"Характеристика речевого развития в средней группе"
Автор: Атякшева Татьяна Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "ООШ №6" СП "Детский сад №30 "Ёжик" Населённый пункт: город Новокуйбышевск Самарская Область Наименование материала: Статья Тема: "Характеристика речевого развития в средней группе" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области основная общеобразовательная школа №6 города
Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Ежик»
Выступление на педсовете
«Характеристика речевого развития в средней группе»
Исполнитель: Атякшева Т.Д.
г.о.Новокуйбышевск
Характеристика речевого развития детей средней группы
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования
культуры речевого общения. Работая воспитателем в группе детей среднего
дошкольного возраста, убеждаешься, что это очень трудоёмкая и ответственная
работа, требующая от педагога определённой системы к подбору наиболее
действенных средств и методов обучения.
Программа воспитания и обучения в ДОО четко ориентирует воспитателя на
основные формы работы по развитию речи дошкольников: расширение словаря
и умение пользоваться новыми словами в своей речи, обучение построению
простых
по
структуре
предложений
и
связной
устной
речи,
формирование
лексико-грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
К началу 2015-2016 учебного года мною было проведено обследование речи
детей средней группы. Данное обследование проводилось с целью изучения
уровня
речевого
развития,
выявления
нуждающихся
в
коррекционно-
развивающей помощи воспитанников.
При оценки результатов были получены следующие данные:
13 % детей (3 человека) имеют высокий уровень развития речи для своего
возраста:
слышат
указанный
звук
в
слове
и
могут
определить
его
местоположение,
достаточно
развитый
словарный
запас,
правильно
пользуются грамматическими категориями, по образцу могут составить
описательный
рассказ
по
картинке,
могут
прочесть
наизусть
стихотворение;
52%
детей
(12
человек)
имеют
средний
уровень
развития
речи:
затрудняются
самостоятельно
выполнять
предложенные
задания
им
требуется помощь взрослого;
35% детей (9 человек) имеют низкий уровень развития речи: даже с
помощью взрослого ребенок затрудняется в выполнении предложенного
задания, зачастую не понимает того, что от него требуется.
Результаты
диагностики
выявили
следующие
проблемы
речевого
развития
дошкольников группы:
неумение строить сложные и сложноподчинённые предложения, речевые
обороты сформированы, как правило, из предложений, которые состоят из
2-3 слов;
бедный словарный запас;
плохая дикция;
нарушенное звукопроизношение;
неумение строить диалогическую речь, правильно задать вопрос, дать
краткий или развёрнутый ответ, исходя из ситуации;
неумение
строить
монологическую
речь:
пересказать
сюжет
рассказа
близко
к
тексту
или
своими
словами,
составить
рассказ-описание
на
конкретную тему;
неспособность
использовать
в
собственных
выводах
логическое
обоснование;
несформированность культуры речи: дети не могут подбирать интонацию,
темп речи, громкость голоса и прочие параметры в конкретной речевой
ситуации.
Низкие
показатели
речевого
развития
подтверждаются
наличием
у
дошкольников
речевых
нарушений,
выявленных
средством
логопедического
обследования. Из 24 воспитанников средней группы «Цыплята»
9 человек имеют нарушение звукопроизношения,
9 человек с ОНР,
6 человек с ФФН.
Анализ полученных результатов показал необходимость повышения уровня
речевого развития детей средней группы «Цыплята», подбора средств, методов
и приёмов, способствующих лучшему усвоению программы ДОО.
Речевое
общение
в
нашей
группе
осуществляется
в
разных
видах
деятельности
детей:
в
процессе
непосредственно
образовательной
деятельности по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями
окружающей
действительности,
а
также
в
игровой
и
художественной
деятельности,
режимных
моментах.
Тематика
занятий
разнообразна:
это
времена
года,
мир
животных
и
растений,
явления
общественной
жизни,
отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Образовательную
деятельность
с
детьми
провожу
в
игровой
форме,
это
связано
с
психологическими
особенностями
детей
4-5
лет,
поскольку
они
мыслят
предметно.
Для развития речевых способностей у детей, в моей группе создан речевой
уголок,
место
для
осуществления
детской
деятельности.
Создание
данного
уголка
предполагает
доступность
дидактического
материала
по
изучаемой
лексической тематике, пособий по развитию мелкой моторики, настольных игр
по формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
С целью
повышения
уровня
речевого
развития
воспитанников,
мною
подготовлено множество иллюстративных тематических подборок «Дикие и
домашние животные», «Птицы», «Цветы», «Посуда», «Мебель» и т.д.); собрана
подборка
словесных
игр,
пальчиковых
игр;
составила
подборку
художественного
слова
(стихотворения
и
рассказы
по
временам
года,
пословицы и поговорки по различным тематикам, картотека пальчиковых игр);
изготовливаются
мнемотаблицы,
которые
помогут
детям
в
рассказывании
текстов, а также при составлении описательных рассказов.
