Напоминание

Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету


Автор: Измайлова Тамара Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №117 им Т.Г.Зыковой
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету
Раздел: среднее образование





Назад





Измайлова Т.Е.


учитель географии ГБОУ школы-интерната № 117 им Т.Г Зыковой г. о. Самара
Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету

План
Введение Глава1. Активность ребенка и его развитие. Глава 2. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 2.1. Показатели интереса к учению школьников Глава 3. Формы и методы формирования познавательного интереса на уроках географии. Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, подрывают у учащихся веру в свои силы и способности. Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению. Поэтому, целью моей работы является: Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы школы, а
систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.
1.

АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА И ЕГО РАЗВИТИЕ
Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, её можно считать и предпосылкой и результатом развития ребёнка. Деятельность - это активное состояние человека. Поэтому активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную и т. д. Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Психолого-педагогические исследованиями применительно к школьнику зафиксировано три уровня его активности: Репродуктивно-подражательная активность - генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. В подражательной активности объективно заложены большие возможности развития личности школьника. И, тем не менее, отдавая должное репродуктивно-подражательной активности, следует признать, что задержка школьника на этом уровне не обеспечивает его дальнейшего продвижения в развитии. Настоятельной необходимостью является его переход на уровень со значительным проявлением самостоятельности в нахождении путей деятельности, поиска более точного и верного решения поставленных задач. Поисково-исполнительная активность обладает в этом отношении более значительными ресурсами. В этих условиях школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель, мастер, взрослый человек. Но поиски самостоятельных путей решения, проба не одного пути, а ряда вариантов отрывают ребенка от образца, предоставляют простор для размышлений и о характере содержания, и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В силу этого переход на уровень поисковой активности всегда знаменует собой и более высокий уровень деятельности, да и уровень развития ребенка. Уровень творческой активности наиболее высокий. Его, конечно, не следует приравнивать к процессу зрелого творчества, поскольку опыт школьника все же ограничен. И вместе с тем творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника. Показателями же творческой активности школьника можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность. Переход школьника на уровень творческой активности - свидетельство значительного скачка в общем развитии личности. Творческая активность в
значительной мере связана со сложной мотивацией деятельности, что сказывается на эффективности последней. Можно сказать, что разноуровневый подход к анализу активности школьника в значительной мере помогает нам в каждый данный отрезок времени проследить за развитием ребёнка.
2.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛЮБВИ К ПРЕДМЕТУ
В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом и путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. Более высоким уровнем является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении. Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений. Как всякий психический процесс познавательный интерес формируется в деятельности и деятельность эта должна быть особым образом организована. Например: Урок начался с повторения известных учащимся положений, которое делает сам учитель, не вовлекая в это повторение учащихся. Он сам ставит вопросы ,и сам на них отвечает. Учащимся на уроке отводится роль пассивных слушателей. Поэтому они ведут себя безразлично, несколько оживляются на время, когда начинаются опыты, но тут же сникают. Внимание к уроку привлекает лишь предупреждение об опросе по новому материалу. Никакого интереса, кроме любопытства к чисто внешнему оформлению опытов, урок не вызвал, так как он был построен на активности одного учителя, от учащихся требовалось только слушать и запоминать.
Знания на таком уроке преподносятся учащимся, как правило, «в готовом виде». Новый материал учитель излагает описательно. Педагог не привлекает опыт учащихся, их личные наблюдения, не апеллирует к их смекалке, сообразительности, самостоятельности. Он сам ставит опыты, которые чаще служат иллюстрацией к уже изложенным положениям, а не отправным пунктом для постановки проблемы. Сам учитель выполняет и рисунки, и чертежи на доске. Домашние задание на таком уроке не требуют творчества учащихся, поиска дополнительных сведений. Активность учащихся на таком уроке минимальна. Результатом таких уроков являются формальные, поверхностные знания, неумение их обосновать и творчески, гибко и оперативно применить, неумение объяснить факты с помощью теории или показать, как теоретические положения применяются на практике. Другой пример: Учитель рассказывает школьникам о строительстве БАМа. Выразительно передает картину трудностей строительства. Ставятся вопросы: «Зачем же прокладывать дорогу по таким непроходимым местам? Нельзя ли было найти путь, по которому легче проложить магистраль? Путь длиннее, но зато удобнее?» Возникает всеобщий интерес. Слушатели приглашаются к совместному поиску пути по карте. Обсуждают все возможные варианты с учетом рельефа, полезных ископаемых, возможности транспортировки рельсов, строительных материалов. Вместе ищут и рисуют наиболее удачный вариант. Найденный путь решают сравнить с трассой Байкало-Амурской магистрали. Напряженное ожидание. Все участвовали в поиске, все заинтересованы. И что же оказалось? Оказалось, найденный вариант есть трасса Тында – БАМ! Нередко учитель вводит учащихся в историю решения научной проблемы, вовлекает их в размышления ученого, исследователя, у которого возник научный вопрос. Познавательная задача охотнее принимается учащимися, если всем ходом предшествующей работы подготовлена соответствующая почва – созданы положительное отношение к учебе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение также способствуют активизации умственного поиска учащихся. Урок-исследование с элементами экспериментирования, неизбежно приводит к возникновению познавательного интереса. Конечно, это совсем не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках. Однако периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо. Ученики получат знания и при иных условиях, но они не приобретут ни умения самостоятельно мыслить, ни желания самостоятельно приобретать знания в дальнейшем. Сколько радости приносят обнаруженные в книге ответы на вопросы, которые возникали у школьников по ходу изучения темы.
Таким образом, труд педагога, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, подростка или юноши, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.
3.

