Автор: Нагорная Алена Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Звезда СП "Рябинушка" Населённый пункт: Самарская обл. Безенчукский район Наименование материала: проект Тема: "Елочка- зеленая иголочка" Раздел: дошкольное образование
Проект во второй младшей группе «Елочка- зеленая иголочка».
Формирование ценностного отношения к объектам живой
природы
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-исследовательский (познавательный) .
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации : 15 – 31 декабря 2016 г.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители
детей, музыкальный руководитель.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Цель: формирование ценностного отношения к объектам живой природы на
примере дерева ель; расширение знаний детей о русской народной
традиции празднования Нового года.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о ели: отличительные особенности, строение
дерева.
2. Формировать у детей осознанное отношение к окружающим природным
объектам на основе представлений их значимости в жизни человека и
животных.
3. Углублять и систематизировать знания о символическом значении ели в
организации празднования Нового года, традициями праздника.
4. Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний об объектах
живой природы, экологические знания об охране еловых лесов.
5. Развивать у детей познавательные и конструктивные умения: наблюдать;
сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих
исследований в творческой деятельности.
6. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, природе
родного края.
Организация проекта
I этап: постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской
работы.
Проблема исследования:
Во время прогулки наблюдали с детьми за деревьями на участке детского
сада, близстоящими деревьями. Внимание детей привлекла ель. Возникли
вопросы: «Почему все деревья стоят без листьев, а елочка по-прежнему
зеленая? », «Чем отличается елка от других деревьев? », «Почему елочку
украшают на Новый год? ». В группе во время самостоятельной деятельности
дети рассматривали иллюстрации различных елочек, их украшений и
заинтересовались возможностью изготовления елочек и игрушек своими
руками.
Гипотеза исследования:
Выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми,
бесед с родителями, чтения литературы, наблюдений, рассматривания
иллюстраций, поделок.
Ель – очень красивое и полезное людям хвойное дерево, которое
используется для озеленения, в быту и является символом Нового года и
Рождества. Чтобы сохранить это дерево и сделать его новогодним
украшением, необходимо знать его строение, особенности произрастания,
разнообразные способы использования, полезность для человека и
животных, а так же познакомиться с образом ели, елки, елочки в
произведениях искусства и народном творчестве.
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с
воспитателями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. Познакомиться со строением, отличительными особенностями ели.
2. Изучить значение, пользу деревьев и, в частности ели, для человека и
животных.
3. Выяснить традиции празднования Нового года, украшения елочки на
праздник.
4. Познакомиться с проблемой охраны еловых посадок, особенно перед
Новым годом.
5. Освоить разнообразные способы изготовления новогодних елочек,
игрушек для украшения группы и елочки.
Результаты исследования:
• выставка рисунков «Елочка – зеленая иголочка»;
• альбом рисунков «Елочка – зеленая иголочка»;
• новогодние украшения из теста «Украсим елочку»;
• новогодний коллаж для украшения группы «Елочка из ладошек»
(коллективная работа детей) ;
• коллекция совместных поделок родителей и детей «Новогодняя игрушка»;
• альбом стихов, загадок, пословиц, открыток, иллюстраций, песен,
фотографий, рисунков о елочке «В лесу родилась елочка».
II этап: организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях
произрастания ели, ее значении для человека и способах ее применения:
проведение познавательных занятий «Вырастала елка» (формирование
умения составлять описательный рассказ, развитие представлений детей о
пользе ели для животных, способах украшения новогодней красавицы) ; «В
лесу родилась елочка» (формирование умения различать характерные
признаки предметов с помощью анализаторов) ;
беседы с детьми на темы «О пользе ели» (знакомство детей со значением
елового леса, древесины, хвои, смолы; с традициями использования елки как
символа Нового года и Рождества, расширение представлений о пользе ели
для жизни животных и птиц (место обитания, питание, укрытие от
хищников) ; «Как елочку сберечь» (формирование представлений о правилах
поведение в лесу с деревьями, расширять экологические представления об
охране лесов, воспитывать любовь к родной природе) ;
чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов о ели: «Таня выбирает елку»
Л. Воронкова, «Елка в лесу» А. Барто, «Наряжаем елку» Т. Тонина, «Елка» К.
