"Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы"
Автор: Данилова Екатерина Олеговна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №18 г. Ейска МО Ейский район Населённый пункт: г. Ейск Наименование материала: Консультация для родителей: Тема: "Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования Ейский район
Консультация для родителей:
«Создание предметно-пространственной развивающей
среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям
реализации основной общеобразовательной
программы»
Подготовила
Старший воспитатель:
Данилова Е.О.
2015-2016 уч. год
Образовательная
среда –
совокупность
условий,
целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,
участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Реализация
руководителем
новых
требований
к
созданию
предметно-
развивающей среды является одной из функций управления.
Данная тема актуальна , т.к. развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
группы,
участка
и
материалов,
оборудования
и
инвентаря
для
развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей
и
коррекции
недостатков
их
развития;
должна
обеспечивать
возможность
общения
и
совместной
деятельности
детей
и
взрослых,
а
также
возможности для уединения.
Предметно-развивающая
среда-
составная
часть
развивающей
среды
дошкольного детства.
Проблема
создания
развивающей
образовательной
среды
в
целостном
педагогическом
процессе
нашла
отражение
в
трудах
отечественных
ученых
(Ю.С.Мануйлов,
А.В.Мудрик,
Л.И.Новикова
и
др.).
Современный
философский
взгляд
на
предметно-развивающую
среду
предполагает
понимание
её
как
совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму
существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности
и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою
индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в
образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В.
В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с
учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его
развития, формирование качественно новых психических образований.
Воспитательный потенциал среды многоаспектен:
Это и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование
отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно
необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это и способ трансформации
внешних
отношений
во
внутреннюю
структуру
личности
(А.
В.
Мудрик),
удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Следует
отметить,
что
исследователи
по
разному
подходят
к
вопросу
о
содержании развивающей среды.
Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и
людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина);
другие
-что
компонентами
среды
выступают
не
только
игрушки,
обучающие
материалы,
спортивный
инвентарь,
но
и
все
то,
что
образует
содержание
деятельности ребенка (В. Т. Кудрявцев).
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе имеется богатый
опыт воспитания и обучения детей через предметно-развивающую среду в ДОУ,
основанный на различных подходах.
С одной стороны, изучение проблемы организации предметно-развивающей
среды
строится
с
учетом
психического
развития
ребенка
(Л.И.Божович,
Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
М.И.Лисина,
В.С.Мухина,
С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др.).
С другой стороны, на основе изучения средового подхода в воспитательной
системе детского сада ( Ю.С.Мануйлов, Л.И.Новикова и др.).
С третьей, среда рассматривается как один из факторов, способствующих
развитию эстетических чувств ребенка (Е.Н.Александрова, А.Н.Леонтьев, и
др.)
Основная проблема
Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо
владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация.
Объект
исследования- ключевые
профессиональные
компетентности
педагогов
(коммуникативная,
регуляторной,
информационная,
интеллектуально
–
педагогическая
как
базовая)
строить
предметно-образовательное
пространство
групп.
Предмет
исследования : организация
предметно-развивающей
среды
в
соответствии с ФГОС.
Цель : достижение
современного
качества
дошкольного
образования,
его
соответствия
актуальным
и
перспективным
потребностям
личности,
на
основе
организации материально-технических условий для развития личностных качеств
детей
Задачи:
– обеспечить целенаправленный цикличный характер инновационных процессов
посредством
создания
условий
для
повышения
профессионального
уровня
педагогов
в
вопросах
инновационного
подхода
к
организации
предметно
развивающей среды в группе на основе принципа интеграции образовательных
областей.
-создать
условия
для
развития
ключевых
профессиональных
компетентностей
педагогов (коммуникативной, регуляторной, информационной, интеллектуально –
педагогической как базовой) в ходе методических мероприятий по развитию умения
педагогов строить предметно-образовательное пространство группы.
Планируемый результат для ДОУ
Обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста
Высокое качество дошкольного образования, его доступность , открытость и
привлекательность
Охрана
и
укрепление
физического
и
психологического
здоровья
воспитанников
Комфортное состояние воспитанников и сотрудников.
Предметно-развивающая среда должна обеспечить:
– реализацию различных образовательных областей;
–
учет
национально-
культурных
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность ;
– учёт возрастных особенностей детей.
Содержательно-насыщенная
Трансформируемая
Полифункциональная
Вариативная
Доступная
Безопасная