ФОРМЫ

И

МЕТОДЫ

ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
Для развития мышления очень удобна учебная модель: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ. Для стадии ВЫЗОВА: Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. а)Парная мозговая атака: Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. б)Ключевые термины: Выбираю из текста 4 – 5 ключевых слов и выписываю их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать объяснение этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, прошу их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются. Для стадии ОСМЫСЛЕНИЯ Когда учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например: а) Система маркировки текста Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: - галочкой (V) помечается то, что им уже известно;
- знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям; - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным. - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем- то подробнее. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. б) Взаимоопрос Этот методический прием применяю так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном. Для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Многие приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации. Например: Парная мозговая атака (парное подведение итогов). Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить три этапа: любопытство (ситуативный интерес), любознательность (неустойчивый интерес) и устойчивый познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету. Тогда в учебе школьника захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение нестандартных задач доставляет удовольствие. Один из наиболее старых, распространенных способов активизации познавательной деятельности учащихся – вопросы учителя. Не верно рассматривать вопросы лишь как средство проверки понимания и усвоения читаемого. Вопросы нужно использовать как средство руководства познавательной деятельностью, пробуждения активной мысли. Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение или определение.
Все ученики выполняют работу в своих тетрадях, но один ученик (по усмотрению учителя), с места и не отрываясь от работы, громко объясняет, комментирует все то, что он записывает в тетрадь. Весь класс тоже пишет. Если один ученик замолкает, немедленно продолжает объяснение другой. Сначала включается сильные ученики, через некоторое время будут свободно и быстро объяснять и самые слабые. Сам процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым. Прием новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтересовывает учеников сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном, казалось бы, явлении открывается что-то новое. Например: обращаюсь к учащимся: - Из чего состоят облака? - Из воды. - А что тяжелее: воздух или вода? - Конечно, вода. - А почему же облака плавают по воздуху и не падают? Весьма действенным может стать прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию. Образный эмоциональный рассказ может оживить или возбудить интерес к теме. Иногда хорошую роль может сыграть прием участия. Учитель, раскрывая тему, говорит: «Представьте себе, что вы находитесь …», затем урок продолжается своим чередом. Самый беспроигрышный вариант – юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активируют внимание и мышление. Однако, смешная история, рассказанная не к месту, явится только помехой и может испортить все. Развитию логического мышления служит и выполнение заданий, требующих сравнить новый материал с ранее пройденным. Например: сравните конвекцию и диффузию; сопоставить свойства агрегатных состояний вещества. Обучая школьников извлекать информацию не только из текста учебника, но из его рисунков, таблиц и графиков, предлагаю ребятам рассказать, что изображено на рисунке; что говорится об этом рисунке в тексте учебника; составить задачу, рассказ по рисунку и т. п. Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет: а) работа с натуральными объектами (гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями и т. п.); б) географическими картами; в) географическими картинами; г) проведение опытов.
Очень способствуют развитию познавательного интереса уроки, проводимые в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, КВН, урок-путешествие, викторина, уроки-экспедиции, театрализованное представление и др. Так при проведении обобщающего урока по Африке (7 класс) можно провести игру: «Что такое? Кто такой?» Задание для этой игры предлагается на небольших листках; задача ребят – ответить, что означает слово: м. Доброй Надежды, Лимпопо, Хартум, пигмей, о.Мадейра, о.Сан-Томе («шоколадный о-в»), о-ва Маскаренские («сахарные о-ва») и.т.д. (ответы учащихся под номерами, самостоятельно пишутся в тетрадях)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Накоплен уже немалый опыт по развитию познавательного интереса учащихся при обучении географии. Но как нередко учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный в литературе, блестящий урок или прием при попытке использовать его в своем преподавании не даст ожидаемых результатов. Причина проста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. От учителя требуется теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов. Из собственного опыта работы могу сделать выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.
Список источников и литературы
1. Вартаньян, Э.А. История с географией или имена собственные на карте мира во времени и пространстве / Э.А. Вартаньян. - Самара, Издательский Дом «Бахрах», 1996. – 224с. 2. Казакова, В.Н, Казаков, Ю.А. Увлекательная география: учебное пособие/ /В.Н. Казакова, Ю.А.Казаков. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. – 352 с.
3. Краткий психологический словарь; редактор-составитель Карпенко, Л.А. / под общей редакцией Петровского, А.В. и Ярошевского, М.Ч. – Ростов-на Дону, 1998. – 502 с. 4. Пивоварова, Г.П. Занимательная география: Книга для учащихся / Г.П. Пивоварова. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с.


В раздел образования