Напоминание

Обучение смысловому чтению на уроках литературного чтения


Автор: Гапонова Елена Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: станицы Советской Ставропольского края
Наименование материала: статью
Тема: Обучение смысловому чтению на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. ФГОС ставит перед учителем и учащимися новые задачи: сегодня важны не только и не столько предметные знания, но и так называемые « метапредметные умения», которые обозначены в программах «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение: работа с информацией». Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоение основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Для себя я выбрала:
объект исследования
– процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.
Предмет исследования
– особенности формирования навыков смыслового чтения, а именно: этапы, методы и приёмы работы с текстом, система упражнений и последовательность их выполнения, дидактический материал для работы, критерии и источники его отбора в виде комплексных контрольных работ. При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей обратилась к опыту учёных, педагогов- новаторов, работающих в этой области. Опиралась (опирались) на методики К.Д. Ушинского, С.И. Абакумова, В.Г. Горецкого, П.Ф. Климановой, Н.Н. Светловской и Е.В. Бунеевой. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа. Первый этап – (антиципация) работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения. Третий этап – работа с текстом после чтения. • Концептуальная ( с м ы с л о в а я б е с е д а п о т е к с т у ) . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Работаем в парах сменного состава или в группах. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
• Знакомство с писателем. • Работа с заглавием, иллюстрациями, обсуждение смысла заглавия.
Методы

работы
: активная работа со словом, «ведение диалога с текстом», развитие читательского воображения.
Принципы

работы
: о каждом приёме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах. Ученику в ходе обсуждения важно представить возможность сделать проверку своей работы над понимаем, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимо- и самоконтроля. Также при чтении любого текста – будь то параграф учебника окружающего мира или математическая задача - нужно обращать внимание на необходимость использования приёмов работы с книгой.

В своей работе использую систему специальных упражнений: - работа со словом. Словарная работа ведется на каждом уроке литературного чтения, а именно (работа с незнакомыми словами, словами- ключиками, словами-образами; - работа с многозначными словами (находим хорошо знакомые слова в другом, непривычном употреблении); - работа с фразеологизмами; - развитие читательского воображения. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым «ленивым воображением». Ключевые методические вопросы: «Что ты представил?» или «Какие картины вы увидели в своем воображении, когда читали?» Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихотворениям, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок. Также использую задания типа: придумай своих героев, свои приключения, другое окончание для произведения. Чтобы подготовить учащихся к новым формам проверки и оценки достижения планируемых результатов, возникла необходимость в написании комплексных проверочных работ. Данные срезы ставили перед собой следующие задачи: • выявление у учащихся умения в о с п р о и з в од и т ь информацию в явном и неявном виде; • выявление у учащихся умения обращать внимание на непонятные слова и слова-сочетания, объяснять их смысл;
• выявление у учащихся умения отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения и тем самым показывать понимание главной мысли текста; • выявить у учащихся умения применять полученную в тексте информацию при решении практических жизненных задач. На основе полученных результатов можно сделать заключение об уровне сформированности навыков понимания текста. Данные работ показаны в таблице. ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ Вычитывать информацию д а н н у ю в явном виде Объяснять смысл слова, словосочета- ния Вычитывать информацию, данную в н е я в н о м виде Понимать смысл текста в целом Применять полученную информацию при решении з а д а ч п о другим предметам 2013 г. Старт 1 «Е» 73 % 59 % 40 % 51 % 49 % 2014 г. 2 "Е" 81 % 63 % 44 % 55 % 58 % 2015 г. 3 "Е" 89 % 66 % 48 % 59 % 61 % Проанализировав методические основы восприятия текста в начальной школе, было выделено 3 уровня восприятия и понимания информации младшими школьниками, которыми руководствовалась в своей работе. 1. Фрагментарный уровень 2. Констатирующий уровень 3. Причинно-следственный уровень Анализ комплексных работ показал, что 89 % учащихся находит информацию, данную в тексте в явном виде. Но есть учащиеся, у которых некоторые задания вызывают затруднения. Они урывочно, выхватывают информацию из текста, не всегда правильно связывая её с вопросом. 66 % учащихся обращают внимание на непонятные и стараются найти им объяснение, хотя очень многие сразу же прибегают к помощи учителя, и только небольшой процент детей могут найти объяснение словам, исходя из
контекста текста или разобрав слово. 48 % учащихся могут извлекать информацию, которая дана в неявном виде, а это значит, что они прослеживают причинно-следственные связи, могут делать выводы и обобщения. 59 % детей понимают текст в целом, дают ответы на вопросы своими словами, находят ответы в тексте и дают свою оценку. 61 % учащихся могут применять полученную информацию при решении задач из других областей ( окружающего мира, русского языка, математики), при решении жизненных задач. Но есть учащиеся, для которых такие задания вызывают большие затруднения, И процент таких детей довольно значительный. Сравнительный анализ данных работ позволяет сделать вывод, что систематическая, методически продуманная работа по формированию навыков смыслового чтения дает результаты. Выяснилось, что большинство учащихся 3 «Е» класса (79%) находятся на среднем у р о вн е сформированности правильной читательской деятельности (ПЧД). Эти дети, понимают прочитанное, но частично, иногда допускают ошибки в ответах по содержанию, могут сделать несложные выводы и обобщение, высказать свое отношение к прочитанному, обладают развитым словарным запасом, очень часто обращают внимание на незнакомые слова. Высокий уровень сформированности ПЧД зафиксирован у 14 % учащихся 3 «Е» класса. Эти ребята хорошо выразительно читают, понимают прочитанное, могут проследить причинно-следственные связи, сделать выводы, высказать свое мнение, активно работают на всех уроках, имеют развитый кругозор, любознательны. Меньше всего в классе детей с низким уровнем сформированности ПЧД (7 %), эти дети отличаются тем, что у них слабая техника чтения, отсутствуют навыки выразительного чтения, нет понимания прочитанного, пассивны на уроке, обладают слабым словарным запасом и низкой мотивацией к учебе. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребенку вычерпывать из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Применение данной технологии позволяет сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Все большее ребят приобщается к дополнительному чтению ( высокий процент посещения библиотек, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках и во внеурочной деятельности), выполняют творческие задания, проектные работы, задают вопросы на интересующие темы и готовят и готовят сообщения по ним. Все это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гриник Г.Г. Как учить работать с книгой. М. 2007 2. Соболе ва О.В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. М.2012 3. Федера льный государственный образовательный стандарт общего образования. М.2013


В раздел образования