Автор: Иванейкина Светлана Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Хозанкинская ООШ" Населённый пункт: Красночетайского района Чувашской Республики Наименование материала: Презентация Тема: Решение задач на смеси и сплавы Раздел: среднее образование
процентное содержание вещества;
-
концентрация вещества;
концентрация вещества;
-
массовая доля вещества
массовая доля вещества
Всё это синонимы
Всё это синонимы
ВОЗЬМЕМ 180 ГРАММ ВОДЫ И
ВОЗЬМЕМ 180 ГРАММ ВОДЫ И
ДОБАВИМ В ВОДУ 20 ГРАММ СОЛИ.
ДОБАВИМ В ВОДУ 20 ГРАММ СОЛИ.
ПОЛУЧИМ РАСТВОР СОЛИ. ЕГО
ПОЛУЧИМ РАСТВОР СОЛИ. ЕГО
МАССА РАВНА
МАССА РАВНА
180 + 20 = 200 ГРАММ
180 + 20 = 200 ГРАММ
Концентрация соли (процентное
Концентрация соли (процентное
содержание соли) - это отношение
содержание соли) - это отношение
количества соли к количеству
количества соли к количеству
раствора, записанное в процентах -
раствора, записанное в процентах -
(20 : 200) ·100 = 10%
(20 : 200) ·100 = 10%
ВОЗЬМЕМ 15 КГ ЦЕМЕНТА И 45 КГ
ВОЗЬМЕМ 15 КГ ЦЕМЕНТА И 45 КГ
ПЕСКА. ВЫСЫПАЕМ В ЯЩИК И
ПЕСКА. ВЫСЫПАЕМ В ЯЩИК И
ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕМЕШАЕМ ЦЕМЕНТ С
ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕМЕШАЕМ ЦЕМЕНТ С
ПЕСКОМ, ПОЛУЧИМ СМЕСЬ ЦЕМЕНТА
ПЕСКОМ, ПОЛУЧИМ СМЕСЬ ЦЕМЕНТА
С ПЕСКОМ. ЕЕ МАССА РАВНА
С ПЕСКОМ. ЕЕ МАССА РАВНА
15 КГ + 45 КГ = 60 КГ
15 КГ + 45 КГ = 60 КГ
Концентрация цемента (процентное
Концентрация цемента (процентное
содержание цемента) – это отношение
содержание цемента) – это отношение
количества цемента к количеству
количества цемента к количеству
смеси, записанное в процентах –
смеси, записанное в процентах –
(15 : 60) ·100 = 25%
(15 : 60) ·100 = 25%
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧ
ЗАДАЧ
1. С помощью таблиц
1. С помощью таблиц
2. С помощью уравнений и системы
2. С помощью уравнений и системы
уравнений
уравнений
3. С помощью модели-схемы
3. С помощью модели-схемы
4. С помощью приравнивания
4. С помощью приравнивания
площадей равновеликих фигур
площадей равновеликих фигур
5. Старинный способ решения задач.
5. Старинный способ решения задач.
(Метод рыбки)
(Метод рыбки)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ
ТАБЛИЦЫ
ТАБЛИЦЫ
8
Способ №1
Способ №1
9
10%=0,1
30%=0,3
25%=0,25
200 г
хг
(200 – х)г
0,1
х
0,3
(200–х)=60–0,3х
200
0,25=50
.
50
3
,
0
60
1
,
0
х
x
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ
УРАВНЕНИЙ
УРАВНЕНИЙ
.
200
у
х
.
50
3
,
0
1
,
0
у
х
.
50
3
,
0
1
,
0
,
200
у
х
у
х
Условно разделим сплав на никель и еще какой-то металл.
Пусть х кг масса первого сплава, у кг – второго.
Так как масса третьего сплава 200 кг, то получим уравнение
Масса никеля в первом сплаве (0,1х) кг,
во втором – (0,3у) кг,
а в новом - 200·0,25=50 кг. Получим второе
уравнение
Получим систему уравнений:
50 кг – масса первого сплава.
150 кг – масса второго сплава.
150 – 50 = 100 (кг)
Способ №2
Способ №2
Ответ: на 100
кг
.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ -
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ -
СХЕМЫ
СХЕМЫ
11
Способ №3
Способ №3
ЗАДАЧА №2.
ЗАДАЧА №2.
ИМЕЕТСЯ ДВА СПЛАВА МЕДИ И СВИНЦА. ОДИН
ИМЕЕТСЯ ДВА СПЛАВА МЕДИ И СВИНЦА. ОДИН
СПЛАВ СОДЕРЖИТ 15% МЕДИ, А ДРУГОЙ 65% МЕДИ. СКОЛЬКО
СПЛАВ СОДЕРЖИТ 15% МЕДИ, А ДРУГОЙ 65% МЕДИ. СКОЛЬКО
НУЖНО ВЗЯТЬ КАЖДОГО СПЛАВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ 200Г
НУЖНО ВЗЯТЬ КАЖДОГО СПЛАВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ 200Г
СПЛАВА, СОДЕРЖАЩЕГО 30% МЕДИ?
