Напоминание

"Организация педагогического сопровождения усвоения обобщенных способов составления описательного рассказа по сюжетной картине"


Автор: Мовчан Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №17 "Семицветик"
Населённый пункт: Спасск-Дальний Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация педагогического сопровождения усвоения обобщенных способов составления описательного рассказа по сюжетной картине"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №17 «Семицветик» Методическая разработка «Организация педагогического сопровождения усвоения обобщенных способов составления описательного рассказа по сюжетной картине» Подготовил: воспитатель высшей категории Мовчан Ольга Владимировна 20 16 год
Содержание 1.Пояснительная записка - -------------------------------------------------2 2.Основная часть Этап 1-----------------------------------------------------------------------------8 Этап 2-----------------------------------------------------------------------------10 Этап 3-----------------------------------------------------------------------------12 Этап 4-----------------------------------------------------------------------------15 Этап 5-----------------------------------------------------------------------------16 Этап 6-----------------------------------------------------------------------------18 3.Приложения---------------------------------------------------------------------20 4.Литература-----------------------------------------------------------------------25
Пояснительная записка Для успешной подготовки ребенка к школе во все программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования России, включена задача формирования умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Однако организация и проведение такого вида занятия вызывает проблемы у педагогов.  Как заинтересовать ребенка?  Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?  Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы сверстников?  Какие создать условия, чтобы каждый ребенок мог рассказать свой текст за короткое отведенное время на занятии (15-30 мин.)?  Какие нужно создать условия, чтобы рассказы детей по сюжетной картине были самостоятельными, разнообразными и интересными?  Как обогатить детскую речь выразительными фразами?  Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов? Так почему же, методика обучения рассказыванию по картине разработанная в достаточной степени детально, вызывает много трудностей у педагогов в организации и проведении такого вида занятий? В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (А.М.Бородич, Ф.Х.Сохин, О.С.Ушакова, Л.Д.Шадрина и др. Дискуссионными остаются вопросы использования разработанных технологий обучения дошкольников разным типам высказываний в практике работы дошкольных образовательных учреждений. В содержании работы дошкольных образовательных учреждений развитию связной речи уделяется недостаточное внимание, и по существу отсутствует система обучения разным типам высказывания: описание, повествование, рассуждение. Необходимо отметить, что традиционная методика обучения составления описательного рассказа по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами, длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Можно сделать вывод, что традиционное обучение дошкольников составлению описательных рассказов строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не
развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению описательного рассказа по картине. Для преодоления данных трудностей я решила использовать в своей работе «Методику составления творческих рассказов по сюжетной картине». Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Она предназначена для работы с детьми 3,5-7 лет. В данной методике используются игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А.Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Цель описательного рассказа – развитие связной речи на основе отображения увиденного. Авторы выделяют виды описательного рассказа:  фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;  описание картины как раскрытие заданной темы;  развернутое описание конкретного объекта;  словесно-выразительное описание картины с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений). Какими же способами решаются обозначенные мною выше проблемы традиционного обучения? 1. Преобладающая роль на занятии отводится творческим играм и заданиям, сочинению загадок, составлению метафор. 2. Способом планирования связного и последовательного высказывания выступает прием наглядного моделирования. В качестве модели представлены схемы этапов (эмблемы). 3. На итоговое занятие приглашаются гости по количеству детей в группе, это дает возможность каждому ребенку рассказать свой собственный текст по картине. 4. Схемы этапов также помогают ребенку провести анализ собственного рассказа и рассказов детей. 5. Рефлексия в конце каждого этапа помогает ребенку осознать производимые действия на занятии, а воспитателю отследить уровень усвоения ребенком конкретного умственного действия. Методы, используемые в данной технологии: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. Форма организации занятий групповые, подгрупповые, индивидуальные. Основная задача воспитателя на занятии – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности (мыслительных операций) при создании речевого продукта сюжетной картине. Решение этой задачи позволит ребенку успешно составлять связный текст по любой сюжетной картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.
Обратите внимание! Освоение обобщенных способов составления описательного рассказа происходит во время
подготовительной работы
до планируемого итогового занятия. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой, с подгруппой детей или индивидуально в течении недели в непосредственной образовательной деятельности в любое время дня. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема (значок) совершенного мыслительного действия.
Этап 1.
Определение объектов на картине.
Алгоритм мыслительного действия:
1. Перечисли объекты изображенные на картине. 2. Схематически изобрази их на листе бумаги. 3. Сгруппируй их по какому либо признаку. 4. Озвучь правило этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи эмблему этапа.
Советы педагогам
 Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.  Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных объектов детьми.  Последовательность называния объектов может быть любой.  Обязательным условием является обозначение на картине «земля-небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот - летит в небе».  По окончании определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
Этап 2.
Установление взаимосвязей между объектами, изображенными на картине.
Алгоритм мыслительного действия:
1. Выдели два объекта на картине. 2. Объясни, почему они связаны между собой. 3. Объедини названные объекты стрелками. 4. Озвучь правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны». Покажи эмблему этапа.
Советы педагогам

