Напоминание

Мнемонимика на уроках русского языка


Автор: Борсук Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: станица Новощербиновская
Наименование материала: статья
Тема: Мнемонимика на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Применение мнемонических приемов на уроках русского языка в 5-7 классах.
В связи с введением ФГОС я работаю по обновленному учебнику русского языка Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Этот учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи. Изучив учебник и возможности учащихся будущего 5 класса, я пришла к выводу, что у учащихся этого класса ограниченные возможности, поэтому пришлось искать приемы объяснения нового материала на низшем, более доступном, интересном уровне. Одним из способов активизации мыслительной деятельности учащихся, формирования интереса к изучаемому материалу и мотивации в учении является использование различных мнемотехнических приемов как способов применения правила. Использование мнемонических приемов – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники (греч. Mnemonіka – искусство запоминания). Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия. Этот материал я по крупицам собирала в течение 10 лет,и его можно использовать на любом уроке практически по любой теме. Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей? И Какой? –ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. Изучение темы «Второстепенные члены предложения. Определение.» На вопросы: где? Когда? Как? Откуда? И Куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. Изучение темы «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.» Всем нам при общениии Поможет обращение. К людям,звездам или птицам можно смело обратиться. Только,друг, не забывай: запятые расставляй! Изучение темы»Обращение» Стёпка Фец, хочешь щец? Фраза в которой все глухие согласные русского алфавита. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать – не ясно нам. Непроизносимые согласные
До чего ж сегодня день прелестный, Солнце в небе празднично горит, Освещает местности окрестность, И теплом своим сердца бодрит. Но лежит на пастбище корова, Грустно смотрят карие глаза. Чувствую, что ей пастух суровый «Здравствуйте» сегодня не сказал. Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо В этой фразе собраны все 5 слов, где не пишется «Т» между "С" и "Н". Всем извесТно, как прелесТно Букву «Т» писать умесТно. В этой фразе 3 слова, где нужно писать букву "Т" между "С" и "Н". Зная глаголов спряжение, У тебя не возникнет сомнения, Чтоб написать окончания Даже в словах-исключениях. Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть. Ко второму же спряжению Отнесем мы без сомнения, Все глаголы, что на ИТЬ, Исключая, брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. Все остальные глаголы на АТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ТЬ, ЧЬ относятся к 1 спряжению. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть - Вы запомните, друзья, Их на «Е» спрягать нельзя. Спряжение глаголов
Чтоб было меньше случаев неясных И чтоб отметок не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Живут на свете, людям помогая, Приставки через, из, воз, без, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишеи только с буквой С. Глухие звуки-это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Приставки на З- и С- Не забудьте, что приставки Раз-, из-, воз-, низ-, чрез- и без- Пред согласными глухими Быстро сменят "з" на "с". Приставки на З- и С- АБВГДЕЁ – постираем всё бельё. ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем. НОПРСТУ – погуляем по мосту ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща! ЪЫЬ – не запомнятся никак. ЭЮЯ – вот и всё, друзья! Запомнить алфавит по порядку следования букв. Съешь же ещё этих мягких французских булок, да, выпей чаю. В этой фразе собраны все буквы русского алфавита. Иван родил девчонку велел тащить пеленку. Порядок падежей. На каждую начальную букву начинается свой падеж. Если после корня — А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай! Буква "и" или "е" в корне слова. Собирать, стирать, задира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. Буква "и" в корне слова. СКАК пишем только так, СКОЧ без о писать невмочь. Корни с чередованием СКАК-СКОЧ
ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану. ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал Гласные Ы после Ц Вот солдатик оловянный Взял топорик деревянный И построил дом стеклянный, В нем ни потолка, ни стен, И живут две буквы "Н". Стихотворение Л. Улановой, про слова-исключения, где пишется две "Н". Для прилагательных давно записано в ученых книжках: Когда –ан-,-ян-,то Н одно.И больше никаких излишков. Румяный Дед Мороз взмахнет серебряною рукавицей. Здесь Н одно лишь подойдет,а два тут не годится. А где два Н? Простой ответ: в окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный. Туман одно имеет Н, но,если город стал туманный, В основе Н и суффикс Н, и получается два Н. Запомни этот случай странный. Н и НН в словах различных частей речи. Священный и желанный, негаданный,нежданный. Не применяя правил знанья, пиши два Н без колебанья. Зато смышленый,жеваный,приданое и кованый- Запомнить можно без труда, Что в них одно лишь Н всегда. Брошенный,данный и лишенный- Хоть без приставки,но совершенный вид, Поэтому два Н стоит. Н и НН в словах различных частей речи. МошеННик у тружеНика одну Н украл! Сколько букв Н в словах мошенник и труженик. Прибыл ли поезд,приплыл теплоход, Космонавт прилетел из Вселенной- В словах придет, прилетит, приплывет Пишется при-, несомненно. Винт привинтил,прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело- Пишем мы при-,говоря обо всем, Что добрые руки приделали. Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело- не значит сгорит. Помни-что сделано,но не совсем, Пишем с приставкой при-. Предлинный достанет до крыши руков, Прежадный не даст вам конфету. Если «очень такой» или «очень сякой»- Пре- мы пишем при этом. Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда. Где очень похожи пере- и пре-, Писать только пре- там надо. Есть слова,они без НЕ в глупость превращаются, Их без НЕ тебе и мне мтавить запрещается. При словах: отнюдь,совсем людям легче дишится, Тут уже понятся всем: НЕ отдельно пишется. Пишется отдельно НЕ, если в предложении Есть противопоставление. Если слово вместе с НЕ новым заменяется, Значит, к слову это НЕ присоединяется. Слитное и раздельное написание НЕ со словами. Кто в глаголах пишет «ЦА» — настоящая овца Правописание -ТСЯ в глаголах Он очень вежлив, Мягкий знак. Отрежь-отрежьте! Поешь-поешьте! Исправь- исправьте! Оставь-оставьте! Так мягко просит мягкий знак, Что отказать нельзя никак! Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения. Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!
Разные вкусности.
Грильяж,ветчина,карамель и пломбир, Бисквит,винегрет,лимонад и зефир, Ватрушка,креветка,кальмар,пастила, Компот,мандарин,монпансье,фейхоа.
Профессии.
Корректор, парикмахер, дирижер, Дизайнер,режиссер и каскадер. Корреспондент,шофер и окулист, Бухгалтер,стюардесса , визажист.
Какие бывают люди.
Дилетант,демагог,нигилист, Балагур,виртуоз, оптимист, Пессимист,пацифист,моветон, Волонтер,вундеркинд,чемпион. Словарные слова. Рифмовки нужно выучить наизусть. «Убиваем двух зайцев», если просим объяснить лексическое значение каждого слова, придумать предложения с каждым из этих слов.
Уж замуж невтерпеж. на конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (настежь, вскачь, прочь), кроме исключений: уж, замуж, невтерпеж. Искусство равно 1/2. Помогает запомнить сколько букв "с" в слове, сначала одна "с", потом 2 "с". Количество букв С в слове. Шоколад, шофер, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба В каких случаях пишется "о" после шипящих ... сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но увы: Я плавать - не могу! Мы ВАМ ЕЁ,ОНА НАМ ИХ, ВЫ с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС... Хоть мне известно, что ОНО Их любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАСот ВСЕХ... стих помогает запомнить местоимения ( Л. Кэрролл,перевод Л.Успенского) Либо, кое, ка, нибудь, То, таки не позабудь Написать через дефис, Как предлог со словом из. Правописание дефиса Кое, либо, то, нибудь Черточку-то не забудь А частицы же, ли, бы Ты раздельно запиши. Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть! Семь вопросов – просто чудо, Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Вопросы, на которые отвечают наречия: где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему. В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, написание слов, которые заканчиваются на "-МЯ".
Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя, Над тем, как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя... Если хочешь научиться, Где двойную «Ж» писать, То запомни: «вожжи», «дрОжжи», «Можжевельник» и «жужжать», А еще словечко «жжёный». Вот теперь ты, брат, – учёный! ЖЖ или ж ? Перед «Л» и перед гласной, Перед буквой прописной Слово ПОЛ – любому ясно – Отделяется чертой. ПОЛ Учитель мне продиктовал одну простую фразу, Но я , к несчастью,не читал про это НИ ни разу. Я только мел вертел в руке,не находя ответа Ни в мыслях,ни на потолке,ни в щелочках паркета. Куда ты только ни взгляни- так в жизни получается, Частица Ни повсюду нам встречается. Частица НИ союзом И всегда легко заменится, И если ты отбросишь НИ, то смысл не изменится. Ошибку делать не спеши,послушай со вниманием, Частицу НИ всегда пиши в знакомых сочетаниях: Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо. Употребление НЕ и НИ Это неполный список всех рифмовок. Надеюсь, пополнить его сможет кажет учитель своим материалом.


В раздел образования