Автор: Крупник Наталья Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №629ДО1 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Проект Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Раздел: дошкольное образование
Проект по адаптации
на тему
“В детский сад хожу без слез”
Срок реализации с 01.09.2016 по
01.11.2016
Подготовила
Воспитатель Крупник Н.Л.
ГБОУ школа №629 ДО №1
"В детский сад хожу без слез"
Дата старта проекта: 01.09.2016.
Цель проекта:
Помощь детям и родителям в адаптации к условиям дошкольного
образовательного учреждения.
Задачи проекта:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу
адаптации детей;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Описание проекта:
Содержание проекта
Название проекта: «В детский сад хожу без слез»
Автор проекта: воспитатель Крупник Наталья Леонидовна.
Тип проекта: социальный.
По продолжительности: сентябрь-ноябрь 2016 год.
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях).
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитатель, младший воспитатель, дети (45), родители.
I. Подготовительный этап
Актуальность: период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен
для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость
нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как
детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные
изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а
это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся
ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок
переживает адаптационный период.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в
ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное
реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные
бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные
взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно
для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при
поступлении в детский сад.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям
детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих
исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка
при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка
одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор,
оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее
присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует
учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не
сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной
игры не развиты.
С поступлением ребенка 1,5 -3 летнего возраста в дошкольное учреждение
в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня,
отсутствие родителей в течение 3,5 часов, новые требования к поведению,
постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много
неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения
обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую
ситуацию, которая без специальной организации может привести к
невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые
болезни, психическая регрессия и т. д.
Предполагаемый результат: первые дни в детском саду оставляют
негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от
дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к
условиям детского сада менее болезненным. Был разработан проект по
адаптации детей к детскому саду «В детский сад хожу без слез».
Цель проекта - помощь детям и родителям в адаптации к условиям
дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи , решаемые проектом:
-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу
адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного
развития детей:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развитие внимания, восприятия, речи,
-развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
-развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Методы исследования:
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым
воображением: игровая деятельность, дидактические игры, беседы,
пальчиковые игры. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают
их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами,
объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
II. Основной этап
• знакомство родителей с проектом;
• накопление информации и материалов;
• разработка перспективного плана работы;
• анкетирование родителей вновь приходящих детей;
• подготовка информационного материала для родителей по проблеме
адаптации детей к детскому саду (папки-передвижки «Психологические
особенности детей раннего возраста», «Условия успешной адаптации к
детскому саду»);
• разработка и оформление картотеки коммуникативных игр в период
адаптации для детей 1,5-3 лет.
• создание психологически комфортной, рассчитанной на
дифференцированный подход к ребенку, среды;
• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим
материалом;
• организация и проведение режимных моментов, направленных на
физическое, психологическое и сенсорное развитие малышей;
• семинар-практикум с родителями и детьми «Давайте познакомимся».
III. Заключительный этап
• подведение итогов;
• разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства
требований воспитания детского сада и дома;
• оформление электронной рамки для родителей «Наши малыши»;
Взаимодействие с родителями по проекту «В детский сад
хожу без слез»
- анкетирование родителей вновь приходящих детей;
- проведение семинара-практикума с родителями и детьми «Давайте
познакомимся», «Давайте поиграем»;
- оформление папок-передвижек по вопросам адаптации;
- оформление электронной рамки для родителей «Наши малыши»;
- презентация Крупник Н.Л. выполненного проекта родителям.