 Взаимодействие между объектами может быть установлено на уровне: физических связей(касание, давление…); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, любит…); родственных связей (брат-сестра, мама-дети…);  На этом этапе идет работа активизации словаря детей. Формируется умение составлять сложноподчиненные предложения, с краткими рассказами- рассуждениями. Модель таких рассказов такова: 1. Утверждение, что с чем связано. 2. Ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых.., потому что», «во-вторых.., потому что» и т.п. 3. Вывод-подтверждение.  Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.  Если ребенок затрудняется объяснить взаимосвязи между объектами, предлагается коллективное обсуждение. Особое значение имеет толерантность педагога к самым неожиданным объяснениям связей.
Этап 3.
Составление сравнений, загадок, метафор. Алгоритмы мыслительных действий по составлению сравнений, загадок и метафор представлены в практической части.
Советы педагогам
 Воспитателю следует знать основные модели составления загадок, сравнений, метафор. Модели и алгоритм представлены в практической части.  Метафора – это более сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего возраста в виде фраз с переносным значением.  Вначале метафоры составляет педагог. Детям предлагается угадать, о чем идет речь: «Про что(кого) я здесь говорю?». Затем педагог повторяет метафору и просит объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристики объекта.  Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Этап 4.
Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Алгоритм мыслительного действия: 1. Посмотри на картину, «войди в нее». 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. 3. Опиши свои ощущения. 4. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издавать звуки и какой он на ощупь». 5. Найди эмблемы этого этапа.

Советы педагогам
 Для создания речевых зарисовок с детьми на основе возможного восприятия через разные органы чувств педагог должен уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами. У человека пять органов чувств: нос, ухо, глаза, руки, язык.  Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения» в картину. педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.  Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фраз: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет..»; «Когда я трогаю руками…» и др. Описывать ощущения можно как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей Картины.
Этап 5.
Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Алгоритмы мыслительных действий по составлению рифмованных текстов представлены в практической части.
Советы педагогам
 Работа по созданию рифмовок строится в определенной последовательности. 1. Сначала проводятся игры «Складушки - ладушки», в которых подбираются существительные, глаголы, прилагательные, рифмующиеся между собой. 2. Далее предлагается из пары слов составить двустрочник, так чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующим словом. 3. Основной этап. Создание рифмованных текстов по содержанию картины. Для этого нужно выбрать объект, повторить признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объектов могу выступать главные объекты, второстепенные и обобщенные понятия, например: дети, семья, день.. 4. Возможны разные варианты создания рифмованных текстов. Некоторые из них описаны в практической части. 5. Оценка созданного текста определяется качеством рифмы и уровнем интерпретации содержания.
Этап 6.
Определение местонахождения объекта на картине. Алгоритм мыслительного действия: 1. Выбери предмет. Определи, где он находится на картине. 2. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему. 3. Произнеси правило этого этапа: «У каждого объекта есть место на картине». Покажи эмблему этапа.

