Автор: Желенок Елена Федоровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Руднянская СОШ" Населённый пункт: с. Новотолучеево Наименование материала: Статья Тема: Предупреждение фонетической ошибки. Раздел: среднее образование
Предупреждение фонетической ошибки. Главный принцип
русской орфографии – фонематический.
Наблюдения показывают, что фонетика - один из наиболее трудно усваиваемых
разделов науки о языке. И зачастую, неверное усвоение законов фонетики
закладывается еще в период обучения грамоте.
В данной работе мне бы хотелось осветить проблемы, возникающие при изучении
фонетики учащимися начальных классов, предупредить фонетическую ошибку и
определить пути преодоления этой проблемы.
Раскрывая проблемы фонетической ошибки, невозможно обойти такой термин как
фонематический слух. Ведь орфография каждого языка живет по своим законам,
или принципам. У русской орфографии основной принцип – фонематический.
Фонемы обозначается буквой. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы
бы писали “дуп”, “caва”. Случаи типа “дом”, “сон” лишь свидетельствуют о
счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и
в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии
начальных классов.
Формирование фонетической системы человека – живой процесс, который
продолжается достаточно длительное время. Есть все основания предполагать, что
фонологическая система детей 6 – 7 лет не является сформированной и отличается
от фонологической системы взрослого. Навыков сознательного выделения
морфем из слов у детей нет.
Сам термин “фонема” был введен в школьную практику в 70 – е годы прошлого
века, в связи с разработкой программы по русскому языку харьковских ученых
В.В. Репкина и П.С. Жедек. Одна из первых статей на эту тему была напечатана в
сборнике “Обучение орфографии в восьми летней школе, вышедшем под
редакцией М.М. Разумовской в 1970 году. Именно с этого времени начинается
активное использование термина “фонема” в школьном обиходе: понятие фонема
вводится в начальной школе на уроках русского языка и даже на уроках обучения
грамоте, активно используются такие понятия, как сильная и слабая позиция,
поставить в сильную позицию, проверить слабую позицию сильной позицией
морфемы. Эти понятия используются и применяются на практике.
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и
выработки орфографического навыка: ведь в русском языке огромное количество
орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой
позиции (русскую орфографию называют- фонематической). Развитие
фонематического слуха требует весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в
период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения
(развитие слуховых восприятий).
В период обучения грамоте большое внимание уделяется звуковой аналитической
работе. Дети артикулируют звуки, учатся выделять звуки из слова в различном
положении: в начале слова, в середине, в конце. Но в то же самое время
достаточно много времени проводится для осознания детьми фонем по глухости -
звонкости. Ведь если ребенок не отличает парных по глухости – звонкости
согласных от непарных, то суть орфографического правила написания согласных
в конце слова и перед шумными согласными ему так и не откроется.
Голосовые связки являются “главными виновниками” торжества, благодаря им мы
говорим, при участии только шума рождаются глухие согласные, а если участвует
голос и шум, то мы произносим звонкие согласные. На моих уроках русского
языка и уже на уроках обучения грамоте я ввожу термин “фонема” – как звук –
смыслоразличитель. При знакомстве учащихся первого класса со звуками
обязательно объясняю, “как рождаются звуки”, при этом дети узнают устройство
своего организма. Дети узнают, почему и как мы говорим (на экране
высвечивается устройство голосового аппарата). При освоении звуков и букв
формируются первые навыки познания своего организма. Дети узнают, что
фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме, ведь
раскрывая проблему фонетической ошибки, невозможно обойти такой термин как
фонематический слух. А главный и основной принцип русской орфографии –
фонематический.
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и
выработки орфографического навыка: ведь в русском языке огромное количество
орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой
позиции ( русскую орфографию называют- фонематической).
В научно - методической литературе выделяются следующие типы фонетических
ошибок:
I.
Смешение понятий “буква” и “звук”.
II.
Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать при
звуковом анализе.
III.
Неправильное определение ударного слога.
IV.
Неверное деление слова на слоги.
Первая ошибка : смешение понятий «буква» и ”звук”. Это является наиболее
частой ошибкой в школьной практике изучения фонетики. Мы можем услышать
на уроке такие выражения:” назовите твердую или мягкую букву, ” «найдите
звонкую или глухую букву». Ответ ученика – «гласная буква, согласная буква».
Это неверно.
Чем это объясняется? Дело в том, что во многих букварях работа над звуком и
буквой проводилась параллельно, а на уроках обучения фонетики использовалась
одинаковая терминология.
В своей работе я хотела бы остановиться именно над первым типом фонетической
ошибки: « Смешение понятий буква и звук» . Во-первых, работа по этой теме
может начинаться с учениками в добукварный период, и заложенные знания при
начальном обучении грамоте помогут предотвратить смешение понятий «буква и
звук». Эта работа поможет усвоению формы буквы, их узнаванию, усвоение
алфавитного названия букв, усвоение звукового состава букв.
