Автор: Майорова Галина Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 " Населённый пункт: город Черногорск Наименование материала: методическая разработка факультатива по математике 6 класс. Тема: "Математика для любознательных" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Черногорск
Рабочая программа специального курса
по математике: 6а класс, 34 часа
«Математика для любознательных»
Майорова Галина Николаевна
учитель математики МБОУ «СОШ № 4»
г.Черногорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной особенностью современного развития системы математического
образования
является
ориентация
на
широкую
дифференциацию
обучения
математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить
базовую
математическую
подготовку,
а
с
другой
–
сформировать
у
учащихся
устойчивый
интерес
к
предмету,
выявить
и
развить
их
математические
способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой, подготовить к
обучению в ВУЗе. Практическая полезность дисциплины математика обусловлена
тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира.
Факультативные занятия по математике в 5-6 классах являются одной из
важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
Программа специального курса по математике «Математика для
любознательных» для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление
знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному
курсу
математики
6
класса.
Однако
в
результате
занятий
учащиеся
должны
приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так
же задачи олимпиадного уровня.
Целью данного спецкурса является
привитие интереса к математике,
углубление и расширение знаний учащихся по предмету, применение полученные
знания к решению практико-ориентированных задач.
Задачи спецкурса по математике определены следующие:
1.
развитие у учащихся логических способностей;
2.
формирование пространственного воображения и графической культуры;
3.
привитие интереса к изучению предмета;
4.
расширение и углубление знаний по предмету;
5.
выявление одаренных детей;
6.
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной
учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие,
любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности,
культура личности;
7.
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную
направленность.
Структура программы специального курса 6 класса по математике.
Программа состоит из следующих модулей:
1. «Путешествие в мир дробей».
2. «Текстовые и логические задачи».
3. «Путешествие в мир геометрических фигур»
4. «Путешествие в мир алгебры»
Ожидаемые результаты:
- сохранение и развитие познавательного интереса к математике;
- создание условий для творческой самореализации ребёнка;
- учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения,
решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать
выводы;
- решать олимпиадные задачи;
-работать в коллективе и самостоятельно;
- расширить свой математический кругозор;
- пополнить свои математические знания;
- научиться работать с дополнительной литературой;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Формы проведения занятий :
- тестирование;
- рассказ учителя;
- доклады учащихся;
- практикум по решению задач;
- решение задач, повышенной трудности;
- игровые занятия;
- практические занятия, в том числе по изготовлению материальных моделей;
- работа с различными источниками информации: научно - популярной
литературой, компьютерными программами, Интернетом;
Содержание изучаемого факультативного курса
Модуль I. «Путешествие в мир дробей» (9 ч)
Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных
дробей. Все действия с десятичными дробями. Сложение и вычитание
обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Все действия
с обыкновенными дробями. Действия со смешанными числами. Действия с
рациональными числами.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о десятичных,
обыкновенных дробях, смешанных числах, полученных в 5-6 классах; закрепить
навыки математических действий с этими числами; продолжить развитие
общеучебных умений и навыков.
Модуль II. «Текстовые и логические задачи» (7 ч)
Задачи на движение. Задачи на проценты. Задачи на составление уравнений.
Основная цель - развитие понимания условия задачи: учащиеся должны уметь
выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных,
обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи; развитие умения
составлять буквенные и числовые выражения, линейные уравнения по условию
текстовых задач.
Модуль III. «Путешествие в мир геометрических фигур» (10 ч)
Геометрия вокруг нас. Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи
на разрезание и складывание фигур. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Развертка конуса и цилиндра. Виды правильных многогранников и их развертка.
Виды треугольников. Вычисление периметра и площади. Виды четырехугольников.
Вычисление
периметра
и
площади.
Окружность
и
круг.
Конкурс
презентаций
«Геометрия вокруг нас».
Основная
цель –
развивать
геометрическую
интуицию,
пространственное
воображение, глазомер, изобразительные навыки.
Модуль IV. «Путешествие в мир алгебры» (9 ч)
История возникновения алгебры. Числовые и буквенные выражения. Упрощение
выражений.