Советы педагогам
 Каждый объект на картине может описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей, определяющих двухмерное пространство: центральная часть, левая правая, нижняя яверхняя части картины, правый-левый, верхний-нижний углы картины и т.п. Из понятий трехмерного пространства в словарный актив вводятся следующие слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине и т.п.
Этап 7
Итоговое занятие по составлению рассказа по сюжетной картине.
Советы педагогам
 Воспитатель заранее составляет свой описательный рассказ по картине.  Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» у нас будет прощаться с нами. В группу придут гости. На занятие приглашаются взрослые по числу детей. Это может быть обслуживающий персонал, родители, педагоги. Последовательность этапов строго не регламентируется. Этап1 и этап 2 проводят в обязательной последовательности. Последовательность и проведение остальных этапов воспитатель определяет сам. На каждом этапе в течении всего дня проводится работа с подгруппами детей. К середине второй недели, рекомендуется проводить итоговое занятие со всей группой детей. Итоговое занятие по составлению описательного рассказа по картине проводится как праздничное действие – создание речевых подарков картине. Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Каждый ребенок рассказывает составленный текст взрослому. Созданные детьми тексты используются педагогами в последующие дни для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки. На основе анализа рассказа каждого ребенка педагог строит индивидуальную работу по обогащению связной речи дошкольника. Для повышения результативности решения задач по составлению описательного рассказа по картине я адаптировала «Методику составления творческих рассказов по сюжетной картине». Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.  составила картотеку творческих заданий, распределив их для удобства пользования по этапам;  изготовила пособие в форме круга с шестью кружками и стрелкой в середине. Кружки – шаги алгоритма. На итоговом занятии, во время рассказывания текста, рассказчик стрелочкой показывает на каком этапе рассказа он находится.  ввела в систему работы по составлению описательного рассказа домашние задания детям по составлению загадок и метафор по картине совместно с родителями;  провела ряд встреч с родителями, на которых обучила их составлению загадок и метафор;
 на родительском стенде отвела место для оформления «домашних» загадок и метафор.
Предполагаемый результат.
По традиционной методике в течении одного занятия педагог может опросить 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. Содержание рассказов детей почти одинаковое. Ребенок не строит свой рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. Используя представленную методику, каждый ребенок:  представляет свой собственный текст по сюжетной картине взрослому.  имеет устойчивый интерес к данному виду речевой деятельности.  В рассказе использует составленные им же определения, сравнения, небольшие рассуждения.  в рассказе использует элементы творчества: рифмовки, загадки, метафоры.  А самое главное, у детей сформированы обобщенные способы (мыслительные операции) составления рассказа по сюжетной картине. Ребенок может оценить собственный рассказ и рассказы сверстников, используя эмблемы (схемы этапов), потому что он понимает по каким правилам строится рассказ.
Действенность, результативнос
ть. При обучении детей по традиционной методике они уже через 2-3 дня не помнят ее смыслового значения. При планомерной работе по методике Сидорчук Т.А. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» дети способны составить рассказ по памяти даже через неделю. Ценным показателем является умение детей производить оценку собственного рассказа и рассказов сверстников. Посильная оценка собственных успехов и неудач – это и есть самооценка, которая имеет для ребенка очень большое значение – это условие успеха для него. Созданные детьми тексты используются педагогом в последующие дни для их анализа, дальнейшего улучшения и корректировки. На основе анализа рассказа каждого ребенка педагог строит индивидуальную работу по обогащению связной речи дошкольника. По данной методике проводится промежуточная и итоговая диагностика. Промежуточная диагностика осуществляется по окончании каждого этапа:  узнавание эмблемы этапа;  произнесение правила этапа;  сформированность мыслительной операции соответствующей конкретному этапу. Итоговая диагностика – готовый речевой продукт ребенка (описательный рассказ). Анализ детских высказывание проводится с точки зрения полноты информации о данном сюжете, последовательности изложения (по алгоритму), ошибок употребления языковых средств.


Назначение.
Данная методическая разработка адресована воспитателям ДОУ, работающим по развивающим программам, а также заинтересованным родителям. Данная работа интересна тем, что в ней представлено поэтапное описание непосредственной образовательной деятельности по усвоению обобщенных способов составления описательного рассказа по сюжетной картине.
Цель методической разработки: Оказание методической помощи педагогам в освоении методов ОТСМ – ТРИЗ. Задачи: 1. Показать способ обработки детьми информации при рассматривании сюжетной картины. 2. Познакомить с этапами работы при составлении описательного рассказа по сюжетной картине. 3. Предложить педагогам эффективные приемы активизации словаря детей при рассматривании картины. Практический материал разработан на примере составления описательного рассказа по сюжетной картине «Лошади и жеребята» для детей старшего дошкольного возраста. Работу по данной методике можно проводить начиная со средней группы. Усложнятся будут игровые тренинги этапов. Методическая разработка снабжена приложениями. В Приложении 1 представлена фотография картины «Лошади и жеребята», по которой педагог объясняет игровые упражнения. В Приложении 2 – схема картины «Лошади и жеребята» составленная совместно педагогом и детьми на занятии. В Приложении 3 представлена составленная мною картотека творческих игр и упражнений по освоению алгоритма составления рассказа по картине. Для удобства пользования воспитателем картотекой игры распределены согласно этапам освоения обобщенных способов составления рассказа по картине. Игры, которые были использованы при рассматривании картины «Лошади и жеребята» представлены с ответами детей. В Приложении 4 – схемы этапов. В Приложении 5 – итоговое занятие «Составление рассказа по картине». Для применения данной разработки необходимо подготовить материальную базу: сюжетную картину, альбомный лист, маркеры двух цветов, схемы этапов.

