Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Автор: Чуц Фатима Чишуковна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №9" Населённый пункт: Город Майкоп, Республика Адыгея Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре Раздел: дошкольное образование
Чуц Фатима Чишуковна,
воспитатель МБДОУ №9,
города Майкопа
Маленькая Родина все равно
большая,
Ведь она единственная.
Ж. Ренар
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской
народной культуре
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя
все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-
прикладное
искусство,
фольклор
и
многое
другое.
Дошкольный
возраст
-
наиболее
оптимальный
период
становления
личности,
где
закладываются
базовые
системы
ценностей,
формируется
мировоззрение,
национальное
самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к
народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств
и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а
равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Ключевые слова: патриотизм, родина, культура.
Воспитание
патриотических,
духовно–нравственных,
социа льно–
коммуникативных
качеств
подрастающего
поколения
осуществляется
через
познание детьми народной культуры своей Родины, той общественной среды, в
которой они живут.
Потенциал
детей
дошкольного
возраста
уникален,
именно
в
этом
возрасте
дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально,
приобретая
чувство
привязанности
к
месту,
где
родился
и
живет,
чувство
восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако,
дети,
начиная
с
детского
возраста,
страдают
дефицитом
знаний
о
родном
городе,
стране,
особенностях
адыгских
традиций,
равнодушное
отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и
сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с
родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи адыгского
народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя
сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал
это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это
необходимым.
Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание
народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства,
необходимо
разработать
доступную
познавательным
возможностям
детей,
систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее
истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием жанров адыгского народного творчества,
с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях адыгских
промыслов, адыгского фольклора. (Экскурсии)
2.
Знакомить
детей
с
предметами
адыгского
быта,
жилищем,
народным
костюмом.
Привить
потребность
в
изучении
традиций,
обычаев,
быта
адыгского народа. (Джэгу, обряды)
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и
людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-
музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий. (мини-музей, игра
«Верни Нартам просо»)
Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения
материала:
- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и
приданий
посредством
театрализованных
постановок,
настольных
игр
праздников,
традиций;
эвристический
(частично
поисковый)
метод; (театр
детский, экскурсия в театр)
- метод моделирования,
- социо-игровые технологии,
- игровой метод,
- метод практических действий,
- наглядный.
Работу
по
приобщению
детей
к
адыгской
народной
культуре
необходимо
начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка –
дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу,
матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет,
детскому саду, городу.
В
устном
народном
творчестве
как
нигде
сохранились
особенные
черты
русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о
добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко
использовать
все
виды
фольклора
(сказки,
песенки
-
потешки,
пословицы,
поговорки,
загадки,
и
т.п.).
Знакомя
детей
с
поговорками,
загадками,
пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. (слайд с адыгскими книгами, иллюстрациями)
Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку» -
Пшысэр
къа1о,
«Узнай
из
какой
сказки
герой»-
къаш1э
пшысэу
зыхэтыр,
«Загадки
и
отгадки»-
Хырыхыхьэхэр
къаш1э,
«Чудесный
мешочек»-
Дзыо
Хьалэмэт, «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о
музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем?
Проводим в музее занятия. Тем самым вызываем интерес к музею и желание
создать
свой
мини-
музей
в
группе.
Таким
образом,
накапливается
исторический
материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и
обуви,
фотографии
из
музея,
фотографии
подготовленные
родителями),
который используем в работе с детьми в приобщении к адыгской народной
культуре.
В
среднем
дошкольном
возрасте
большое
место
в
приобщении
детей
к
народной
культуре
должно
занимать
знакомство
с
адыгскими
народными
традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи,
традиций адыгской кухни.
Большое
внимание
уделяем
знакомству
с
адыгским
народным
костюмом.
(Конкурс
поделок
и
рисунков,
конкурс
национального
костюма
из
бросового материала ). Дети узнают, что женщины в Адыгее носили самые
красивые
сае
и
украшали
их
золотым
шитьем
одежду.
У
мужчин
самый
удобный костюм цые. (слайды с национальным костюмом,) . Также знакомим
детей с адыгскими праздниками: «Мэш1ошъхьачэт»- встреча нового года по
мусульманскому
календарю,
«Кушъэхапх»-
Укладывание
ребенка
в
люльку,
«Лъэтегъэуцу»- Праздник
Первого шага, «Сыбзи с1орэлъ, сихабзи схэрэлъ»
(Слайды из проведенных мероприятий по обрядам)
Дети узнают как праздновали наши предки, что изменилось с того времени,
какие традиции остались. На праздник «Мэш1ошъхьачэт» с детьми разучили
адыгские народные песни, танцы, скороговорки. Ежегодно проводится в ДОУ
праздник «Мэш1ошъхьачэт», на котором дети ближе узнают традиции встречи
этого праздника.
В
старшем
дошкольном
возрасте
очень
важно
познакомить
детей
с
и
прикладным искусством.
