Напоминание

Формирование ключевых компетенций на уроках географии


Автор: Сидюк Любовь Афанасьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Минеральные Воды Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование компетенций обучающихся на уроках географии

с использованием инновационных технологий
Развитие современного общества требует от школьника 21 века овладения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Задачи современного образования направлены на формирование «компетентностей у учащихся». Формирование ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию, которая воспитывает толерантность, способность жить с людьми других национальностей, культур, языков, религий в мире и согласии. Развитие индивидуальных особенностей учащихся связано с внедрением инновационных педагогических технологий. Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с использованием необходимых технических или информационных средств. Современные образовательные технологии – важное условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, эффективного использования учебного времени Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Выделяют несколько видов компетенций:
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационные

компетенции
. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируютя умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Ценностно-смысловые

компетенции.
От них зависит и н ди в и дуа л ь н а я образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Это компетенции , связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.
Коммуникативные компетенции.
Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.
Общекультурные

компетенции.
Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Социально-трудовые

компетенции
. Сюда входят, например, у м е н и я анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.
Компетенции

личностного

самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Формирование ключевых компетентностей учащихся требует от педагога пересмотреть с в о и п р и ё м ы и м е т о д ы р а б о т ы н а у р о к е и в о в н е у р о ч н о е в р е м я . Компетентностный подход вносит изменения в позицию учителя в организации образовательного процесса, изменения в характер взаимоотношений между учителем и учеником. Роль учителя на уроке – это роль наставника, координатора, партнера, а его задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества. Личностно – ориентированные технологии отдают приоритет личности ребенка, обеспечению комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для ее развития, реализации ее природных потенциалов. Проблемное обучение.Создание проблемных ситуаций в учебной деятельности и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Использование технологии дифференцированного обучения

направлено на создание разноуровневых заданий, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся. Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта: презентации, видеофильма, альбома, плаката, статьи. В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний, формируются компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.

Исследовательские

методы

в

обучении.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность принятия решений, наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте; проведение исследования - теоретического или экспериментального – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента. - объяснение полученных данных; - формулировка выводов, оформление результатов работы. При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Информационно – коммуникативные технологии. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся. Использование ИКТ способствует повышению наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках, позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. «Ключевые компетенции» позволяет ученику быть успешным в любой сфере деятельности и особенно в обучении. В своей работе учителя географии в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными образовательными стандартами, я уделяю большое внимание созданию развивающей среды, формированию ключевых компетенций. Например, урок – путешествие в 6 классе при изучении темы «Рельеф суши. Горы» Цель урока: Формирование познавательных компетенций учащихся на уроках географии. Образовательные задачи: продолжить изучение нового материала по теме «Рельеф суши», развивать умения и навыки работы с картой. Развивающие задачи: научиться применять свои знания в новой учебной ситуации. Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе, любовь к Родине. На этапе проверки домашнего задания ученики получают дифференцированные задания. Работают в парах методом взаимопроверки. Происходит формирование коммуникативных компетенций. На этапе изучения нового материала при отработке понятия «горы» используются приёмы работы с иллюстрациями, текстом учебника, слайдами презентации. Пробуют самостоятельно дать определение «горы», говорят о происхождении гор, называют известные им горы, выступают с докладами о высочайших горах мира, Евразии, о горах Кавказа. Готовят проекты о горах – лакколитах региона КМВ. При дальнейшем закреплении материала урока ученики заполняют схемы, таблицу, работают с картой атласа. Таким образом, происходит формирование не только предметных географических компетенций, но общепредметных ключевых компетенций, таких, как учебно – познавательные комптенции, исследовательские, инфомационно- коммуникативные. На этапе повторения и закрепления новых знаний при заполнении кроссворда учащиеся учатся применять полученные знания и умения в новой учебной ситуации, т.е. формируются компетенции. На этапе рефлексии, когда ученикам предлагается по завершении урока оценить с в о ю д е я т е л ь н о с т ь н а у р о к е , формируются компетенции личностного самосовершенствования. Таким образом, мы видим, что в течение одного урока, формируется сразу несколько видов ключевых образовательных компетенций.
Урок - способ формирования образовательных компетенций. В своей работе я широко использую многие современные образовательные технологии. В 2012-2016 г. среди учеников школ города и района Кавказские Минеральные Воды проводились научно – практические конференции «Отечество». На конференциях были представлены проекты моих учащихся: «История памятников нашего города», «История исчезнувших памятников России», «История исчезнувших памятников Ставрополья», «Экология рек Ставрополья», « Мой город», «Народы Ставрополья», «О чем говорят камни? и др. Победителями конкурсов проектов стали Шевчук Милена - 8в класс, Верхова Анна - 9 а класс, Иванова Анастасия 10б класс, Мигулина Юлия 9в, Дорошенко Виктория 10 А. Ежегодно на протяжении нескольких последних лет мои ученики создают электронные учебные пособия к урокам — мультимедийные презентации по различным темам. Ученики 7 классов создали презентации по темам «Природные зоны Африки», «Природные зоны Северной Америки» , «Природные зоны Южной Америки», «Природные зоны Австралии» «Природные зоны Антарктиды», «Природные зоны Евразии» «Растительный и животный мир материков». Ученики 8 классов создали презентации по темам «Физико — географические районы России». Ученики 9 классов создают презентации по темам «Экономические районы России», «Города России». Ученики 10 - 11 классов создают презентации по темам «Страны мира». Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить и применять полученные навыки в практической деятельности.
Список литературы
1. Зимняя И.А. «Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26. 2. « Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»// Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. 3. С елевко Г.К. «Современные о б р а з о в ат е л ь н ы е технологии»// М.: Народное образование, 1998. 4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.


В раздел образования