Основная часть
Этап 1. Определение состава картины. Задачи: 1. Научить детей выделять и называть объекты, изображенные на картине. 2. Научить детей схематизировать объекты. 3. Научить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». 4. Активизировать словарь детей в соответсвии с сюжетом картины. Структурный компонент Средства обучения Методы и приемы обучения Деятельность воспитателя Деятельность детей 1.Оргмомент Картина «Лошади и жеребята» Определяет готовность воспитанников к работе. Показывает картину. Вызывает интерес к рассмотрению картины. Сосредотачив ают свое внимание на воспитателе. 2Целеполагани е и мотивация Картина «Лошади и жеребята» Р Волшебник «Дели», «Подзорна я труба» В игровой ситуации дает задание : - К нам пришел волшебник «Дели». Дели все умеет делить на части. Смотрит он в подзорную трубу на картину и сразу видит из каких объектов она состоит. Давайте и мы возьмем подзорную трубу (имитация руками), посмотрим на картин и скажем: Дели! Принимают игровую ситуацию. Имитируют подзорную трубу. 2 Этап усвоения новых знаний и способов действий Картина «Лошади и жеребята», лист бумаги, фломастер ЧП Приемы «Охотники за подробност ями», «Ищу родственни ков» По мере называния объектов, коллективно обозначают их схемами на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась. (См. приложение) Дает задание : определить главные объекты картины и объяснить свое решение. Активизирует воображение детей на придумывание кличек Выделяют и называют объекты изображенны е на картине (трава, цветы, река, холмы, деревья, лошад1, лошадь2, жеребенок1, жеребенок2)
животным. В ходе выделения детьми объектов на картине, формирует новые понятия – роща, луг, прогалины. Активизирует внимание детей на выделение частей объекта (лошадь2, жеребенок1). Формирует новые понятия: круп. Дает задание: сгруппировать объекты изображенные на картине по признаку: живая – неживая природа. Придумывают обозначения для выделенных объектов. Определяют главные объекты картины (лошади и жеребята) и объясняют свое решение. Придумывают названия животным (лошадь1 – Снегурочка; лошадь2 – Звездочка; жеребенок1 – Чулочек; жеребенок2 – Весельчак) Усваивают новые понятия. Выделяют части объекта. Выделяют объекты по заданному признаку. Живая природа:
трава, цветы, деревья, лошади, жеребята; Неживая природа: река, холмы, небо, земля. 3Подведение итогов Рефлексия Эмблема этапа. Подводит итог занятия: Напоминает правило этапа. Просит показать эмблему этапа. - Где мы с вами путешествовали? С кем? Что мы делали? - Зачем мы выделяли объекты? -Как мы их находили? Высказывает собственное суждение о достижении цели. Повышает интерес к восприятию картины. Озвучивают правило этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Перечисляют объекты по схеме, начиная с главных. Показывают эмблему. Анализируют свою деятельность. Этап №2 Установление взаимосвязей на картине между объектами. Задачи: 1. Научить детей находить взаимосвязи на картине между объектами на эмоциональном и физическом уровнях. 2. Научить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками. 3. Научить называть правило этапа и находить эмблему этапа. Структурный компонент Средства обучения Методы и приемы обучения Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников 1.Целеполаган ие и мотивация Картина «Лошади и жеребята» Игровая ситуация пришел В игровой ситуации определяет проблему: Принимают игровую ситуацию.
волшебник «Объединя й» «расшифровать картину». 2.Этап усвоения новых знаний и умений Картина «Лошади и жеребята», маркер, лист бумаги с нарисованны ми на первом этапе объектами. Игровые приемы «Ищу друзей», «Хорошо – плохо». ЧП Проявляет живой интерес и толерантность к детским высказываниям. Формирует умение отвечать сложноподчиненны ми предложениями. В игровой ситуации дает задание найти «Друзей» («недругов») некоторым объектам картины: 1. - Волшебник «Объединяй » просит найти «друзей» жеребенку Чулочек. 2. Волшебник просит сказать с кем не дружит Чулочек. 3. Найти друзей Лошадям. Создает ситуацию успеха. Работает над развитием связной речи. Формирует умение составлять краткий рассказ- рассуждение по схеме: - утверждение, что с чем связано; - ряд доказательств Объясняют связи между объектами на картине и обозначают стрелками на листе бумаги. Составляют простые и сложноподчиненны е предложения. Устанавливают и объясняют эмоциональную связь (находят «друзей» («недругов») между объектами изображенными на картине, на уровне «хорошо-плохо». 1.Объект Чулочек объединяют с объектом Весельчак. Чулочек и Весельчак дружат между собой, потому что они вместе гуляют на лугу. Жеребята как дети любят играть вместе (эмоциональное взаиморасположени е). 2. Жеребенок не дружит с рощей. Жеребенок боится без мамы ходить в рощу, потому что может там заблудится. А с мамой в роще хорошо, не страшно и можно
утверждения с помощью слов «во первых.., потому что», «во вторых…, потому что; и т.п. - вывод- подтверждение. спрятаться от жары. 3.Лошади дружат с травой, потому что во-первых они питаются травой; во-вторых они могут почесать спинку об траву; в третьих лошади любят бегать по траве. Лошади дружат с речкой, во-первых, потому что речка утоляет жажду, во-вторых, потому что в речке можно искупаться, поплавать. 3.Этап обобщения и систематизаци и знаний. Картина «Лошади и жеребята», лист бумаги с нарисованны ми на первом этапе объектами, эмблема этапа. Р После установления взаимосвязей между объектами, подводит к осмыслению содержания картины в виде рассказа – рассуждения. Подводит к выводу второго этапа. Слушают рассказ воспитателя. Озвучивают правило второго этапа: «Все объекты на картине связаны между собой, важно доказать это». Показывают эмблему второго этапа. 4Рефлексия - С каким волшебником мы сегодня играли? - Какие задания он нам предлагал? - Как мы находили связи между объектами? Анализируют собственную деятельность. Этап 3.
Составление сравнений, загадок и метафор по картине
Задачи:  Научить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;
 Научить составлять предложения используя придуманную метафору;  Научить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов, придумать загадку, метафору,»; Этот этап проводится в свободное от занятий время.
Алгоритм составления сравнений
Алгоритм Пример 1.Выбери предмет, изображенный на картине Река 2.Что ты можешь сказать о ее длине ? (можно взять любой другой признак) По размеру река – длинная. Это ее признак. 3.Какие еще предметы, длинные по размеру ты знаешь? Длинные по размеру змея, дорога, ленточка, веревка…. 4.Составь сравнение: «Река подлине похожа на…» Река по длине похожа на веревку. 5.Произнеси правило этого этапа «Я смотрю на предмет и могу сравнить его признаки с признаками других предметов» 6.Покажи эмблему этапа
Примеры сравнений составленных детьми вместе с педагогом.
«Река по температуре похожа на мороженое». «Луг по цвету похож на лягушку» (на зеленые глаза кошки). «Река бежит как спортсмен».
Алгоритм составления загадок
Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими. 1.Выбери предмет на картине и перечисли его особенности-признаки (цвет, форму, его части…). 2.Выбери модель по которой ты будешь составлять загадку:  Модель 1 «Какой предмет? Что такое же у других предметов?».
 Модель 2 «Что делает предмет? Кто или что делает также?».  Модель 3 «На что это похоже? Чем отличается?». 3.Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. 4.Составь загадку, выбрав наиболее удачный вариант сравнения. 5.Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». 6.Покажи эмблему этапа.
Модель составления загадки №1
Алгоритм: 1Вместе с педагогом дети выбирают объект, изображенный на картине. 2.В таблице обозначаются его признаки. 3.Производится подбор объектов с такими же признаками. 4.Из ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые графы (графически или текстом)
Пример загадки составленной детьми вместе с педагогом.
1Объект: Жеребенок. 2.Признаки объекта: молодой, резвый, быстрый. Признаки заносятся в таблицу. 3.Молодой: дуб, человек, росток Резвый: ребенок, ветерок, собака Быстрый: поезд, конькобежец, бег. Признаки заносятся в таблицу Какой предмет? (признаки) Что такое же? (объекты с такими же признаками молодой Человек резвый ветерок быстрый поезд Загадка: Молодой, но не человек. Резвый, но не ветерок. Быстрый, как поезд.