На этапе фонемного анализа также необходимо «вычистить» все согласные звуки
– как глухие, так и звонкие. С глухих убрать голос: не (шэ) а(ш). Со звонких
согласных нужно убрать призвук гласного: не(дэ),а(д). Это очень важно, так как
при синтезировании звукового потока в слово «грязные» согласные замедляют и
сам процесс синтезирования и узнавание смысла слова. Это является также одной
из причин длительного периода замедленного темпа чтения.
Детям рассказывается о том, что ученые изобрели значки, в которые как бы
надели звуки, сшили для них форму. Кажется, что нет никаких проблем найти для
звука значок. А сколько звуков мы слышим, и сколько вообще есть звуков в
русском языке.
Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу – снежинок,
Сколько в дожде - дождинок,
Сколько в песке – песчинок.
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки?
Звуков человеческой речи не пересчитать, их там много. И ученые придумали
какие звуки одеть в форму, т.е изобрести для них форму.
Давайте поиграем со словом «сом». «Наперегонки» заменить в нем первый
звук
I.
Сом – дом – ком – лом – ром - том.
II.
Заменим второй звук: совсем мало слов: сам – сям(иногда употребляется
выражение там сям, т.е в разных местах)
III.
А теперь замените последний звук
Сом - сок – сор – сон.
Посмотрите, меняем один звук, а получаем совсем другое слово.
Эти звуки – смыслоразличители .
Замечательный ученый Будуэн дэ Куртене дал им красивое понятие «фонема».
Теперь запомните название звуков, которые различают слова. Посмотрите и
запомните это слово. А сколько же фонем в русском языке? Подумав, мы
приблизимся к открытию тайны алфавита. Но торопиться нельзя. В этих случаях
русская пословица гласит:” тише едешь – дальше будешь!”
Фонема изображается русскими буквами в ломаных скобках.
Согласные - 34
Гласные – 5
Гласные и согласные фонемы прекрасно справляются с созданием самых разных
по смыслу слов. Используется на уроках игра “Одна фонема, марш!”
I.
Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте так, чтобы из
оставшихся фонем получилось новое слово: всласть – власть, полк –
пол, краска – каска, склон – слон.
II.
Теперь, наоборот, перед вами слова, а вы добавьте к каждому из них
фонему, чтобы получилось новое слово: дар –удар, шар – шарф, лапа –
лампа, усы – бусы
III.
Теперь в слове замени одну согласную фонему. Ногти – когти, орел –
осел, губы – зубы, свет – цвет
Поиграв в эту игру, учащиеся убеждаются, как много может сделать одна фонема.
Ведь это не шутка, различать слова, изменять смысл слова.
Продолжается сравнение фонем и букв. Есть мягкие согласные фонемы, а букв
таких нет. Есть буквы ъ и ь, я, ю, е, ё - а фонем таких нет. Чтобы разобраться в
этих словах и других различиях совершают дети экскурсию на “ завод” . Это
особый “завод”: в нем рождаются звуки. Рассматривается рождение только тех
звуков, которые различают слова.
Как рождаются звуки?
(на экране высвечивается рисунок человеческого голосового аппарата).
Кажется, чтобы говорить легко, звуки, слова и даже целые фразы как будто сами
выпрыгивают у нас изо рта. В действительности, все не так просто: в нашем
организме работает целый “завод” по производству звуков. Вместо станков на
“заводе”- органы речи. А звуки – настоящие эксплуататоры. Только для того,
чтобы звук появился на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот ,
нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы! А наши уши –
контролеры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнес в слове звук – ухо
сразу услышит. Именно ухо сообщает нам, что это говорит иностранец, у него
акцент. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки, как
воздух, пробежав по органам речи, превращается в звук. Смотрим на экран
проектора.
Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из легких. По дыхательному
горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки. Странные
существа эти связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки
образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание
превращается в голос.
Связки “боятся” например звуков [а], [о], [р], [д], зато [с], [ш] совершенно их не
пугают. Когда эти звуки образуются, связки и не думают дрожать, поэтому [а], [ш]
получаются совершенно “безголосыми”.
Из узенькой гортани воздух, которому надоело протискиваться сквозь голосовые
связки с голосом или без голоса, вырывается на свободу и «бежит в рот». Так
ведут себя почти все звуки.
Но есть звуки, которым так и не удается вырваться на простор: из узкой гортани
они попадают в узкий нос. Этих звуков всего два. [М] и [Н]. Их так и называют
носовыми. Вы, конечно, знаете уже, что звуки бывают гласными и согласными.
Если воздуху удается вырваться наружу, не встретив никаких преград, то
получается гласный звук, а если ему придется прорваться через баррикады,
препятствия, которые устраивают губы, зубы, нос, то получится согласный звук.
На этапе фонемного анализа дети должны четко научиться различать гласные и
согласные. Ученики должны четко представлять себе, что согласные потому
неудобны для пения, что во рту полости воздушная струя встречает преграду
(язык и небо, язык и зубы, зубы и губы).
Звонкие и глухие “двойняшки”
Произнесите звук [ш]. Слышится только шум. Слышите, сколько шума?
[Ж] – что пришлось “ подключать”, чтобы получился этот звук. Голос. Один шум с
этой работой справиться не может.
