Автор: Борсук Ирина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 Населённый пункт: станица Новощербиновская Наименование материала: статья Тема: Мнемонимика на уроках русского языка Раздел: среднее образование
Применение мнемонических приемов на уроках русского языка в 5-7 классах.
В связи с введением ФГОС я работаю по обновленному учебнику русского языка
Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Этот учебник реализует идею
интегрированного обучения языку и речи. Изучив учебник и возможности учащихся
будущего 5 класса, я пришла к выводу, что у учащихся этого класса ограниченные
возможности, поэтому пришлось искать приемы объяснения нового материала на
низшем, более доступном, интересном уровне.
Одним из способов активизации мыслительной деятельности учащихся, формирования
интереса к изучаемому материалу и мотивации в учении является использование
различных мнемотехнических приемов как способов применения правила. Использование
мнемонических приемов – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью
мнемотехники (греч. Mnemonіka – искусство запоминания). Мнемотехника - совокупность
приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и
понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы
восприятия.
Этот материал я по крупицам собирала в течение 10 лет,и его можно использовать на
любом уроке практически по любой теме.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? И Какой? –ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Изучение темы «Второстепенные
члены предложения. Определение.»
На вопросы: где? Когда?
Как? Откуда? И Куда?
Обстоятельство ответ
даст тебе всегда.
Изучение темы «Второстепенные
члены предложения.
Обстоятельство.»
Всем нам при общениии
Поможет обращение.
К людям,звездам или птицам
можно смело обратиться.
Только,друг, не забывай:
запятые расставляй!
Изучение темы»Обращение»
Стёпка Фец, хочешь щец?
Фраза в которой все глухие согласные
русского алфавита.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать – не ясно нам.
Непроизносимые согласные
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местности окрестность,
И теплом своим сердца бодрит.
Но лежит на пастбище корова,
Грустно смотрят карие глаза.
Чувствую, что ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и
опаСНО букву «Т» писать напраСНо
В этой фразе собраны все 5 слов, где
не пишется «Т» между "С" и "Н".
Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно.
В этой фразе 3 слова, где нужно
писать букву "Т" между "С" и "Н".
Зная глаголов спряжение,
У тебя не возникнет сомнения,
Чтоб написать окончания
Даже в словах-исключениях.
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомнения,
Все глаголы, что на ИТЬ,
Исключая, брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на АТЬ, ОТЬ, УТЬ,
ЫТЬ, ТЬ, ЧЬ относятся к 1 спряжению.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть -
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» спрягать нельзя.
Спряжение глаголов
Чтоб было меньше случаев неясных
И чтоб отметок не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки через, из, воз, без,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишеи только с буквой С.
Глухие звуки-это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Приставки на З- и С-
Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, чрез- и без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят "з" на "с".
Приставки на З- и С-
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Запомнить алфавит по порядку
следования букв.
Съешь же ещё этих мягких
французских булок, да, выпей чаю.
В этой фразе собраны все буквы
русского алфавита.
Иван родил девчонку велел тащить пеленку.
Порядок падежей. На каждую
начальную букву начинается свой
падеж.
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Буква "и" или "е" в корне слова.
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Буква "и" в корне слова.
СКАК пишем только так, СКОЧ без о писать
невмочь.
Корни с чередованием СКАК-СКОЧ
ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал
цЫгану.
ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку
цЫц сказал
Гласные Ы после Ц
Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы "Н".
Стихотворение Л. Улановой, про
слова-исключения, где пишется две
"Н".
Для прилагательных давно записано в
ученых книжках:
Когда –ан-,-ян-,то Н одно.И больше никаких
излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнет серебряною
рукавицей.
Здесь Н одно лишь подойдет,а два тут не
годится.
А где два Н? Простой ответ: в окне с
поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник
деревянный.
Туман одно имеет Н, но,если город стал
туманный,
В основе Н и суффикс Н, и получается два Н.
Запомни этот случай странный.
Н и НН в словах различных частей
речи.
Священный и желанный,
негаданный,нежданный.
Не применяя правил знанья,
пиши два Н без колебанья.
Зато смышленый,жеваный,приданое и
кованый-
Запомнить можно без труда,
Что в них одно лишь Н всегда.