Чуковский, «Ёлка» Е. Трутнева, «В лесу» Р. Кудашева, «Ёлочка-красавица» А.
Мецгер, «Елка наряжается» Я. Аким, «Наша ёлка» Е. Ильина;
дидактические игры: «Кто на елочке живет? » (закрепление знаний о
животных и птицах родного края) ; «Что есть у елочки» (закрепление знаний
о строении дерева (ствол, ветви, корни) ; «Собери ёлку» (пазлы) (упражнять
детей в умении составлять из частей целое, развивать внимательность,
мелкую моторику) ; «Найди самую высокую ёлку» (развитие умения
сравнивать несколько предметов по высоте) ; «Сделаем фонарики на ёлку»
(продолжать развивать умение конструировать из бумаги) ; «Выкладывание
елочки из палочек» (закрепление навыка работы со счетными палочками,
развитие мелкой моторики, умения работать со схемой) ; «Волшебные
ниточки» (продолжать учить детей выкладывать силуэт елочки из ниток) .
проведение пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений,
физкультминуток: «Наряжаем елку», «Елочка», «Идем в лес за елочкой»,
«Снеговик», «Снежинки», «В лесу родилась елочка», «Лесные гости»;
отбор книг, иллюстраций про Новый год для составления выставки;
подбор загадок, стихов, пословиц, песен о ели;
наблюдение за елочкой на участке детского сада, рассматривание ветки ели
в группе, сравнение с веткой березы;
знакомство с вариантами искусственных елочек из разнообразных
материалов и способами их изготовления;
просмотр и отбор рисунков и фотографий, открыток с изображением ели для
альбома «В лесу родилась елочка».
2. Творческая познавательная деятельность детей:
проигрывание ситуаций во время сюжетно-ролевых игр: «Готовимся к
встрече Нового года», «Новый год в лесу», «Куклы наряжают елку»
(проигрывание с детьми различных вариантов проведения Нового года,
развитие умения строить ролевой диалог в соответствии с ситуацией,
вызывать радость, интерес к приближающемуся празднику) ;
проведение занятий по художественному творчеству: рисование «Елочка –
зеленая иголочка» (знакомство с рисованием ели методом «тычка»,
знакомство со строением ели) ; лепка «Украсим елочку» (из теста)
(формирование навыка работы с тестом, умения делать новогодние
украшения для елки) ; аппликация «Елочка из ладошек» (коллективное
творчество) (знакомство с различными способами изготовления ели,
возможными материалами)
изготовление с родителями новогодних елочек и подготовка к их
презентации на выставке «Зимняя фантазия»;
оформление выставки и альбома «Елочка – зеленая иголочка»;
оформление коллекции открыток, рисунков для альбома «В лесу родилась
елочка»;
украшение группы к Новому году совместно с родителями и детьми.
3. Работа с родителями:
ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
подбор и разучивание стихотворений с детьми для новогоднего утренника;
изготовление новогодних елочек из различных материалов для выставки
«Зимняя фантазия»;
консультации, папки-передвижки: «Интересные факты про Новый год»,
«Новый год для детей: как устроить праздник», «Правила безопасности во
время праздника (памятка) »;
оказание помощи в приобретении игрушек, совместное украшение группы к
новогоднему празднику;
оказание помощи воспитателям в составлении коллекции открыток,
рисунков для альбома «В лесу родилась елочка»;
привлечение родителей к участию в новогоднем утреннике;
подготовка сладких подарков к новогоднему утреннику.
III этап: презентация результатов исследовательской деятельности.
• выставка рисунков в раздевалке группы «Елочка – зеленая иголочка»;
• организация выставки совместных работ родителей и детей «Новогодняя
игрушка»;
• презентация в группе альбома рисунков и фотографий, открыток с
изображением ели «В лесу родилась елочка»;
• новогодний коллаж для украшения группы «Елочка из ладошек»;
• новогодний утренник «В гости к елочке»;
• оформление проекта «В лесу родилась елочка», конспектов, мероприятий,
проведенных с детьми.