Развитие личности дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
Автор: Барыкина Наталья Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад №43 "Лучик" Населённый пункт: Г.о.Подольск, Московская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие личности дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях внедрения ФГОС в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 «Лучик» Городской округ Подольск Московской области
Развитие личности дошкольника через познавательно –
исследовательскую деятельность
в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
Подготовила
старший воспитатель
Барыкина Н.В.
2016-2017 учебный год
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством
элементов действительности он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л.С.Выготский
Формирование
исследовательских
умений
дошкольников
одна
из
важнейших
задач
современной
образовательной
практики
в
рамках
новых
федеральных
государственных
образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно,
что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен
постоянно
проявлять
исследовательскую,
поисковую
активность.
Формирование
целостного,
комплексного, системного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС
.
Развитие
ребёнка
дошкольного
возраста
во
многом
зависит
от
разнообразия
видов
деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная
деятельность,
восприятие
художественной
литературы.
Но
немало
важна
в
детском
саду
-
познавательно-исследовательская
деятельность
детей,
имеющая
основу
в
спонтанном
экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе
любой
своей
деятельности.
Но,
именно
в
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольник
получает
возможность
впрямую
удовлетворить
присущую
ему
любознательность
(почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых,
пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только
расширять,
но
и
упорядочивать
свои
представления
о
мире,
достигать
высокого
умственного
развития.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности
ребёнка, решающая следующие задачи:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи,
с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
В
период
дошкольного
детства
«островок»
познавательно-исследовательской
деятельности
сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий,
опробования возможностей любого нового материала.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская
деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Хочу остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей
действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка:
1. Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
2. Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников
является резкое увеличение его осмысленности.
3. Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное
мышление и воображение.
4. Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя
разные (приобретённые) способы действий.
5. Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим
мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
Современные
дошкольники
–
пытливые
исследователи
окружающего
мира,
они
готовы
к
усвоению
различного
вида
опытов,
экспериментов,
воспринимают
их
с
большим
интересом
и
эмоциональным откликом.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые
отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было
бы невозможно.
В нашем детском саду созданы
исследовательские
мини лаборатория, где дети могут
самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего
возраста. Лаборатории постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования,
которые находятся в доступном для детей месте.
В
каждой
группе
есть
уголки
для
экспериментирования,
которые
наполнены
различным
оборудованием. Мы проводим с детьми такие эксперименты как «Упрямые шарики», «Плавающий
металл», «Стакан-непроливайка», «Мыльные пузыри», Впущу и не выпущу», «Центробежная сила»,
«Телефон
из
стаканчиков»
и
многие
другие.
В
каждой
группе
нашего
детского
сада
имеется
картотека опытов.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в нашей лаборатории в
работе с детьми мы стараемся:
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией
(тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
•
предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и
неизвестного);
•
дозировать
степень
активности
взрослого
(средний
дошкольный
возраст:
взрослый
–
непосредственный
участник,
старший
дошкольный
возраст
–
взрослый
–
советчик,
партнёр,
ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и
гипотезам детей;
Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к
взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки
зрения с мнением другого человека. В связи предпочтение отдаём групповым и подгрупповым
формам работы.
Системная работа по данному направлению позволяет:
•
развивать
критическое
мышление,
внимание,
память,
самостоятельность,
познавательные,
творческие способности детей и коммуникативные навыки;
• развивать детскую любознательность, пытливость ума;
• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более
сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями, одной из
которых является анкетирование.
Так, например анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской
деятельности
дошкольников
дома»
проводится
ежегодно
с
новой
группой
родителей,
с
целью
выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его
познавательного интереса.
По
результатам
анкетирования
будет
видно
-
заинтересованы
ли
родители
в
развитии
познавательного
интереса
детей,
способствуют
ли
постоянному
совершенствованию
их
познавательно-исследовательских умений и навыков.
Так же, мы стараемся:
•
привлекать родителей воспитанников
к созданию познавательно-развивающей среды в группе
(родители
помогают
в
оборудовании
уголка
экспериментирования,
пополнении
необходимыми
материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в
домашних условиях);
•
привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим
консультирование
по
темам
факультатива,
оформляем
папки,
тематические
ширмы-передвижки,
выставки, мини-библиотечки и пр.
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:
• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление
книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);
• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и
отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя
вредить»:
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту» Китайская
мудрость гласит: То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Важно помнить, что чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет
процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно
это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности:
на расточительство и разрушение или на созидание.