"Технология веб-квеста на уроках английского языка"
Автор: Шенцева Светлана Викторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40" Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: "Технология веб-квеста на уроках английского языка" Раздел: среднее образование
«Технология веб-квеста на уроках английского языка»
Обучение
сегодня
нацелено
на
развитие
самостоятельного,
критического
и
творческого
мышления. Одним
из
путей
повышения
мотивации
и
эффективности
учебной
деятельности
в
школе
является
включение
обучающихся
в
проектную
деятельность.
Формой
такой
деятельности
является
технология
веб-квеста,
позволяющая
учителю
осуществлять самые интересные творческие идеи. Web-квест - это формат
урока
с
ориентацией
на
развитие
познавательной,
исследовательской
деятельности учеников, на котором основная часть информации добывается
через ресурсы Интернет. Главная особенность веб-квеста состоит в том, что
вместо
того
чтобы
заставлять
учащихся
бесконечно
блуждать
по
сети
в
поисках
необходимой
информации,
учитель
дает
им
список
web-сайтов,
соответствующих
тематике
проекта
и
уровню
знаний.
Конечно
же,
дети
смогут
зайти
на
эти
сайты
в
поисках
необходимых
сведений,
однако
благодаря
предоставленному
заранее
списку
нужных
ресурсов
они
не
затеряются в интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того
чтобы заниматься своим проектом.
Веб-квест может выполняться индивидуально и в группе. Кроме того,
работая в группе, более сильные ученики могут помогать слабым, таким
образом, каждый может использовать свои способности.
Одной
из
положительных
черт
этой
технологии
является
развитие
критического
мышления.
Учащиеся
собирают
информацию,
далее
трансформируют её и на основе полученных знаний выполняют задание и
решают
поставленную
проблему.
У
них
повышается
мотивация,
они
воспринимают
задание
как
нечто
«реальное»
и
«полезное»,
что
ведет
к
продуктивной деятельности.
Структура веб-квеста:
Веб-квест состоит из следующих разделов:
Введение - краткое описание темы веб-квеста. Этот раздел предназначен
для привлечения интереса учеников.
Задание
-
формулировка
проблемной
задачи
и
описание
формы
представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности
действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки
на
Интернет-ресурсы
и
любые
другие
источники
информации),
а
также
вспомогательные
материалы
(примеры,
шаблоны,
таблицы,
бланки,
инструкции и другие), которые позволяют более эффективно организовать
работу над веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста,
которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от
типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся,
выполнив веб-квест.
Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для
создания веб-квеста.
Комментарии для педагога - методические рекомендации для учителей,
которые будут использовать веб-квест.
Веб-квест при изучении иностранного языка имеет ряд преимуществ,
способствующих решению задач при изучении иностранного языка:
обеспечивает автономность и самостоятельность учеников;
развивает коммуникативную компетенцию;
дает возможность осуществить индивидуальный подход;
мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового
языкового материала;
позволяет
использовать
большое
количество
актуальной
аутентичной
информации;
помогает
организовать
активную
самостоятельную
или
групповую
поисковую деятельность учеников, которой они сами управляют;
организует
работу
над
любой
темой
в
форме
целенаправленного
исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;
способствует принятию самостоятельных решений;
развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности
(объяснение,
сравнение,
классификация,
выделение
общего
и
частного
и
другое).
Разработчики веб-квеста как учебного задания определяют два вида веб-
квестов: краткосрочный и долгосрочный.
Краткосрочные
проекты
нацелены
на
приобретение
знаний
и
осуществление
их
интеграции
в
свою
систему
знаний.
Работа
над
кратковременным веб-квестом может занимать от одного до трех уроков.
Долгосрочные
веб-квесты
нацелены
на
расширение
и
уточнение
понятий.
В
завершении
работы
над
долгосрочным
веб-квестом
ученик
должен
уметь
вести
глубокий
анализ
полученных
знаний,
уметь
их
трансформировать,
владеть
материалом
настолько,
чтобы
суметь
создать
задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может
длиться от одной недели до 1-2 месяцев.
В последнее время веб-квесты становятся очень популярны, появляются
новые виды квестов. На сегодняшний день существует двенадцать видов веб-
квестов, которые основаны на 12 типах заданий.
1. Compilation tasks – задание по сбору данных. Основной задачей данного
квеста
является
просмотр
определенных
ресурсов
Интернета
и
сбор
необходимой информации, например, для кулинарной книги.
2. Judgement tasks – задание на мнение. Данный веб-квест подразумевает
сбор
данных
о
конкретном
событии,
обработка
и
высказывание
своего
мнения о нем.
3. Retelling
tasks –
задание
на
пересказ.
Задание
основано
на
поиске
информации с целью ее дальнейшего пересказа. Например, создать сайт
турагентства.
Группа
определяет
маршруты
данного
турагентства,
распределяют
роли:
турагенты
по
каждому
направлению
(каждый
разрабатывает
свой
маршрут,
краткий
обзор
достопримечательностей),
агенты
по
рекламе
(готовят
рекламу
для
привлечения
клиентов),
в
заключении представляют свое турагентство.
4. Persuasion
tasks –
задание
на
убедительность.
Ученикам
предлагается
вымышленная
ситуация,
которую
они
тщательно
изучают
и
должны
составить убедительный рассказ для своих одноклассников.
5. Mystery
tasks –
детективные
задания.
Ученики
сталкиваются
с
таинственной историей или загадкой. Чтобы найти пути ее решения, им
нужно провести расследование, проанализировать имеющуюся информацию
и в итоге написать аргументированное эссе.
6. Creative
tasks –
творческие
задания.
Ученикам
предоставляется
возможность создания продукта необычного формата: рисунок, диаграмма,
радиопостановка и т.д.
7. Journalistic
tasks –
журналистские
задания.
Ученикам
предлагается
примерить на себя роль журналиста и конечным результатом написать статью
или представить устный репортаж.
8. Design tasks – дизайн-задания. Ученикам предлагается создание заранее
обговоренного
продукта,
например,
туристической
памятки
по
достопримечательностям Санкт-Петербурга.
9. Analytical
tasks –
аналитические
задания.
Ученикам
предлагается
проанализировать
какое-либо
явление
(реальное
или
вымышленное;
физическое
или
абстрактное)
для
установления
причинно-следственных
отношений и т.д.
10. Self-knowledge tasks – задание на самопознание. Веб-квест относится к
разряду
сложных,
он
нацелен
на
саморазвитие
через
логику,
догадку
и
внутренние человеческие ресурсы.
11. Consensus
tasks –
задание
на
согласие
и
единодушие.
Ученикам
предлагается
непростая
тема
для
обсуждения,
например,
эвтаназия,
легализация
легких
наркотиков.
Группа
делится
на
сторонников
и
противников, каждый высказывает свое мнение.
12. Scientific tasks – научные задания. В этом веб-квесте задания основаны
как на вымышленных, так и на реальных фактах. Структура научных заданий
подразумевает выдвижение гипотезы, ее проверку и сравнение конечного с
заявленным результатом.
Таким образом, технология веб-квестов ориентирована на эффективное
формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков,
а
также
опыта
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности
обучающихся,
то
есть
ключевые
способности,
определяющие
качество
современного образования. Она направлена на максимальную практическую
деятельность
и
является
актуальным
механизмом
включения
учащихся
в
проце ссы,
спо собствующие
развитию
их
информационных
и
коммуникационных
умений. При
использовании
такой
формы
обучения
ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к
усвоению
знаний.
А
Учитель
-
это
активный
помощник,
и
его
главная
функция – организация и стимулирование учебного процесса.