Значит, при рождении согласных звуков могут работать и шум, и голос. Причем,
шум бывает всегда, а голос - нет. А сейчас проверяем звуки на шум и голос. [К] –
услышали голос? Нет. А теперь подключите голос. Получился звук [г]. Теперь,
наоборот, выключим голос. Произнесите [б], уберите голос, получилось [п], а
теперь понаблюдаем за органами речи. Что, например, делают ваши губы, когда
вы произносите [в, ф]. Губы и зубы ведут себя одинаково, а вот голос, то исчезает,
то появляется. Верхние зубы касаются верхней губы. Согласные, которые
произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума,
называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, звучнее
и намного звонче глухих. За это они получили свое название – звонкие.
Некоторые звонкие и некоторые глухие звуки очень похожи друг на друга –
настоящие “двойняшки”. Их и произносят почти совсем похоже: одинаково
складываются губы, одинаково двигается язык. Только при произношении глухих
звуков не ”включается” голос, произнесенный звук – это всего лишь шум, в
котором голосовые связки не участвуют.
Нарисуйте двухэтажный дом, пока в этом доме будут жить только “двойники” на
первом этаже 6 комнат займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором
этаже его пара: звонкие согласные.
Б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.
Упражнения для вычленения усвоения звонких и глухих согласных.
1.
Найдите в каждой из этих пар слов звонкие и глухие согласные, из-за
которых получились разные слова
Жар – шар, код – год, удочка – уточка
2.
Из стихотворного отрывка назовите вначале все звонкие, а потом глухие
согласные, которые входят в одну из пар, живущих в доме.
“Ветер осенний в лесах подымается, шумно по чащам идет.
Мертвые листья срывает и весело в бешеной пляске несет” (И. Бунин)
Далее рассматривается список фонем и находятся среди них такие, которые не
хотят ходить в паре с глухими согласными. Это четыре звонкие “одиночки”.
Каждая справляется со своими обязанностями – различает слова. Обозначается
каждая из этих фонем буквой л, м, н, р . Поселяются в домик, на второй этаж, где
живут звонкие согласные. Есть в русском языке и такие фонемы, которые не ходят
в паре со звонкими согласными. Это глухие “одиночки” х, ц, ч – на первый этаж.
Упражнения:
1). Назовите в словах только звонкие согласные.
Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом
Мокнут листья и цветы
Мокнут лужи и зонты.
2). Назовите в словах только глухие согласные.
У папы три капли упали со шляпы
Кошка согрела озябшие лапы.
3). Придумайте как можно больше слов только с глухими согласными, потом
только со звонкими, потом с теми и другими.
4). Из списка согласных фонем найдите и назовите все фонемы " двойняшки" по
глухости- звонкости.
5). Назовите только звонкие " одиночки".
6). Назовите только глухие " одиночки" .
7). Назовите только гласные фонемы.
Итак, при фонематическом подходе происходит ориентация учащихся на фонему
(звук), дается установка найти основной звук (звук в сильной позиции), а затем
соотнести его с буквой. В добукварный период дети овладевают звуковым
анализом слова как важнейшим внешним условием письма, а параллельно учатся
писать элементы строчных букв. На следующем этапе при переходе к буквенному
обозначению фонем они усваивают буквы и одновременно с этим учатся писать
уже как целостные единицы. В данной работе разрабатывалось признание
основного принципа русской орфографии как фонематического, в силу которого
одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях и в
сильных и слабых позициях.
Таким образом, именно фонематический подход обеспечивает формирование
прочного и полноценного орфографического навыка, необходимыми условиями
которого являются фонематический (речевой слух) и орфографическая зоркость
учащихся.
Осмысление понятия фонематического слуха значимо в плане поиска
эффективных приемов обучения орфографии, а так же для методики обучения
грамоте, развитие навыков устной речи, формирование навыков чтения.
Очень важно объединить правила по общности их принципиальной сущности – по
принадлежности основному фонематическому принципу орфографии.
Речь идет о понимании детьми общей для всех правил операции проверки: от
буквы – загадки - к букве – отгадке – и все в порядке! От слабой позиции к
сильной и ошибка исчезнет или не появится вовсе. Усвоят младшие школьники
суть проверки по фонематическому принципу русской орфографии – будет
заложен фундамент орфографической грамотности человека.
Используемая литература:
1) Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.; Основы обучения грамоте по "Азбуке" и " Моим
первым тетрадкам": Метод. пос. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002 год.
2) Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Москва, " Просвещение", 1991
год.
3). Р.И. Аванесов " Фонетика современного литературного языка", М.; 1956)
4) Н.С. Шаповалова, статья " Лингвометодические основы орфографической
работы в начальной школе", начальная школа, №11, 2005 год.
5) " Учимся, играя."; В.Волина - М: Новая школа, 1994.
6) Л.С. Сильченкова, статья " Формирование фонематического слуха", начальная
школа, №1, 2005 год.
8) Анисимова Т.Б., Плотникова Т.В. издательство " Феникс", 2005 год
.