Произведения народного искусства воплощали в себе символы и образы времен
родового строя и язычества, несли в себе глубокий магический, сакральный
смысл, хранили информацию о духовном мире наших предков. Но со временем,
переходя
из
поколения
в
поколение,
эти
образы
стали
декоративными
элементами
и
обрели
новую
жизнь
в
декоративно-прикладном
искусстве
адыгов.
Дети узнают, что такое керамика, металл, народные музыкальные инструменты,
Золотое шитье адыгов, плетение циновки и т.д.
1.Керамика, которое занимало важнейшее место в жизни наших предков: ее
использовали для хранения продуктов, для питья. (Слайды с экскурсии)
2.Металл,
художественный
металл,
торевтика,
металлопластика
-
это
терминология,
обозначающая
художественную
обработку
металла.
Возрождение ювелирного искусства в Адыгее связано с именем художника по
металлу Аси Еутых, которая плодотворно работает в зверином стиле меото-
скифского
искусства,
образно
моделируя
традиционные
сюжеты,
композиционные приемы, технологию литья, гравировки, чернения, филиграни,
а также используя отличительную особенность адыгской торевтики - золочение
серебряной
пластины,
золочение
отдельных
деталей
изделия. (слайды
знакомящие с Асей Евтых)
3.Изготовление
народных
музыкальных
инструментов,
которым
занимаются
Гучев
Замудин,
Абид
Гисса,
Баете
Инвер,
Нагоев
Заур,
Пчегатлук
Мадин,
Уджуху
Байзет.
Благодаря
их
мастерству
зазвучали
«живые»
голоса
традиционного смычкового инструмента - шыкlэпшын и возродился древний
инструмент
–пшынэтlаркъу. (слайды
знакомства
с
музыкальными
инструментами)
4.Золотое шитье. Сотрудник Центра народной культуры Панеш (Сет) Сафьят
уже много лет передает своим многочисленным ученикам секреты и тонкости
золотошвейного искусства. Техника золотого шитья и плетения басонных
изделий всегда считалась обязательной в воспитании и обучении молодых
девушек. Мы тоже знакомим наших детей с этим искусством, требуюшим
усидчивости и терпеливости . (Слайды с нашим золотым шитьем,
знакомство шитья из музея)
5.Циновки. Плетение циновок занимает значительное место в декоративном
искусстве адыгов и проявляет особую преемственность и устойчивость
художественных традиций. Циновка известна в адыгской культуре уже с эпохи
неолита. Циновка являлась незаменимой и многофункциональной: она служила
настенным и напольным украшением, ее стелили на кровать, дарили и
включали в состав приданого. Циновки и плетеные изделия из рогоза и соломы
были тесно связаны с повседневным бытом и более других видов народного
искусства отражали жизненный уклад и происходящие в нем изменения.
*(Слайды с циновками и плетением)
5.Значительное место в современном прикладном искусстве адыгов занимает
творчество Юрия Сташа - мастера-философа, пропагандиста, неутомимого
талантливого художника, который образно синтезировал огромный пласт
художественного творчества народа и создал новые по содержанию и вечные по
красоте национальные костюмы, комплексы одежды исторических, эпических
персонажей, многочисленные символические и декоративные панно,
тематические композиции. Он самостоятельно овладел техникой золотого
шитья, аппликации, технологией обработки кожи и на этом фундаменте создал
совершенно новый вид декоративного искусства. У детей расширяются знания
о современном прикладном искусстве адыгов .( знакомство с Сташ Юрием и
его работами)
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с адыгскими
народными подвижными играми.
Несмотря на юный возраст (от рождения и до 10–12 лет), у адыгских
девочек
было
очень
мало
детских
игр,
в
то
время
как
у
мальчиков
насчитывалось
больше
ста,
что
свидетельствует
о
гендерной
сегрегации
в
адыгской системе воспитания.
По фабульно-композиционным конструкциям, характеру, целям и задачам
адыгские игры можно разделить на 3 группы: игры-забавы, подвижные игры и
игры-импровизации.
Первая
группа
–
игры-забавы
у
адыгов
служили
для
развлечения
малышей. К ним мы относим и игры со словами для развития детской
речи, а также загадки, скороговорки. Из многочисленных игр этой группы
наиболее типичными были: «Птичка», «Овцы пасутся», «Десять правд»,
«Соломинка на голове» и другие. Они не только развлекали малышей, но
и
развивали
внимательность,
сосредоточенность,
знакомили
их
с
окружающей
средой,
различными
профессиями,
предметами
быта,
орудиями труда и т. п.
Вторая группа – подвижные игры. Они развивали ловкость и быстроту,
закаливали характер детей. Эти игры имели широкое распространение
среди мальчиков, но не среди девочек. Из них следует выделить игры с
камнем.
Популярная
у
многих
народов
игра
«в
камушки»
не
только
развлекала детей, но и решала одновременно воспитательные задачи:
развивала внимание, волю, отличалась эстетическим богатством. Чёткое
соблюдение
правил
дисциплинировало,
приучало
к
справедливости,
честности,
аккуратности.
Особенно
очевидно
было
значение
игры
в
развитии двигательных функции кистей рук, в выработке соразмерности
движений, точного глазомера.
