысл;
•
выявление у учащихся умения отвечать на поставленные
вопросы к тексту произведения и тем самым показывать понимание
главной мысли текста;
•
выявить у
учащихся умения применять полученную в
тексте информацию при решении практических жизненных задач.
На
основе
полученных
результатов
можно
сделать
заключение
об
уровне
сформированности
навыков
понимания
текста.
Данные
работ
показаны в таблице.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ
Вычитывать
информацию
д а н н у ю
в
явном
виде
Объяснять
смысл слова,
словосочета-
ния
Вычитывать
информацию,
данную
в
н е я в н о м
виде
Понимать
смысл
текста
в целом
Применять
полученную
информацию
при
решении
з а д а ч
п о
другим
предметам
2013
г.
Старт
1 «Е»
73 %
59 %
40 %
51
%
49 %
2014
г.
2 "Е"
81 %
63 %
44 %
55
%
58 %
2015
г.
3 "Е"
89 %
66 %
48 %
59
%
61 %
Проанализировав
методические
основы
восприятия
текста
в
начальной
школе,
было
выделено
3
уровня
восприятия
и
понимания
информации младшими школьниками, которыми руководствовалась в своей
работе.
1. Фрагментарный уровень
2. Констатирующий уровень
3. Причинно-следственный уровень
Анализ комплексных работ показал, что 89 % учащихся находит
информацию, данную в тексте в явном виде. Но есть учащиеся, у которых
некоторые
задания
вызывают
затруднения.
Они
урывочно,
выхватывают
информацию из текста, не всегда правильно связывая её с вопросом. 66 %
учащихся
обращают
внимание
на
непонятные
и
стараются
найти
им
объяснение, хотя очень многие сразу же прибегают к помощи учителя, и
только небольшой процент детей могут найти объяснение словам, исходя из
контекста
текста
или
разобрав
слово.
48
%
учащихся
могут
извлекать
информацию,
которая
дана
в
неявном
виде,
а
это
значит,
что
они
прослеживают
причинно-следственные
связи,
могут
делать
выводы
и
обобщения. 59 % детей понимают текст в целом, дают ответы на вопросы
своими словами, находят ответы в тексте и дают свою оценку. 61 % учащихся
могут применять полученную информацию при решении задач из других
областей ( окружающего мира, русского языка, математики), при решении
жизненных задач. Но есть учащиеся, для которых такие задания вызывают
большие затруднения, И процент таких детей довольно значительный.
Сравнительный анализ данных работ позволяет сделать вывод, что
систематическая,
методически
продуманная
работа
по
формированию
навыков смыслового чтения дает результаты. Выяснилось, что большинство
учащихся
3
«Е»
класса
(79%)
находятся
на
среднем
у р о вн е
сформированности правильной читательской деятельности (ПЧД). Эти дети,
понимают прочитанное, но частично, иногда допускают ошибки в ответах по
содержанию, могут сделать несложные выводы и обобщение, высказать свое
отношение к прочитанному, обладают развитым словарным запасом, очень
часто
обращают
внимание
на
незнакомые
слова.
Высокий
уровень
сформированности ПЧД зафиксирован у 14 % учащихся 3 «Е» класса. Эти
ребята
хорошо
выразительно
читают,
понимают
прочитанное,
могут
проследить причинно-следственные связи, сделать выводы, высказать свое
мнение,
активно
работают
на
всех
уроках,
имеют
развитый
кругозор,
любознательны.
Меньше
всего
в
классе
детей
с
низким
уровнем
сформированности ПЧД (7 %), эти дети отличаются тем, что у них слабая
техника чтения, отсутствуют навыки выразительного чтения, нет понимания
прочитанного, пассивны на уроке, обладают слабым словарным запасом и
низкой мотивацией к учебе.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом
позволяет ребенку вычерпывать из большого объёма информации нужную и
полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет
думать,
познавая
окружающий
мир.
Применение
данной
технологии
позволяет
сделать
уроки
литературного
чтения
интересными,
а
процесс
чтения
для
детей
увлекательным.
Все
большее
ребят
приобщается
к
дополнительному чтению ( высокий процент посещения библиотек, ведение
читательских
дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках и во
внеурочной
деятельности),
выполняют
творческие
задания,
проектные
работы,
задают
вопросы
на
интересующие
темы
и
готовят
и
готовят
сообщения
по
ним.
Все
это
позволяет
сделать
вывод
о
развитии
любознательности и творческой активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гриник
Г.Г. Как учить работать с книгой. М. 2007
2.
Соболе
ва О.В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. М.2012
3.
Федера
льный
государственный
образовательный
стандарт
общего
образования.
М.2013