Напоминание

"Математика для любознательных"


Автор: Майорова Галина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 "
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: методическая разработка факультатива по математике 6 класс.
Тема: "Математика для любознательных"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Черногорск Рабочая программа
специального курса
по математике: 6а класс, 34 часа
«Математика для любознательных»
Майорова Галина Николаевна учитель математики МБОУ «СОШ № 4» г.Черногорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические
способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой, подготовить к обучению в ВУЗе. Практическая полезность дисциплины математика обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира. Факультативные занятия по математике в 5-6 классах являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». Программа специального курса по математике «Математика для любознательных» для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Целью
данного спецкурса является привитие интереса к математике, углубление и расширение знаний учащихся по предмету, применение полученные знания к решению практико-ориентированных задач.
Задачи
спецкурса по математике определены следующие: 1. развитие у учащихся логических способностей; 2. формирование пространственного воображения и графической культуры; 3. привитие интереса к изучению предмета; 4. расширение и углубление знаний по предмету; 5. выявление одаренных детей; 6. формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности; 7. адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Структура программы специального курса 6 класса по математике.
Программа состоит из следующих модулей: 1. «Путешествие в мир дробей». 2. «Текстовые и логические задачи». 3. «Путешествие в мир геометрических фигур» 4. «Путешествие в мир алгебры»

Ожидаемые результаты:
- сохранение и развитие познавательного интереса к математике; - создание условий для творческой самореализации ребёнка; - учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы; - решать олимпиадные задачи; -работать в коллективе и самостоятельно; - расширить свой математический кругозор; - пополнить свои математические знания; - научиться работать с дополнительной литературой; - применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Формы проведения занятий
: - тестирование; - рассказ учителя; - доклады учащихся; - практикум по решению задач; - решение задач, повышенной трудности; - игровые занятия; - практические занятия, в том числе по изготовлению материальных моделей; - работа с различными источниками информации: научно - популярной литературой, компьютерными программами, Интернетом;

Содержание изучаемого факультативного курса

Модуль I. «Путешествие в мир дробей» (9 ч)
Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Все действия с десятичными дробями. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Все действия с обыкновенными дробями. Действия со смешанными числами. Действия с рациональными числами. Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о десятичных, обыкновенных дробях, смешанных числах, полученных в 5-6 классах; закрепить навыки математических действий с этими числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
Модуль II. «Текстовые и логические задачи» (7 ч)
Задачи на движение. Задачи на проценты. Задачи на составление уравнений. Основная цель - развитие понимания условия задачи: учащиеся должны уметь выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи; развитие умения составлять буквенные и числовые выражения, линейные уравнения по условию текстовых задач.
Модуль III. «Путешествие в мир геометрических фигур» (10 ч)
Геометрия вокруг нас. Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Развертка конуса и цилиндра. Виды правильных многогранников и их развертка. Виды треугольников. Вычисление периметра и площади. Виды четырехугольников. Вычисление периметра и площади. Окружность и круг. Конкурс презентаций «Геометрия вокруг нас». Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
Модуль IV. «Путешествие в мир алгебры» (9 ч)
История возникновения алгебры. Числовые и буквенные выражения. Упрощение выражений. Решение алгебраических уравнений. Итоговое за ня т ие «Математическая рулетка». Основная цель – познакомить с историей возникновения алгебры, алгебраических терминов и понятий; выработать умения преобразовывать буквенные и числовые выражения, решать линейные уравнения. Подготовить учащихся к изучению курса алгебры 7 класса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/ п Название темы Количество часов Форма проведения Дата проведения Коррект ировка
Модуль I. «Путешествие в мир дробей»
1 Сложение и вычитание десятичных дробей. 1 Эстафета 2 Умножение и деление десятичных дробей. 1 Игра «Расшифруй фразу» 3 Все действия с десятичными дробями. 1 Работа в парах 4 Сложение и вычитание обыкновенных дробей. 1 Индивидуальная работа 5 Умножение и деление обыкновенных дробей. 1 Индивидуальная работа 6 Все действия с обыкновенными дробями. 1 Работа в группах 7 Действия со смешанными числами. 1 Работа в парах 8 Действия с рациональными числами. 1 Индивидуальная работа с самопроверкой 9 Действия с рациональными числами. 1 Дифференциров анная работа
Модуль II. «Текстовые и логические задачи»
10 Задачи на движение 1 Составление опорного конспекта 11 Задачи на движение 1 Работа в группах 12 Задачи на проценты 1 Составление опорного конспекта 13 Задачи на проценты 1 Работа в группах 14 Задачи на составление уравнений 1 Составление опорного конспекта 15 Задачи на составление 1 Работа в группах
уравнений 16 Задачи на составление уравнений 1 Дифференциров анная зачетная работа
Модуль III. «Путешествие в мир геометрических фигур»
17 Геометрия вокруг нас 1 Беседа, презентация 18 Занимательные игры с геометрическими фигурами 1 Работа в группах 19 Задачи на разрезание и складывание фигур 1 Работа в парах 20 Развертка прямоугольного параллелепипеда 1 Индивидуальная работа 21 Развертка конуса и цилиндра 1 Индивидуальная работа 22 Виды правильных многогранников и их развертка 1 Работа в группах 23 Виды треугольников. Вычисление периметра и площади 1 Практическая работа 24 Виды четырехугольников. Вычисление периметра и площади 1 Практическая работа 25 Окружность и круг 1 Практическая работа 26 «Геометрия вокруг нас» 1 Конкурс презентаций
Модуль IV. «Путешествие в мир алгебры»
27 История возникновения алгебры 1 Рефераты. презентации 28 Числовые и буквенные выражения 1 Работа в парах 29 Числовые и буквенные выражения 1 Индивидуальная работа 30 Упрощение выражений 1 Мини-лекция 31 Упрощение выражений 1 Дифференциров анная работа 32 Решение алгебраических уравнений 1 Работа в парах
33 Решение алгебраических уравнений 1 Индивидуальная работа 34 Решение алгебраических уравнений 1 Дифференциров анная зачетная работа 35 Итоговое занятие «Математическая рулетка» 1 Игра
Используемая литература
1. А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи Как решают нестандартные задачи. Москва, МЦНМО 2. В.И. Арнольд Задачи для детей от 5 до 15 лет. Москва, МЦНМО 3. Я.И.Перельман, Занимательная алгебра. Москва, «Наука» 4. А.В.Шевкин, Школьная олимпиада по математике. Москва, «Русское слово» 5. Всероссийская школа математики и физики «Авангард» тесты 6. А.В. Фарков, Математические олимпиады в школе, 5-11 класс. Москва, Айрис-Пресс 7. А.В. Фарков, Математические кружки в школе 5-8 классы. Москва, Айрис- прессЛ.Ф. Пичурин, За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 классов. Москва, Просвещение 8. Я.И. Перельман, Живая математика. Москва, ГИТТЛ


В раздел образования