Модель составления загадки №2
Алгоритм: 1.Вместе с педагогом дети выбирают объект, изображенный на картине. 2.Обозначают его действия. 3.Подбирают объекты, которые совершают такие же действия. 4.Из ответов детей выбирают лучшие варианты сравнений и заполняют пустые графы.
Пример загадки составленной детьми вместе с педагогом.
1.Выбранный объект: Белая лошадь. 2.Подобранные действия: скачет, возит груз, бьет копытом, ржет, машет хвостом, 3.Подобранные объекты, которые совершают такие же действия: скачет: мячик, девочка на скакалке возит груз: машина, тележка жует: корова, коза 4. В таблицу занесены наилучшие варианты сравнений: Что делает? Кто или что делает также? Скачет Девочка на скакалке Возит груз Грузовик Жует Корова Загадка. Скачет по дорожке как девочка на скакалке, Возит груз, как грузовая машина, Жует, но не корова.
Модель составления загадки №3
1. Вместе с педагогом дети выбирают объект, изображенный на картине. 2. К выбранному объекту подбирают похожие по внешнему облику объекты; 3. Находят между ними отличия. 4. Из предложенных вариантов сравнений выбирают наиболее удачные и заполняют пустые графы таблицы.
Пример загадки составленной детьми вместе с педагогом.

1.Выбранный объект – Луг. 2.Похожие по внешнему облику объекты: ковер, покрывало, панцирь черепашки, платок. 3.Находят отличия между объектами: луг – ковер. По лугу можно побегать босиком как по ковру, но он не мягкий, луг- одеяло. Луг укрывает землю как одеяло, но не из пуха. луг-черепашка. Похож на панцирь черепахи, но луг не передвигается На что похоже? Чем отличается? ковер Но не из ниток одеяло Не из пуха черепашка Не передвигается Загадка. Как ковер, но не из ниток Как одеяло, но не из пуха. Как зеленая черепашка, но не передвигается.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор
Алгоритм пример 1.Выбери один объект на картине Прогалины 2.Назови место объекта на картине. Прогалины на лугу 3.Прогалины по форме сравни с другим объектом Лепешки, дырки. блины 4.не называя выделенный объект, соединяют сравнение по форме с местонахождением Лепешки на лугу 5.Сравнение усилить признаком Горячие лепешки 6.Составить предложение На летнем лугу, среди травы лежат горячие лепешки.
Еще примеры метафор, составленных педагогом с детьми.
Река сравнивается с ленточкой, со змеей. «Между гор тянется голубая, прозрачная ленточка». «Между гор извивается холодная змея».