СПЛАВА, СОДЕРЖАЩЕГО 30% МЕДИ?
12
+
=
МЕДЬ
МЕДЬ
МЕДЬ
МЕДЬ
МЕДЬ
МЕДЬ
15%
65%
30%
200 г.
(200 – х)
г.
х г.
.
200
3
,
0
200
65
,
0
15
,
0
x
x
Решив это уравнение, получаем х=140 . При этом значении х
выражение 200-х=60 . Это означает, что первого сплава надо
взять140г, а второго-60г.
Ответ:140г. 60г.
ЗАДАЧА №3.
ЗАДАЧА №3.
СМЕШАЛИ 30%-Й РАСТВОР СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ С
СМЕШАЛИ 30%-Й РАСТВОР СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ С
10%-ЫМ РАСТВОРОМ И ПОЛУЧИЛИ 600 Г 15%-ГО РАСТВОРА.
10%-ЫМ РАСТВОРОМ И ПОЛУЧИЛИ 600 Г 15%-ГО РАСТВОРА.
СКОЛЬКО ГРАММОВ КАЖДОГО РАСТВОРА НАДО БЫЛО ВЗЯТЬ?
СКОЛЬКО ГРАММОВ КАЖДОГО РАСТВОРА НАДО БЫЛО ВЗЯТЬ?
15x = 5 (600- x)
x =150
Ответ: 150г 30% и 450г 10%
раствора
П
(%)
3
0
1
5
10
0
x
m(г)
S
1
= S
2
S
1
S
2
60
0
Способ №4
Способ №4
Решение с использованием графика.
Решение с использованием графика.
Приравнивание площадей равновеликих
Приравнивание площадей равновеликих
прямоугольников:
прямоугольников:
Параметры
Параметры
конечного
конечного
раствора
раствора
Параметры
исходных
растворов
Доли исходных
растворов в конечном
растворе
α
3
α
1
(М
1
)
α
2
(М
2
)
α
2
–
α
3
α
3
–
α
1
α
2
–α
3
частей
α
3
–α
1
частей
14
Способ №5
Способ №5
Параметры
Параметры
исходных
исходных
растворов
растворов
Доли исходных
Доли исходных
растворов в конечном
растворов в конечном
растворе
растворе
α
3
α
1
(М
1
)
α
2
(М
2
)
α
2
–
α
3
α
3
–
α
1
α
2
–α
3
α
3
–α
1
Метод «Рыбки»
Метод «Рыбки»
15
Задача №4
Задача №4
(смешивание двух веществ). Сплавили два слитка серебра:
(смешивание двух веществ). Сплавили два слитка серебра:
75г. 600-й пробы и 150г. 864-й пробы. Определите пробу получившегося
75г. 600-й пробы и 150г. 864-й пробы. Определите пробу получившегося
сплава серебра
сплава серебра
Параметры
Параметры
конечного
конечного
раствора
раствора
Параметры
Параметры
исходных
исходных
растворов
растворов
Доли исходных
Доли исходных
растворов в конечном
растворов в конечном
растворе
растворе
х
600 (75г)
864 (150г)
8
6
4
-
х
Х
-
6
0
0
16
864-х
Х-600
864-Х
Х-600
=
75
150
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
•
•
Сколько нужно взять 10% и 30% растворов марганцовки, чтобы
Сколько нужно взять 10% и 30% растворов марганцовки, чтобы
получить 200 г 16% раствора марганцовки?
получить 200 г 16% раствора марганцовки?
•
•
Морская вода содержит 5 % соли по массе. Сколько пресной воды
Морская вода содержит 5 % соли по массе. Сколько пресной воды
нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли
нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли
составляла 1,5 %?
составляла 1,5 %?
•
•
Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го
Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го
раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300
раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300
г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.
г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.
•
•
При смешивании первого раствора кислоты, концентрация
При смешивании первого раствора кислоты, концентрация
которого 20%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация
которого 20%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация
которого 50%, получили раствор, содержащий 30% кислоты. В
которого 50%, получили раствор, содержащий 30% кислоты. В
каком отношении были взяты первый и второй растворы?
каком отношении были взяты первый и второй растворы?
РЕФЛЕКСИЯ.
РЕФЛЕКСИЯ.
I
I
. Послушайте притчу и выполните задание.
. Послушайте притчу и выполните задание.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим
солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился
солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился
и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый
и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый
день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я
У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я
добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо
добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо
засветилось радостно и с удовольствием ответил: «А я принял участие в
засветилось радостно и с удовольствием ответил: «А я принял участие в
строительстве храма».
строительстве храма».
Кто себя считает первым рабочим, обведите кружочком цифру 1. Кто себя
Кто себя считает первым рабочим, обведите кружочком цифру 1. Кто себя
считает вторым рабочим - цифру 2, если третьим - цифру 3. Попробуйте
считает вторым рабочим - цифру 2, если третьим - цифру 3. Попробуйте