В своей работе с детьми я использую разнообразные речевые игры: «Угадай и
нарисуй» - упражнение детей в рисовании предмета по словесному описанию
отдельных его частей.
«У кого какой предмет!» - игра помогает воспринимать слово как особый
объект
действительности,
отделять
слово
от
предмета,
обозначаемого
им,
уточнять значения слов.
«Почему так называют!» - игра помогает объяснить происхождение некоторых
слов.
Использую
игровые
упражнения,
такие
как:
«Ты
кто?»
-
учит
правильно
употреблять
глаголы,
называть
признаки
предметов;
«Скажи,
какой?»
-
выделение признаков предметов; «Что напутал Буратино?» - умение находить
ошибки
в
описании
и
исправлять
их;
«Кто
больше
увидит
и
назовет?»
-
выделение и обозначение словом частей и признаков внешнего вида игрушки;
«Где что можно делать?» - активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определенной ситуации.
Также использую игры – инсценировки: «Оля и Айболит» - умение соотносить
со
словом
игровые
действия
с
куклой,
выделять
и
называть
части
тела
и
предметы одежды куклы, закрепление произношения звуков
-о- и -а - в
звукоподражаниях. По сказке «Курочка ряба»-побуждать к самостоятельным
играм
по
мотивам
сказки,
активизировать
речевые
высказывания.
Провожу
словарные
упражнения:
«Волшебная
скакалка»,
«Найди
вкусное
слово»,
«Накорми животное» и другие, которые играют большую роль в работе по
формированию первоначальной ориентировки дошкольника в звучащей речи,
так как не только активизируют умственную и речевую деятельность ребенка,
но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Для развития фонематического слуха, речевого дыхания, для выработки у
детей отчетливой дикции разучиваю с детьми считалочки. А также использую
скороговорки, потешки, поговорки, загадки – добавлялки. Детский фольклор
дает
возможность
уже
на
ранних
этапах
жизни
ребенка
приобщать
его
к
народной
поэзии.
С
помощью
малых
форм
фольклора
можно
решать
практически все задачи развития речи, поэтому наряду с основными приемами
и средствами речевого развития дошкольника я использую этот богатейший
материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются
богатейшим
материалом
для
развития
звуковой
культуры
речи.
Развивая
чувство
ритма
и
рифмы,
мы
готовим
ребенка
к
дальнейшему
восприятию
поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Язык
народных
песенок,
потешек
лаконичен,
образен,
богат
такими
звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям улавливать их различия.
Звукосочетания,
наиболее
трудно
усваиваемые
детьми,
в
которых
много
шипящих, свистящих, то и дело слышатся в потешках. «Ладушки – ладушки,
где были? – У бабушки. Что ели? – кашку…», « Чики – чики, кички, березовые
лычки!», «Скок – поскок, сколочу мосток». Научившись различать звуковые
сочетания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному,
меткому
слову.
Потешки
я
обыгрываю
разными
способами:
сопровождая
чтение, действием игрушки, используя пальчиковый театр, шапочки, маски
различных персонажей. Сопровождая речь движением игрушки, дети быстрее
запоминают потешки, загадки и сказки.
А
применение потешек во время
проведения режимных моментов позволяет обогатить словарь детей.
Загадки - форма словесного народного творчества. Детям я предлагаю такие
загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно.
При работе с загадками также использую фигурки животных, например, петуха,
коровы
и
т.
д.
Для
каждой
фигурки
подобрана
своя
загадка:
«На
головке
красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям
молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у детей больших
затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
В развитии речи у детей
дошкольного возраста большое значение имеет
чтение произведений художественной литературы. Слушание доставляет детям
большую радость. Они внимательно слушают, активно переживают, быстро
усваивают правильную разговорную речь. Вначале прочитанную книгу вношу
в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации, более смелые могут
пересказать рассказ, сказку. Затем предлагаю набор картинок по произведению.
Показывая картинки, дети учатся последовательно пересказывать прочитанное.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю
хороводные игры. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует
эмоциональному положительному овладению родной речью.
Особое внимание уделяю укреплению связей с родителями. Все необходимые
рекомендации по речевому развитию размещаю в «уголке для родителей», а
именно: рекомендации по знакомству с художественной литературой, советы по
словарной
работе
с
детьми;
информацию
о
способах
игрового
речевого
общения с ребенком. На родительских собраниях семьи обмениваются своим
опытом по развитию речи дома.
Только последовательная и систематическая работа воспитателя позволит
добиться высокого уровня развития речи детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя
речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9
2.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва,
1972г.
3.Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.
4.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995г.
5.И.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи
дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.
6.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Москва, 1981 г.
7.Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное
воспитание. 1972 г. № 9.
8.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва,
1989г.
9.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.