Третья
группа
–
игры-импровизации,
или
так
называемые
игры-
подражания были как бы введением в труд, предисловием к труду. Дети в
игровой форме занимались, подражая взрослым, всем, чем занимались их
старшие братья и сестры, родители, соседи. Композиция игр-подражаний
воспроизводит композицию «взрослых» дел. К таким играм относятся
«Куклин
дом»,
«Гость-гость»,
«Дом-дом»
и
т.
д.
Игры-импровизации
были
народной
формой
трудового
воспитания,
и
в
этом
их
непосредственное функциональное значение и ценность.
Этнопедагогика
адыгов
уделяла
большое
внимание
детским
играм
в
процессе воспитания. Обладая значительной эмоциональной силой воздействия
на детей, игры оказывали определённое влияние на формирование характера. В
то же время игры имели познавательное значение. Они знакомили малышей с
окружающей средой, бытом, жизнью, обычаями и нравами общества. Не менее
важными
были
также
практические
цели
этих
игр,
выявляя
учебную
деятельность – как основное направление развития. В них дети приобретали
первые
трудовые
навыки,
а
неоднократные
повторения
закрепляли
их.
Выработанные качества не были самоцелью, они готовили детей к жизни, к
тому, чтобы стать полезными членами общества.
В работе используем современные развивающие программы и технологии.
Результатом работы является:
1.
Перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей
через
ознакомление
с
адыгской
народной
культурой»;
серия
занятий,
способствующая
приобщению
к
адыгской
народной
культуре
детей
дошкольного возраста.
2.
Оформлены картотеки – адыгских народных подвижных, малых форм
фольклора
(песенки,
потешки,
пословицы,
поговорки,
загадки,
колыбельные песни); (Итог – выпуск методички по данной теме)
3.
Разработаны консультации для родителей: «Роль народного -прикладного
искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических
чувств у детей», «Народные адыгские
праздники», «Мэш1ошъхьачэт»,
«Что
рассказал
музей»,
«Сказка
как
средство
патриотического
воспитания».
4.
Созданы настольные игры на основе адыгских сказок «Верни Нартам
просо», «Хэт нахь лъэша?»- Кто сильнее?
5.
Рекомендации
для
родителей:
«Выдумываем
сказку»,
«Воспитание
патриотизма», «Давайте попоем», «Играем с детьми» и др.
Большое значение в приобщении детей к адыгской народной культуре имеет
работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме
«Воспитание патриотизма через приобщение к адыгской народной культуре».
Родители принимают участие в организации экскурсии в Национальный музей
и музей народов востока. в организации «Мини музеев». Изготовляют своими
руками «Кушъэ», «1анэ», костюмы.
Для
педагогов
была
предложена
анкета
«Готовность
к
работе
по
патриотическому
воспитанию»,
а
также
рекомендации
«Метод
проектов
в
руководстве
работой
по
нравственно
-
патриотическому
воспитанию»
и
консультация «Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали
в организации выставок детских работ и мини музеев в ДОУ.
Контроль
над
эффективностью
работы
по
приобщению
детей
к
адыгской
народной культуре осуществляется через диагностику, которую разработали
сами. Проводится диагностика в начале года (сентябрь), и в конце года (май).
В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории,
о
роли
музеев
в
сохранении
культурных
ценностей
адыгского
народа.
Научились
различать
виды
народно-прикладного
искусства,
жанра
художественного и фольклорного творчества.
Имеют
представление
об
адыгских
традициях
и
праздниках.
У
детей
улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился
интерес к адыгским народным подвижным, к адыгской народной культуре в
целом.
Таким
образом,
воспитывать
патриота
надо
на
конкретных
героических
примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по
которым веками жила моя Адыгея. Необходимо вместе с детьми постоянно
прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку,
что он хозяин своей Родины.
Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие
люди. Я люблю эту Землю, мою республику Адыгея, все что живет и радуется
вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю
музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей
Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и
отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Россия! Это все - моя
Адыгея!
Использованная литература:
1.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Москва:
ЦГЛ, 2005.
2.
Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991.
3.
Дечева Н., Дзыбова Т., Цыку Б., Хавдок С., Нэбъзый - программа-пособие
по обучению детей адыгейской разговорной речи. – Майкоп. 2001.
4.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – Москва: Просвещение, 1980.
5.
Журналы «Родничок Адыгеи» №4 2005, 2008, 2009 годы, № 3 2009 год.
6.
Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры Адыгов-Нальчик:Эльбрус, 1979
7.
Сказки адыгейских народов.(Российский фонд культуры «Российский
архив», Москва 2013г.)
8.
Тхыбзэ Тамбый Джантыгъ (Издательство: Мыскъуапэ Адыгэ
Республикам итхылъ тедзап, 2001 г.)
9.
Чермит К.Д. Физические упражнения и игры адыгов -Майкоп, 1990
10.
Шоров И.А.Адыгская народная педагогика. Майкоп. Адыг.книжн.издат-
во,1989г.