Этап 4 Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Задачи: 1. Научить на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание). 2. Научить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издавать звуки и какой он на ощупь». 3. Активизировать в речи слова , характеризующие звуки, запахи, тактильные ощущения.
Описание возможных ощущений, полученных с помощью органа слуха:
- «Я слышу, как жеребенок стучит копытом об землю цок-цок-цок»; - «Я слышу, как лошадь машет хвостом»; - «Я слышу, как мухи жжужат возле лошадей»; - «Я слышу, как пчелки жжужат над цветочками ж-ж-ж»; - «Я слышу, как журчит речка»; - «Я слышу, как Весельчак зовет Чулочка побегать: «Давай побегаем с тобой»; - «Я слышу, как Весельчак говорит Чулочку: «Давай с тобой дружить»; - «Я слышу, как Звездочка говорит своему сыну: «Сыночек, будь осторожен, не убегай далеко».
Описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния
- « Здесь пахнет лошадьми»;
- « Здесь пахнет травой и цветами»;
Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора.
- «Я чувствую, как трава щекочет мои руки»; - «Я чувствую на ощупь горячие прогалины, потому что их нагрело солнце»; - «Я чувствую, как солнце греет и очень жарко»; - «Я чувствую на ощупь какая гладкая у лошади шерсть, а хвост пушистый»; - «Я чувствую руками какая холодная вода в реке»; - «Я чувствую как солнце греет мое лицо».
Описание возможных ощущений, полученных с помощью вкусового анализатора
- «Лошади пришли покушать вкусную, сочную травку»
Этап 5 Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Задачи: 1. Научить подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты. 2. Активизировать словарь детей с помощью рифмующихся слов. 3. Научить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Алгоритм составления рифмованного текста на основе сочинения лимериков
алгоритм пример 1.Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине. жеребенок-ребенок лужок-дружок 2.Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом. Жил-был
жеребенок
Он резвился как


лужок
А там ждал его
дружок.
3.Теперь составь стишок из этих четырех строчек. Жил-был жеребенок Он резвился как ребенок. Прибежал он на лужок
А там ждал его дружок. 4.Добавь о б объекте пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины. Вот какой был жеребенок веселый! 5. Выразительно прочти стишок 6.Произнеси правило этого этапа и покажи эмблему. «Я называю предмет и составляю про него рифмовку (стишок).

Стихи, составленные детьми совместно с педагогом
Жила – была лошадка По цвету она была как шоколадка. На лошадку садилась пчелка и кололась как иголка. Вот какая была злая пчелка! Пришла лошадка на лужок А там ждал ее дружок. Лошадки бегали весь день И болтали дребедень. Вот какие шаловливые лошадки! Жили – были цветочки Словно малые росточки. Они смотрели вокруг И видели весь луг. Вот какие любознательные цветочки! На лугу видны прогалины Словно первые проталины. Возле них растут цветочки Они дарят им лепесточки. Вот какие влюбленные цветочки! На лугу росла трава Она сочная была. А в траве росли цветочки Золотые лепесточки. Вот какая красота! 16

Стихи, составленные детьми совместно с родителями
Возле речки был лужок А на нем стоял стожок. На лужке росли цветочки И из них плели веночки. Через луг бежала речка Рядом клен стоял как свечка. К речке бегал жеребенок. Воду пил он как слоненок. Жили – были пчелки Они не любили елки. А любили цветок Потому что он давал им медок. На лугу видны прогалины словно первые проталины. Удивляются лошадки: «Ну от куда шоколадки?». Жил- - был жеребенок веселый Он бегал на лужок зеленый. Там бежала речка А за ней цвела гречка. А на гречке жили пчелки. У них жало как иголки. Жеребенок прискакал «Аяя-й!» и ускакал. 17