Брошенный,данный и лишенный-
Хоть без приставки,но совершенный вид,
Поэтому два Н стоит.
Н и НН в словах различных частей
речи.
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Сколько букв Н в словах мошенник и
труженик.
Прибыл ли поезд,приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.
Винт привинтил,прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы при-,говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело- не значит сгорит.
Помни-что сделано,но не совсем,
Пишем с приставкой при-.
Предлинный достанет до крыши руков,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»-
Пре- мы пишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо.
Есть слова,они без НЕ в глупость
превращаются,
Их без НЕ тебе и мне мтавить запрещается.
При словах: отнюдь,совсем людям легче
дишится,
Тут уже понятся всем: НЕ отдельно пишется.
Пишется отдельно НЕ, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с НЕ новым заменяется,
Значит, к слову это НЕ присоединяется.
Слитное и раздельное написание НЕ
со словами.
Кто в глаголах пишет «ЦА» — настоящая
овца
Правописание -ТСЯ в глаголах
Он очень вежлив,
Мягкий знак.
Отрежь-отрежьте!
Поешь-поешьте!
Исправь- исправьте!
Оставь-оставьте!
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак!
Правописание Ь в глаголах
повелительного наклонения.
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Разные вкусности.
Грильяж,ветчина,карамель и пломбир,
Бисквит,винегрет,лимонад и зефир,
Ватрушка,креветка,кальмар,пастила,
Компот,мандарин,монпансье,фейхоа.
Профессии.
Корректор, парикмахер, дирижер,
Дизайнер,режиссер и каскадер.
Корреспондент,шофер и окулист,
Бухгалтер,стюардесса , визажист.
Какие бывают люди.
Дилетант,демагог,нигилист,
Балагур,виртуоз, оптимист,
Пессимист,пацифист,моветон,
Волонтер,вундеркинд,чемпион.
Словарные слова.
Рифмовки нужно выучить наизусть.
«Убиваем двух зайцев», если просим
объяснить лексическое значение
каждого слова, придумать
предложения с каждым из этих слов.
Уж замуж невтерпеж.
на конце наречий после шипящих
мягкий знак пишется всегда (настежь,
вскачь, прочь), кроме исключений: уж,
замуж, невтерпеж.
Искусство равно 1/2.
Помогает запомнить сколько букв "с" в
слове, сначала одна "с", потом 2 "с".
Количество букв С в слове.
Шоколад, шофер, крыжовник,
шов, шоссе, обжора, шорник,
капюшон, жокей, чащоба,
шорох, чопорный, трущоба
В каких случаях пишется "о" после
шипящих
... сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но увы:
Я плавать - не могу!
Мы ВАМ ЕЁ,ОНА НАМ ИХ,
ВЫ с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС...
Хоть мне известно, что ОНО
Их любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАСот ВСЕХ...
стих помогает запомнить
местоимения
( Л. Кэрролл,перевод Л.Успенского)
Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
Правописание дефиса
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда?
откуда? почему? зачем? и как?
Вопросы, на которые отвечают
наречия: где, когда, куда, откуда, как,
зачем и почему.
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
написание слов, которые
заканчиваются на "-МЯ".
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Над тем, как в булку превратить
простое семя,
С утра до вечера они чесали темя...
Если хочешь научиться,
Где двойную «Ж» писать,
То запомни: «вожжи», «дрОжжи»,
«Можжевельник» и «жужжать»,
А еще словечко «жжёный».
Вот теперь ты, брат, – учёный!
ЖЖ или ж ?
Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.
ПОЛ
Учитель мне продиктовал одну простую
фразу,
Но я , к несчастью,не читал про это НИ ни
разу.
Я только мел вертел в руке,не находя ответа
Ни в мыслях,ни на потолке,ни в щелочках
паркета.
Куда ты только ни взгляни- так в жизни
получается,
Частица Ни повсюду нам встречается.
Частица НИ союзом И всегда легко
заменится,
И если ты отбросишь НИ, то смысл не
изменится.
Ошибку делать не спеши,послушай со
вниманием,
Частицу НИ всегда пиши в знакомых
сочетаниях:
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
Употребление НЕ и НИ
Это неполный список всех рифмовок. Надеюсь, пополнить его сможет кажет учитель
своим материалом.