Решение
алгебраических
уравнений.
Итоговое
за ня т ие
«Математическая рулетка».
Основная цель – познакомить с историей возникновения алгебры, алгебраических
терминов и понятий; выработать умения преобразовывать буквенные и числовые
выражения, решать линейные уравнения. Подготовить учащихся к изучению курса
алгебры 7 класса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
п/
п
Название темы
Количество
часов
Форма
проведения
Дата
проведения
Коррект
ировка
Модуль I. «Путешествие в мир дробей»
1
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
1
Эстафета
2
Умножение и деление
десятичных дробей.
1
Игра
«Расшифруй
фразу»
3
Все действия с
десятичными дробями.
1
Работа в парах
4
Сложение и вычитание
обыкновенных дробей.
1
Индивидуальная
работа
5
Умножение и деление
обыкновенных дробей.
1
Индивидуальная
работа
6
Все действия с
обыкновенными
дробями.
1
Работа в группах
7
Действия со
смешанными числами.
1
Работа в парах
8
Действия с
рациональными
числами.
1
Индивидуальная
работа с
самопроверкой
9
Действия с
рациональными
числами.
1
Дифференциров
анная работа
Модуль II. «Текстовые и логические задачи»
10
Задачи на движение
1
Составление
опорного
конспекта
11
Задачи на движение
1
Работа в группах
12
Задачи на проценты
1
Составление
опорного
конспекта
13
Задачи на проценты
1
Работа в группах
14
Задачи на составление
уравнений
1
Составление
опорного
конспекта
15
Задачи на составление
1
Работа в группах
уравнений
16
Задачи на составление
уравнений
1
Дифференциров
анная зачетная
работа
Модуль III. «Путешествие в мир геометрических фигур»
17
Геометрия вокруг нас
1
Беседа,
презентация
18
Занимательные игры с
геометрическими
фигурами
1
Работа в группах
19
Задачи на разрезание и
складывание фигур
1
Работа в парах
20
Развертка
прямоугольного
параллелепипеда
1
Индивидуальная
работа
21
Развертка конуса и
цилиндра
1
Индивидуальная
работа
22
Виды правильных
многогранников и их
развертка
1
Работа в группах
23
Виды треугольников.
Вычисление периметра
и площади
1
Практическая
работа
24
Виды
четырехугольников.
Вычисление периметра
и площади
1
Практическая
работа
25
Окружность и круг
1
Практическая
работа
26
«Геометрия вокруг нас»
1
Конкурс
презентаций
Модуль IV. «Путешествие в мир алгебры»
27
История возникновения
алгебры
1
Рефераты.
презентации
28
Числовые и буквенные
выражения
1
Работа в парах
29
Числовые и буквенные
выражения
1
Индивидуальная
работа
30
Упрощение выражений
1
Мини-лекция
31
Упрощение выражений
1
Дифференциров
анная работа
32
Решение
алгебраических
уравнений
1
Работа в парах
33
Решение
алгебраических
уравнений
1
Индивидуальная
работа
34
Решение
алгебраических
уравнений
1
Дифференциров
анная зачетная
работа
35
Итоговое занятие
«Математическая
рулетка»
1
Игра
Используемая литература
1.
А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи Как решают нестандартные задачи.
Москва, МЦНМО
2.
В.И. Арнольд Задачи для детей от 5 до 15 лет. Москва, МЦНМО
3.
Я.И.Перельман, Занимательная алгебра. Москва, «Наука»
4.
А.В.Шевкин, Школьная олимпиада по математике. Москва, «Русское слово»
5.
Всероссийская школа математики и физики «Авангард» тесты
6.
А.В. Фарков, Математические олимпиады в школе, 5-11 класс. Москва,
Айрис-Пресс
7.
А.В. Фарков, Математические кружки в школе 5-8 классы. Москва, Айрис-
прессЛ.Ф. Пичурин, За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся
7-9 классов. Москва, Просвещение
8.
Я.И. Перельман, Живая математика. Москва, ГИТТЛ