Этап № 6 Итоговое занятие по составлению описательного рассказа по сюжетной картине «Лошади и жеребята».
Задачи: 1. Закрепить знания детей этапов работы с картиной. 2.Создать условия для составления рассказа по картине каждым ребенком. Структурн ый компонент Средства обучения Методы и приемы обучения Деятельность воспитателя Деятельность детей 1.Оргмоме нт Картина «Лошади и жеребята» Определяет готовность воспитанников к работе. Обращает внимание детей на гостей, на праздничное настроение. - Сегодня у нас праздничный день «Прощание с картиной», которая гостила у нас больше недели. Активизируют внимание на предстоящем событии. 2Целепола гание и мот Картина «Лошади и жеребята» ЧП Мозговой штурм. Мы уже знаем, что гостей принято провожать с подарками. Определяет проблемный вопрос: Какой же подарок мы можем сделать картине? Подводит к выбору подарка в виде «рассказа для картины». Мотивирует деятельность воспитанников. Принимают игровую ситуацию. Выдвигают идеи преподнесения подарка картине. 3.Актуали зация знаний Картина «Лошади и жеребята», эмблемы Р Организует проверку знаний по закреплению работы с картиной. рассказа по картине. .1. Перечисляют игры, отмечают, какая игра полюбилась больше. 2. Объясняют гостям «секреты» эмблем. Отвечают 8
1.Вспомнить, в какие игры играли с картиной. 2. Объяснить гостям «секреты» эмблем. Повторяют предложения, которыми можно начинать свой рассказ. на вопросы гостей. 4.Этап закреплен ия и применен ия знаний и способов действий в новой ситуации Картина «Лошади и жеребята», эмблемы, бумага, ручка для взрослого. Организует работу в паре: ребенок – взрослый по составлению рассказа по картине. Ребенок рассказывает рассказ, взрослый записывает на бумагу. Организует самоанализ рассказа, используя эмблемы этапов. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ и тихо рассказывает взрослому. Анализирует свой рассказ, используя схемы этапов. 9
8
9
Приложение №3
Игры, творческие задания по обучению детей составлению описательных рассказов по сюжетной картине
Название игры Цель Игровые действия
1 этап Определение состава картины
«Подзорная труба», «Волшебник деления» Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине и давать им соответствующие названия.
Материал:
рассматриваемая картина, лист бумаги свернутый для имитации подзорной трубы.
Правило
: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Детям предлагается перечислить все объекты на картине. Пример: лошадь1, лошадь2, жеребенок1, жеребенок2, трава, цветы, река, деревья, холмы. «Ищу родственников» Упражнять детей в умении группировать объекты, изображенные на картине по принадлежности к природному или рукотворному миру. Воспитатель предлагает найти «родственника» конкретному объекту.
Результат:
объединение объектов в группы по разным основаниям. Например: Река, холмы, небо – неживая природа Роща, луг, лошади, жеребята – живая природа. «Охота за подробностями» соревнование с целью полного выделения частей объекта.
Игровые действия
: подробно назвать все части объекта.
2 этап Установление взаимосвязей между объектами на картине
8
Волшебник «Объединяй» Учить объяснять взаимосвязи между объектами изображенными на картине. Взаимодействие между объектами может быть установлено на уровне физических, эмоциональных, родственных связях. Упражнять в составлении сложноподчиненного предложения. Пришел волшебник Объединяй и соединил два объекта (воспитатель указывает на них). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Например: река и лошади. 1.Дети объясняют: Река и лошадь объединились, потому что лошади ходят пить к реке (физическая связь). 2.Река и лошадь объединились, потому что лошадь любит стоять в воде когда ей жарко (эмоциональная связь) Лошади и луг. 1.Лошадь и луг объединились, потому что лошади стоят на лугу (физическая связь). 2.Лошадь и луг объединились, потому что лошадь любит пастись , гулять на лугу (эмоциональная связь). Жеребенок2 и земля 1 жеребенок и земля связаны, потому что когда жеребенок бежит, то земля дрожит (физическая связь). «Ищу друзей (недругов)» Учить устанавливать и объяснять эмоциональную связь на уровне «хорошо- плохо». Упражнять в использовании предложений со сложноподчинительной связью. Поиск «друзей» («недругов») применительно к конкретному объекту. Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна. «Кто-то теряет, кто- то находит, и что из этого выходит» Учить объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей. Объяснить, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и Нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить на листе бумаги схемы выбранных объектов линией и обосновать связь. Например: Лошадь –трава 9
что-то отдает. лошадь и трава 1 Лошадь кушает траву чтобы расти, а трава вырастает нова, молодая. 2. Лошадь и трава находятся на земле. Трава берет соки у земли, чтобы расти, а земля с помощью травы укрывается от солнца. Лошадь стоит на земле и ее тень тоже укрывает землю от солнца. 3 этап Составление сравнений, загадок, метафор «Подбери такое же по цвету, форме, материалу» Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Производить сравнения данных признаков. Воспитатель предлагает детям назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Затем дети составляют описательные загадки «Как…» или «Но не…». «Какой, что такое же у другого объекта» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. Воспитатель называет объект. Дети определяют любой признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и перечисляют объекты, у которых названный признак явно выражен (Репейник какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола»). Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Составляется текст загадки, в который входят наиболее удачные сравнения: «Колючий как еж, лохматый как медведь, приставучий как смола». «Что делает так же?» Учит детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как..», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. Воспитатель называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено («Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыбка. Составляется текст загадки с использованием модели: «как..», «Но не..»: «Прыгает, но не мяч; Ныряет, но не утка; плавает, но не лодочка «Загадочные Учит детей выявлять Воспитатель называет объект. У объекта выделяются части и перечислятся 8
части» признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как..», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. другие объекты, у которых имеются названные части (Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг как лик луны). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как..», «но…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не лики луны». «Посчитаем» Учит детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как..», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. Воспитатель называет объект. У объекта выделяются части и устанавливается их количество. Выбираются другие объекты, имеющие такие же характеристики «Четыре ножки и четыре палочки; спинка, сиденье – две доски»). . Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как..», «но…»: «Четыре ножки, но не кошка, две доски, но не мольберт – стул» Этап 4 Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств «К нам пришел волшебник «Я только слышу» Учить детей представлять возможные звуки, передавать свои представления в законченном рассказе. Воспитатель предлагает заняться поиском предполагаемых звуков и слов, имитация их. Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине и составить предложение ил рассказ. Начинать речевую зарисовку можно со слов: « Я слышу как…» «Кто о чем говорит» Побуждать детей фантазировать на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты на картине и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы. К нам пришел волшебник «Я ощущаю запахи» Учить представлять возможные запахи и передавать свои Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить. 9
представления в законченном рассказе. Фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Игровые правила: представить запахи, присущие объектам, изображенным на картине и составить речевую зарисовку. Начинать речевую зарисовку можно со слов: « Здесь пахнет..» или «Я чувствую, как пахнет…». К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их специфические признаки. Обозначать словами эти признаки и составлять законченный рассказ Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине. Составить речевую зарисовку. «Я чувствую на ощупь» К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные с точки зрения человека и объектов изображенных на картине. Побуждать передавать вкусовые характеристики объектов. Воспитатель сосредотачивает детей на объектах картины с точки зрения способов и продуктов их питания. Воспитатель предлагает подобрать слова, обозначающие отношения к продуктам питания данного объекта (любит – не любит; вкусно – не вкусно; сытый – голодный) и разных способов питания (способы питания растительного и животного мира различны). Игровые правила: разделить имеющиеся объекты на растительный и животный мир; объяснить, что, как питается. Этап 5 Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины «Складушки – ладушки» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова. Воспитатель называет слово (объект на картине, его действие, функцию или признак): существительное, прилагательное, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово. трава – дрова, цветочек – лепесточек. 8
«Составь рифму» Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения. Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например: «жеребенок – ребенок». Составляется фраза: Жил – был
жеребенок
Он веселился как
ребенок.
«Составь четыре строчки стихотворения» Учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения. Воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например: лошадка – шоколадка, пасется – несется. Рифмование: Необычная
лошадка,
На вкус как
шоколадка.
На лугу
пасется
, А по небу
несется.
«Составление лимериков» Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по модели. Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели: 1. Жил – был какой – то объект, 2. И он был такой (характеристика), 3. Совершал действия 4. Или взаимодействия, 9
5. Указание на необычность объекта. Например: Жила-была лошадка
веселая
И она от травы была
зеленая.
По лугу все время
ходила
И с пчелками
дружила.
Вот какая лошадка дружелюбная! 8
9
Приложение № 5
Рассказы детей составленные на итоговом занятии
Рассказ Миши В. Я смотрю на картину и вижу двух лошадей, двух жеребят, горы, реку, луг. Лошади пришли на луг. Все объекты на картине связаны между собой. Лошади связаны с жеребятами. Они мамы и дети. Лошади связаны с травой, они любят ее кушать, а жеребята любят бегать по траве и нюхать цветочки. Жеребята связаны друг с другом, потому что Весельчак хочет подружится с Чулочком. Говорит ему: «Давай с тобой дружить». Когда я смотрю траву, я могу сравнить ее признаки с признаками других объектов. Трава по цвету и по количеству похожа на огурцы на грядке. Речка по длине похожа на веревочку. Я смотрю на объект и могу составить загадку: «Молодой, но не человек. Резвый, но не ветерок. Быстрый, но не поезд».Кто это? Я могу сравнить один предмет с другими: «Между гор тянется голубая, прозрачная ленточка». Когда я смотрю на лошадь, я слышу как возле нее жжужат мухи, а она машет хвостом. Слышу как стучат копыта Весельчак об землю. Я могу составить загадку о лошадке: Жила – была лошадка По цвету она как шоколадка. На лошадку садилась пчелка и кололась как иголка. Вот какая была злая пчелка! 8
Рассказ Тани З. Я смотрю на картину и вижу жеребят Весельчака и Чулочка, лошадей – Снегурочку и Звездочку, траву, цветы, горы, речку, лес. Все объекты на картине связаны между собой. Лошади связаны с жеребятами, они их любят, потому что они их дети. Весельчак связан с Чулочком, потому что предлагает ему побегать по гугу. Когда я смотрю на лошадь, то могу сравнить его признаки с признаками других объектов. Лошадь бегает также быстро как спортсмен, а жеребенок Весельчак такой же веселый как клоун. Я смотрю на луг и могу составить про него загадку: Как ковер, но не из ниток. Как одеяло, но не из пуха. Как зеленая черепашка, но не передвигается. Я могу сравнить один предмет с другим и составить предложение: На летнем лугу, среди травы лежат горячие лепешки. Я смотрю на картину и слышу как шумит речка, жужат пчелки над цветочками. Я чувствую какая гладкая шерсть у лошади и пушистый хвост. 9
Литература 1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1979. 2. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997. 3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.- М.: АРКТИ, 2009.-40с. 4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1972. 8


В раздел образования